Автор: Лев Колодный
Автор: Лев Колодный
Почетный член Российской академии художеств
Заложник вечности
PROчтение
19.07.16 / 16:04

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну,
Ты вечности заложник,
У времени в плену.

Жизнь Зураба Церетели соотносится с двумя стихотворными озарениями. Одно – Пастернака – приведено в эпиграфе. Сну не предается. Время, отведенное ему, увековечил. Другой незаконченный отрывок принадлежит Пушкину:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

На этом цитирование отрывка в известной телепередаче обрывалось. Дальше следовала всего одна строка, но какая!

…И случай, бог изобретатель...

Фото: globallookpress.com

Академик Сергей Вавилов считал, что этот незаконченный отрывок «гениален по своей глубине и значению для ученого». И художника необъяснимые случаи и парадоксы преследуют с первых шагов в искусстве. «Большую картину» отличника Академии за импрессионизм снимает с защиты тот, в чье кресло президента Российской академии он сядет спустя сорок лет. Вместо отвергнутой дипломной картины представил к защите написанный за считанные дни и ночи портрет, получив за него отличную оценку.

В атмосфере искусства социалистического реализма вырос поклонник Сезанна, авангардист. И надо же такому случиться, что через несколько лет побывал в мастерской Пикассо, показал ему картины, выполненные в Париже, и заслужил окрылившую похвалу. Как такое могло произойти в жизни советского человека, ни разу не бывавшего за границей в туристической поездке даже в Болгарии. Когда Хрущев приподнял «железный занавес», жившие во Франции родственники пригласили за свой счет жену Зураба с молодым мужем в гости. Вдвоем их не выпустили за границу. Предложили ехать кому-то одному. Мудрая жена уступила свое право мужу.

Cкульптор, художник Зураб Церетели в Музее современного искусства. Декабря 1999 года. Москва. Фото: globallookpress.com

Пораженный Зураб увидел, что Пикассо занимается и живописью, и скульптурой, и керамикой, и витражами: «Тогда в моей жизни произошел перелом».

Улетел одним, вернулся другим художником, которому еще раз пришел на помощь «случай, бог изобретатель». Существовавший на скудные заработки жилец съемной коммунальной квартиры попадает в штат научного академического института на престижную должность художника, которую занимал в прошлом Лансере, расписавший стены Казанского вокзала и гостиницы «Москва». С этнографами и археологами семь лет ходил по родной земле. Рисовал по долгу службы остатки мозаик, фресок, руины храмов, надписи надгробий, иконы. Благодаря такой фундаментальной подготовке, перефразируя знаменитую формулу известного «чудесного грузина», творит искусство национальное по форме и пленительное по содержанию».

Скульптор, художник Зураб Церетели в своей мастерской на Большой Грузинской улице. Ноябрь 1999 года. Москва. Фото: globallookpress.com

Случайно на глаза двум маститым московским архитекторам попал эскиз росписи не построенного детского кинотеатра, украшавший стену кабинета главного архитектора Тбилиси. Рисунок пленил мэтров, авторов Дворца съездов в Кремле. Что успел к тому времени сделать выпускник академии? Духан в шахтерском городе Чиатуре...

При всем при том мэтры доверили незнакомцу разнообразить построенные ими одинаковые, как куриные яйца, башни курортного комплекса над Черным морем. Волны шторма, ворвавшиеся на первый этаж башен, не дали удостоиться Ленинской премии в тридцать три года. Получил ее в сорок лет, создав в Адлере детский городок из объемных мозаик. Подобных никто никогда не творил. Они поразили Давида Сикейроса, напророчившего грузинскому художнику мировую славу.

Скульптор, художник Зураб Церетели в своей мастерской на Большой Грузинской улице. Ноябрь 1999 года. Москва. Фото: globallookpress.com

На строительной площадке мужчина в белой рубашке с закатанными рукавами с интересом наблюдал, как расцвечиваются цветными хрусталиками серые бетонные стенки. Представился, протянув руку: «Косыгин, Алексей Николаевич». Так волею случая произошло знакомство с главой правительства СССР, закрепленное в Москве приглашением в гости с женой, единственной на всю жизнь.

В бывшей Грузинской слободе Москвы из русских и грузинских литер сформировал столп «Дружбы». Из двух сплетенных титановых колец установили на Военно-Грузинской дороге «Узел». Его взорвали, по словам Церетели, «психи», они же бросили в окно московской мастерской бутылку с зажигательной смесью. Огонь испепелил сто картин, обгорела «Гитара Высоцкого», на которой он играл на свадьбе с Мариной Влади в тбилисской квартире друга.

Скульптор, художник Зураб Церетели в своей мастерской на Большой Грузинской улице. Ноябрь 1999 года. Москва. Фото: globallookpress.com

Неожиданно для сокурсников и профессоров дипломированный живописец становится ваятелем и дизайнером с мировым именем. Кто сегодня в этом сомневается? А двадцать лет назад в Москве публично задавали риторический вопрос: «Да кто такой этот Церетели?», – подразумевая, что – никто и звать никак. А он к тому времени успел получить в Кремле Золотую звезду Героя социалистического труда, золотую медаль с профилем Ленина, две государственные премии и самые высшие почетные звания за дела, о которых никто не ведал в Москве. И сейчас мало кто знает. Они выполнялись вдали от Москвы: в Бразилии, Японии, США, Франции и в других странах, – потому что Церетели, по словам министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, играл роль «главного художника МИДа». Занимался много лет дизайном посольств СССР. Мировое признание пришло к нему на Западе. Там установил первые монументы. «Георгий Победоносец поражает дракона» и ракеты перед небоскребом ООН в Нью-Йорке. Ни один монументалист в ХХ веке не подвергался такой травле в Москве, как Церетели. В этой книге я отвечу, почему это происходило.

Памятник Петру Первому Зураба Церетели в Москве. Фото: globallookpress.com

В преддверии Московской Олимпиады Церетели, став главным художником Игр, опоясывал горельефами стены дворца в Измайлово. Пришлось кроме этого с утра до ночи пропадать на двенадцати объектах – в Химках, на Пресне, в Битце…. «До Игр весил 85 килограмм, после них – 57 килограмм. Но все успел выполнить в срок. Тогда появились эмали в Международном торговом центре, мозаики и витражи в гостиницах и дворцах спорта, а на Олимпийском ипподроме – табун лошадей в бронзе.

В истории случалось не раз, что содружество просвещенной власти и гениальных художников венчалось появлением уникальных росписей, статуй, дворцов и храмов. Полвека конкурсы в ХХ веке на монумент Победе ни к чему не приводили. Содружество с главой правительства города – мэром Москвы Юрием Лужковым – дало поразительные результаты в столице России.

Символ Москвы - Святой Георгий, поражающий змею установлен на сферическом куполе торгового центра "Охотный Ряд" в центре Москвы на Манежной площади. В 1997 году, после завершения строительства торгового комплекса на поверхности в обрамлении фонтанов были установлены мировые часы в виде купола, венчает композицию скульптура работы Зураба Церетели. Фото: globallookpress.com

Обелиск на Поклонной горе, памятники Петру Первому и Ивану Шувалову, генералу де Голлю, врата и кресты Храма Христа Спасителя, комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади, росписи Новой сцены Большого театра, станции метро «Римская», «Парк Победы», «Дубровка» и «Трубная», «Древо жизни» в Зоопарке можно было поручить исполнить многим художникам. А посчастливилось одному. Все помянутое осуществил Церетели, не считая многих монументов в Грузии, Колумба в Севилье, Гоголя в Риме, «Слезы скорби» в Нью-Йорке, святого Николая в Бари, Петра в Санкт-Петербурге, князя Олега в Рязани, Харько – основателя Харькова, Пересвета на Куликовом поле, Казака на Кубани.

Высота обелиска на Поклонной горе – 141,8 метра, монумента Петра на стрелке Москвы-реки – 96 метра, яйца «Колумба» на берегу Гвадалквивира – 43,5 метра, «Слезы скорби» на берегу Гудзона – 32 метра, «Колумба» на берегу Атлантического океана, где завершается самый высокий памятник человеку, – 126 метра. Это искусство для народа, больших пространств.

Поклонная Гора. Москва. Фото: globallookpress.com

Андрей Вознесенский, соавтор монумента на Тишинской площади в Москве, по поводу высотных композиций старого друга сказал:

Зураба башни по миру стоят,
Журавль в них вырастит журавлят.

Церетели называет себя прорабом. Сколько его помню, всегда что-то строит и переделывает.

Это не все. Дом на Патриарших прудах в Ермолаевском переулке капитально отремонтировал и превратил в филиал созданного им Московского музея современного искусства на Петровке. А свою московскую мастерскую на Тверском бульваре, где принимал Буша-старшего и Горбачева, превратил в галерею «Зураб». Отдал ее молодым, не беря с них платы за выставки. Даже если бы Церетели не установил ни одного памятника в Москве, не написал ни одной картины, то и тогда бы за учрежденные им музеи и галереи вошел в историю искусства.

Фото: globallookpress.com

Нелегко ответить на вопрос, заданный в пору битвы за Петра: «Да кто такой этот Церетели?»

Попытаюсь ответить.

Исповедуя принцип «искусство для искусства», живописец проявил себя монументалистом, дизайнером. Ему послушны любой пластический материал, любая техника. Творит в бронзе, металле, камне, эмали, мозаике, стекле, фарфоре, ткани...

Он породнил объем и цвет, скульптуру и архитектуру. Его картины – сплав русского академизма, грузинского примитивизма и парижской школы – пронизаны фантазией и добродушием, иронией, детскостью.

Художник установил на земле изваяний больше кого-либо, работая во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Выполнил монумент для Австралии. Его картина побывала в космосе.

Фото: globallookpress.com

Церетели постоянно рисует, где бы ни находился: дома, на заседаниях, в пути, на отдыхе: « Сколько себя помню, я всегда рисовал. Для меня это образ жизни».

Став президентом Российской академии художеств, объединил мастеров всех поколений, направлений и стилей, ветеранов и молодых, патриотов и космополитов, реалистов и модернистов.

Фото: globallookpress.com

Перед смертью Пикассо сказал: «Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Внук Паблито, изгой в глазах деда, после похорон выпил яд. Спился с горя сын Поль. Повесилась подруга Мари-Терез Вальтер, чей образ остался на картинах. Накануне выставки в Мадриде застрелилась вторая жена Жаклин Рок. «Когда мне говорят о гениальности Пикассо, – написала в книге “Пикассо. Мой дедушка” внучка Марина, – мне хочется ответить: “Да, он был гений. Но гений зла”». Считала его виновником преждевременной смерти отца и исковерканной жизни матери.

Зураб Церетели – Гений Добра.

Поделиться: