Сергей Валерьевич АКСЁНОВ
Сергей Валерьевич АКСЁНОВ
Глава и председатель Совета министров Республики Крым
Владимир Андреевич КОНСТАНТИНОВ
Владимир Андреевич КОНСТАНТИНОВ
Председатель Государственного Совета Республики Крым
Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ
Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ
Президент Российской академии образования
Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ
Виктор Антонович САДОВНИЧИЙ
Ректор Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова
Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА
Ольга Юрьевна ВАСИЛЬЕВА
Министр образования и науки Российской Федерации
Петр Петрович ШЕРЕМЕТЕВ
Петр Петрович ШЕРЕМЕТЕВ
Почетный председатель Международного совета российских соотечественников, общественный деятель, меценат
Елена Александровна ЯМПОЛЬСКАЯ
Елена Александровна ЯМПОЛЬСКАЯ
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей
Русский язык. Мягкая сила и стержень национальной идентичности
Позиция
19.10.17 / 03:03

На III Международном Ливадийском форуме «Русский мир и русский язык: исторические корни, направления развития» собрались сотни участников из различных стран мира, практически со всех континентов. Невозможно пересказать все речи, содержательные, выверенные, наполненные искренностью, глубоким смыслом и знанием, переживанием за судьбы русской культуры и цивилизации, уверенностью в правильности избранного пути. И, безусловно, конкретными предложениями. Журнал «Россiя. Наследие» публикует избранные выступления на заседании 6 июня 2017 года.

Ливадийский форум стал значимым событием в общественной жизни России. Он дает политикам, представителям органов власти, экспертного сообщества, общественных структур уникальную возможность на высоком профессиональном уровне определить проблемы и перспективы развития Русского мира, роль русского языка, русской культуры в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Сам факт, что такое обсуждение происходит в Крыму, придает ему особое звучание и особый смысл. Крым является современным символом народного единства, символом исторического разворота в геополитике и в завершении эпохи однополярного мира. Возвращение в Россию защитило народы полуострова, исторически, ментально и культурно принадлежащих к Русскому миру, от угрозы геноцида со стороны киевского режима. Нас поддержали соотечественники на всех континентах вне зависимости от страны проживания, в том числе представители наиболее известных русских фамилий, чьи предки внесли особый вклад в историю и культуру нашей страны. И в этом смысле Крым действительно стал точкой сборки Русского мира. Это был момент истины.

Реакция на результаты свободного волеизъявления крымчан, на войну в Донбассе ясно показывает, какие цели ставят перед собой западные страны. Реальная политика США и их европейских вассалов направлена на переформатирование нашего цивилизационного кода, на уничтожение нашей страны как влиятельного международного игрока. По словам замечательного русского философа Ивана Ильина, Западу нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах, в расчленении. Инструментом гибридной войны Запада с Русским миром и полигоном для откатки самых диких русофобских технологий стала Украина. Эта страна фактически находится под внешним управлением. Жертвами войны на Донбассе стали тысячи мирных людей. Вся вина заключалась только в том, что они хотели остаться частью Русского мира. Киевский режим, его пособники подвергают все русское оголтелой травле, уничтожают и запугивают несогласных. Развернуты масштабные гонения на каноническое православие.

Что мы понимаем, когда говорим о Русском мире? Прежде всего, это не этническое и не политическое, а цивилизационное понятие. Это мир многонациональный и многоконфессиональный, который сформировался как единая система перед лицом исторических вызовов, угроз, агрессии, испытаний. Русский мир шире границ России, хотя бы потому, что 30 миллионов наших соотечественников живут за рубежами нашего Отечества.

По словам Президента Владимира Владимировича Путина, после распада Советского Союза русский народ в одночасье оказался самым большим разделенным народом в мире. Именно русский народ, состоящий из трех ветвей – великорусской, малороссийской и белорусской, – является стержнем Русского мира. Все мы вышли из крещенской купели святого князя Владимира в Херсонесе.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо отметил, что Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. На протяжении веков Русский мир был защитой, опорой и убежищем для многих народов. Только в его пространстве многие национальности могли сохранить свою самобытность, развивать свою культуру. После вхождения в состав Российской империи в 1783 году древняя Таврида родилась заново. Она превратилась в процветающую провинцию великой империи, стала родным домом для людей разных национальностей и вероисповеданий, которые внесли свой вклад в историю и культуру нашего полуострова.

Это великий художник Иван Айвазовский, 200-летний юбилей которого мы будем отмечать в июле этого года. Иван Константинович говорил, что он русский в душе, но это не мешало ему оставаться великим сыном армянского народа. Это великий просветитель тюркских народов, крымский татарин Исмаил Гаспринский, который, кстати, был городским головой Бахчисарая. В этом городе действует мемориальный музей Гаспринского. Это Караим Семен Дуван, известный филантроп, который в начале XX века занимал пост городского головы Евпатории, много сделал для превращения города в передовой курорт Российской империи. Памятник Дувану установлен в центре Евпатории. Это крымчак Илья Сельвинский, известный русский и советский поэт. Дом-музей Сельвинского находится в Симферополе. Список можно продолжать. С Крымом связан огромный пласт русской культуры, десятки великих имен, составивших славу и гордость России, от Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова до Шмелёва, Солженицына, Бродского, Караманова.

Наш многонациональный полуостров является как бы маленькой моделью большой России. Национальное и культурное многообразие – это главное богатство нашей республики и нашей страны. Крым был, есть и будет важным духовным центром Русского мира, русской цивилизации. Крымчане убедительно доказали это в феврале и марте 2014 года. Мы сохранили и защитили великое русское слово, мы вернулись домой в Россию.

Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – воспитание и укрепление российской идентичности. В первую очередь это касается молодежи. Решение этой задачи невозможно без глубокого изучения молодыми людьми русского языка и литературы, отечественной истории, без воспитания и уважительного отношения к культурам и традициям всех народов Крыма и России.

Наш Президент в ходе выступления на первом съезде общества русской словесности, который проходил в прошлом году, особо подчеркнул роль русского языка как языка межнационального общения, создания единой российской нации. Это вопрос национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире. Чтобы Русский мир стал конкретным цивилизационным проектом недостаточно только одних усилий по изучению и распространению русского языка. Необходима разработка концепции Русского мира как перспективной модели и консолидация наших соотечественников. Эта концепция должна найти свое отражение на законодательном уровне, получить политическую, финансовую, информационную поддержку государства.

Решение многих вопросов важных для укрепления позиции российских соотечественников за рубежом нуждается в более осмысленном и менее бюрократическом подходе, надлежащем законодательном обеспечении, большем внимании к людям и уважении их интересов. Это касается не только вопросов предоставления российского гражданства, но и реализации программы переселения соотечественников, причем конкретные практические решения в этом направлении надо принимать уже сегодня. Идеи Русского мира должны быть постоянно в центре общественного сознания. Это логическое продолжение политики возрождения российской государственности в новых геополитических условиях.

Форум в этом году посвящен состоянию и перспективам развития русского языка, базовому явлению Русского мира и его главной ценности – нашему общему достоянию. Русский язык для нас, безусловно, это святыня. В нем генетический код нашей цивилизации, опыт и мудрость десятков поколений наших предков. В нем ключ единства, взаимопонимания, и непобедимости нашего народа. Не случайно наши враги и Русского мира так яростно атакуют позиции русского языка, всячески пытаются ограничить сферу его применения и ареал распространения. Мы долгие годы испытывали эти атаки на себе. Немалых усилий потребовало от крымчан сохранение системы образования на русском языке. Достаточно напомнить, что по всей Украине, кроме Крыма, она была уничтожена задолго до прихода в Киеве власти откровенных русофобов. Мы отстаивали свое право не просто изучать русский язык, но и использовать его во всех сферах жизни республики, в том числе и на законодательном уровне.

В свое время Киев упразднил крымскую Конституцию 1992 года, наделявшую государственным статусом крымско-татарский, русский и украинские языки. При этом монополизировал право решать, на каком языке региональная и муниципальная власть должна общаться со своими гражданами, распространение какого языка следует искусственно насаждать, а какого целенаправленно сдерживать и сокращать. Замечу, что нормы нашего основного закона о трех государственных языках республики мы восстановили в ныне действующей крымской Конституции уже после возвращения в Россию. Теперь мы вновь сами пишем свои законы, пишем в интересах крымчан. Россия вернула нам это право, которого мы два десятка лет были лишены.

Без нашей борьбы за русский язык не было бы крымской весны, не было бы такого прорыва крымчан, который сделал возможным наше стремительное и безболезненное возвращение в Россию. Сохранять свое право говорить, получать образование, вести дела и думать на русском языке. Мы отстаивали свою идентичность, свое право быть самими собой. Попытки лишить нас русской, общероссийской идентичности получили решительный отпор. За право оставаться самими собой люди готовы были идти на конфликт с властью, рисковать карьерой, личным благополучием, иногда и жизнью. Сейчас за это право они сражаются с оружием в руках, томятся в застенках СБУ или находятся в изгнании. Все эти люди – истинные герои Русского мира, забывать которых или проходить мимо, не оказав посильной помощи, конечно, мы не имеем права.

Борьбу за Русский мир, за нашу цивилизационную идентичность сводить к распространению русского языка, конечно, не следует, все значительно сложнее. Сегодня самые большие гадости о России, русском народе, русской культуре говорят на чистейшем русском языке. На нем, кстати говоря, требуют его запрета, на нем проклинают наших национальных героев, порочат наши святыни. При этом такие русскоязычные русофобы позволяют себе цинично глумиться над проблемами наших соотечественников, заявляя, что общаться на русском языке никому не запрещено. Нам важно не только всячески способствовать распространению русского языка, но и учитывать посредством каких образцов он распространяется. Следует всячески способствовать, чтобы наш родной язык продвигался через усвоение наивысших этических и эстетических достижений нашей культуры.

Скоро мы отметим 100 лет осуществления последней реформы русского языка, которая лишила наш алфавит четырех букв и упростила правила правописания. Вековой юбилей – это уже достаточный срок для подведения итогов. Думаю, в первую очередь это дело, конечно, профессиональных филологов, но мой вывод такой: вслед за упрощением графики и орфографии упростилась, а, значит, стала беднее русская речь, произошло сужение нашего культурного кода.

Мы получили в наследство от наших предков науку побеждать на полях сражений. Теперь же нам следует научиться быть не менее успешными в гуманитарной сфере, в информационном поле в борьбе идей.

На секции «Русский язык: образовательные и правовые аспекты» было около 80 человек, выступило – 26. Присутствовало 25 зарубежных ученых из самых разных стран: Сербии, Греции, Швейцарии, Таджикистана, Кыргызстана, Индии, Афганистана, Вьетнама, Китая.

Любовь – это главное слово нашей жизни. Ведь ничего без любви невозможно. И всех, кто собрался на нашей секции, объединила глубокая любовь к русскому языку, к русской культуре и к России. Это прекрасно, потому что кто бы ни выступал, русская речь всех выступающих была замечательная. Конечно, какие-то моменты влияния родного языка были, но были выпускники и Университета дружбы народов, Московского университета, и было очень приятно слышать, как хорошо учили в этих университетах.

В октябре собирались с руководителями педагогических вузов, и тех университетов, где есть педагогические факультеты. Это действительно серьезное внимание к педагогам. Но подумайте, как нам сделать так, чтобы, во-первых, любой абитуриент, которого мы допускаем не до экзаменов, а до комиссии, любил бы ребенка. Ведь это самое главное. Как можно работать в школе, не любя ребенка? И второе, чтобы выпускники педагогических вузов оставались работать в педагогических вузах.

Очень важная проблема – язык и электронных, и печатных СМИ. Это проблема колоссальная, и мы должны обратить на нее серьезное внимание потому, что многие дети с ключом на шее приходят домой, включают телевизор, во многих домах, правда, его уже нет, и смотрят подряд, листают эти программы. Но ведь и там речь телевизионных дикторов, она тоже далека от норм наших. Мы должны оказывать поддержку всем образовательным учреждениям и другим, которые развивают, пропагандируют и ведут занятия на русском языке за рубежом.

Наша секция «Литература – культурный символ России. Крымская муза» проходила в доме-музее Антона Павловича Чехова. Одновременно в филиале МГУ в Севастополе проходила научная конференция, которую мы созвали, – «Крымские мотивы в русской литературе». В этой конференции приняли участие преподаватели многих вузов Крыма, Севастополя. Мне удалось на несколько часов съездить, встретиться со студентами, побывать в общежитии, окунуться в свою среду. Уже 18 лет работает филиал в Севастополе. Он прошел непростой путь, но его роль для Черноморского флота, я думаю, требует специальных воспоминаний и описания.

На нашей секции были обсуждены основные направления. Это популяризация культурно-исторического наследия и языкового разнообразия народов Российской Федерации; активизация переводческой деятельности; поиск новых форм культурно-просветительской работы в молодежной среде; глубокое научное изучение культурного наследия Крыма.
На секции прозвучало много конструктивных предложений. Проводить в Крыму ежегодный писательский фестиваль с рабочим названием «Крым – культурная Мекка России». Поддержать создание золотого канона русской литературы. Создать общероссийский Художественный совет Крыма для организации такой системной работы по изучению и пропаганде культурно-исторического, языкового богатства Крыма. Поддержать предложение крымскотатарских коллег об издании полного собрания сочинений выдающегося крымскотатарского мыслителя и педагога Исмаила Гаспринского. Рассмотреть вопрос об издании литературного журнала, посвященного молодым российским авторам. Шире использовать современные способы дистанционных технологий для повышения уровня филологической культуры в обществе.

Херсонес.

Здесь, в этом исторически важном для каждого россиянина месте – Ливадийском дворце, несколько раз звучало имя прекрасного нашего соотечественника, нашего академика-слависта Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Хочу напомнить его слова в статье «Разное о литературе»:«Ни в одной стране мира с самого начала ее возникновения литература не играла такой огромной государственной и общественной роли, как у восточных славян… В пору упадка политического единства и военного ослабления литература заменила собой государство. Отсюда с самого начала и на протяжении всех веков громадная общественная ответственность наших литератур – русской, украинской и белорусской». То есть тогда уже слово стало нашей общей скрепой, это есть, была и будет гражданская сила и высшая гуманитарная миссия русского языка.

И сегодня наши дети – это основная гуманитарная линия нашей ответственности. Наше общее дело – воодушевить наших детей гордостью за свою культуру, историю и язык, и в первом ряду, конечно, гордость за наш язык. Эта гордость, говоря словами Константина Леонтьева, есть цветущая сложность, сложение многих столь дорогих каждому русскому сердцу понятий.
Мы активно поддерживаем творческие поиски наших детей. С 2015 года помогаем нашему замечательному литературному фестивалю молодых писателей «Русские рифмы». Только в прошлом году 401 тысяча было заявлено на участие в этом фестивале. Сейчас в Судаке параллельно идет международный форум библиотек Мы должны уделить особое внимание развитию электронных библиотек в системе нашего обучения. Ведь русский – это второй язык в Интернете. На сегодняшний день 6,5 процентов всех сайтов – на русском языке. Нам нужно для наших детей создать языковые мосты, по которым наши дети уверенно могут идти в будущее.

У нас есть и Общество русской словесности, и Пушкинский союз, у нас есть Ассоциация педагогов русского языка школьная, высшей школы. Мы должны поддерживать просветительские проекты, которые направлены на популяризацию и развитие русского языка и русской культуры. Мы должны привлекать иностранных студентов, которые действительно серьезно будут заниматься славистикой. Это не просто распространение культуры, это еще и «мягкая сила», без которой сегодня невозможно.
И тут мы подошли к следующему моменту – мотивация обучению русскому языку как внутри, так и вне нашей страны. Конечно, краткосрочные модульные курсы должны быть обязательно. Мы считаем, что нужно сейчас создавать специальности и специалистов в области лингвосопровождения и приоритетных направлений международного сотрудничества, потому что на сегодняшний день стоят стратегические интересы российского экспорта, потому что мы прекрасно понимаем, что во все времена, включая пушкинскую эпоху, лирика опиралась все-таки на экономику.

Последние 10 лет была очень большая тема – латинизация и арабизация шрифтов. Сейчас мы должны вернуться к единому шрифту на пространстве в СНГ – это шрифт кириллический. Потому что, как показывают опросы, население нашего ближайшего зарубежья все-таки говорит о привязанности и необходимости кириллического шрифта. Учебники и вся литература – это как раз распространение кириллического шрифта, и здесь мы должны держать очень четко свою позицию.

Серьезно ухудшилась ситуация с нарушением основных прав и законных интересов российских соотечественников в различных странах мира. На Украине ведется работа по искоренению любых проявлений Русского мира. И в странах Балтии, особенно в Латвии, использование русского языка госслужащими является практически уголовным преступлением. Это не говоря уже о позорной практике безгражданства. Продолжаются грубые нарушения прав жителей.
Необходимо резко увеличить защиту прав российских соотечественников. Наметились определенные сдвиги силами гражданского общества, я имею в виду, создание международной ассоциации русскоязычных адвокатов. Полагаю, что этой организации необходимо оказать всестороннюю поддержку на государственном уровне.

В этом году мы отмечаем 100-летнюю годовщину русской революции. Несколько лет назад совместно с князем Лобановым-Ростовским была выдвинута инициатива создания в России Памятника Примирения. Эта инициатива была поддержана Президентом России и Святейшим Патриархом Кириллом. Мне очень приятно, что при поддержке Российского военно-исторического общества эта инициатива, наконец, воплотится в жизнь. Я бы очень хотел, чтобы открытие этого памятника стало огромным событием не только для России, но для всего Русского мира.

Нам, людям, которые работают в главном законодательном органе страны, очень важно постоянно помнить, что есть гигантская часть жизни, была, есть и всегда останется, которая не регулируется законами, а регулируется она человеческой совестью. А совесть в русском сознании нерасторжимо связана с культурой и со словом. Зачем вообще нужно слово, если оно не несет правды и красоты? На мой взгляд, вот именно так это для русского сознания. Русский мир – это понятие не географическое, а духовное, что оно объединяет не носителей языка, а носителей смыслов, традиционных наших ценностей и нашего русского характера, очень простого, и в принципе действительно стоящего вот на этих двух столбах – правда и красота.

Как человек, всю жизнь занимающийся культурой, искусствовед по образованию, я хочу сказать, что культура, механизм ее работает очень интересно. Восходят в зенит те жанры и виды искусства, которые отвечают определенной душевной потребности народа в данный момент. Вот почему вдруг такой всплеск интереса к хоровому пению? Не просто потому, что государство этим озаботилось, а потому что была потребность из народа, потому, что в народе возник запрос на единение, на то, что мы называем высоким словом «соборность». Потому что мы поняли, что вот эта идеология индивидуализма, идеология нам навязанная и на некоторое время обаявшая наше доверчивое сознание, она, в конце концов, может просто привести к гибели нации, к потере страны. И вот когда это возникло, вот тогда этот всплеск интереса к хоровому пению, к тому, чтобы быть вместе и вместе приумножать красоту.

Меня тревожит та тенденция, что какие бы вопросы у нас не возникали – политические, экономические, социальные – мы сразу собираем экспертов, которые называются технологами, политтехнологами. И они предлагают технологии для их решения. Я глубоко убеждена, что с русским человеком нельзя договариваться через технологии. Мы отвечаем доверием только на искренность, и мы платим любовью только на любовь. Никакими технологиями не погасить в человеке отчаяние, не раскачать его апатию, не остановить маргинализацию. Все это может сделать только русское слово, несущее любовь, талантливое, яркое, горячее и попадающее сразу в сердце человека.

Воссоединение России с Крымом было великой политической и геополитической победой. Теперь нас должна ждать великая гуманитарная победа. Надо включить в Художественный совет Крыма всех ведущих, самых яркий, самых энергичных деятелей российской культуры, потому что, как говорил ваш замечательный земляк, нами всеми любимый Максимилиан Волошин: «Социальный заказ принимаю, но требую, чтобы он был умен и талантлив. Заказчик тоже должен быть талантлив». Я абсолютно убеждена, что надо не только реализовать все, что есть в области культуры в Крыму, все памятники, всевозможные и уже существующие туристические маршруты, но дать этому худсовету право рекомендательного голоса и при создании турмаршрутов, и даже при градостроительной политике. Как замечательно говорил известный славянофил Алексей Хомяков: «То, что строится, должно иметь почтение к тому, что выросло». Важно помнить, что экономика – это не сама цель. Экономика – это инструмент, для того чтобы каждый, кто здесь живет, и каждый, кто сюда приезжает, мог становиться лучше и мог вырастать душевно.

Поделиться: