Автор: Игорь Михайлов
Муза дальних странствий
Свод памятников
12.09.16 / 08:08
Мода на вокзалы почила давным-давно. И вряд ли кто-то уже помнит, что в ХIХ веке именно императорская резиденция близ Санкт-Петербурга в Павловске породила настоящий вокзальный бум. В весьма импозантном каменном здании с расходящимися полукруглыми крыльями некогда кипела культурная жизнь, проходили музыкальные концерты. Первоначально здесь исполнялась преимущественно танцевальная музыка: вальсы, польки, галопы, однако со временем в репертуаре появились и серьезные симфонические произведения крупных форм. Именно здесь любил выступать знаменитый австрийский композитор, «король вальса» Иоганн Штраус. Он бывал в Павловске в течение шестнадцати лет, с 1856 по 1872 год. И именно здешней публике и амурной истории, произошедшей со Штраусом, музыкальный мир обязан появлению на свет двух томных и пленительных вальсов «Прощание с Петербургом».
Фото: spb.kp.ru

Концерты в Павловском вокзале продолжались свыше ста лет, его называли первой русской филармонией, музыкальным оазисом Петербурга. Под его сводами звучал могучий голос Шаляпина и пели известные вокалисты.

Можно сказать, что вокзал привлекали довольно разнообразную аудиторию от аристократа до разночинца. Теперь, конечно, не то, но вряд ли особая вокзальная атмосфера от этого потускнела.

Ведь стоит попасть на вокзал, как тебя тут же вовлекает в томящее беспокойство муза дальних странствий. Кажется, что жизнь – есть движение, а без движения и жизни нет. И что стоит сесть на какой-нибудь поезд, то сразу все изменится и жизнь потечет по другим рельсам.

Человеком на вокзале овладевает мания к перемене мест. Все переменится, надо только куда-нибудь к черту на рога уехать. И это действительно так. И даже порой кажется, что бесцельно шляющейся публики на вокзалах и в поездах куда больше, чем тех, кому действительно надо позарез в Моршанск на похороны любимой тещи или на свадьбу в Житомир.

А уж ежели вы едете за границу, в какую-нибудь европейскую прихожую, типа Польши, то счастью и вовсе нет предела.

Можно с уверенностью сказать, что публика в только что отошедшем от вокзала поезде в буквальном смысле тронувшаяся.

Все вдруг вспоминают, что они оставили на перроне родственников или друзей, которым начинают лихорадочно названивать. Хотя простились с ними минуту тому назад.

Одинокий, отпущенный на волю женатый мужчина по инерции заводит интригу с какой-нибудь провинциальной барышней, которая едет из столицы на побывку к, маме и мужу. И, естественно, что она отвечает импозантному незнакомцу взаимностью.

Таково мистическое свойство, заключенное в слове «вокзал».

Вокзал - слово не наше, аглицкое. Происхождением своим обязано слову - Vauxhall, что в переводе с импортного на язык отечественных осин означает - увеселительное заведение, впервые объявившееся близ Лондона в 17 веке. С таким именно смыслом оно перекочевало сначала и в русский язык, а затем и в наш быт. И лишь значительно позднее «место общественных увеселений» превращается в «ворота города», а потом в «здание и сооружение для обслуживания пассажиров, управления движением транспорта».

Городские ворота призваны были составить для гостей первоначальное впечатление об облике города. Проходя сквозь его «угольное ушко», гость словно посвящался в святая святых духа и буквы города. Его культурно-исторический ландшафт. Погружался в предания старины глубокой. Но, впрочем, не настолько глубоко, чтобы забыть, зачем он, собственно, сюда прибыл. И, вспомнив, тут же поспешить отдать дань радостям земным - выпить и закусить. И отправиться восвояси.

Бурное строительство железнодорожных вокзалов в Москве обязано второй половине XIX века, когда большое количество частных железных дорог постепенно переходило в ведение казны. Или, как бы написали сейчас, были депреватизированы.

Конец позапрошлого века отдался в памяти потомков звоном металла, облаками пара и стуком колес. Быстрый промышленный рост капитализма требовал большей динамики. И лучшего средства передвижения, доставки товаров, сырья, словом - коммуникации, чем железнодорожный транспорт в условиях вечного российского бездорожья, трудно было придумать.
На этот период и приходится появление в облике Москвы большинства из вокзалов. Империя ширилась вширь и вглубь. И девять вокзалов в соответствии с замыслами выдающихся российских архитекторов стали символами нерушимой связи центра, который Москва с переменным успехом делила с Санкт-Петербургом, с отдаленными регионами…

Ленинградский, Курский, Казанский, Ярославский, Белорусский, Савеловский, Киевский, Павелецкий, Рижский – роскошный букет. У подножия Музы дальних странствий!

Казанский вокзал

Скажем так, до 1987 года – Казанский олицетворял собой Совок. После – сказочный терем!

Казанский – один из самых изящных вокзалов не только Москвы, но и Европы. Бывший Рязанский вокзал был возведен в 1862 - 1864 годах для Рязанской, а с 1894 года для Казанской железных дорог. Строительство современного Казанского вокзала началось в 1913 году, а завершилось в 1940 году.

Здание было выполнено в неорусском стиле Щусевым. Вытянутые в линию корпуса в виде различных по высоте и ширине объемов с островерхними кровлями, промежуточной часовой башенкой и высокой угловой ярусной башней – классический образец русского модерна.

В его композиции достаточно обширно использованы мотивы древнерусского зодчества Нижнего Новгорода, Астрахани, Рязани, с резным белокаменным декором на краснокирпичном фоне стен в традициях московской архитектуры XVII века. В наружном и внутреннем оформлении и росписи потолков здания принимали участие такие великие русские художники, как А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев и Н.К. Рерих.

В 1987 - 1997 годах здание Казанского вокзала было реконструировано и приобрело свой первоначальный вид.

До этого он выполнял функцию скорее ночлежки, перевалочной базы или лепрозория, чем чего-то еще более пристойного. Толпы цыган, курултаи и целые аулы заполоняли пространство первого этажа.

В одном из корпусов, называемом Царской башней, года лет десять тому назад даже была устроена книжная выставка. Чуть ли не в первый и единственный раз.

К Казанскому вокзалу примыкает и корпус Дома культуры железнодорожников, который внес свой вклад в историю русской литературы по замыслу Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Согласно преданию он был построен на драгоценности, запрятанные тещей Ипполита Матвеевича от большевиков в обшивке одного из стульев мастера Гамбса!

Казанский - связывает Москву с городами Поволожья, Урала, Сибири и со Средней Азией. Отсюда отправляются пассажирские поезда по Казанскому и Рязанскому направлениям и пригородные электропоезда в ближнее и дальнее Подмосковье.

Ярославский вокзал

Ярославский – ровесник Казанского вокзала. И, пожалуй, мог бы посоперничать с ним в плане в изящества и богатства архитектуры.

Ярославский появился на свет в 1862 году. Но это здание вряд ли устроило маосковские власти и поэтому в 1902 - 1904 году по проекту Ф.О. Шехтеля возведено новое здание вокзала. Архитектор выделил объем главного пассажирского зала, соединенного с вестибюлем и обеспечивающего прямой проход к перронам.

Снаружи вокзал очень пластичен благодаря форме гигантской входной арки и стилизованным крепостным башенекам. И еще - высокой левой шатровой башне. Неяркий цвете фасада по замыслу автора должно было ассоциироваться с образом русского Севера.

Перрон был возведен в 1910 году по проекту Л.Н. Кекушева и реконструирован в 1965 - 1966 годах.

В 1995 году Ярославский расширили в два раза. Ярославский отвечает за северо-восточное направление и связывает столицу с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, А также со столицами Китая, Монголии, КНДР.

Как тут не вспомнить наделавшую в позапрошлом году много шума и неудобств пассажирам поездку генерального секретаря коммунистической партии северной Кореи Ким Чен Ира в Москву.

А за несколько лет до этого на перрон Ярославского вокзала ступила нога Вермонтского отшельника Александра Солженицына. Встречать его прибыло чуть ли не пол-Москвы.
Благодаря чему давка и паника на вокзале были не менее впечатляющие, чем при нашествии Мамая. Автору этих строк пылкие сторонники Александра Исаевича отдавили ногу и изрядно помяли бока. Отчего я могу по праву считать себя пострадавшим за веру. Правда, до сих пор не могу разобраться, во имя чего?

Белорусский вокзал

Вокзал больше всего претерпевший переименований. Бывший Смоленский, Александровский, Брестский, Белорусско-Балтийский вокзал был построен в 1870 году. Движение по линии Москва-Брест было открыто после слияния Московско-Смоленской и Смоленско-Брестской железных дорог в 1871 году. А в 1909 году вокзал был перестроен по проекту инженера И.И. Струкова.

Первые русские вокзалы строились из красного кирпича с белой отделкой. Точно таким до реконструкции был и Белорусский вокзал.

Однако, в 1976 году было возведено новое здание, а в 1985 году произошла очередная реконструкция старого вокзала, которая чуть было окончательно не похоронила под своим новыми сводами первоначальный замысел. Впрочем, в декоре фасадов зданий вокзала, если хорошо присмотреться, соединены элементы многих стилей. В первую мировую войну по «белорусской» дороге перевозились боеприпасы, продовольствие, воинские эшелоны, беженцы.

Вообще Белорусский вокзал более тесно, чем остальные «ворота города» связан с историческими и культурными событиями в жизни страны и Москвы.

Так здесь весной 1928 года культурная общественность встречала Горького, прибывшего с Капри, в 1937 году - летчиков В.П. Чкалова и М.М. Громова, в 1938 году - исследователей Северного полюса во главе с И.Д. Папаниным. В 1941 году на привокзальной площади проходили проводы на фронт частей народного ополчения, а в 1945 году на Белорусский вокзал прибыли первые эшелоны солдат, возвратившихся из Берлина.

Белорусский – осуществляет связь с западными регионами России, Белоруссией, Литвой и государствами Центральной и Восточной Европы.

С Белорусского поздней слякотной осень хорошо оправляться куда-нибудь восвояси, Польшу, Чехию и куда подальше. И очень печально по прошествии какого-то времени возвращаться обратно!

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал, появившийся на свет в 1897-1899 годах для Савеловской железной дороги, своей этимологией обязан станции Савелово, что у верховьев Волги. Здание вокзала вряд ли удовлетворит взыскательному вкусу любителя и ценителя архитектуры.
В 1987-1992 годах была произведена реконструкция, в результате которой площадь помещений увеличилась в 2,5 раза. Обновлен фасад здания, который украсили часы оригинальной конструкции.

С Савеловского на необъятные просторы отправляются поезда на север Московской области, в города Дмитров и Дубну, а также в города Рыбинск, Углич и Петербург (по кружному маршруту).

Поезд на Углич идет прицепом. На одной из станций его отепляет от основного состава и до Углича он вразвалочку тащится по узкоколейке за «кукушкой», останавливаясь по требованиям пассажиров.

Говорят, что по этому маршруту идет так называемый «пьяный поезд», длительность которого до места назначения, тот есть, натурально Питера, составляет сутки. Отчего пассажир и коротает время известным еще до появления вокзалов и поездов на свет способом.

Киевский вокзал

До 1934 года Киевский назывался Брянским вокзалом. В 1897 - 1900 годах были проложены пути Московско-Киевско-Воронежской (позднее Брянской) железной дороги и построен деревянный вокзал. В 1912 - 1917 годах на его месте по проекту архитектора И.И. Рерберга было сооружено новое здание. В композиции здания вокзала выделяется 51 метровая часовая башня. В верхней части она украшена скульптурами. Но настенная живопись художников И.И. Новинского, Ф.И. Рерберга сохранена лишь частично.

К основному зданию примыкает перронный вокзал. Пространство над платформами перекрывают остекленные арочные конструкции, разработанные еще В.Г. Шуховым.
В 1940 - 1945 годах к северной стороне вокзала примкнули корпус с пригородным залом и вестибюлем станции метро «Киевская» по проекту архитектора Д.Н. Чечулина.
При реконструкции, произведенной в 1979 - 1981 годах, была модернизирована кровля, воссозданы элементы первоначальной внутренней отделки.

Недавно площадь Киевского вокзала перекрестили в площадь «Европы».

Ее центром стал фонтан и скульптура «Похищение Европы», которую создал бельгийский архитектор Оливье Стребель. Эту скульптуру Москве подарили власти бельгийской столицы, прозрачно намекая на то, что Киевский вокзал связывает Москву не только с Украиной и Молдавией, но и Стамбулом, Афинами, Римом, Веной, Софией, Прагой, Будапештом, Бухарестом и Белградом.

С Киевского, собственно, можно попасть и в Брянск. Город сумрачный, чумазый, но зато там преподавал Василий Розанов, о чем имеется соответствующая табличка на здании бывшей гимназии!

Павелецкий вокзал

Бывший Саратовский вокзал построен в 1900 году по проекту архитектора Дидерикса для обслуживания Павелецкой железной дороги, проложенной до станции Павелец, а затем и до Саратова.

Павелецкий - важный элемент городской архитектуры, формирующий облик привокзальной Павелецкой площади (первоначальное название - Саратовская, а в 1924 - 1992 годах - Ленинская площадь, после прибытия на вокзал 23 января 1924 года поезда с гробом тела В.И. Ленина).

В 1982 - 1987 годах Павелецкий вокзал реконструирован по проекту архитекторов А.Б. Гуркова, С.Д. Кузнецова и А.Р.Воронцова. Сохранив формы старого здания, авторы в несколько раз увеличили его площадь.

Павелецкий - связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем. С вокзала идут пригородные электропоезда на Каширу и до аэропорта «Домодедово».

Рижский вокзал

Архитектор Дидерикс причастен к появлению еще одного вокзала - Рижского.

Единственный вокзал, который возник на перекрестке века прошлого и позапрошлого. До 1942 года он назывался Виндавским, а до 1946 года - Ржевским.

Вокзал сооружен в 1899 - 1902 годах, а в 1903 году был введен в строй.

Здание Рижского вокзала построено в «русском стиле», в облике которого опять-таки нашел свое преломление русский модерн. Оно украшено архитектурными деталями русского зодчества XVII века. В отличие от других московских вокзалов его здание расположено не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям.

В 1995 году завершена его реконструкция. До революции вокзал обслуживал пассажиров северо-западных направлений железных дорог, построенных в 1862 - 1913 годах и соединяющих Москву и Петербург с Эстландией, Лифляндской, Курляндской губерниями, Витебском, Гродно, Варшавой и другими городами западных губерний. В свое время он занимал одно из первых мест на российских железных дорогах по числу массовых пассажирских перевозок.

В настоящее время Рижский связывает Москву с западом России (Ржев, Великие Луки) и с городами Латвии (Резекне и столицей - Ригой).

На десерт нелишне будет напомнить, что здания вокзалов строились в едином комплексе с платформами, тоннелями и пешеходными мостами, чтобы быть спаянными со службами общего назначения – почтамтами, переговорными пунктами, ресторанами и гостиницами. А потому и были включены в перечень жизненно-важных объектов, которые Ильич в свое время велел захватить возмущенному разумом пролетариату в момент русской смуты 1917 года.

С той поры, как видим, ни одного нового железнодорожного вокзала в столице не появилось. И она долго еще будет эксплуатировать славу канувшей в небытие, великой вокзальной эпохи.

Поделиться: