Автор: Нина Катаева
Андрей Соколов: Своим фильмом мы поклонились нашим матерям
Открытие
05.10.16 / 03:03
Призом зрительских симпатий на фестивале «Литература и кино-2016» был награжден фильм Андрея Соколова «Память осени». В сентябре картина была представлена на Первом Уральском кинофестивале в Екатеринбурге. Популярный актер рассказал, почему взялся снимать эту историю о распаде современной семьи.

О чем фильм

С госдачи после смерти главы семейства, якобы в связи с окончанием полномочий, выезжает его семья. И случается так, что в последние часы перед отъездом, в форс-мажорной ситуации сборов, хлопот и всеобщей растерянности проявляются внутренние отношения в семье. И оказывается, что у близких людей абсолютно разные жизненные ценности, что выселяют семью с дачи ближайшие друзья, а моральную поддержку в трудной ситуации оказывают те, кого мы обычно не замечаем.

- Андрей, ваша семейная драма снята по роману Александра Звягинцева «Последний идол», чем она вас привлекла?

- Это был шанс поклониться нашим матерям, отдать дань родителям, как можно было не использовать его? Такие фильмы снимаешь, когда не можешь не снимать, взаимоотношения в семье, отношения представителей разных поколений – волнуют каждого. Скажу сразу, что Александр Звягинцев – не родственник Андрея Звягинцева, создателя «Левиафана», а его однофамилец. Долгое время работал заместителем генпрокурора РФ. Широко известен в писательских и кинематографических кругах. Пишет о судебной системе, прокуратуре и прокурорах в России с XVIII века до наших дней. Автор серий детективно-политических боевиков "Скиф" и "Сармат". По его произведениям снято семь фильмов, в том числе, «Сармат» (премия «Золотой орел») и «Контригра». Заслуженный человек, имеет государственные награды. Мне понравилась его роман «Последний идол», я предложил компании «Синема Продакшн», где в то время снимался, сделать по ней фильм, и нашел там единомышленников. Допускаю, что в основе сюжета лежит реальная история.

- А почему снимали в Пензе, неужели в Подмосковье не нашлась подходящая дача?

- Пенза - особый край, знакомство с которым у меня началось во время Лермонтовских чтений много лет назад. И однажды меня разместили именно в этом доме, и первая мысль, когда я его увидел, была связана с кино, дом идеально подходил для съемок. А такого теплого приема, который оказали нам власти Пензенского края, мало того, размещали, кормили-поили, осуществляли переезды, можно было только пожелать. Финансировал съемки Фонд кино, кое-что собрали методом краудфандинга.

Инна Чурикова сыграла главную роль в фильме Андрея Соколова "Память осени"

- Мать семейства в вашей картине играет Инна Чурикова, как вам работалось с актрисой?

- Инна Михайловна - это космос, неслучайно еще Олег Янковский говорил Абдулову – «Мы все, конечно, гении, но Чурикова - это что-то особенное», такие, как она, рождаются раз - не знаю во сколько - лет. Самое главное в ней то, что она способна заразиться идеей постановщика, быть его единомышленницей. Помните сцену, где она выходит на балкон и кричит – «Дети, что выделаете?!» На эту съемку в Пензу она приехала после спектакля, отснялась и уехала, и, поскольку это был сверхурочный съемочный день, как и все в группе, не стала говорить о деньгах. Это важный штрих. Человек она многогранный, и, как все гениальные люди, не простой, бывают у нее «настроения», но профессионал величайший.

Мы с Инной Михайловной еще и партнеры по театральной сцене, поэтому, с одной стороны, нам было проще о чем-либо договариваться, а, с другой, и сложнее. Из-за привычки к партнерству. Дело в том, что режиссер на площадке должен быть один, а Чурикова фонтанирует идеями, причем аргументированными, но воплощение их возможно, скажем так, лишь в другом масштабе. Так, Инной Михайловной был предложен вариант финала, который был бы потрясающим для театра, но здесь не проходил. И таких вещей было немало, одним словом, с этой актрисой не расслабишься.

- У меня ваш фильм вызвал ассоциации с чеховским «Вишневым садом», почему-то я думала о Раневской…

- Наш фильм многие так и называют – «современный «Вишневый сад». А роман Звягинцева «Последний идол» за рубежом получил премию как лучший роман постсоветского периода в духе Чехова. Некоторые воспринимают нашу семейную драму как фильм о России, и я согласен с этими зрителями – как же не о России, семья ведь ячейка общества?.. И Чурикова своим появлением на экране, конечно, символизирует те идеалы, которые уходят из нашего общества. Знаете, мы снимали ролик «Фильм о фильме, где актеры высказывали свое мнение о сюжете картины, так они об этом и говорили: что семья - часть всех наших отношений.

- Как обустраивался дом, в котором жила семья в фильме?

- Интерьер, который вы видели, был создан нашими художниками, изначально дом был отделан лишь вагонкой. Для оформления интерьера мы собрали 2117 экспонатов из музеев Пензы и Пензенской области, даже из Тархан что-то брали.

- А горело что? Неужели спалили дом?

- Все было сделано по-киношному, и я как бывший инженер прекрасно понимал, как все будет сделано. Полыхали киношные грелки, снизу был пущен дым, камера работала под наклоном, и возникало полнейшее ощущение пожара.

- Вы не делаете акцента на гибели героини Чуриковой в пожаре.

- А это вопрос…

- Сейчас много говорят о том, что институт семьи рухнул, что люди живут совсем по-другому, как вы считаете, что будет дальше?

- Считаю, что семья нужна, другое дело, что гораздо более серьезно люди должны подходить к ее созданию, а то привыкли прыгать по верхам, я и себя имею ввиду. Надо все-таки по-другому к этому относиться. Не говорю о воспитании детей, это большая работа, и к ней, к сожалению, нас не приучили. «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…»

- Известно, что вы написали роман, который уже инсценирован Андреем Смирновым, к съемкам дело не подвигается?

- Пока нет. Говорят – неформат, собственно, так говорили и о «Последнем идоле». Посмотрим.

- Вы во втором фильме снимаете Александра Лазарева, чем он вас зацепил?

- Актеров для фильма подбирал по одной группе крови, и все работали с таким азартом, что мне трудно кого-то выделить, это была команда. Вместо 23 дней по графику мы сняли картину за 16 дней. А что касается Лазарева – он синтетический актер, и я рад, что после нашего «Артефакта» его начали снимать. У меня же еще театральная команда есть, мы делаем спектакли, и на площадке общаемся, что называется, на уровне звуков. «Сань…» - «Угу» - и объяснять ничего не надо. Мы и внутренне с Лазаревым схожи, как и с композитором Павлом Кашиным. Помните, проход Чуриковой по дому? Павел даже не удосужился сценарий прочитать, но написал такую музыку, вплоть до такта, что возникало ощущение, как будто писал он под изображение. Потрясающе талантливый человек.

- А как был воспринят фильм о русских проблемах на фестивале в Марбелье в Испании?

- Публика приходила разная - русскоязычные ностальгически воспринимали эту историю, а иностранцы относились именно как к чеховской теме, для них это была часть русской культуры. Павел Кашин получил Гран-при за лучшую музыку, я был отмечен как режиссер, Инна Чурикова как актриса, и картину назвали там авторским фильмом. Еще «Память осени» называют некоммерческим кино, хотя, по сути, наверное, это и есть самое коммерческое кино. Надеюсь, его будут смотреть долго, хотя прокат был ограниченным. Надеюсь, что наша картина доберется и до ТВ.

- Доводилось ли вам сниматься в Беларуси?

- Доводилось, и достаточно часто, в общей сложности провел там года полтора. Снимался в картинах – «Последний бронепоезд», «Криминальный роман», «Наш человек в Сан-Ремо» и многих других. Люди там живут удивительно трудолюбивые, честные, чистота кругом невероятная.

Наше досье

Народный артист России Андрей Соколов родился 13 августа 1962 года в Москве. Окончил Московский авиационно-технологический институт, вечернее отделение при Институте иностранных языков, актёрский факультет Театрального училища имени Б.В.Щукина, Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1990 году был приглашён в труппу «Ленкома», где играет по сей день. Сотрудничает с другими театрами, играет в антрепризах.

Всесоюзную известность принесла актеру роль в фильме «Маленькая Вера». Снялся более, чем в 120 фильмах. Снял несколько серий из телефильма «Адвокат», фильмы «Артефакт» и «Память осени». Известен как театральный режиссер. Награжден призами отечественных и зарубежных фестивалей.

Выпустил книгу стихов и роман «Новая русская леди».

Есть дочь Софья.

Поделиться: