Владимир Грусман
Владимир Грусман
Директор Российского этнографического музея
Владимир Грусман. Человек - важнейшая составляющая мировой культуры
Позиция
28.02.16 / 19:07

Сегодня в очереди на выставку знаменитых художников до трети публики почти ничего не знают о художниках, картины которых они собрались посмотреть. Так было в прошлом году с выставкой картин Караваджо, а в этом году с выставкой картин Серова. Искусствоведы бьют тревогу: культурный уровень общества, и молодежи в частности, за последние годы чрезвычайно понизился. Сводки новостей почти ежедневно сообщают о том, что в Сирии или в Ираке уничтожаются памятники культуры, ставшие достоянием всего человечества. Новые варвары приходят на смену культуртрегерству или у человечества есть шанс остановить этот процесс? Как ЮНЕСКО реагирует на все эти изменения? Обо всем этом рассказал директор Российского этнографического музея В. М Грусман.

Россiя. Наследие: Владимир Моисеевич, недавний международный культурный форум в Санкт-Петербургский был посвящен 70-летию ЮНЕСКО. Основная тема - сохранение культурного наследия. Россия соответствует тем принципам, которые провозгласила эта организация?

В. Г.: Безусловно. Об этом говорил на открытии Петербургского культурного форума Президент России Владимир Владимирович Путин, а также - генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. Оба принимали участие и в пленарном заседании, посвященном 70-летию ЮНЕСКО. Была отмечена уникальная роль Санкт-Петербурга. Пиотровский также подчеркнул, что Петербург - один из немногих городов мира, где сохранен исторический центр практически без стороннего вторжения. Город в списке объектов культурного наследия, отвечающих стандартам ЮНЕСКО, занимает одно из первых мест в мире. Это касается и отдельных памятников архитектуры, и ансамблей, и ландшафта.

Р. Н: Но даже в Петербурге порой возникают спорные ситуации, когда дальнейшая судьба памятника оказывается под угрозой. В этом плане у ЮНЕСКО есть возможность повлиять на ситуацию?

В. Г.: Несомненно. И Президент во время форума в частности отметил, что существует тесная связь между Правительством Российской Федерации, нашими представителями ЮНЕСКО и штаб-квартирой ЮНЕСКО. Все 70 лет Россия является реальным и надежным партнером этой международной организации.

Спорные ситуации возникают не потому, что не соблюдаются законы на высочайшем уровне. Суть проблемы скрыта на более низком уровне, когда на пути здравого смысла и непреложных законов встает местный чиновник. Считаю, что в подобных случаях должны бить тревогу не только органы власти, но и гражданское общество, в первую очередь общественные организации. Тогда у спорных вопросов найдется решение, у нас немало людей, которым все это небезразлично.

Еще одна проблема: разрушение объектов, которые находятся в собственности государства, но на них претендует церковь. Это чрезвычайно сложный вопрос. Не случайно Законодательное собрание Санкт-Петербурга настаивает на том, чтобы всем подобным случаям придавалась широкая огласка, при участии народных избранников.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Синий мост после ремонта.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Синий мост после ремонта.

Р. Н: По статистике каждый день на земле исчезает какой-то памятник истории и культуры. С чем это связано? С нехваткой средств на его сохранение или с незаинтересованностью тех людей, от которых зависит принятие решений?

В. Г.: Это страшная формула нового варварства, когда террористы принципиально уничтожают памятники культуры. Это - формула ложного понимания ислама, когда на территории, например, в Сирии, террористы громят памятники, расстреливают их, забрасывают грантами. И, между прочим, то же самое происходило в Афганистане. Это никак не связано с отсутствием денег, это связанно с отсутствием совести и понимания того, что человек - важнейшее составляющее мировой культуры.

Р. Н: Какие новые открытия обещают нам археологи?

В. Г.: Многих исследователей интересует, во-первых, территория южной Сибири. И, во-вторых, конечно, Крым, который был, есть и остается кладезем для археологов. Это - колыбель древней цивилизации, оказавшаяся на стыке Византии, Древней Греции и Древнего Рима. Многих исследователей привлекают города, располагавшиеся на берегу Черного моря. Я думаю, это очень интересное место, где еще могут быть сделаны очень важные открытия.

Российский Этнографический музей

Российский Этнографический музей

Р. Н: Какую работу Российский этнографический музей проводит в поиске новых культурных объектов?

В. Г.: Таких вещей очень много. Но в первую очередь поиск связан с финансированием, у музея на все средств не хватает. Вот сейчас очень многое говорится о меценатстве, но, к моему глубокому сожалению, меценаты сегодня выбирают какие-то знаковые и достаточно пиаровские вещи. Для них важно что-то очень громкое: подарок Эрмитажу, например, или Русскому музею. Хотя есть целый ряд музеев, которые, на мой взгляд, тоже не должны быть обделены вниманием состоятельных людей. Это касается не только вопроса пополнения коллекций. Мы, например, в ближайшее время должны получить столь необходимое нам компьютерное оборудование, которое будет приобретено за счет спонсоров. Это будет реальный вклад в работу и поддержку музея.

Р. Н: А что необходимо для пополнения коллекций?

В. Г.: Многое. У закупочной комиссии довольно большой список: изделия из серебра, два армянских пояса, серебро из Якутии. Хотелось бы, чтобы эти вещи также попали в коллекцию музея. Но пока желающих помочь музею я, к сожалению, не нахожу.

Р. Н: Современное поколение часто обвиняют в низком уровне культуры, называя его обществом потребителей. Что значит, на ваш взгляд, для молодых людей культурное наследие: источник знаний, вечные ценности или вещь, которую можно выгодно продать?

В. Г.: Есть очень хорошая поговорка: если бы молодость знала, если бы старость могла. Молодежь разная бывает. Жизнь человека — это определенный цикл, поэтому опыт и понимание приходит с годами. В Англии говорят: «every fruit has its season», то есть каждому овощу свое время. Что, например, можно требовать от молодого человека в 17-18 лет? Чтобы он сразу стал музейщиком? Есть люди, которые приходят к нам после университета и становятся нашими молодыми коллегами. Но должно пройти два-три - пять лет, чтобы пришло понимание того, что они работают в самом эпицентре культуры и духовности.

Р. Н: Получается, что опыт приходит с годами? А как же воспитание, может все дело в недостаточной образованности родителей?

В. Г.: «Опыт - сын ошибок трудных», – сказал Пушкин. Все богатство опыта приходит с годами. Конечно, родители должны прививать необходимые навыки человеку, который живет в большом городе, в центре культурной столицы. Например, поведение в общественном транспорте. Как только туда входит человек в солидном возрасте, молодой человек должен уступить ему место. Это элементарная вежливость, но именно с нее начинается культура. А осознание всего остального придет с возрастом.

Беседу вела Ольга ПЕРШИНА

      Российский этнографический музей - один из крупнейших музеев Европы, в хранилищах которого находятся памятники культуры 157 народов Евразии (территории бывшей Российской империи). Собрание музея позволяет комплексно представить культуру и быт как больших народов, так и малых, численность которых не превышает 100-200 человек.

      Основная часть экспонатов датируется XIX - началом XX века. Памятники демонстрируют хозяйственную деятельность народа, народную архитектуру и домашний быт, обрядовую практику, религиозные представления, традиционный опыт воспитания детей, образцы художественного творчества.

      В музее - богатая коллекция фотографий и негативов середины - второй половины XIX века и замечательный фонд этнографических рисунков, графики, живописи. В рукописном отделе музея хранятся материалы «Этнографического бюро» В. Н. Тенишева, которые дают возможность изучить быт русских крестьян на рубеже XIX-XX века.

      В музее открыты экспозиции, рассказывающие о традиционной культуре народов России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, а также экспозиция «Славяне Восточной Европы. Человек в этнокультурном пространстве». Большой популярностью у посетителей пользуется выставка изделий из драгоценных металлов – «Особая кладовая».

      В музее действует «Детский этнографический центр», где в увлекательной игре каждый ребенок получает возможность прикоснуться к наследию его предков.

      Музей расположен в здании, которое является памятником архитектуры начала XX века. Оно построено в 1902-1913 гг. по проекту архитектора В.Ф. Свиньина специально для демонстрации этнографических коллекций. В здании музея располагается один из красивейших выставочных залов Санкт-Петербурга - Мраморный зал (Памятный зал Императора Александра III). А во дворе Мраморного зала – знаменитый памятник Александру III Паоло Трубецкого.

Поделиться: