Автор: Вадим Разумов
Гусарская баллада
PROчтение
06.08.16 / 04:04

Что может быть лучше душевного фильма, который мог бы объединить для просмотра представителей всех поколений? Фильма, который даже спустя годы не теряет очарования и своей абсолютной гениальности. Фильма, история создания которого неразрывно тесно связана с историей нашей страны и её архитектурным наследием… Вместе с типичными образами героев того времени в фильме тонко передана атмосфера жизни дворянской усадьбы, и на этом моменте стоит остановиться подробнее. При просмотре фильма и прочтении интервью Эльдара Рязанова понимаешь, что красной нитью проходит через фильм мысль режиссёра о необходимости бережно относиться к памятникам архитектуры. Вполне возможно, что гениальный режиссёр, неоднократно отмечавший плачевное состояние бывших дворянских усадеб, в своём фильме стремился, в том числе, поближе познакомить нас с жемчужинами архитектуры и даже – проложить по ним своеобразный экскурсионный маршрут? Быть может, его фильм – это символическое послание советским зрителям о тех важных вещах, о которых в силу определённых политических настроений не принято было говорить открыто. Съёмки «Гусарской баллады» проходили на территории известных архитектурных памятников и значимых для культуры России исторических мест. Попробуем понять, чем был обусловлен выбор места съёмок фильма, что режиссёр пытался донести до нас, и как сложилась судьба объектов, которые были задействованы в кинокартине.

В поисках усадьбы

К поиску декораций для фильма съёмочная бригада подходила особенно тщательно. Часть съёмок проходила в павильонах студии «Мосфильм», а другую часть картины было решено снимать в реальных декорациях – ближайшем Подмосковье.

Одним из главных мест действия картины является усадьба Азаровых, куда главный герой – поручик Ржевский, приезжает к своей невесте, Шурочке. Для съёмок поместья майора Азарова было решено выбрать небольшую уютную усадьбу, что на деле оказалось не такой простой задачей. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, съёмочная группа занималась поиском натуры продолжительное время. Все хорошо сохранившиеся на тот момент усадьбы и дворцово-парковые комплексы, включая Кусково и Архангельское, были слишком большими и помпезными для того, чтобы предстать в виде уголка скромной усадебной жизни отставного майора.

Поиски нужной усадьбы привели съёмочную группу в Подмосковье. Место будущих съёмок было найдено чудом. Рязанов так описывал поиски: «Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелёгким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип – первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд. Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьём клумбы, посадим цветы, возведём ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».

Таким образом, мы можем увидеть совершенно уникальную ситуацию. Благодаря профессионализму съёмочной группы фильма и их желанию точно передать атмосферу ушедших лет, ими была не просто поднята проблема варварского отношения к бывшим дворянским усадьбам, но и, фактически, приведена в порядок одна из них. Разумеется, историческая действительность в превращении церкви в главный усадебный дом соблюдена не была.

Поместьем майора Азарова в фильме послужила бывшая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Удино (село Удино, Дмитровский район Московской области). В начале XVIII века эти земли были пожалованы Екатериной I князю Андрею Фёдоровичу Вяземскому. В это же столетие здесь начал складываться усадебный комплекс. Хозяевами усадьбы был построен деревянный усадебный дом; разбит большой парк с прудами и редкими сортами деревьев; возведён Покровский храм в стиле классицизма. Слева от храма был расположен «Солнечный пруд», имевший форму круга. Храм в усадьбе Удино славился своей прекрасной акустикой. Этот эффект был достигнут благодаря встроенным в стены потайным голосникам.

Упадок усадебного комплекса начался после революции 1917 года. В 30-е годы прошлого века Покровская церковь была подвергнута разграблению и закрыта.

На сегодняшний день, усадебный комплекс, в котором объединились две истории: история дворянского быта и история российского кино, продолжает разрушаться. От порядка, наведённого здесь при съёмках «Гусарской баллады» не осталось и следа. Покровская церковь ветшает. Местные жители стараются поддерживать здесь чистоту своими силами: в храме всегда убрано, а на месте бывшего алтаря стоят принесённые небезразличными к судьбе памятника иконы.

Зимой здесь ещё можно увидеть чёткие формы симметричных парковых аллей, которые обрамляют собой Покровскую церковь.

Около храма сейчас располагается бывшая молочно-товарная ферма. Третье «рождение» этой усадьбы в ближайшее время не предвидится.

Русские пейзажи

В первых кадрах «Гусарской баллады» мы видим всадника, скачущего на лошади на фоне живописных окрестностей: русского поля с растущими по краям берёзами и церковью, возвышающейся на небольшом холме. Смысл этого кадра очень велик, и он отражает глубокую философскую концепцию режиссёра.

Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать! Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».

Этим местом стали окрестности ещё одной знаменитой дворянской усадьбы, Никольского-Обольяниново также в Дмитровском районе в селе Подъячево. В кадре мы видим Никольскую церковь, ставшую по замыслам режиссёра символом крепких духовных скреп нашей страны. Все мы прекрасно помним, что вера имела колоссальное значение в формировании боевого духа армии Российской империи. Знаменитый девиз «За Веру, за Царя, за Отечество» никогда не был просто словами. За ними стоит многолетняя история побед российской армии и множество героев, отдавших свою жизнь за мир и спокойствие своей Родины. Эльдар Рязанов, сделав акцент на то, что за веру, действительно, не страшно погибнуть, в очередной раз поднял тему, о которой не принято было говорить на протяжении многих лет.

Патриотический эффект начала фильма усиливают и природные символы нашей страны – бескрайние поля и русские берёзы. Кажется, что в этих кадрах сосредоточена картина, которая знакома с самого раннего детства каждому россиянину и поэтому горячо любима им.

История Никольского храма в селе Подъячево, построенного в конце XVIII века в классическом стиле, служит отражением тяжёлого пути становления русской духовности. Храм благополучно пережил страшные годы революции и Великой Отечественной войны, но был разрушен в семидесятые годы прошлого столетия. Но недавно здесь начались восстановительные работы, которые продолжаются сейчас. На сегодняшний день, состояние Никольской церкви позволяет совершать в ней регулярные богослужения.

Не менее сложна судьба усадебных построек в Никольском-Обольяниново. Здание главного усадебного дома дошло до наших дней, но пребывает в запустении, и это несмотря на реставрацию в 90-е годы. Уникальный парк, являющийся по мнению многих исследователей, редким образцом садово-паркового дизайна того времени, погибает и подвергается вырубкам.

В гостях у дуба

Каждый зритель, хотя бы раз в жизни смотревший «Гусарскую балладу», с замиранием сердца вспоминает зрелищный эпизод, в котором Шурочка прыгает с высокого дуба на проезжающую карету.

Этот дуб сохранился до наших дней. Он находится в Ольгово (Дмитровский район, Московская область). Сейчас эта территория застроена дачами и коттеджами, а сам дуб сильно изменился. От некоторых его раскидистых ветвей уже ничего не осталось. Зато другой дуб, растущий напротив древесного киногероя, превратился в «дерево любви». Местные жители верят, что, загадав желание и повязав здесь ленточку, можно стать счастливее в делах сердечных.

Сама усадьба Ольгово, в которой тоже проходили съёмки «Гусарской баллады», переживает не лучшие времена. Усадебный комплекс, разграбленный после революции, продолжает угасать. Сегодня от усадебных построек Апраксиных сохранились только грот и разрушенный павильон. От некогда роскошного усадебного дома сохранились только руины. Усадьба была передана в частные руки, но от этого её состояние не улучшилось. Власти Московской области планируют решить вопрос с действиями арендатора и восстановить усадебный комплекс.

Духовное возрождение

Ещё одним объектом, ставшим местом съёмок «Баллады», стал Николо-Пешношский монастырь в посёлке Луговой (Дмитровский район, Московская область). Отметим один любопытный исторический факт. В ходе Отечественной войны с Наполеоном 1812 года монастырь чудом избежал нападения французов. Многочисленная армия врага, находящаяся всего в 18 верстах от монастыря, побоялась приближаться к нему из-за расположенных рядом болот. Многие верующие увидели в таком ходе событий божественное провидение. На момент съёмок на территории монастыря располагался дом инвалидов, но ближе к 1970 году здесь был проведён ряд реставрационных работ. А в 2014 году все реставрационные работы на территории монастыря были завершены, и теперь он ежегодно принимает тысячи паломников.

А где же выход?

Разумеется, существует универсальное решение любых вопросов, связанных с аварийными памятниками истории – их реставрация. Но все мы прекрасно понимаем, что этот процесс требует определённых финансовых затрат, наличия добросовестных собственников и чётко развитой концепции развития конкретного места.

В наших силах сделать так, чтобы усадьбы, показанные в кинокомедии «Гусарская баллада», становились популярнее с каждым годом. Не случайно этот фильм на протяжении более чем пятидесяти лет является классикой кино! Включение всех объектов, задействованных в съёмках, в тематические туристические маршруты существенно увеличит приток туристов к этим местам. При привлечении туристов будут задействованы несколько механизмов привлекательности экскурсионных тутов. Такие поездки станут интересны не только любителям истории, но и страстным поклонникам качественного кино.

Практика последних лет показывает, что места, регулярно посещаемые туристами, первыми начинают восстанавливаться. Туристическая слава памятников архитектуры также выгодна бизнесменам и предпринимателям. Территорию объектов можно будет превратить в полноценные рекреационные комплексы и организованно принимать потоки благодарных посетителей.

Поделиться: