Владимир Пирожок
Владимир Пирожок
Руководитель проекта «Россия. Наследие»
В поисках Эрьзи
PROчтение
25.10.16 / 09:09
К 140-летию со дня рождения великого скульптора Степана Эрьзи была снята кинопоэма «Возвращение гения» (режиссёр Андрей Новоселов). Генеральный продюсер картины Владимир Пирожок рассказывает.
Автопортрет 1947 г.
Автопортрет 1947 г.

Мы два съемочных года жили-были вместе, рядом, пытаясь проникнуть вглубь, прикоснуться к истокам гения. Взглядом великого самородка, юноши-мордвина, снимали стремительное течение Суры, золотистые поля, уходящие за горизонт. На нас из прошлого смотрели храмы, избы, проселочные дороги в Баево и Алатыре, помнящие его шаг. Он всегда был рядом, казалось, его душа не улетала отсюда и подсказывала нам, направляла.

Вслед за Эрьзей мы бродили по московским улицам, снимали в стенах училища, давшего ему профессию, спустя столетие возвращались к развороченным братоубийственной революцией окровавленным площадям.
Мы пересекли океан и ступили на землю Аргентины, чтобы открыть тайну кебрачо и альгарробо, тех деревьев, которых он облагородил своим гением и ввел в мир высокого искусства. Как и он, мы сплавлялись по сельве вглубь латиноамериканских джунглей, где Мастер нашел природный материал, отразивший его мир.

Спепан Эрьзя возле своей скульптуры «Моисей» 1947 г.

Мы месяцами рылись в архивах, открывая неизведанное: кадры хроники, документы. Мы на одном языке и об одном говорили с его исследователями, продолжателями, соратниками по искусству. Мы шли по следу гения, завороженные его судьбой, прекрасной и совершенной, как рассвет над Мосторавой. И этот путь к гению испытывал нас на прочность.

Фильм о нашем фильме также, поверьте, жесток, испытателен, как и история нашего героя. Но и но! Когда затухала надежда, заканчивалось терпение и подступало отчаяние, мы говорили себе: с нами Эрьзя. Мы твердили себе: я – Эрьзя. И пример Мастера возвращал к работе, вдохновлял.

«Иоанн Креститель» 1928 г.

Я – Эрьзя

Каждый из нас может и должен растить в себе родственность, близость к личностям такого масштаба. Главное в нашей работе и главное, что мы желали сказать нашим фильмом - донести до каждого уроки, нравственные, житейские жизненные, которые высекал из своих лет гений. Ведь самое совершенное его творение: его судьба, судьба свободного, погруженного в свой труд, ответственного за свой талант художника.

«Размышление», 1936 г.

Разнеслось множество версий о жизни изгоя, несчастного, непризнанного, отвергнутого. Все не так. Уже в 24 года Степан взлетел на Олимп славы, его имя повторяли в европейских салонах. Каждая его выставка собирала восхищенных поклонников. Он был победителем по жизни, а победителей… да, не любят, да, под их пронзительным светом очевиднее видна дешевизна, подделки, эрзац. К гению льнут, но и опасаются гения корыстные проходимцы, живущие ради карьеры, ради богемного преходящего успеха.

«Христос», без даты

Эрьзя не нуждался в похвалах, сторонился погони за суетными благами. Где бы он ни странствовал, его домом была мастерская. Его смыслом и целью был труд. Эрьзя впитал все самое лучшее, накопленное тысячелетиями на мордовской земле.

Упорство, цельность, благородство, верность своему предназначению.

Эрьзя - не псевдоним или не столько псевдоним. Назвав корабль своей судьбы именем своего народа, двадцатидвухлетний юноша бросил вызов всем, кто считал его народ забитым, провинциальным, неграмотным. Я всем докажу, кто есть мы, всем, всему миру прокричу: мы неслучайны под этим небом.

«Александр Невский», 1931 г.

Эрьзя - это вызов, возглас, крик : Я - Эрьзя! Я родом из народа, который вы считаете отсталым. Я докажу нашу единственность, независимость, духовность, настойчивость. Я вырву из небытия дух моей земли.

Точен памятник в Алатыре: юноша, опирающийся на древо родины, слившийся с ним, от него произошедший. Искусство для искусства – как же политизированные критики измывались над творцами, время жизни - творчества отдающие не заседаниям и борьбе за звездочки и блага. И где эти глашатаи, а также их последователи, где?!- в вязкой суете истории, на дне столетий.

А Эрьзя не предал себя, себя сохранил для искусства и счастливо переместился в век XXI. Он прежде гений нравственности, верно и правильно выдавивший из себя раба.

«Мужской портрет. Думы», без даты

Италия, 1907 год, обманутый художник, без гроша устраивается рабочим. А недавно он блистал на выставках в Ницце и Венеции, его принимали богатеи в своих вилах, толстосумы обещали... Обманули доверчивого самородка, и он начинает с нуля и нисколько не стонет, пашет, желая заработать на свое орудие труда, на глину. И когда получает первый заработок, тут же на обеденном столе, забыв об окружающих, лепит стремительно фигурку, удостоверяясь – помнят ли руки? Вокруг него собираются мастеровые, немо смотрящие на чудо.

Руки помнят! Талант его вел, его спасал, в самые тяжелые минуты поддерживал, убеждал - выживу, сотворю, прославлю родину.

«Молодость» 1940 г.

1914-1920 годы – беда, разруха, крушение страны, мир обезумел в кровавом угаре. Но художник живет по своим законам - он работает. Выжил, сотворит, победил! Да, победителей не любят, не боготворят или...просто забывают.

Удивительно, но факт: открыл для себя странную вещь: коллеги, считающие себя людьми образованными, начитанными, и не слышали...

Эрьзя? не припомню...

Эрьзя? а, да да , припоминаю... Мордовский Роден кажется...

«Обнаженная» 1938 г.

Как же пристало к нам вот это: себя подставлять под заграничные имена. При всем величии Микеланджело, гениальности Родена нельзя ни сравнивать, ни сопоставлять, ни каким то образом причислять Эрьзю к сонму великих. Эрзья - абсолютно самодостаточное автономное своеобразное единственное явление мировой цивилизации.

Я принадлежу к школе, которая не признает никаких школ – это его девиз, так подходящий природе великого самородка. Один раз видели слезы на глазах семидесятилетнего Эрьзи – в аргентинском порту, когда обещанный корабль не принял художника, которому снился мордовский снег.

Порадуемся за гения: Степан Эрьзя на родине, в России празднует 140-летие. Его творения боготворит весь мир, и музей его имени хранит шедевры Мастера, пережившие века.

Порадуемся и за нас:
Эрьзя с нами!

Поделиться: