Феликс Комаров
Феликс Комаров
Создатель галереи «Русский мир», вице-президент Творческого союза художников России, учредитель инвестиционного фонда «Норд-Стар», автор и владелец Международного проекта «Восточные ворота России. Забайкалье - Манчжурия», известный в России и за рубежом меценат.
Феликс Комаров. История успеха
Меценаты. История успеха
07.02.16 / 21:09

Когда мне сообщили, что Феликс Романович готов к интервью, картина, которую я увидел, как-то не вписывалась в мое представление об одном из известных меценатов нашей страны. Манеж был пуст, Феликс Романович в длинном, черном пальто скромно сидел на неудобном стуле перед пустым журнальным столиком, на котором не было даже кофе. Возможно, он был настолько занят мыслями о новых проектах, что забыл снять верхнюю одежду, мы ведь уже давно находились в помещении.

Уважаемый Феликс Романович, поздравляю Вас открытием новой выставки «Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж».

Мы живем в динамичное время, в котором все определяет скорость. Вы - человек с консервативными взглядами на жизнь и культуру. Как ощущаете эти изменения и как они могут повлиять на традиционное наследие России, на те традиции, которые любите, поддерживаете, защищаете и спасаете?

Мир всегда находится в процессе изменения. Мы становимся мощнее. Продолжительность и темпы жизни увеличиваются. Все более, и более, и более. Также титанические изменения происходят внутри нас, мы получаем большое количество информации и многое приходится переосмысливать. Высокие технологии перевернули мир в короткий промежуток времени. Произошел бурный рывок, но всё-таки даже при такой скорости вечные ценности остаются, появляются знаковые фигуры или произведения искусства, которые войдут в историю навсегда, а другие, хотя и не менее важные, остаются на плаву какое-то время и потом пропадают, они сезонны.

Меня всегда очень интересовал этот вопрос. Как-то попался на глаза справочник лауреатов Нобелевской премии. Многие ученые становятся лауреатами ежегодно, но почему только несколько имен известны во всем мире, а других никто не знает и не помнит. Я думаю те, кто остаются в истории, оценены самой жизнью, они - часть мировой культуры. Это некий процесс, за которым всегда приятно наблюдать. Когда мы говорим о России, ведь это не только самолеты, космические ракеты или олимпийские медали, это балет, литература, музыка и искусство - наше вечное наследие, которое должно быть поддержано внутри страны, не зависимо от влияния извне и развития прогресса. Если мы будем уважать и любить сами себя, нас будут ценить за рубежом. Какая бы ни была скорость и темпы сегодняшней жизни, лучшее останется, а ненужное уйдет. То, что остается, превращается в традицию, становится классикой, побеждает время, переживая режимы революции экономики.

Какую роль играет образование в Ваших проектах? Я знаю, что вы очень оптимистичный и позитивный человек. Как делитесь своими мыслями и положительной энергией?

Мы сейчас находимся на выставке Эрнста Неизвестного. Это возвращение великого гения в Манеж и восстановление исторической справедливости. Я подарил этой выставке свое сердце. Мы с Вами сидим вдвоем в огромном зале, где за этот месяц уже побывало около 70.000 человек. А в книге отзывов нам оставляли отзывы дети, приехавшие с родителями из разных городов России: Ростова, Самары, Костромы. Например, у нас есть очень интересный отзыв: «Спасибо, очень понравилось. Лена 9 лет». Разве это не позитив? Мы делаем много мастер-классов для детей на территории выставки, это всегда наполняет пространство радостью и светом. Дети чувствуют очень многое, они, может быть, не всегда всё говорят, но точно знают, где свет и тянутся к нему. Искусство имеет огромную силу и влияние, особенно в России. Люди должны больше видеть, больше получать позитива, больше обмениваться положительной энергией. На этой выставке были знаковые люди для нашего государства и были простые люди, которые благодарили и просили автограф, для них это было важно. А главное, была молодежь. Когда видишь молодых людей, всматривающихся в произведения искусства и пытающихся что-то понять, это вселяет уверенность и дает мощный импульс двигаться дальше. Моему другу Эрнсту исполнилось 90 лет, это юбилей. Никто ничего не делает, чтобы хоть как-то его отпраздновать, государство молчит, и я решил сделать Эрнсту подарок. Это и было той мыслью и той позитивной вибрацией, которой я хотел поделиться. Такие проекты всегда приносят успех.

Я знаю, что академики вручили Вам золотой почетный крест за меценатство?

Это приятно, но награды и грамоты я не очень люблю. Детские отзывы приятней. На приеме в честь вручения золотого креста меня попросили произнести речь. И я сказал: «Благодарю академиков за награду и, наверное, награды, как и бомбы, как правило, падают на случайных людей».

Вы известны как один из крупнейших коллекционеров икон в мире. Что для вас значат иконы? Для вас это произведения искусства, имеющие художественную ценность, или видите в них нечто большее?

Иконы - это святость. Это божественное, но в то же время искусство. На Руси было много иконописцев, многие из них не имели специального образования, но они писали от души, сердцем. Во многих иконах 18-19 века уже есть все современные тенденции, которые называются новыми идеями или концепциями. Например, Сибирская икона: ее простота и глубина поражает. Глубокое изучение икон дает нам представление о современности. Год назад я сделал огромную выставку «Большая Храмовая Икона», которую посетило больше 140 000 человек. Около 300 икон я свез со всего мира и вернул на Родину. Это был масштабный проект. Ежедневно работало 6 лучших экскурсоводов. Это был гимн православия, праздник духовности. Даже сейчас, параллельно проекту в Манеже, у меня идет выставка икон и детских рисунков в Совете Федерации. Мне нравятся проекты с человеческим лицом. В них есть жизнь и любовь. На границе с Казахстаном есть село Малая Полтавка в Волгоградской Губернии, там я сделал иконостас со старыми иконами. Мне вручил грамоту губернатор губернии, и еще было много других наград, но как можно это сравнить с маленькой самодельной записочкой от батюшки отца Вадима: «Феликс Романович, мы за вас молиться будем, доколе мир стоять будет». Что может сравниться с этим? Какая награда?

И все-таки, занятие крупными благотворительными проектами требует огромных сил и энергии. Как все успеваете?

Есть люди, которые делают, а есть люди, которые не делают. Это метафизика, турбулентность внутреннего характера, которая приходит изнутри. Человек не окрыленный, не поцелованный, не ужаленный, не зараженный вирусом не будет делать такие проекты, он просто не сможет, а если и сделает, то это будет не то, и все это почувствуют. Дома в каждой комнате у меня находится определенный объект искусства, который задает мне настроение. В этом плане я понимаю, насколько важна культура в нашей жизни. Если одна картина или скульптура в галерее может повлиять позитивно на эмоции тысячи людей, то это благотворно, нужно этим продолжать заниматься. Я очень хорошо чувствую позитивную атмосферу, и вижу по реакции людей, нравится им то, что я делаю или нет. Более всего меня радует, когда молодые люди задают вопросы, интересуются, это дорогого стоит.

География Вашей благотворительности невероятно широка. Какие еще проекты планируете реализовать в этом году?

Да, география широка, но она ограничена пространством земли. Есть один проект, о котором я еще никому не рассказывал. Планирую поставить монумент великому российскому джазмену Олегу Лундстрему в Чите. Читу иногда воспринимают как провинциальный город. Но мало кто знает, что это город уникальной культуры и истории.

Вы провели много времени в Америке, где занимались бизнесом и работали над популяризацией русского искусства в галерее Русский мир. В чем особенности нашей культуры и ее уникальность?

Русская культура - это самобытность, чистота и огромные просторы. Она была, есть и будет, но нужно сохранять основы и традиции. Главное не копировать и не подражать. У нас огромное наследие. В Америке я многие годы работал и демонстрировал, что Россия - это часть мировой культуры. Ко мне приходили очень известные люди: Аль Пачино, Сильвестр Столлоне, Роберт Де Ниро, много кто был. А два года назад меня выбрали человеком года. Мэр Нью Йорка лично вручил эту премию.

Как Вам удается всегда оставаться в таком прекрасном настроении?

Настроение человека нужно видеть с утра. Вот говорят человек встал не с той ноги, наверное, имеют ввиду с левой ноги. Так вот у меня в этом плане обе ноги правые (смеется). Если человек утром счастлив и сохраняет баланс, то жизнь идет. Я чувствую баланс в душе. Нужно уметь радоваться жизни и ценить каждое её мгновение. Я люблю людей и люблю жизнь!

Интервью провел Павел Рудановский.

Поделиться: