Индустриальное наследие России
Проблема
29.12.17 / 06:06

На прошедшей в Ярославле конференции значительное внимание было уделено проблемам сохранения наследия промышленной архитектуры. Обобщающим стал доклад доктора архитектуры, профессора кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии Маргариты Штиглиц «О стратегии Национального комитета ИКОМОС России в области сохранения индустриального наследия».

Во второй половине ХХ века во всех развитых странах развернулась активная деятельность по изучению и сохранению индустриального наследия. Пробуждение интереса совпало с кардинальной реконструкцией промышленного производства, повлекшей уничтожение многих исторических сооружений. Зародилось движение за сохранение промышленного наследия в Англии, на родине промышленной революции. Британские исследователи отсчитывают его начало с момента сноса старинного вокзала Юстон в Лондоне. Неоклассическое сооружение, построенное в 1830-е годы, соединяло столицу с Бирмингемом. Хотя здание не удалось защитить от сноса, но последующие акции оказались более успешными. В последующие годы в Великобритании было спасено множество объектов индустриальной эпохи. Осознание ценности наследия промышленной революции проникло в самые широкие слои населения. Затронуло оно историю и теорию архитектуры.

В качестве доказательства можно привести высказывание одного из теоретиков современной архитектуры Зигфрида Гидиона: «Промышленная революция больше внесла изменений в общественную жизнь, чем социальная революция во Франции». На Западе был накоплен огромный позитивный опыт современного осмысления индустриального наследия, в использовании старых зданий для новых, как производственных, так и культурных целей. Новая дисциплина получила название «индустриальная археология», одним из основных предметов изучения которой стало наследие промышленного зодчества. Она сопряжена с такими областями, как история техники, науки, изобретательства, политэкономия, социология, история права.

Индустриальная культура России имеет уникальный характер, во многом отличающийся от западных форм. Переход к новой фазе промышленного развития происходил здесь несколько позднее и путем, отличным от таких стран, как Англия, Франция, США и Германия, где наиболее полно осмыслен историко-культурный аспект индустриальной эпохи. Традиционно наука и техника рассматривались в России вне культурного контекста. Советской историографии свойственно было освещать явления через призму производственных отношений, с одной стороны гипертрофируя их, а с другой игнорируя память о владельцах и организаторах производства. Ситуация стала меняться в конце 1970 – начале 1980-х годов, когда на волне подъема общественного самосознания и оживления интереса к культурным ценностям изменилось отношение и к промышленному наследию. Оно было признано полноправной частью национального достояния, а промышленные здания и сооружения – неотъемлемой частью городской среды.

В России сохранилось еще немало свидетельств уходящей эпохи, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и других индустриальных центрах. Промышленная архитектура занимает особое место в культурном пространстве Санкт-Петербурга – крупнейшего индустриального центра России. С самого основания его неповторимый облик формировали, наряду с парадным центром, производственные сооружения и комплексы.

Однако в границы Санкт- Петербурга как объекта Всемирного наследия не были включены территории промышленного характера, сформировавшиеся в ХIX—ХХ столетиях, расположенные в основном вокруг исторического центра и в пригородах. Границы объекта Всемирного наследия обходят эти территории, образуя лакуны. Помимо важного градостроительного значения петербургские промышленные предприятия играли важную роль во всемирных процессах социальной истории, развитии науки и инженерной мысли. Они служили образцами для других городов, с них началась в стране история строительства многоэтажных зданий с металлическим каркасом. В создании петербургских предприятий принимали участие не только русские, но и всемирно известные инженеры, представители самой передовой в то время индустриальной державы – Англии.

В соответствии с общей стратегией Комитета Всемирного наследия, учитывая пробелы в номинации Петербурга 1990 года, не восполненные в дальнейшем при ее уточнении, появилась необходимость дополнить существующую номинацию за счет наиболее ценных объектов промышленного характера. Оценка проведена по критериям выдающейся мировой значимости, изложенным в руководящих документах Конвенции Всемирного наследия. Объекты должны соответствовать следующим критериям. Они должны отражать воздействие на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или планирования ландшафтов. Являться выдающимся образцом типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап развития человечества.

В свете современных тенденций и критериев Комитета Всемирного наследия для включения в состав Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия можно выделить приоритетную группу промышленных объектов.

Адмиралтейский судостроительный завод, часть которого расположена на Ново-Адмиралтейском острове. Критериям соответствуют следующие положения: на территории завода расположен первый в стране каменный эллинг – этапный в истории отечественного судостроения, результат творчества выдающихся русских и французских инженеров; завод связан с историей судостроения – здесь строились многие корабли, принесшие славу отечественному флоту и сыгравшие важную роль в мировой истории (крейсер «Аврора», например).

Памятник федерального значения – историческая часть комплекса Ижорского завода. Ансамбль сформировался в течение первой половины ХIХ века. Производственные постройки с уникальными металлическими конструкциями и подземными пространствами, композиционно и функционально связанные со сложной системой гидротехнических сооружений – плотина, отводной канал и искусственный бассейн для достройки судов, внешнее зеркало разлива реки Ижоры. Ансамбль старой части Ижорского завода вокруг бассейна обладает целостностью и аутентичностью. По значимости для национальной истории он может быть соотнесен с первыми металлургическими заводами Дарби в Великобритании, на базе которых создан знаменитый музей-заповедник Айронбриджгордж. В Петербурге до сих пор нет музея-заповедника промышленной истории.
Подобной высокой оценки заслуживают и выдающиеся примеры эпохи ленинградского конструктивизма, уже имеющие международную известность. Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный гвоздильщик». Редкий образец творчества всемирно знаменитого архитектора и педагога эпохи авангарда Я.Г. Чернихова, автора блестящих архитектурных фантазий, снискавших международную известность. Сооружение сохранило аутентичность, но находится в предаварийном состоянии. Рекомендация: включить в номинацию, но в категории риска.

Трикотажная фабрика «Красное знамя», на территории которой расположена силовая станция – шедевр архитектуры авангарда, произведение всемирно известного зодчего Э. Мендельсона, оказавшее значительное влияние на развитие архитектуры ленинградского авангарда. Сооружение находится в предаварийном состоянии.

Включение предложенных памятников индустрии в состав объектов Всемирного наследия позволит не только подчеркнуть многомерность исторической среды, но в значительной степени оградить их от уничтожения. Действия по уточнению и идентификации архитектурно-пространственной среды города – объекта Всемирного культурного наследия приобретают особую остроту в последние годы, ознаменованные значительным притоком инвестиций и активным вторжением нового строительства в исторический центр.

В Великобритании в 1960-е годы был образован Международный комитет по сохранению индустриального наследия – Т1СС1Н. Он зародился как общественный орган жителей индустриальных центров. Участники движения выступали за сохранение промышленных объектов, которые являлись частью социокультурной среды обитания современного общества. В настоящее время деятельность комитета проводится под патронажем ЮНЕСКО. В 1974 году комитет провел международный конгресс и с тех пор проводит их каждые 4 года. Последний проходил в 2015 году в городе Лилле в историческом центре текстильной промышленности Франции. Конгресс носил актуальное название: «Индустриальное наследие в XXI веке. Новые вызовы». Россия вошла в состав Комитета в 1994 году. Наиболее активным регионом в этом отношении оказался Урал. Именно там были проведены два конгресса – в 1996 и 2003 годах. Мне довелось участвовать в этих двух конгрессах.

Комитетом по сохранению индустриального наследия при ЮНЕСКО (Т1СС1Н) в соответствии с решением, принятым в 1994 году на 18-й сессии Комитета Всемирного наследия были разработаны предложения по включению наиболее ценных памятников науки и техники в список объектов Всемирного культурного наследия. В результате с середины 1990-х годов был номинирован ряд промышленных и технологических памятников Европы: фабрика-музей Ван-Нелле в Роттердаме, открытое вагонное депо с коллекцией исторических локомотивов и вагонов в Чили, исторические промышленные сооружения Остравы, фабрика Фагуса в Альфельде, «Электрополис Берлин» и другие. В 2000 году Комитет Всемирного наследия поручил консультационной комиссии ЮНЕСКО вновь пересмотреть критически списки, исходя из постановлений 24-й сессии в Кэрнсе (Австралия).

Вышедшее в свет в 2005 году исследование ИКОМОС «Список Всемирного наследия. Заполнение пробелов – план действия на будущее» подвело итоги, разработало рекомендации. 2006 год был объявлен годом Индустриального наследия.

В соответствии с общемировой стратегией по сохранению Всемирного наследия, учитывая пробелы в изучении и сохранении материальных следов уходящей эпохи, требуется сосредоточение экспертной деятельности в структуре Национального комитета и осуществление международного сотрудничества. В настоящее время из 27 научных комитетов ИКОМОС разработка этой тематики возможна лишь в рамках Комитета по сохранению наследия ХХ века. Однако в его компетенцию не входит обширный пласт более раннего периода. Наиболее плодотворное сотрудничество в международном масштабе целесообразно осуществлять совместно с Т1СС1Н, с которым целый ряд российских экспертов сотрудничает в индивидуальном порядке многие годы.

В целях сохранения национального достояния предполагается проведение организационно-методических работ, конференций, научных исследований, экспертных заключений по реставрационным работам, перепрофилированию и музеефикации памятников индустриальной культуры. Важным направлением деятельности научного комитета мог бы стать сбор информации, документов и составление общей базы данных в общероссийском масштабе.

Поделиться: