ГАЛЕРЕЯ ТАВРИДЫ
Свод памятников
19.10.17 / 09:09

ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России – генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова. Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830– 1834 годы). В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами. Центральный корпус возводился в 1831–1837 годах. В 1841–1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. В 1838–1844 годах строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842–1846 годы).

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу главного корпуса дворца, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джованни Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт. Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот – чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха».

ЛАСТОЧКИНО ГНЕЗДО

Главный символ Крыма расположился на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в поселке Гаспра на Южном берегу Крыма. Усадьба была построена отставным русским генералом после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Вторым хозяином стал придворный врач А.К. Тобин, через некоторое время после его смерти его вдова продала усадьбу московской купчихе Рахманиной, которая снесла старое здание и построила деревянный замок, дав ему название «Ласточкино гнездо» Позже «Ласточкино гнездо» приобрел нефтяной барон Штейнгель, и в 1912 году, по проекту скульптора Леонида Шервуда, на этом месте был воздвигнут небольшой замок в готическом стиле. В начале Первой мировой войны имение купил московский купец Павел Григорьевич Шелапутин, который открыл в замке ресторан. В скором времени купец умер, и ресторан закрылся. Здание перешло к купчихе Рохмановой, которая оформила интерьер неоготического замка в древнерусском стиле.

МАССАНДРА

Массандровский дворец Александра III расположен в Верхней Массандре на Южном берегу Крыма. После присоединения Крыма к Российской империи Массандрой владели французский контр-адмирал принц Карл Нассау-Зиген, помещик Матвей Никитин, Софья Константиновна Потоцкая, Ольга Станиславовна Нарышкина, Александра Васильевна Броневская, семейство Воронцовых. Строительство дворца началось в 1881 году по заказу князя Семёна Михайловича Воронцова.

Проект в стиле Людовика XIII был разработан Этьеном Бушаром. В 1822 году при О. С. Нарышкиной знаменитый немецкий садовник, создатель Алупкинского парка, Карл Кебах заложил в Массандре парк в английском стиле на месте дубово- грабового леса. В лесу были проложены дорожки, устроены аллеи, разбиты цветники. Под руководством Кебаха в парке были посажены можжевельники, кедры, кипарисы, средиземноморские сосны, а также экзотические фруктовые деревья – фиги, лимоны, апельсины, маслины.

В 1889 году имение было приобретено Удельным ведомством для Александра III. С 1892 по 1902 год сооружение дворцового ансамбля продолжилось по проекту Максимилиана Месмахера. Максимилиан Егорович сохранил размеры и стиль строения, но, используя новые декоративные материалы и приемы, до неузнаваемости преобразил его, превратив аскетичный рыцарский замок в сказочный терем. Строительством руководил архитектор Оскар Эмильевич Вегенер.

СОЛНЕЧНАЯ ТРОПА. ОРЕАНДА

Солнечная тропа – еще одно место на Южном берегу Крыма, которое неразрывно связано с монаршей семьей. Саму тропу часто называют Царской.

Ее участок от района Ливадийского дворца до поселка Нижняя Ореанда использовался с 1843 года, когда теми местами владел Лев Потоцкий. Позже Романовы строят Ливадийский дворец, и возникает необходимость соединить уже существующее имение Ай-Тодор с новой резиденцией.

По указу царя закладывается тропа длиной почти в семь километров. В 1901 году маршрут был готов к эксплуатации.

СУДАК. ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ

Крепость в городе Судак, построенная генуэзцами как опорный пункт для своей колонии в Северном Причерноморье. Строительство крепости началось в 1371 году и завершилось в 1469 году. Фортификационный комплекс крепости состоит из двух линий обороны: внешней (замок Св. Креста в генуэзских источниках) и внутренней (цитадель, замок Св. Ильи). Внешняя линия обороны опоясывает северные склоны Крепостной горы. При генуэзцах она также защищала портовую часть города: не сохранившаяся ныне стена перекрывала ущелье между горами Крепостная и Полвани-Оба, на вершине которой, вероятнее всего, существовала еще одна не уцелевшая башня. До наших дней на портовом участке сохранилась лишь башня Фредерико Астагуэрро (Портовая). Рядом с этой башней на вершине холма находится армянская церковь. В состав внешней линии обороны входят 14 башен и комплекс Главных ворот. Также ранее существовали еще двое ворот.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Пещерный православный монастырь в Крыму. Расположен в урочище Мариам-Дере вблизи Бахчисарая. Монастырь был основан византийскими монахами- иконопочитателями не позднее VIII века.

В XIII–XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских.

С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского.

Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад.

ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ

Херсонес был основан в 424–421 годах до н.э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской. Город представлял собой типичную эллинистическую полис-крепость и сельскохозяйственную хору. Будучи демократическим полисом, Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вел активную внешнюю политику. Верховной покровительницей города считалась Артемида. В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу послушных Риму лиц.

Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. В V веке Херсонес вошел в состав Византийской империи, а в IX веке стал одной из ее военно- административных областей – фем. Вплоть до XIII века он был форпостом Византии в Крыму. В древнерусских летописях город назывался Корсунь. Ныне руины города входят в территорию Государственного историко- археологического музея- заповедника «Херсонес Таврический».

Поделиться: