Петровское окно в барокко

Петровское барокко – что в нем слышится? Шум Невы, решительная поступь медного всадника? Зычные чужеземные голоса, командующие плотниками? Неудержимая воля Петра I подарила России не только город, возвысившийся над туманами и болотами этих земель, но и стиль, благодаря которому Санкт-Петербург известен всему миру. дальше >

Страсти по-Ремизову

(Главы из книги, которая готовится к печати)

Айдо-Хведо и завитушечки

«Посолонь». По солнцу. От весны до зимы. Сказка за сказкой – полный годовой круг.
Это – первая книга Алексея Ремизова. Вышла в Москве, в конце 1906 года.
«Круг счастья» – последняя его книга, завершение творческого и 80-летнего жизненного пути. Париж, год 1957-й.

дальше >

Русский вертеп

«В Рождество все немного волхвы…» - писал Бродский. И вправду всем событиям, происходящим накануне этого события, словно сообщается символическая окраска. Снег – символ обновления и чистоты, тьма – небытие, первая звезда – Христос и т.д. Не от старославянского ли вертепа, который в свое время был очень популярен на Руси, это ожидание чуда? дальше >

«Мир спасет добро и красоту творящий…»

Михаил Ильяев – скульптор, преподаватель и крупнейший специалист по творчеству знаменитого Степана Эрьзи. По просьбе «Россия.Наследие» Михаил Давыдович рассказал о своем творческом пути, вдохновении и нелегком деле учителя. дальше >

Павел Мирзоев: Времена сейчас не для поэзии

Гран-при XXII Российского кинофестиваля «Литература и кино» получил фильм Павла Мирзоева «Наум Коржавин. Время дано…» Павел Мирзоев представляет в Гатчине не первый фильм о Коржавине – в 2011 году его картина «Эмка Мандель с Колборн Роуд, 28» получил здесь спецприз и диплом жюри. Новый фильм снят к 90-летию поэта, который с 1973 года живет в эмиграции. дальше >

Гауди в Москве: доходный дом Танеева признан объектом культурного наследия

Этой осенью столичный департамент культурного наследия обрадовал москвичей известием о новом статусе уникального дома, давно ждавшего помощи. Статус объекта культурного наследия наконец получил доходный дом Танеева (1910 года постройки) на Большой Татарской улице. дальше >

Андрей Соколов: Своим фильмом мы поклонились нашим матерям

Призом зрительских симпатий на фестивале «Литература и кино-2016» был награжден фильм Андрея Соколова «Память осени». В сентябре картина была представлена на Первом Уральском кинофестивале в Екатеринбурге. Популярный актер рассказал, почему взялся снимать эту историю о распаде современной семьи. дальше >

И в Кисловодске Шаляпин пел

В Кисловодске находится огромное количество исторических зданий, связанных с культовыми личностями в русской историей. Самой «музыкальной» достопримечательностью этого города по праву считается «Дача Шаляпина» - прекрасный особняк в стиле модерн, в котором сейчас размещен историко-культурный центр, посвященный жизни и творчеству великого музыканта Федора Шаляпина. Почему здание, никогда не принадлежавшее Шаляпину по праву собственности, связали с его именем? Какие достопримечательности можно увидеть в этом особняке? В чем мистическая тайна «нехорошей картины», на которой изображен «призрак» Федора Шаляпина? дальше >

Спасти особняк Ф. Пеца

Город, обладающий историческим центром, живет и дышит, у него есть характер и история. Санкт-Петербург свои архитектурные сокровища всегда бережно хранил - всегда, до последнего времени. Уже некоторое время город на Неве с переменным успехом обороняется от возникающих из ниоткуда экспертов, эффективных девелоперов и прочих всадников архитектурного апокалипсиса. Ну а сейчас пришло время очередной битвы – на этот раз под ударом может оказаться исторический памятник XIX века, особняк Ф. Пеца на Васильевском острове, где в наши дни расположен Санкт-Петербургский издательско-полиграфический техникум. дальше >

Вилла Ксения – сценарий для романа?

В курортном поселки Симеиз, расположенным под Ялтой, находится старинная вилла дивной архитектуры, в облике которой переплелись элементы шотландских шале готических особняков и архитектуры модерна. Этот особняк является самой узнаваемой достопримечательностью Симеиза. Однако, мало кто знает, что судьба хозяйки виллы Ксения, Варвары Чуйкевич, напоминает истории героинь известных романов. Каждый, кто знаком с ее биографией, задается одним вопросом: почему по мотивам ее биографии до сих пор не написана книга? Чем же уникальна судьба этой женщины? И как страницы ее жизни нашли отражение в строительстве виллы Ксения? дальше >

В поисках Эрьзи

К 140-летию со дня рождения великого скульптора Степана Эрьзи была снята кинопоэма «Возвращение гения» (режиссёр Андрей Новоселов). Генеральный продюсер картины Владимир Пирожок рассказывает. дальше >

Неоконченная пьеса

Картину Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» кинокритики часто называют одним из самых удачных произведений прославленного режиссера. Это подтверждает и зритель, ставя фильм в число лучших творений российской киноклассики. В чем же его секрет? Что выделяет его на фоне других фильмов, снятых в советские годы на территории исторических усадеб? дальше >

Не забыть

Шёл 1916 год, третий год кровавой Первой мировой войны. Современники и представители русской белой эмиграции называли её Великой войной. И неспроста – от 8 до 9 миллионов погибших российских воинов. дальше >

Дмитрий Достоевский: Читать и не перечитать нам «Братьев Карамазовых»

2016-й вполне мог быть Годом Достоевского: 11 ноября отметим 195-летие Федора Михайловича, а 9 февраля исполнилось 135 лет со дня его кончины. Наверняка поэтому одним из почетных гостей фестиваля «Литература и кино» в Гатчине в этом году был правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский. дальше >

Глобальный кризис. Российская культура. Наше время

В постоянной рубрике журнала «Россiя. Наследие» принимает участие православный публицист и писатель, доктор философских наук, директор Института динамического консерватизма, заместитель председателя Изборского клуба Виталий Владимирович Аверьянов. дальше >

Графские развалины. Ольгово

Строители Ольгово создавали не просто архитектурный ансамбль еще одного дворянского гнезда. Они занимались тем, что на современном языке называется формированием пространства. Живописные холмы, искусственные и естественные водоемы, петляющая среди холмов дорога – все это служило обрамлением блестящей усадьбы, которая по праву считалась одним из шедевров русского зодчества XVIII-XIX веков. Сегодня от этого великолепия сохраняются лишь отдельные следы. дальше >

Портрет Матрёны Кочубей

В июле 2016 года в Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Особняк Кочубеев. «Дворянское гнездо» в Царском Селе», на которой впервые были представлены предметы убранства из особняка Кочубеев. Экспозицию составили более 100 предметов. Однако если история жизни и быта обитателей особняка, хозяева которого оставили столь заметный след, достаточно ясна и изучена, то совершенно иначе выглядит история с изображением — портретом одной из самых ярких представителей этой фамилии — Матрёны Кочубей, послужившей прототипом для создания образа Марии в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Этой загадке, связанной с портретом прототипа пушкинской героини уже не один десяток лет. дальше >

Искусство и время Сергея Андрияки

В главном корпусе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ размещена не совсем обычная выставка. Стенды с фотографиями известных политиков сменились на виды русской природы в слегка потёртых рамах, и, кажется, нарисованных кистью. Демонстрация высокого искусства в высших государственных учреждениях – довольно распространённая практика в наши дни. Подойдя поближе, можно увидеть, что это репродукции картин академика РАХ Сергея Николаевича Андрияки. дальше >

Великая княгиня Мария Романова. Быть русской

Трагическая история связана с Домом Романовых, обезглавленным в 1918 году с расстрелом последнего царя Николая II с семьей и его брата Михаила. Части семьи Романовых удалось уехать в эмиграцию, включая Великого князя Кирилла Владимировича, следующего в очереди престолонаследия. После падения советской власти Российский Императорский Дом благополучно вернулся на родину, Романовы получили гражданство Российской Федерации. Сейчас его возглавляет Её Императорское Высочество Великая княгиня Мария Владимировна. Она неоднократно посещает Россию, активно участвует в общественной и культурной жизни страны, участвует в обсуждении социально-важных проблем. Великая княгиня ответила на вопросы издания «Россiя. Наследие» о своем личном восприятии российского культурного наследия и деятельности по его популяризации и сохранению. дальше >

Усадебное наследие из фильма «20 век начинается» из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

В 1986 году исполнилось 30 лет со дня выхода на экраны сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 8-ой серии фильма - «Двадцатый век начинается» зритель может увидеть 2 объекта культурного наследия, городскую и загородные усадьбы: объект культурного наследия федерального значения - особняк Г. Гильзе фан дер Пальса (г. Санкт-Петербург, Английский проспект 8-10, лит. А.) и выявленный объект культурного наследия усадьбу Сельгрена на Острове Лодочный Выборского района Ленинградской области. дальше >

Андрей Ковальчук: Культура как процесс

Творческая интеллигенция составляет важную часть русского общества. Художники, скульпторы, поэты и архитекторы запечатлевают облик страны и меняют его к лучшему. О том, каковы цели, задачи и проблемы современных творцов РН рассказ Андрей Николаевич Ковальчук, знаменитый скульптор, председатель правления Союза художников РФ, академик Российской академии художеств. дальше >

Воронцово. Трактовка образа и уникальность реализации

Удивительно гармоничные пропорции и готический облик ансамбля репнинской усадьбы Воронцово позволяют увидеть в авторе их проекта незаурядного архитектора. Недаром разные исследователи приписывали его создание лучшим зодчим той эпохи, Баженову или Казакову. Они проектировали дворцы расположенного южнее Воронцова в царском имении Коньково-Троицкое, и, выезжая для работы из Москвы, не могли не миновать Воронцова. Иногда автором ансамбля в Воронцове считают Джакомо Кваренги. дальше >

Гранит, наделенный душой

У Санкт-Петербурга тысячи лиц, и каждое из них покоряет навечно. Город грусти и радости, город дворов-колодцев и императорских дворцов, город ослепляющей Невы и бархатных хмурых небес… О философии своего места силы рассказывает Аркадий Извеков, кандидат философских наук, доцент, руководитель студенческого научного проекта «Aliter» и генеральный директор Cartier. дальше >

Уходящий Серпухов

Город Серпухов известен своими храмами и монастырями XIV века, чудотворными иконами и местными святыми, но мало кто знает о его гражданском устроении, постройках рубежа XVII–XIX веков. Они-то и составляют образ уездного провинциального городка. Каждый век привносил разнообразие в его архитектурный облик, менялась мода на тот или иной стиль (барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн) – город преображался, становясь уютным и красивым. Рубеж веков XX–XXI не стал исключением, постмодернизм внёс свои правила во взгляды людей. Год за годом Серпухов стал терять десятки старинных зданий. Как тогда, так и сейчас сбиваются деревянные резные наличники; уничтожается ажурная лепнина; расширяются оконные проёмы; дома штукатурятся или обшиваются сайдингом; вековые строения обрастают пристройками и надстройками. Сердце города, белокаменный кремль 1556 года постройки, с каждым годом теряет многокилограммовые известковые блоки – вандалам ничего не свято. дальше >

О связи поколений и узах человеческого братства

К 50-летнему юбилею Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры мы публикуем написанные ещё в 1993 году воспоминания одного из организаторов охраны памятников в нашей стране Александра Сергеевича Трофимова (1927 – 2000). Художник, педагог, общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор МГХИ имени Сурикова, проректор по научной работе Академии живописи, ваяния и зодчества, депутат Моссовета, председатель Московского городского отделения ВООПИиК, член президиума Центрального Совета ВООПИиК, сподвижник Петра Барановского, который, по словам коллег, четверть века шёл с ним рука об руку. дальше >

Гусарская баллада

Что может быть лучше душевного фильма, который мог бы объединить для просмотра представителей всех поколений? Фильма, который даже спустя годы не теряет очарования и своей абсолютной гениальности. Фильма, история создания которого неразрывно тесно связана с историей нашей страны и её архитектурным наследием. Съёмки «Гусарской баллады» проходили на территории известных архитектурных памятников и значимых для культуры России исторических мест. Попробуем понять, чем был обусловлен выбор места съёмок фильма, что режиссёр пытался донести до нас, и как сложилась судьба объектов, которые были задействованы в кинокартине. дальше >

Я памятник себе воздвиг. Пушкин и Молдова

«Старый город на отлогом склоне горы делился: на нагорье, где жили вельможи…, на топкую улицу, на Булгарию, или предместье болгар, садовников и огородников по реке Быку. Новый, русский город, на горе, обустроился уже при содействии губернской архитектуры. Его украшали и деревянные тесовые и кирпичные штукатурные здания. На самой возвышенности стояла митрополия, армянская экзархия, и аллеи вновь посаженного сада, воспетого в подражание московскому бульвару», - писал Александр Фомич Вельтман. дальше >

Культура-натура

Вероятно, все наши тревоги, несчетные проблемы и болезненные противостояния происходят оттого, что мы накопили слишком много «знания», а старик Экклезиаст вон еще когда предупреждал, что «во многом знании много печали». Мы теряемся в метели понятий. Заглянешь во Владимира Иваныча Даля, а там «культура – обработка и уход, возделывание умственное и нравственное». Маловато. Ну, значит, надо идти к всезнающему интернету. А там: В 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. Нет, уж лучше остаться с Далем. дальше >

Муза дальних странствий

Конец позапрошлого века отдался в памяти потомков звоном металла, облаками пара и стуком колес. Быстрый промышленный рост капитализма требовал большей динамики. И лучшего средства передвижения, доставки товаров, сырья, словом - коммуникации, чем железнодорожный транспорт в условиях вечного российского бездорожья, трудно было придумать. На этот период и приходится появление в облике Москвы большинства из вокзалов. Империя ширилась вширь и вглубь. И девять вокзалов в соответствии с замыслами выдающихся российских архитекторов стали символами нерушимой связи центра, который Москва с переменным успехом делила с Санкт-Петербургом, с отдаленными регионами… Ленинградский, Курский, Казанский, Ярославский, Белорусский, Савеловский, Киевский, Павелецкий, Рижский – роскошный букет. У подножия Музы дальних странствий! дальше >

Храм в Берёзовке

Это удивительное строение, сотканное из тончайших кружев веневского камня, поражает воображение каждого, кто хоть когда-то путешествовал по дороге от старинного Данкова до Куликова Поля. В небольшом селе Березовка Липецкой области находится шедевр русского зодчества, увековечивший в себе славу сразу о нескольких замечательных людях. Церковь Дмитрия Солунского в селе Березовка является малоизвестным творением архитектора Александра Никаноровича Померанцева, подарившего столице России великолепное здание ГУМа. Главный магазин Москвы и храм в небольшом селе Липецкой области связывает неразрывная нить единства стиля, общности инженерных решений и схожесть архитектурного убранства. Но в отличие от ГУМа, находящегося в идеальном состоянии, храм в Березовке существует только за счет энтузиазма местных жителей и меценатов. дальше >

Кусково. Противостояние

В районах Перово и Вешняки продолжается противостояние строителей хорды и местных жителей, протестующих против изъятия 20 га территории у лесопарка Кусково, вырубки деревьев и строительства там Северо-Восточной хорды, 6-и полосной части транзитной автотрассы из Китая в Европу. Помимо ощутимого вреда экологическому состоянию района, эта незаконная стройка угрожает ценному памятнику культурного наследия – храму Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, построенному в 1644 году. дальше >

Хронограф 1 сентября-4 октября

На Воробьевых горах было открыто Главное здание Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Родился барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, выдающийся меценат и один из последних ныне здравствующих граждан Российской империи. В Петергофе открыт после реставрации фонтан «Самсон». Создано Московское археологическое общество. В Великом Новгороде открыт памятник «Тысячелетие России». Был освящен новый Казанский собор в Санкт-Петербурге. За защиту Сухаревой башни был арестован Петр Дмитриевич Барановский. дальше >

Усадьба декабриста. Возвращение из ссылки

Долгое время подмосковная усадьба Верзилово была практически неизвестной. Она находилась в тени многих усадебных комплексов Московской области, сохранившихся до наших дней. О том, что еще сто лет назад Верзилово было преуспевающим имением, знали лишь историки, любители старины и жители одноименного села. дальше >

Усыновленный Крымом…

Вот уже более века в центре Коктебеля в Крыму возвышается Дом-музей Максимилиана Волошина. Поэта, который избрал мир крымских гор и степей своим жилищем и основал в Коктебеле в начале XX века негласный Дом творчества писателей. Имена первых посетителей этого дома известны всему миру – Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков, Николай Гумилев. Сколько эпох прошелестело мимо этого дома и как похожи были они порой друг на друга. Рассказать о «временах» мы попросили заведующую научно-экспозиционным отделом Татьяну Свидову, работающую в музее более 30 лет. дальше >

А как у них? Зарубежный опыт финансирования культуры

Как вдохнуть новую жизнь в старые залы дворянских усадьб? Как заставить цвести опустевшие сады и дворцовые парки? И как сделать памятники нашего культурного наследия не просто призраками прошлого, но настоящими сокровищами, интересными как русским, так и зарубежным туристам? Ответ на эти вопросы один – нужно решать проблему нехватки денег. Конечно, в сфере наследия их всегда не хватает. Однако зарубежный опыт говорит нам о том, что есть способы сделать как частное, так и государственное финансирование более полным, а значит полезным для возрождения культурного богатства страны. дальше >

От «Понизовой вольницы» до «Левиафана». Госфильмофонд России – самая крупная синематека мира

Коллекция Госфильмофонда России, одна из лучших в мире и самая большая по объему, насчитывает более 65 тысяч названий, начиная от немых фильмов братьев Люмьер до современных российских и зарубежных картин. В ней 334 дореволюционных фильма, более 20 тысяч картин советского и новейшего периодов истории России, около 40 тысяч фильмов иностранного производства - всего 850 тысяч коробок. Также здесь хранятся десятки тысяч фотографий и киноплакатов. По правилам каждый прокатчик обязан присылать в Госфильмофонд (ГФФ), а принимаются абсолютно все картины, копию каждого фильма, выходящего на экраны. дальше >

Глобальный кризис. Российская культура. Наше время

В постоянной рубрике журнала «Россiя. Наследие» принимают участие российский философ, культуролог, переводчик и публицист, кандидат философских наук, профессор Виталий Анатольевич Куренной и поэт, доктор философских наук, философ и литературный критик Константин Александрович Кедров. дальше >

На страже исторических поселений

Сохранять и развивать – две главные задачи, стоящие сегодня перед специалистами в области культурного наследия России. В том числе об этой непростой задаче шла речь на VI Парламентском форуме «Историко-культурное наследие России», организованном Советом Федерации и администрацией Владимирской области. Своими размышлениями о малых городах Центральной России с журналом «Россiя. Наследие» поделились: Сергей Евгеньевич Рыбаков – заместитель главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Олег Витальевич Крейнин – генеральный директор ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД», Галина Ивановна Науменко – государственный эксперт в области охраны объектов культурного наследия. дальше >

Ясенево. Дух времени

Редкая русская усадьба может похвастаться 700-летним юбилеем. Сведения о большинстве из них ограничиваются самое раннее концом XVI – XVII веками. Но есть и исключения. В 2016 году бывшему подмосковному селу и усадьбе Ясенево исполняется 680 лет. Именно в 1336 году, по сведениям историка В.А. Кучкина, князь Иван Калита составил духовную грамоту, в которой упоминается Ясенево. Истории создания, разрушения, реставрации и нынешней печальной судьбе объекта культурного наследия федерального значения необходимо уделить особое внимание. дальше >

Россия-матушка на большом экране

Краудфандинговая платформа Planeta.ru, Фонд этногеографических исследований и авторы документального фильма «Атлантида Русского Севера» запустили первый в России краудинвестинговый проект в области кино – серию фильмов «Сказки о Маме». Бюджет проекта составят собранные на публичной площадке вложения инвесторов, которые после выхода картины получат прибыль от ее реализации. дальше >

Профессия – поместный дворянин

Дворянская усадьба – та точка отсчета, с которой начиналась Россия. Хозяин усадьбы был не только отцом семьи и радетельным хозяином, но и зачастую успешным человеком дела, сохранявшим и преумножавшим богатство своего рода. Образ ленивого барина, занятого исключительно чаевничаньем с домашними вареньями, очень далек от действительности. Финансовое благополучие поместья требовало тяжелого труда, глубоких знаний сельского хозяйства и производства, смелости применять новое и необычное. Кто знает, может быть, пример экономической рентабельности усадьбы прошлого может подтолкнуть и нас сегодня вернуться к земле, к своим корням? дальше >

Горячее дыхание Северской домны

21 мая 2016 года жители города Полевского стали свидетелями удивительного события – поздним вечером, в полнолуние (как без него!), старый доменный цех Северского завода, остановленный почти век назад, прославившийся всевозможными ночными тайнами с участием привидений и языческих божеств, а при свете дня работающий корпоративным музеем Трубной Металлургической Компании, "ожил": в сыром и мрачном помещении литейного двора ближе к ночи появились бородатые работные люди с закопченными лицами, в холщовых рубахах и кожаных фартуках. дальше >

Колыбель Донского православия

«История Старочеркасской – это история Дона. Очень многое и большое нужно описывать, чтобы припомнить старочеркасскую старину», – сказал писатель Н. Ф. Погодин. Вряд ли возможно охватить необъятную историю Донского Войска в нескольких абзацах. Однако рассказать о главном памятнике православной веры этого края не только можно, но и необходимо – ведь именно вера была опорой и надеждой донских казаков, как и они сами были опорой и защитой России. дальше >

Заложник вечности

В атмосфере искусства социалистического реализма вырос поклонник Сезанна, авангардист. И надо же такому случиться, что через несколько лет побывал в мастерской Пикассо, показал ему картины, выполненные в Париже, и заслужил окрылившую похвалу. Пораженный Зураб Церетели увидел, что Пикассо занимается и живописью, и скульптурой, и керамикой, и витражами: «Тогда в моей жизни произошел перелом». дальше >

«Вилла Розина» взывает о спасении

В конце 1930-х годов в СССР даже среди далеких от музыки людей не было таких, кто не слышал бы имени Сергея Прокофьева. Композитор сразу после Октябрьского переворота решил эмигрировать. Но спустя 18 лет вернулся на Родину, где, как он выражался, «советская революция» закончилась, наступил сталинский термидор. Поселился он по совету врачей на Николиной Горе. В год 125-летия со дня рождения Сергея Прокофьева его подмосковная дача может быть превращена в автосервис… дальше >

Смычком взвивались заливным

Музею имени Н.Г. Рубинштейна Московской консерватории больше ста лет. Он открылся 11 марта 1912 года и пережил трудные времена – в октябре 1917 года в перестрелке потерял часть экспонатов, а позднее терял и самостоятельность, когда его на время преобразовывали в Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Возрождать музей начали в 1992 году в Рахманиновском корпусе, сейчас он располагается в Овальном и Выставочном залах в главном корпусе консерватории. дальше >

Православие и традиции. Заметки с выставки

Божественно скроенный человек – так говорят о Владимире Михайлове. Открытый, светлый, источающий любовь и проникающий в самую душу взгляд, неторопливая, полная глубоких мыслей речь, неспешные движения – общение с ним действует благотворно и целительно. Художник от Бога Михайлов работает в древней технике создания православных образов, пришедшей к нам из Псковской и Новгородской земель XII-ХIII веков. дальше >

Индия в России

Основатель бренда «Императорский портной» – индиец Сэмми Котвани – живет в России уже 26 лет. Его салон-ателье находится в историческом центре столицы, в самом ее сердце, недалеко от стен Кремля, на Рыбном переулке. Здесь мы встретились с Сэмми накануне празднования «Дней Индии в Москве», чтобы поговорить о философии бизнеса, о сходстве и различиях наших стран и о том, как москвичи смогут увидеть настоящую Индию. дальше >

Хронограф 1-22 июля

1 июля 1889 года родилась Вера Игнатьевна Мухина, известный русский скульптор. 12 июля 1561 года на Красной площади Москвы был освящен Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного. 113 лет назад состоялись торжественное открытие и ввод в эксплуатацию Транссибирской магистрали. 15 июля 1822 В этот день открылась крупнейшая ярмарка в царской России. 19 июля 1485 года была заложена старейшая из 20 башен Московского кремля. 17 июля 1918 День, болезненный и страшный для всей России. День, когда была зверски убита царская семья. дальше >

Мода на Образ: Светское и сакральное в пространстве Храма

Случается, что, сталкиваясь с каким-либо явлением культуры или рассуждая о нем, мы довольствуемся лишь тем, что лежит на поверхности, – внешними контурами, – не обращая внимания на объем и многогранность того, что открывается перед нами в этот момент. Порой за подобным поверхностным восприятием мы проходим мимо тех мыслей, которые великие мастера прошлого пытались донести до нас в своих произведениях. Под одним слоем мы находим другой, за вновь открывшимся проступают очертания последующего… Как опытный реставратор бережно и терпеливо снимает слои краски и лака, мы снимаем напластования времен, стараясь дойти до того момента, когда живописное полотно, памятник архитектуры либо иной феномен культуры начинает звучать всей полифонией образов, символов и смыслов. дальше >

Санаксарский монастырь: испытания веры

Вот уже более трех веков леса Мордовии охраняют настоящую жемчужину православия – Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Эта обитель пережила многие трудности и невзгоды, но наряду с этим и настоящие чудеса. дальше >

Казаки, вольные слуги России

Кто они, казаки? Только ли воины, защитники земли Русской? Постоянно смотря в глаза смерти, казаки старались не пропускать выпавшую на их долю радость. Именно поэтому, беспощадные к врагам, в своей среде они всегда были благодушны, щедры и гостеприимны. Эта двойственность казачьего характера основана на жертвенном служении своему Отечеству и строгом следовании заветам христианской добродетели. С самого детства казаки поучали своих детей: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки. дальше >

Князь по судьбе

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. Русский князь из династии Рюриковичей, меценат, один из наиболее известных современных деятелей русской эмиграции в Европе. Окончил Оксфордский университет в Англии, Колумбийский и Нью-Йоркский университеты в США. Он собрал крупнейшую коллекцию русской театральной живописи, отражающую все течения в русском искусстве с 1880 по 1930 год. Никита Дмитриевич активно занимается общественной деятельностью. Он является пожизненным членом Союза благотворителей Музея «Метрополитен» в Нью-Йорке, членом Бюро «Фонда Кирилла и Мефодия» в Софии, членом правления «Института современной русской культуры» в Лос-Анджелесе (Калифорния), членом «Общества коллекционеров» в Москве. Почетный доктор Санкт-петербургской академии художеств, академик «Международной информационной академии» при ООН в Женеве, действительный член Петровской академии наук и искусств (2008). 5 ноября 2010 года Никита Дмитриевич решением Президента Российской Федерации был удостоен российского гражданства за особые заслуги перед Отечеством. Лобанов-Ростовский является автором ряда научных работ, в том числе книг «Русские художники и театр» (1969), «Воспоминания – записки коллекционера» (2003) и «Эпоха. Судьба. Коллекция» (2010), «Рюрикович в эмиграции» (2015). Соавтор двухтомного издания Masterpieces of Russian Stage Design (2012) и Encyclopaedia of Russian Stage Design (2013). дальше >

Иван Леонидов и Винченцо Бренна: от истока к авангарду

В первом номере журнала «Россiя. Наследие» была опубликована статья Марка Гурари, посвященная укорененности творчества зодчих авангарда в архетипах русской народной культуры и религиозной традиции. Новый материал в продолжение цикла статей исследователя архитектуры посвящен уникальному открытию, связывающему знаменитую кисловодскую лестницу мэтра авангарда Ивана Леонидова с античной традицией, выстраивающему зримую преемственность с русской архитектурой конца XVIII века. дальше >

Острова Самиздата: книжные редкости уходящей эпохи

Cравнительно недавно в трескучем информационном пространстве нашего алчущего беспредельных Свобод отечества – удручающе тихо и на удивление незаметно – прошёл-промелькнул замечательный юбилей: 200-летие со дня появления на свет “домопечатной” книги Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»… дальше >

Книга тайных дневников первого председателя КГБ

26 мая в Музее военной истории Российского военно-исторического общества состоялась презентация книги Александра Хинштейна «Записки из чемодана», вышедшей в издательстве «Просвещение» и основанной на публикации тайных дневников первого председателя КГБ Ивана Серова, которые были найдены через 25 лет после его смерти. дальше >

Архитектор – это творец

Как-то однажды осенью я очутился почти случайно в Ростове Великом. Одна моя знакомая познакомила меня с реставратором, который работал в Музее Самовара. Изразцы, печи, лепнина, лестница с резными, фигурными перилами, мраморная ванна, ракушка умывальника, стружки, из которых, как из пены, вырастает позапрошлый век, фотографии купцов, самовары, рабочие в робах, богатство и роскошь прошлого, - все смешалось в этой полутьме бывшего купеческого особняка. И еще неясно было, что из этого всего, как до сотворения мира, получится. И получится ли? дальше >

Александр Рукавишников: «В России искусство приходится «дозировать» и «адаптировать»

В 1983 году по инициативе Ассамблеи Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) Центр культурного наследия ЮНЕСКО объявил 18 апреля Международным днем памятников и исторических мест. Народный художник России Александр Рукавишников накануне праздника поразмышлял о состоянии скульптуры в нашей стране и пришел к неутешительным выводам. дальше >

Страстной монастырь

Нет сегодня на карте Москвы ни Белого города, ни Тверских проездных ворот, ни Страстного монастыря. А ведь на протяжении почти трех веков он был одним из самых почитаемых москвичами мест. В монастыре находился чудотворный образ Страстной иконы Богородицы. Большой колокол Страстного монастыря в Пасхальную ночь первым откликался на благовест Большого Успенского колокола кремлевской колокольни Ивана Великого, тем самым давая сигнал к началу праздничного звона всех московских колоколен «сорока сороков». дальше >

Нация на переправе

Мир стремительно меняется. И, к сожалению, не в лучшую сторону. На стыке второго и третьего тысячелетий в истории человечества произошел внешне незаметный, но фундаментальный, гигантский и, похоже, необратимый - надлом. Что-то сродни смещению планетарных или тектонических сдвигов, но – только духовных. История словно начала сбрасывать старую кожу. дальше >

Великое Отечество, утраченное и обретенное

У Второй мировой войны много синонимов: боль, борьба, преодоление… В этом трагическом списке есть такие слова как утрата и разрушение. За время войны были утрачены и разрушены многие уникальные памятники, составлявшие основу русской культурной идентичности. К счастью, часть из них удалось вернуть и восстановить. Однако многие потери остались невосполнимыми – мы безвозвратно потеряли миллионы людей, наш «цвет нации», и сокровища культуры и истории, составлявших ее плоть и кровь. В канун празднования Дня Победы «Россiя. Наследие» вспоминает об утраченном и вновь обретенном. дальше >

Война и мир русской усадьбы

Долгое время усадьба олицетворяла мир и гармонию семьи, целостность и неделимость векового уклада жизни – как в масштабе одного рода, так и целой страны. ХХ век принес имениям многие испытания: национализацию, потерю хозяев, запустение и, конечно, ужасы Второй мировой войны. Каждая усадьба была уникальным свидетелем своего времени, и в 1940-х годах каждую из них ждала своя особая судьба. дальше >

История из пластилина

Музей «Всемирная история в пластилине», расположенный в Москве на Измайловском шоссе в одном из теремков Измайловского кремля, — это собрание работ двух мастеров–самородков, Ростислава Олюнина и Андрея Миллера. Оба увлеклись пластилиновыми миниатюрами в отрочестве, еще не зная друг друга, а в юности случайно встретились, и общая страсть сблизила их. дальше >

Ожившая легенда: возрожденный дом Петра I в Нижнем Новгороде

То, чего так долго ждали в Нижнем Новгороде, наконец, свершилось: в доме купца Чатыгина, более известном как Дом Петра I, завершены реставрационные работы. Значение этого радостного события для нижегородцев сложно переоценить: это не просто самое старое жилое здание в городе (двухэтажные каменные палаты были построены еще в XVII веке), но и объект культурного наследия федерального значения с богатейшей историей. На счету памятника это уже третья реставрация. дальше >

Наследие Калининградской области. Родина двух русских династий

Тема сохранения исторического наследия на территории Калининградской области, ставшей военным трофеем СССР после Второй мировой войны, стоит сегодня достаточно остро. Во время боевых действий Кёнигсберг и другие города, расположенные на территории региона, понесли различные по степени разрушения. Больше всего пострадал Кёнигсберг. Самый большой ущерб объектам культурного наследия столицы Восточной Пруссии нанесли бесчеловечные бомбардировки британских королевских ВВС. дальше >

Индивидуальный заказ. В созвучии с эпохой

Мужская одежда настолько лишена разнообразия, что все рассуждения о мужском костюме сведутся, пожалуй, только к выбору цвета - между синим и черным, и стиля - между классическим и клубным пиджаком. Как же мужчине выразить свою индивидуальность, да еще так, чтобы при этом «костюмчик сидел»? Тут самое время вспомнить об Императорском портном, ателье индивидуального пошива и его владельце Сэмми Котвани, который предложит тот самый высокий класс костюма, где и рукав правильной длины, и пуговицы в тон, и подкладка такая изысканная – хоть наизнанку носи! дальше >

Аутентичность как это по-русски?

Подлинный – согласно В.Далю, это истинный, настоящий, сущий, самый тот, оригинальный. Позднее добавляется – не скопированный. Антоним – подложный, поддельный, подставной, фальшивый. Казалось бы, положительные коннотации в первом случае и – соответственно – отрицательные во втором – налицо. Однако не так все просто – по крайней мере, в области архитектуры. дальше >

Глобальный кризис. Российская культура. Спасительная альтернатива

Экономикоцентрическое мышление, доминировавшее в последние десятилетия, сегодня уступает место пониманию того, что культура является движителем процессов, происходящих в мире. Периоды мировых тягот, равно как и «благословенные десятилетия» имеют в том числе социокультурные основания. Деятели культуры могут и должны воспрепятствовать мироразрушительной динамике, с очевидностью обнаружившей себя на рубеже тысячелетий. И русской культуре с ее всеотзывчивостью и чуткостью к болям мира здесь отводится особая роль. Размышляют ведущие русские мыслители Юрий Крупнов и Владимир Лепский. дальше >

Художественный образ в советской кукле 1930-х годов

Художественный образ, являясь отражением жизни в сознании людей, обладает свойством обобщать явления действительности. 1930-е годы были ознаменованы как развитием идеологической парадигмы Советского Союза, так и сменой этических и эстетических ориентиров. Ничего удивительного, что за этим последовали и изменения в сфере авторской игрушки как отражении «мира взрослых». Эти изменения во многом определили всю дальнейшую историческую перспективу этого вида художественного творчества и повлияли на его развитие в стране. дальше >

Эклектика русской усадьбы: о курсистке Ярошенко и бомбисте Савинкове

Потомки древнего боярского рода и русские миллионеры, художники и профессиональные бомбисты-террористы. Где могли встретиться столь разные люди? Конечно же, в русской усадьбе конца XIX – начала XX веков. дальше >

Зураб Церетели. Разрушать памятники - преступление!

ХХ век стал веком уничтожения памятников. Началось с пресловутого ленинского Декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг». Эти памятники заменили памятниками Ленину и его сподвижникам. Потом ставили памятники Сталину, потом их сносили, потом сносили памятники Ленину, словом, коммунисты были при деле. Но и сегодня традиция сносить памятники не угасла. Зураб Церетели с болью смотрит на это. дальше >

Путешествие к дяде Гиляю

В деревне Картино, за кладбищем возле Успенской церкви, на окраине Тучкова, было загородное имение Владимира Алексеевича Гиляровского - четыре гектара земли, выделенных ему в 1923-м году молодой советской республикой. Он жил в этом имении с ранней весны до осени, до самой смерти, до 1935 года. С 90-х годов то, что осталось от имения, стало считаться музеем, но и его уже давно нет. Сгорел. Нет больше дома, где в 1927 году дядя Гиляй написал роман «Мои скитания. Повесть бродячей жизни», известный ничуть не меньше, чем «Москва и москвичи». Это книга о юности Гиляровского, о его увлечении охотой, о жизни с бурлаками, об актерстве. дальше >

Загадочный Баженов

Эссе Игоря Михайлова.

Быково. Мычащее имя. Тут бы, конечно, хорошо пожить в низенькой избушке с заметенными по самые окна окошками. Вставать, зевая, к полудню, надев старые с заплатами валенки, ощущая, как по полу поземкой ползет сквозняк, вытягивающий тепло.

дальше >

Каждый век диктует свои дороги

Дороги часто окольны и полны опасностей, но их не обойдешь. Входить в церковь через университетскую аудиторию стократ труднее, чем через детское причастие. Но зато этот путь тверже и человек, вошедший этой испытательной дверью, потом оказывается вернее навсегда обретенному Отцу. Иногда кажется, что кризисы посылаются нам, чтобы мы скорее осознали цивилизационные тупики и выбрали пути культуры и веры, которые одни в тысячелетиях истории не изменяют нам, как не изменяет Бог в своей неизменной исцеляющей полноте. дальше >

О правящих бал девелоперах, градозащитниках как «третьей силе» и высоких стандартах русской реставрационной школы

Основные проблемы сохранения наследия, практики реставрации и приспособления в нашей стране. Редакция РН выбрала в качестве эксперта профессора МАрхИ, члена ICOMOS и DOCOMOMO Наталью Олеговну Душкину. дальше >

Импортозамещение времён Александра I

Начиная с 1770-х годов разноцветные накидки из тончайшей шерсти медленно проникали с Востока в Европу. Их привозили торговцы, военные, путешественники. Через Бухару они попадали в Россию, оттуда порой доходили и до Европы. А после Египетского похода Наполеона Бонапарта эта тоненькая струйка превратилась в полноводную реку. Шали оказались превосходным подарком – красивым, экзотическим и не занимавшим много места в солдатском ранце или багаже дипломата. дальше >

Купить нельзя забросить…

Правильная расстановка запятой и точек в заголовке – дело совсем близкого будущего: меньше чем через месяц ожидается эффектное окончание почти детективной истории, связанной с ярославской усадьбой предков нашего знаменитого кинорежиссера Никиты Михалкова. дальше >

Оборачиваясь вперед

А ведь в сущности все, что у нас есть – наше прошлое. Даже слово «сейчас», едва вы договорите его, уже в прошлом. И со времен Ренессанса (во всяком случае в культуре) человек только и делает, что оглядывается, догадываясь, что минувшее есть его основа, необходимое условие умного существования и соработничества с Богом. дальше >

Позор Наполеона

Еще до 1812 г. в России получили распространение карикатуры, обращенные против Наполеона и агрессии французской армии. С началом войны очень скоро, уже в июле-августе появляются сатирические листки, рассказывающие о событиях Отечественной войны. До нашего времени дошло около 200 работ. Выявлено более 40 имен авторов карикатур, но многие из них так и остаются безвестными. дальше >

Многогранный Дом музыки

Вот уже четырнадцатый сезон подряд Дом музыки подтверждает статус самого современного многопрофильного культурного центра Москвы. Разнообразие и высочайший исполнительский уровень – два принципа, которые традиционно закладываются в основу абонементных серий каждого сезона. На этот раз их рекордно количество – 85(!), причем ставка сделана не только на проекты, проверенные временем и неизменно проходящие с аншлагом, но и на нечто новое, неизведанное, способное пробудить интерес у самых искушенных зрителей. дальше >

Русский авангард: традиции архитектурные и духовные

Русские авангардисты, уделявшие особое внимание проблемам жизнестроительства, не стали облекать здания нового типа, социальные конденсаторы новой жизни, в привычные накладные формы античного ордера, декоративного модерна, суетливой эклектики. Все эти стили ассоциировались с «темным прошлым». Можно ли при этом говорить о связях с традицией? Попробуем проследить эту связь в творчестве двух лидеров авангарда, восходя от отдельных приемов к общим принципам формообразования, оперирования пространством и в пространстве и, наконец, к смысловому наполнению архитектурных образов. дальше >

Быково: призраки минувшего

Усадьба Быково – восхитительный дворец, напоминающий о величии русского зодчества, парк с деревами, пережившими века, романтическая ротонда на заросшем острове и, конечно, совершенно необычайная для Подмосковья псевдоготическая Владимирская церковь авторства Баженова. Следы забвения, увядания ощутимы, но есть надежда... есть возможность удержать, сохранить... дальше >

Феликс Комаров. История успеха

Создатель галереи «Русский мир», вице-президент Творческого союза художников России, учредитель инвестиционного фонда «Норд-Стар», автор и владелец Международного проекта «Восточные ворота России. Забайкалье — Манчжурия», известный в России и за рубежом меценат. дальше >

Владимир Грусман. Человек - важнейшая составляющая мировой культуры

Сегодня в очереди на выставку знаменитых художников до трети публики почти ничего не знают о художниках, картины которых они собрались посмотреть. Так было в прошлом году с выставкой картин Караваджо, а в этом году с выставкой картин Серова. Искусствоведы бьют тревогу: культурный уровень общества, и молодежи в частности, за последние годы чрезвычайно понизился. Сводки новостей почти ежедневно сообщают о том, что в Сирии или в Ираке уничтожаются памятники культуры, ставшие достоянием всего человечества. Новые варвары приходят на смену культуртрегерству или у человечества есть шанс остановить этот процесс? Как ЮНЕСКО реагирует на все эти изменения? Обо всем этом рассказал директор Российского этнографического музея В. М Грусман. дальше >

Архив русской цивилизации

В последнее время разница в эффективности созидания и разрушения стала трагически большой. Современная тяжелая артиллерия и бомбардировщики мгновенно превращают в пыль то, что создавалось веками. А раз стало так легко все это потерять, то выросло и стремление позаботиться об этом, сохранить, изучить, описать. Если не удастся сохранить физически, то хотя бы сохранить в культурной памяти. дальше >

Маяки Русского мира

Памятники русской славы за пределами нашего Отечества - неотъемлемая часть культурного наследия России. Разделенные границами и пространством русские остаются единым народом, единой нацией. Мы скреплены корнями, духовными истоками, общей историей. Памятники, как путеводные маяки, они - нравственная опора, опираясь на которую мы противостоим лжесвидетельствам, конъюнктурному стремлению опровергнуть очевидное, переписать историю. дальше >

Большой неизвестный театр

Спросите самого любопытного туриста, бывал ли он в Музее Большого театра, и услышите удивленное «нет». С выставками в двух залах бельэтажа театра, а также в недалеком прошлом в особняке в Петровском переулке вряд ли кто соотнесет понятие «музей». А, тем не менее, самый настоящий музей в Большом театре есть, его коллекция насчитывает более 200 единиц хранения, и это одно из самых крупных притеатральных собраний в России. дальше >

Александр Рукавишников. Выбор

Двойное, тройное гражданство... что не запрещено, то разрешено. Легкое перелетное время. А почему бы и нет: рухнул и лежит смятым уже три десятилетия разделяющий занавес. Мигрируй и мимикрируй, растворяйся в сладких пенатах, расти на чужой ниве, вбрасывай родовое семя в иную почву, относись к России как к банкомату: снял куш, скачал купюру – и доживай свой век в бананово-лимонном далеке. Смачные позволительные времена двойных гражданств, двойных стандартов. И как сохранить в этой мутно толерантной среде завещанное предками, не поддаться на искушение... сохранить себя. Чему же посвятим души прекрасные порывы? Авторы нашей рубрики утверждают: Родина, Отечество, Патриотизм – триада вечных ценностей – всегда в чести, несмотря и вопреки. Она и есть та искомая национальная идея, естественная как дыхание, спасительная как материнское тепло. дальше >

ВИЗАНТИЙСКИЕ ЭМАЛИ. Детективная история

В 1894 году вышла в свет, пожалуй, самая дорогая книга в истории России, (не считая авангардных книг и первых изданий). На ее титульном листе обозначен 1892 год, но работы по изготовлению книги были закончены лишь в 1894 году. Издатель в предисловии говорит, что «ни один экземпляр книги не будет находиться в продаже!». Ее переиздание – невозможно, т. к. клише рисунков были уничтожены! дальше >

ДОМ РАХМАНИНОВА

Весной 1910 года в шестой квартире дома номер 5 на Страстном бульваре раздался звонок. Слегка сутулый господин попросил увидеть хозяйку Варвару Потоцкую. Она немало удивилась, ведь на пороге стол человек, которого она привыкла слышать и видеть в концертных залах у рояля. В Москве Сергей Рахманинов сменил много адресов... дальше >

Никита Лобанов-Ростовский. Призвание: меценат

Россiя. Наследие встретился с одним из крупнейших русских хранителей, коллекционеров и меценатов князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским. Потомок древней русской династии Рюриковичей, родившийся в эмиграции и сделавший карьеру учёного и банкира, Никита Дмитриевич собрал уникальную коллекцию русского искусства 1880-1930-х годов. Большая ее часть была передана отечественным музеям. дальше >

Госпиталь в Анненгофской роще

Осенью-зимой 2015 года в Москве произошло событие, потрясшее архитектурную и военно-историческую общественность. Вопреки распоряжению властей о приостановке работ и, несмотря на протесты общественности, частный инвестор снёс часть комплекса Распределительно-эвакуационного пункта раненых и госпиталя Красного Креста 1914 года постройки. На данный момент от него в целостности сохранился лишь дом врачей и сотрудников Красного Креста, здание складов, служебные постройки и первый этаж госпиталя. дальше >

ЧТО ТАКОЕ НАСЛЕДИЕ

Прикосновение к старинному фолианту не сравнимо ни с чем: «эффект рук», само понимание того факта, что до тебя к этому листу бумаги прикасались сотни людей, в числе которых наверняка были и великие, наполняет осознанием некоей особой миссии. дальше >

Провинциальная Византия. Как гибнет самая высокая постройка русского модерна

В Серпуховском районе Московской области стоит двадцатая по высоте православная колокольня мира, всего на полтора метра ниже Ивана Великого в Московском Кремле, шедевр неовизантийского стиля русской архитектуры, объект культурного наследия, патриаршее подворье. Обвалившиеся колонны, рухнувшие лестницы, разоренные склепы, выбитые окна, трещины в кладке – вполне привычный облик знаковых архитектурных объектов. дальше >

<p>Крепкий <strong>ОРЕШЕК</strong></p>

В самом истоке Невы природа создала остров, словно специально предназначенный для строительства крепости. В 1323 году внук князя Александра Невского, Юрий Данилович, основал на острове крепость, которую назвали по месту нахождения Ореховой. История крепости связана с борьбой русского народа и шведских завоевателей за земли по берегам Невы и Финского залива. дальше >

Морская звезда Никольского собора

Кронштадт. Обдуваемый ветрами, омываемый холодной волной Финского залива. Ныне морская звезда купола Морского собора является, словно бы высшей точкой в его истории. А начиналось все в начале славных дел Петровых. дальше >

Вышли в тираж: как появляются памятники-двойники

Авторы фильма «Ирония судьбы», возможно, даже не подозревали о том, что 3-я улица Строителей – это глобальная проблема. Во второй половине XX века типовые здания-клоны и однотипные спальные районы строились не только в Советском Союзе, но и в Европе, Соединенных Штатах и Японии. дальше >

27 марта 1330

Воздвигнут Ипатьевский монастырь в Костроме. дальше >

25 марта 1871

Родился живописец, историк архитектуры и реставратор Игорь Грабарь. дальше >

4 марта 1818

В Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. дальше >

24 февраля 1852

Гоголь сжег второй том «Мертвых душ». дальше >

17 февраля 1852

Эрмитаж открыли для публики. дальше >

15 февраля 1866

Родился Паоло Трубецкой, итальянский скульптор российского происхождения. дальше >

7 февраля 1238

Монголо-татарские войска приступом взяли столицу Северо-Восточной Руси город Владимир. дальше >

5 февраля 1901

В Москве открылся «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин». дальше >

Леонид Кондрашев: Общество не должно потакать вкусам толпы

Выбор реставратора иной раз напоминает женитьбу. Ведь что такое реставрация, как не брак по расчету? И как сделать так, чтобы этот брак не обернулся браком? Можно сколько угодно иронизировать, но от этого непростого выбора порой зависит судьба памятника. Поэтому вопросы к руководителю Департамента культурного наследия и главному археологу Москвы Л. В. Кондрашеву не простые. дальше >

Татарстан. Слияние эпох

Возрождение исторического наследия – идея общая для всего Татарстана, республика переживает сейчас свой ренессанс, когда возрождаются многие памятники, из руин поднимаются целые города. И работа проводится, действительно, всем миром, здесь нет никакого преувеличения. Этот путь выбран, когда в 2010 году появился Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. дальше >

UNESCO. НАКАНУНЕ

Более 1000 рукотворных и природных памятников по всему миру получили за последние 40 лет высокое звание объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Это и общепризнанные шедевры человеческого гения, такие как Тадж-Махал, Великая китайская стена, Акрополь, и менее известные, но уникальные в историческом контексте места – доисторические свайные поселения в Альпах, священные места и дороги паломников в горах Кии в Японии и другие. дальше >

Валентин Курбатов. Было утро

У Толстого 17 марта 1910 года есть простая запись: «Дали человеку то, лучше чего он ничего не может себе представить. А он говорит: нехорошо, мало. Дали бабе холст – говорит: толст; дали потоне – говорит: дай боле. Да, если бы тебя, болван, не разбудили, ты бы все спал и ничего бы не знал и не видал все то, что теперь знаешь и видишь». Дали нам жизнь, разбудили, а нам всё «холст толст». Всё нехорошо, всё мало – кому свободы мало, кому деспотии. Вот Лев Николаевич и не сдержался – болван, - говорит! Да так нам и надо., Россия. дальше >

Глобальный кризис. Российская культура. Наше время

О роли культурного наследия в формировании образа будущего, что в условиях разворачивающегося мирового экономического кризиса предстает спасительной альтернативой не только для нашей страны, но и для человеческой цивилизации в целом, размышляют ведущие русские мыслители – Владимир Буданов, Георгий Малинецкий, Александр Неклесса. дальше >