Почтовой станции диктатор

Подмосковное имение Мураново хранит в себе множество секретов и любопытных фактов. Сегодня здесь расположен музей-усадьба имени Федора Тютчева, который, в свою очередь, никогда не был в усадьбе. А имя поэта Евгения Боратынского, по чьему проекту был построен удивительный дом, похожий на замок, избу и шале – одновременно, в истории этого имения несколько сместилось на «второй план». Однако сотрудникам музея удалось трепетно сохранить память о двух известнейших владельцах усадьбы, ведь Мураново получило статус музея-усадьбы в 1922 году, что спасло его от неминуемой гибели. Даже в советские годы в этом имении царила атмосфера неспешного и вдохновляющего дворянского быта. дальше >

Республике Индия – 70

5 августа в России, как и в самой Индии, отметили День независимости Республики Индия. Ровно 70 лет назад над Красным фортом в Дели впервые взвился национальный флаг страны, поднятый её первым премьер-министром Джавахарлалом Неру. В дни торжеств, самой популярной достопримечательностью, наряду с Красным фортом, который называют «индийским Кремлем», становятся Ворота в Индию в Мумбаи. дальше >

Профессия: поместный дворянин

Дворянская усадьба – это не только наше архитектурное или культурное наследие. Это та точка отсчета, с которой начиналась Россия. Хозяин усадьбы был не только отцом семьи и радетельным хозяином, но и зачастую успешным человеком дела, сохранявшим и преумножавшим богатство своего рода. Финансовое благополучие поместья требовало тяжелого труда, глубоких знаний сельского хозяйства и производства, смелости применять новое и необычное. Кто знает, может быть, пример экономической рентабельности усадьбы прошлого может подтолкнуть и нас сегодня вернуться к земле, к своим корням? дальше >

Крым – Чернобылю. Страницы памяти

В истории СССР своя трагическая дата – 26 апреля 1986 года, когда произошла авария на Чернобыльской атомной энергетической станции, продолжающая уносить множество человеческих жизней. Ликвидация ее последствий – это событие, и по сей день сближающее народы. В Музее истории города Симферополя была открыта обширная экспозиция «Чернобыль. Страницы памяти». Об идее ее создания и миссии выставки рассказали кандидат исторических наук, директор Музея истории города Симферополя Ирина Ивановна Вдовиченко и генерал-майор в отставке, председатель организации «Союз Чернобыль» (Крым) Виктор Иванович Тимофеев. дальше >

Страсти по-Ремизову

(Главы из книги, которая готовится к печати)

Айдо-Хведо и завитушечки

«Посолонь». По солнцу. От весны до зимы. Сказка за сказкой – полный годовой круг.
Это – первая книга Алексея Ремизова. Вышла в Москве, в конце 1906 года.
«Круг счастья» – последняя его книга, завершение творческого и 80-летнего жизненного пути. Париж, год 1957-й.

дальше >

Русский вертеп

«В Рождество все немного волхвы…» - писал Бродский. И вправду всем событиям, происходящим накануне этого события, словно сообщается символическая окраска. Снег – символ обновления и чистоты, тьма – небытие, первая звезда – Христос и т.д. Не от старославянского ли вертепа, который в свое время был очень популярен на Руси, это ожидание чуда? дальше >

В поисках Эрьзи

К 140-летию со дня рождения великого скульптора Степана Эрьзи была снята кинопоэма «Возвращение гения» (режиссёр Андрей Новоселов). Генеральный продюсер картины Владимир Пирожок рассказывает. дальше >

Неоконченная пьеса

Картину Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» кинокритики часто называют одним из самых удачных произведений прославленного режиссера. Это подтверждает и зритель, ставя фильм в число лучших творений российской киноклассики. В чем же его секрет? Что выделяет его на фоне других фильмов, снятых в советские годы на территории исторических усадеб? дальше >

Не забыть

Шёл 1916 год, третий год кровавой Первой мировой войны. Современники и представители русской белой эмиграции называли её Великой войной. И неспроста – от 8 до 9 миллионов погибших российских воинов. дальше >

Усадебное наследие из фильма «20 век начинается» из сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

В 1986 году исполнилось 30 лет со дня выхода на экраны сериала «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В 8-ой серии фильма - «Двадцатый век начинается» зритель может увидеть 2 объекта культурного наследия, городскую и загородные усадьбы: объект культурного наследия федерального значения - особняк Г. Гильзе фан дер Пальса (г. Санкт-Петербург, Английский проспект 8-10, лит. А.) и выявленный объект культурного наследия усадьбу Сельгрена на Острове Лодочный Выборского района Ленинградской области. дальше >

Гусарская баллада

Что может быть лучше душевного фильма, который мог бы объединить для просмотра представителей всех поколений? Фильма, который даже спустя годы не теряет очарования и своей абсолютной гениальности. Фильма, история создания которого неразрывно тесно связана с историей нашей страны и её архитектурным наследием. Съёмки «Гусарской баллады» проходили на территории известных архитектурных памятников и значимых для культуры России исторических мест. Попробуем понять, чем был обусловлен выбор места съёмок фильма, что режиссёр пытался донести до нас, и как сложилась судьба объектов, которые были задействованы в кинокартине. дальше >

Я памятник себе воздвиг. Пушкин и Молдова

«Старый город на отлогом склоне горы делился: на нагорье, где жили вельможи…, на топкую улицу, на Булгарию, или предместье болгар, садовников и огородников по реке Быку. Новый, русский город, на горе, обустроился уже при содействии губернской архитектуры. Его украшали и деревянные тесовые и кирпичные штукатурные здания. На самой возвышенности стояла митрополия, армянская экзархия, и аллеи вновь посаженного сада, воспетого в подражание московскому бульвару», - писал Александр Фомич Вельтман. дальше >

Заложник вечности

В атмосфере искусства социалистического реализма вырос поклонник Сезанна, авангардист. И надо же такому случиться, что через несколько лет побывал в мастерской Пикассо, показал ему картины, выполненные в Париже, и заслужил окрылившую похвалу. Пораженный Зураб Церетели увидел, что Пикассо занимается и живописью, и скульптурой, и керамикой, и витражами: «Тогда в моей жизни произошел перелом». дальше >

Индия в России

Основатель бренда «Императорский портной» – индиец Сэмми Котвани – живет в России уже 26 лет. Его салон-ателье находится в историческом центре столицы, в самом ее сердце, недалеко от стен Кремля, на Рыбном переулке. Здесь мы встретились с Сэмми накануне празднования «Дней Индии в Москве», чтобы поговорить о философии бизнеса, о сходстве и различиях наших стран и о том, как москвичи смогут увидеть настоящую Индию. дальше >

Острова Самиздата: книжные редкости уходящей эпохи

Cравнительно недавно в трескучем информационном пространстве нашего алчущего беспредельных Свобод отечества – удручающе тихо и на удивление незаметно – прошёл-промелькнул замечательный юбилей: 200-летие со дня появления на свет “домопечатной” книги Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»… дальше >

Книга тайных дневников первого председателя КГБ

26 мая в Музее военной истории Российского военно-исторического общества состоялась презентация книги Александра Хинштейна «Записки из чемодана», вышедшей в издательстве «Просвещение» и основанной на публикации тайных дневников первого председателя КГБ Ивана Серова, которые были найдены через 25 лет после его смерти. дальше >

История из пластилина

Музей «Всемирная история в пластилине», расположенный в Москве на Измайловском шоссе в одном из теремков Измайловского кремля, — это собрание работ двух мастеров–самородков, Ростислава Олюнина и Андрея Миллера. Оба увлеклись пластилиновыми миниатюрами в отрочестве, еще не зная друг друга, а в юности случайно встретились, и общая страсть сблизила их. дальше >

Индивидуальный заказ. В созвучии с эпохой

Мужская одежда настолько лишена разнообразия, что все рассуждения о мужском костюме сведутся, пожалуй, только к выбору цвета - между синим и черным, и стиля - между классическим и клубным пиджаком. Как же мужчине выразить свою индивидуальность, да еще так, чтобы при этом «костюмчик сидел»? Тут самое время вспомнить об Императорском портном, ателье индивидуального пошива и его владельце Сэмми Котвани, который предложит тот самый высокий класс костюма, где и рукав правильной длины, и пуговицы в тон, и подкладка такая изысканная – хоть наизнанку носи! дальше >

Художественный образ в советской кукле 1930-х годов

Художественный образ, являясь отражением жизни в сознании людей, обладает свойством обобщать явления действительности. 1930-е годы были ознаменованы как развитием идеологической парадигмы Советского Союза, так и сменой этических и эстетических ориентиров. Ничего удивительного, что за этим последовали и изменения в сфере авторской игрушки как отражении «мира взрослых». Эти изменения во многом определили всю дальнейшую историческую перспективу этого вида художественного творчества и повлияли на его развитие в стране. дальше >

Импортозамещение времён Александра I

Начиная с 1770-х годов разноцветные накидки из тончайшей шерсти медленно проникали с Востока в Европу. Их привозили торговцы, военные, путешественники. Через Бухару они попадали в Россию, оттуда порой доходили и до Европы. А после Египетского похода Наполеона Бонапарта эта тоненькая струйка превратилась в полноводную реку. Шали оказались превосходным подарком – красивым, экзотическим и не занимавшим много места в солдатском ранце или багаже дипломата. дальше >

ВИЗАНТИЙСКИЕ ЭМАЛИ. Детективная история

В 1894 году вышла в свет, пожалуй, самая дорогая книга в истории России, (не считая авангардных книг и первых изданий). На ее титульном листе обозначен 1892 год, но работы по изготовлению книги были закончены лишь в 1894 году. Издатель в предисловии говорит, что «ни один экземпляр книги не будет находиться в продаже!». Ее переиздание – невозможно, т. к. клише рисунков были уничтожены! дальше >