Сергей Рыбаков
Сергей Рыбаков
Заместитель главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике
Олег Крейнин
Олег Крейнин
Генеральный директор ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД»
Галина Науменко
Галина Науменко
Государственный эксперт в области проведения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия
На страже исторических поселений
Позиция
19.07.16 / 02:02

Сохранять и развивать – две главные задачи, стоящие сегодня перед специалистами в области культурного наследия России. В том числе об этой непростой задаче шла речь на VI Парламентском форуме «Историко-культурное наследие России», организованном Советом Федерации и администрацией Владимирской области.

Своими размышлениями о малых городах Центральной России с журналом «Россiя. Наследие» поделились: Сергей Евгеньевич Рыбаков – заместитель главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Олег Витальевич Крейнин – генеральный директор ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД», Галина Ивановна Науменко – государственный эксперт в области охраны объектов культурного наследия.

Панорама Гороховца с Пужаловой горы. Слева направо: Знаменский монастырь (1598 г.), дом купцов Канонникова и Опарина (оба – конец XVII века), Благовещенский собор (1770 г.)
Панорама Гороховца с Пужаловой горы. Слева направо: Знаменский монастырь (1598 г.), дом купцов Канонникова и Опарина (оба – конец XVII века), Благовещенский собор (1770 г.)

Р. Н.: Сергей Евгеньевич, город Гороховец Владимирской области имеет для Вас особое значение среди прочих малых городов и исторических поселений. Расскажите, пожалуйста, о нем. В чем его уникальность? С какими проблемами и трудностями город сталкивается сейчас?

С. Р.: Для меня вопрос малых городов и исторических поселений – особый, во многом потому, что я родился в Гороховецком районе. Это город и типичный, и уникальный. С одной стороны, Гороховец – классический маленький городок Центральной России, в нем живет всего тринадцать тысяч жителей. Притом это не только малый город, но и историческое поселение одновременно, поэтому для Гороховца характерны все те проблемы, которые стоят перед подобными городами с историческим наследием. В советское время город был закрытым, соответственно, речь не шла о развитии международного туризма и создании качественной инфраструктуры.

Дом купца Ежова-Сапожникова (конец XVII века)

Сегодня, в силу многих причин, Гороховец почти заброшен. При этом у города очень богатое культурное наследие, такая концентрация памятников XVII века на маленькой площади – просто исключительна, в этом Гороховцу нет равных. Фактически это застывший XVII век: из десятка церквей и трех монастырей только одна церковь построена позднее, уже в конце XIX – начале XX века. Обычно монастыри застраиваются постепенно, и разные постройки принадлежат разным эпохам, а в Гороховце все они застраивались одновременно. В Гороховце самое большое в России число сохранившихся каменных купеческих домов XVII века и уцелевшая в самом центре дорегулярная планировка улиц того же времени.

В ближайшее время Гороховец будет представлен в предварительный список ЮНЕСКО на номинацию «Исторический центр русского города XVII века».

Свято-Троицкий Никольский монастырь (вторая четверть XVII века)

В Гороховце расположено около двухсот объектов культурного наследия, но за последние сорок лет никакие реставрационные работы не проводились, и только в этом году пошло наконец их финансирование. Многие памятники находятся в критическом состоянии, и я очень надеюсь, что Министерство культуры продолжит выделять деньги на реставрацию. Важная особенность Гороховца, как и многих других малых городов, – это то, что 90% территории – частная застройка, то есть всеми этими памятниками владеют люди небогатые, часто пожилые, и у них нет средств и возможностей для поддержания достойного состояния архитектурного наследия города. Что касается археологических работ, то их проводилось очень немного, культурный слой города плохо изучен, а ведь ему скоро будет 850 лет – есть большое поле для деятельности!

Особняк Шорина, 1902 г.

Гороховец – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, как работает наше законодательство, как обстоит дело с реставрацией, археологией. По-хорошему, нужно использовать все возможности. К примеру, юбилей города – это не столько повод попраздновать, сколько возможность привлечь к Гороховцу внимание, в частности, в плане различных федеральных программ. Большие перспективы для города открывает участие в программе Министерства культуры «Реконструкция исторического центра», проводимой на деньги Всемирного банка. Этот проект поможет создать в Гороховце исторический центр, как в старых европейских городах.

Дом Морозовых (начало ХХ века)

Деревянное зодчество Гороховца знаменито с давних пор, есть даже свой особый местный стиль – «гороховецкий модерн» конца XIX – начала XX века, но деревянные здания, которым более ста лет, находятся в ветхом, критическом состоянии.

Мы в Гороховце сейчас много работаем над привлечением туристов, над новыми формами взаимодействия с ними, организовали туристический информационный центр. Работа идет как с группами, так и с индивидуальными туристами.

Дом Кучина, (конец XIX века)

По сути, Гороховец является пилотной площадкой для изучения способов и механизмов развития малых городов с историко-культурным наследием. В нем – в одном из первых – апробируется система границ и предмета охраны исторического поселения. На базе Гороховца постоянно работает семинар Экспертного совета при Департаменте охраны культурного наследия Министерства культуры. Изучая на примере Гороховца работу законов в области реставрации, мы вырабатываем рекомендации не только для него, но и для многих других городов, находящихся в подобном положении.

Дом Пришлецова (1915 г.)

Главное – в городе должна появиться жизнь за счет прекращения оттока людей и привлечения новых жителей и туристов. Других рецептов на сегодняшний день нет. Мало кто говорит сегодня о том, что взрослое трудоспособное население, хоть и живет в малом городе, ездит на работу в соседний большой город, соответственно, их налоги также уходят туда. Нам нужно предотвратить отток людей в областные центры и столицу, только после этого жизнь в малых городах восстановится.

К сожалению, реставрация и археология сегодня являются «болевыми точками» историко-культурного наследия. На сегодняшний день на разработку проекта дается в среднем несколько месяцев. Что можно качественного сделать за это время? Бывает так, что реставрационный проект может разрабатываться годами! Реставрацию, по сути, меряют обычным строительным подходом, а это не работает, ведь реставрация – это наука.

Касимов. Переулок возле Георгиевской церкви

Археология как-то незаметно превратилась из научной деятельности в производственную работу, которую выигрывают коммерческие фирмы, причем эти же фирмы потом нанимают археологов из научных институтов.

Важная проблема – состояние кадров в научной археологии. В Минобразования сегодня нет специальности «археология», осталась только «история», но для студентов-историков отменена даже археологическая практика! Если мы хотим получить грамотных специалистов, то сегодня, в условиях действия новых образовательных стандартов, нужна специальность «археология».

В целом я могу сказать, что необходимо повышать уровень личной ответственности и вовлеченности специалистов, отвечающих за проекты реставрации, за археологические раскопки, чтобы в случае проблем привлекать к ответственности конкретного человека – и чтобы при удачной работе все лавры также доставались специалисту!

Р. Н.: Олег Витальевич, если говорить о малых городах и одновременно исторических поселениях в целом, что дает статус «исторического поселения», какие из них, на Ваш взгляд, наиболее интересны и чем?

О. К.: Безусловно, присвоение городам статуса «исторического поселения федерального значения» поможет урегулировать градостроительную деятельность, привлечь дополнительные финансовые средства на сохранение объектов культурного наследия и развить туризм. В облике малых городов сосредоточена та уникальность и самобытность, которая делает нашу историю и культуру великой. Именно на территориях исконно русских городов, таких как Гороховец, Касимов, Юрьев-Польский и др., зарождалось, крепло и развивалось российское государство.

Касимов. Дом Баркова

Кому повезло...

Городец Мещерский-Касимов, расположенный на северо-востоке Рязанской области, отличается таким же, как и Гороховец, исключительно живописным расположением на высоком обрыве, обращенном к крутой излучине Оки, которое было предопределено его древнерусским происхождением и необходимостью визуально контролировать подходы неприятеля к городу. Первое летописное известие о Городке Мещерском относится к 1152 году, когда в него прибыл со своей дружиной князь суздальский Юрий Долгорукий и велел заложить пограничную крепость. А Касимовым и столицей «Касимовского царства», простиравшегося на двести верст и просуществовавшего до 1681 года, городок стал, когда за военную помощь был подарен Василием Темным казанскому царевичу Касиму. Древний Касимов был разделен на две части – татарскую и стрелецкую.

Расположенные на холмах и имеющие каждая свое центральное ядро, они были объединены между собой проезжими улицами. Существование на этой территории двух культур наложило своеобразный отпечаток на городскую застройку. Православная часть города была полностью деревянной, включая церкви и городской острог. В татарской части города был построен каменный дворец, в 1470 году на «Татарской горе» – белокаменная мечеть с минаретом, а в 1555 году вблизи мечети касимовский хан Шах-Али построил себе белокаменный мавзолей. Удобное географическое положение города способствовало развитию торговли.

Касимов. Панорама.

Долгое время в частом употреблении было понятие «Касимовский тракт», по которому приезжали многочисленные купцы со своими товарами, что и предопределило развитие города как торгово-купеческого центра. С развитием судоходства значение Касимова как торгового центра еще более возросло. По воде привозили товары из Нижнего Новгорода, Самары. Рязани, Царицына, Астрахани, ежегодно проводилась Казанская ярмарка. Постоянной торговлей в городе занималось свыше 60 купцов, более десяти из них имели звания купцов I гильдии.

Главной торговой площадью города стала Соборная. От площади, на которой находились три крупных церковных здания: Вознесенский собор 1742 года, Успенская церковь 1775 года и Благовещенская церковь 1740 года, – определивших ее масштаб, к реке спускались две улицы: Взвозная и Рязанский спуск. В центре площади местным архитектором-самоучкой И.С. Гагиным в 1820–1840 годах были построены каменные торговые ряды в стиле ампир. В рамках федеральной программы Министерством культуры РФ выделены средства на проект и реставрацию этого памятника, которая проводится нашей компанией ООО «АРХИТЕКТПОДРЯД». Планируется реставрация и других объектов культурного наследия.

Торговые ряды

Гороховец как историческое поселение федерального значения представляет собой ожившую дореволюционную кинохронику. В этом маленьком древнем городе на краю Владимирской области мало что изменилось вообще с XVII века, когда он бурно разбогател после ликвидации царской монополии на сорокаградусное «вино», которое до того в большом количестве изготавливалось на винокурнях государева Красного села, ставшего потом городской окраиной.

Высокий обрывистый берег, заросший лесом, деревянные лестницы наверх, там – Никольский монастырь, внизу – плавное течение Клязьмы, Знаменский монастырь на заливных лугах противоположного берега, Сретенский монастырь у торговой площади, огромные Благовещенский собор и Воскресенская церковь и восемь каменных палат, иногда просто царского размаха, воздвигнутые на винные откупа. Город задремал, когда винная монополия отошла дворянам, железная дорога прошла в стороне, и заснул, когда Клязьму вывели из судоходных рек. Если бы его не оставили в списке исторических поселений, может быть, от безысходности умер бы. С сохранением в поредевшем списке появилась надежда, что средства не распылятся, а дойдут и до него.

И, действительно, с подачи сенатора С.Е. Рыбакова, искренне переживающего за родной город, государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в 2014 году заказала историко-культурную экспертизу на повышение статуса лучших объектов культурного наследия Гороховца до федерального, в 2015 году – проект зон охраны, а Министерство культуры РФ объявило конкурсы на проекты реставрации. Но должна быть программа туристического развития таких городов, развития ремесел, а об этом пока молчат. Город, славившийся в XIX веке на всю Россию своими резчиками по дереву и котельниками, делавшими не только корабли, но и затейливые металлические крыши, при творческом маркетинговом подходе и лучшей транспортной доступности мог бы стать чрезвычайно популярным, обогащая всех своим древнерусским культурным наследием.

Юрьев-Польский. Георгиевская церковь

Кому повезло поменьше…

Юрьев-Польский, город в поле на реке Колокша, при впадении в нее Гзы, один из немногих древнерусских городов, спрятавшихся в низинке. Помимо Михайло-Архангельского монастыря, древнего земляного вала, многих церквей, он сохранил одну из таинственных, неразгаданных жемчужин древнерусской архитектуры – Георгиевский собор 1234 года. Из перечня исторических поселений 2010 года Юрьев-Польский выпал, хотя обладает всеми необходимыми признаками: высокой концентрацией уникальных памятников, археологическими объектами, сохранившейся исторической планировкой.

Отсутствие статуса компенсируется повышенным вниманием Министерства культуры РФ к отдельным объектам культурного наследия: в 2014–2015 годах были выделены бюджетные средства на проекты реставрации Георгиевского собора и Архангельского монастыря, на проект предмета охраны и реставрацию надвратной церкви последнего (исполнитель ООО «Архитектподряд»).

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь

Расположенный на севере Владимирской области, у самой ее границы, Юрьев-Польский, как и Касимов, основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, поэтому в летописях часто назывался Гюргев или Гергев. Юрьев находился на безлесной равнине среди множества деревень в самой середине житницы Владимиро-Суздальского княжества – Ополья, протянувшегося широкой полосой от Владимира и Суздаля до Переславля-Залесского. От Ополья он вскоре получил приставку «Польский». Реки образовывали естественный оборонительный рубеж, защищавший Юрьев с трех сторон – западной, южной и восточной.

Естественные препятствия были дополнены фортификационным сооружением – крепостным валом, имеющим в плане форму почти правильной окружности, шириной в основании 12 метров, высотой до 7 метров и общей протяженностью порядка 1000 метров. По его верху шла деревянная крепостная стена с башнями. Этот земляной вал хорошо сохранился до наших дней.

Панорама старого русского города с исторической застройкой. Суздаль

Расцвет города пришелся на годы правления князя Святослава Всеволодовича, что связано прежде всего с его яркой творческой личностью. Известный своей религиозностью и причисленный к лику местночтимых святых, он был женат на Евдокии, дочери князя Муромского Давыда Юрьевича и Февронии (святые Петр и Феврония Муромские). Заложенный им в 1230 году новый Георгиевский собор был крестово-купольный четырехстолпный трехпритворный трехапсидный одноглавый храм, построенный из белого камня. Фасады храма членились по вертикали пилястрами на три прясла, а по горизонтали – аркатурно-колончатым поясом на две части.

Стены храма украсились снизу доверху богатейшей резьбой. Строительство храма продолжалось до 1234 года. В Московском летописном своде под 1234 годом об окончании строительства сказано: «В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволодович сверьше церкви в Юрьеве Святаго великомученика Георгия и украси и паче инех церквей, бе бо изъвну около всея церкви по каменью резаны святые чюдно вельми, иже есть и до сего дне». Тверская летопись XV века называет князя не только ктитором собора, но и его автором, архитектором и скульптором: «И созда ю Святослав чюдну, резным каменем, а сам бе мастер».

Материальным подтверждением слов летописи является Святославовов крест в Георгиевском соборе Юрьева-Польского – памятник древнерусского искусства, выполненный самим Святославом в 1224 году: «Въ лето 6732 мсца июня въ 30 днь на памят стго Иоана воиника поставлен крсть сей Стославъмь Всеволодичемь аминь». Неизвестно, какими шедеврами украсил бы князь Святослав город, если бы не нашествие Батыя. Зимой 1238 года Юрьев был сожжен монголо-татарами.

Панорама старого русского города с исторической застройкой. Переяславль-Залесский

После смерти Святослава III в Юрьеве 16 лет княжил его сын Дмитрий. В летописи под 1269 годом повествуется о его пострижении в Михайловском монастыре ростовским епископом, кончине и захоронении в Михайловском соборе монастыря. Это упоминание является первым документальным свидетельством об Архангельском монастыре Юрьева-Польского: «В лета 6777. Преставися князь Дмитрей, сын Святослав, внук Всеволода великого, постригся в черньцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия, ту сущу князю Глебу и матери его Марии, седящим у него, оному уже язык связался, та же воззре на епископа Игнатия рече: “Господине владыко, исполни бог труд твои в царствии небеснем, се подкрутил мя еси на долгии путь вечна воина истинному царю Христу богу нашему”.

И по сем предаст душу свою, и погребоша его в монастыри святого Михаила в Юрьеве». Мощи его хранились в соборе Михайловского монастыря. Особая духовная жизнь города, по-видимому, послужила тому, что именно здесь в 1350 году родился будущий игумен Троице-Сергиевой лавры, ученик преподобного Сергия Радонежского – Никон Радонежский.

При такой ценности объектов культурного наследия город должен не просто вернуться в перечень исторических городов. В пределах земляного вала он мог бы стать памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Р. Н.: Галина Ивановна, как формировалось законодательно понятие «историческое поселение»? Это особый вид объектов культурного наследия?

Г. Н.: Тема охраны исторических городов как культурного наследия впервые была заявлена после окончания Великой Отечественной войны, когда многие исторические центры лежали в руинах. Необходимо было комплексное восстановление Великого Новгорода, Смоленска, Пскова, Ленинграда, Севастополя, Киева, в противном случае речь шла об утрате исторического облика страны. Когда постановлением Совета Министров СССР от 14 октября 1948 года № 3898 утвердили Положение об охране памятников культуры, а следом приказом Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР от 8 апреля 1949 года № 327 – «Инструкцию о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной», тогда «города, населенные пункты или часть их (район, площадь, улица), сохранившие историческую планировку или значительное количество историко-художественных зданий и сооружений», отнесли к «групповым памятникам (ансамблям, комплексам)».

Панорама старого русского города с исторической застройкой. Муром

Приложением «А» приказа стал список из 20 исторических городов «общесоюзного значения», на которые было предписано составить планы с фиксацией культурных ценностей. Среди российских городов в нем были Москва, Ленинград, Новгород, Псков, Ростов Великий, Ярославль, Владимир, Суздаль, Смоленск, Дербент. В разрушенной стране впервые в мире было заявлено о системном сохранении исторических городов.

В 1970 году список городов-памятников расширился и составил 115 населенных пунктов, представляющих историческую ценность.

16 сентября 1982 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» № 865, отменившее постановление 1948 года. Города как объекты культурного наследия более не упоминались. Появились памятники градостроительства и архитектуры (исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов) и, параллельно, списки исторических городов, для которых должны были выполняться опорные историко-архитектурные планы. В 1990 году исторических городов стало более пятисот, но система их охраны законодательно не была прописана, что в некоторых из них, в силу бурного строительства, привело к уничтожению исторической застройки.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» поменял терминологию (вместо городов появились «исторические поселения») и, не называя впрямую их видом объектов культурного наследия, применил к ним понятия «предмет охраны», «границы территории», «категория», как к объектам культурного наследия. Это был большой шаг вперед к сохранению национальной аутентичности городов России.

В 2007 году началось формирование перечня исторических поселений федерального значения, осуществлявшееся по согласованию с региональными властями. Не все регионы оказались готовы к этому. Результатом стал совместный приказ Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010 года № 418/339 «Об утверждении перечня исторических поселений», куда вошел 41 и не попали 495 населенных пунктов, в том числе Москва, Великий Новгород, Звенигород, Углич. Санкт-Петербург в последний момент стал 41-м…

По мнению некоторых экспертов, список из почти 500 городов размывает само понятие «исторический город». И поселения, которые действительно достойны особого внимания и особой заботы государства, теряются на фоне десятков городов, основанных сотни лет назад, но на сегодня не сохранивших в значительной степени особенностей древней исторической застройки. Кроме того, статус «исторического» города не только дает привилегии, но и накладывает определенные ограничения на современную деятельность поселения.

Поделиться: