Юлия Ракитина
Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Казаки, вольные слуги России
Открывая Отечество
17.07.16 / 15:03

Кто они, казаки? Только ли воины, защитники земли Русской? Постоянно смотря в глаза смерти, казаки старались не пропускать выпавшую на их долю радость. Именно поэтому, беспощадные к врагам, в своей среде они всегда были благодушны, щедры и гостеприимны. Эта двойственность казачьего характера основана на жертвенном служении своему Отечеству и строгом следовании заветам христианской добродетели. С самого детства казаки поучали своих детей: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки.

Фото: Союз казаков России

Культурный и экономический обмен, движение славянских народов всегда сопровождались военными, которых нанимали купцы для своей защиты. Центром этих обменных процессов был Киев. На Подоле и по сей день существует храм святого Илии – там все встречались, останавливались, отдыхали и обменивались товарами. В этом месте можно было встретить все племена с Востока и Севера: Киев был стратегическим пунктом на пути «из варяг в греки», это было явление, в некотором роде обозначавшее границу. Из Новгорода к Византийской империи шли купцы-славяне, и не только они. По этому пути шел апостол Андрей, шли Кирилл и Мефодий, принесшие христианское слово Руси. По норманнской теории происхождения древнерусского государства купцы звали рать для помощи и защиты, и таким образом Русь оформилась как государственное образование со столицей в Киеве. Тогда скандинавское участие соединило славянские племена, и по названиям трех холмов в Киеве (на которых жили братья Кий, Щек и Хорив) можно проследить истории названий Чехия, Хорватия и Киев.

Киев не смог бы просуществовать так долго, если бы не было порядка, защищавшего государство как упорядоченную структуру. Этот порядок обеспечивали военные формирования – предки современных казаков. Между ними не было связи или главного командования, подчинявшего себе разрозненные рати. То, что мы сегодня знаем об этом периоде становления казачества, основано на литературе, эпосе, на сказках и самой истории.

Эти военные рати усилились после Крещения Руси. С юга угрозу несли турки, с севера – тевтонцы, Карл Великий угрожал славянам. Поэтому бой наших войск был боем за себя, за существование своего народа, за свою самобытность. С самого начала казачество оформилось как объединение безжалостных воинов, защитников Руси.

Слово «Русь», первое название объединений племен варягов и славян, происходит из Скандинавии. Все современные исследования это подтверждают. Однако Русь стала развиваться движением на восток. На пути «из варяг в греки» лежали такие важнейшие города, как Новгород, Киев и, конечно, Константинополь. Этот путь – корень всей русской истории.

Важно понимать, что религиозная гомогенность, то есть христианская идентичность Руси проявилась далеко не сразу. Существовали славянские племена, которые были язычниками, однако после Крещения Руси и издания Ярославом Мудрым «Русской Правды» Древнерусское государство стало православным. Славяне жили мирно, но под натиском половцев или печенегов им приходилось отвечать на военную агрессию. Так, казачество возникло как «ответ», защита от посягательств на православие на Руси. Можно сказать, что казачество сформировалось в тот момент, когда на Русской земле появилось татаро-монгольское иго.

***
Основная стратегия нападения и защиты казаков основывалась на водных путях, например, по Дону. Когда Византия пала, в Крыму хозяйничали генуэзцы, и казаки давали им отпор в Черном море, в Азове. После окончательного падения Византии основным противником казачества стали турки.

Турки страдали от набегов казаков, которые умело обращали сильные стороны своих врагов в слабости. Например, они выходили из Днепра в море в маленьких лодках с небольшими пушками, легко прятались в камышах из-за их компактных размеров и оттуда нападали на большие турецкие военные суда.

Казачество набирало силу во многом потому, что приходилось все больше и больше воевать, и это не могло не закалить его характер. Казак родился в борьбе. Православие было одновременно его идентичностью и его причиной защищаться – от турок ли, от тевтонцев. При этом казаки могли ради победы войти в союз с турками, чтобы побить поляков, затем объединиться с поляками для победы над немцами, а потом и с немцами договориться, чтобы победить турок. Но свою идентичность, свою веру казаки хранили свято.

Фото: Союз казаков России

Фото: Союз казаков России

***
Казачество всегда было в сложных, динамичных отношениях с Россией с момента своего формирования. С одной стороны, казачьи восстания, независимость и вольность этой группы нередко вызывали недовольство у правящих кругов, но при этом казаки всегда участвовали в жизни России, всегда защищали ее, и это также нельзя было не признать.

Первое упоминание о казаках восходит к грамоте, полученной ими от Ивана Грозного. Окончательно как сословие, как часть общества казачество закрепилось в XIX веке. Тогда Николай I, умирая, велел, чтобы его погребли в форме лейб-гвардии казачьего полка. Цесаревич с тех пор стал атаманом всех казачьих войск. Таким образом скрепились государство и казаки, несмотря на антагонизм, – казаки всегда служили России, а она признавала их самобытность.

О важности казачьего сословия в структуре российского общества можно судить по тому, какое внимание ему уделялось августейшими особами. Например, на следующий день после коронации Александра III императору полагалось принять представителей всех сословий со всех краев России. В первый день его аудиенции удостоились только казачество и дворянство. Немалую известность казаки имели и за границей. Начиная с XVII века, Россию на Западе чаще всего изображали казаком, называя «les kazak», западная публика легко считала, что это – русское войско.

***
Семейный быт казака мало чем отличался от быта обычного русского человека. День его начинался с молитвы, продолжался с трудом, чаще всего в поле, и кончался также с молитвой. К счастью, русская земля везде более-менее плодородна, а чернозем всегда давал большие богатства. Семейное устройство было традиционно патриархальным, детей было много. Как правило, по достижении 18 лет казак получал 10–20 десятин земли, чтобы кормить свою семью, а также снабдить сына полным обмундированием, когда тот отправится воевать: конь, шашка и т.д.

Когда в семье рождался мальчик-казачок, он сразу становился служителем Отечества не только в глазах отца, но и в глазах матери. Когда казачок рос, его предназначали воевать. Он мог не вернуться из первого подхода, и мать всегда понимала, что это необходимая жертва Отечеству. Поэтому к мальчикам было особое отношение. Сама территория, где жили казаки, называлась «войско». Это была не казарма, но вся бытность войска была направлена на защиту, на бой, на сопротивление, на жертву. Это вырабатывало нравственные качества особого типа, например, послушание – и это роднит казаков с послушниками монастырей, также посвятившихся себя служению.

Музей Донского казачества в Новочерскасске. Фото: Союз казаков России

***
Казаки оставили свой след в истории не только государства Российского, но и многих других стран. Сегодня с историей, культурой и бытом казачества можно познакомиться в десятках музеев по всему миру.

Старейшим казачьим музеем является Музей лейб-гвардии казачьего Его Величества полка. Сам полк был сформирован 7 ноября 1796 года и прославился во многих сражениях: под Аустерлицем, где отбросил кавалерию французов и в составе арьергарда Багратиона до поздней ночи прикрывал отступление русской пехоты, при осаде крепости Свеаборг, во время войны 1812 года. Музей полка был основан в Санкт-Петербурге, а после Февральской революции повторил путь русской эмиграции: Константинополь, Сербия, и, наконец, Франция. Офицеры полка, также эмигрировавшие во Францию, поддерживали музей на свои собственные средства: несмотря на материальные трудности, все они перечисляли от 12% до 20% зарплаты на его нужды. Сегодня музей расположен в пригороде Парижа, в Курбевуа, и являет собой уникальное собрание предметов, собранных несколькими поколениями казаков.

Новочеркасский музей истории донского казачества – старейший музей Юга России, который был открыт 22 ноября 1899 года по инициативе «любителей Донской старины». Сегодня коллекция музея насчитывает 115 тысяч экспонатов. Есть и уникальные: например, единственная в мире коллекция знамен, бунчуков и полковых штандартов донского казачества 18–19 веков. Обладает музей и богатой коллекцией оружия, особо ценную часть которой составляет наградное оружие представителей Донского казачьего войска. Особенно гордятся музейщики подлинными вещами донского атамана, графа Матвея Платова. С 2001 года частью музейного комплекса стал атаманский дворец – официальная резиденция донских атаманов, памятник истории и архитектуры середины девятнадцатого века.

Казачий музей в городе Хоуэлл (штат Нью-Джерси, США) был основан кубанским казачьим атаманом Вячеславом Науменко (в эмиграции – бессменным Походным атаманом Кубанского казачьего войска). Оказавшись в изгнании, Науменко направлял все свои силы на создание кубанских станиц и различных благотворительных обществ, которые могли поддерживать казачество и вообще русскую эмиграцию материально и духовно. Также, с самого начала эмиграции, Науменко первостепенной задачей считал заботу о сохранении войсковых регалий. В музее находятся запорожские куренные знамена, боевые знамена Белой армии, а также собран богатый материал по истории казачества как в России, так и в изгнании.

Албазинский краеведческий музей был создан в 1967 году местной учительницей Агриппиной Дорохиной. Потомственная казачка Агриппина Николаевна долго собирала различные артефакты и воспоминания о казачестве второй половины XIX – начала XX века и даже выпустила книжку «Албазинская станица».

Сам музей открылся 23 апреля 1974 года в небольшом деревянном доме, построенном для него совхозом. С января 2010 года музей является филиалом Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского. Сегодня музеем руководит внук А. Н. Дорохиной Алексей Лобанов, казачий атаман и историк.

В фондах Албазинского краеведческого музея хранятся уникальные предметы − свидетельства того, как осваивали этот суровый край русские первопроходцы в XVII веке: начиная от пушечных ядер и обгоревших остатков крепостных стен и заканчивая предметами быта.

«Старотитаровский музей казачьего быта» появился в 1994 году как филиал Темрюкского историко-археологического музея. Он был создан не только по народной инициативе, но и как обычный школьный музей.

Сегодня в музее 4 зала: два из них посвящены истории и быту кубанских казаков, в третьем находится экспозиция «Я родился в кубанской станице», а в четвертом – «Война и судьбы». Здесь, например, хранится свадебное платье казачки, сшитое в военные годы из парашюта.

Музей Оренбургского казачества был создан в 2007 году, сейчас в его фонде находится более 2500 экспонатов. Экспозиция музея повествует о начале создания оренбургского казачества, затем представлен раздел «Казачья слава», который повествует о боевых действиях оренбургских казаков в различных походах и в Первой мировой войне. Еще один раздел – «Белые и красные», в котором представлена история как тех, кто ушел за кордон с атаманом Дутовым, так и тех, кто оборонял Оренбург от «белоказаков».

Есть в музее и уникальные экспонаты: резные деревянные подарочные шахматы XIX века, на крышке которых изображен Киевский Великий князь Владимир с крестом в руке, резная старинная хлебница, коллекции самоваров, музыкальная шкатулка, граммофон и атаманское кресло.

Иловлинский музей «Казачий курень», находящийся в Волгоградской области, представляет собой усадьбу конца XIX – начала XX веков, где нашли отражение элементы традиционной материальной культуры: дом (курень), летняя кухня, мастерская и хозяйственные постройки. В музее с помощью подлинных предметов воссозданы интерьеры старого казачьего быта.

Поделиться: