Александр Вершинин
Александр Вершинин
Кандидат исторических наук
Графские развалины. Ольгово
Красная книга
26.09.16 / 00:12
Очертания построек усадьбы Ольгово различимы издалека. Путешественник, подъезжающий с запада (а именно по этому маршруту в Ольгово приезжали гости), за несколько километров замечает внушительные конюшни из красного кирпича, некогда являвшиеся гордостью российского коннозаводства. Основатели усадьбы выбрали место для нее как нельзя удачнее. Расположенная на склонах Клинско-Дмитровской гряды, она идеально вписывается в ландшафт. Со стороны центрального въезда в усадьбу все окрестности – как на ладони. Строители Ольгово создавали не просто архитектурный ансамбль еще одного дворянского гнезда. Они занимались тем, что на современном языке называется формированием пространства. Живописные холмы, искусственные и естественные водоемы, петляющая среди холмов дорога – все это служило обрамлением блестящей усадьбы, которая по праву считалась одним из шедевров русского зодчества XVIII-XIX веков. Сегодня от этого великолепия сохраняются лишь отдельные следы.
Въездные обелиски, конторские флигели, хозяйственные постройки конного двора и конюшня
Въездные обелиски, конторские флигели, хозяйственные постройки конного двора и конюшня

Само село Ольгово, или Льгово, как его называли в прошлом, гораздо древнее, чем расположенная в нем одноименная усадьба. Дата его возникновения теряется в веках. Известно лишь, что вплоть до XVII века оно принадлежало дворцовому ведомству. Лишь после Смутного времени Ольгово обрело постоянного хозяина. Им стал дмитровский воевода Федор Васильевич Чаплин, отличившийся в войне против польских интервентов. Как при нем выглядело село и господское имение, нам доподлинно неизвестно. Однако некоторые основы планировки будущей усадьбы были заложены уже тогда. В частности, именно при Чаплиных в Ольгове была возведена деревянная церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, впоследствии перестроенная в камне. По иронии истории, эта древнейшая постройка в Ольгово лучше всего сохранилась до наших дней. И сегодня купола Введенского храма по-прежнему возвышаются над запущенным парком и пришедшей в полный упадок усадьбой.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм в Ольгово

Чаплины владели селом более столетия, однако, рассвет Ольгово связан с другой фамилией. Апраксины принадлежали к числу семейств, прославившихся в петровскую эпоху. Младший отпрыск рода, Степан Федорович, породнился с потомками Чаплиных, а в приданое получил небольшое тогда село Ольгово. Оно стало его летней резиденцией, но Апраксин бывал здесь лишь от случая к случаю. Видный государственный деятель, фельдмаршал, он подолгу жил в столице и много времени проводил в военных походах. Однако именно при нем начал формироваться окончательный архитектурный облик имения. Усадьбу было решено организовать вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, проходивших с севера на юг и с запада на восток. Первая ось определила формирование хозяйственной территории усадьбы, вторая – структуру самого дворца и жилых помещений.

Ольгово. Вид водяной мельницы в середине XIX в.

С.Ф. Апраксин был одним из богатейших людей своего времени, однако, заняться благоустройством подмосковного имения не успел. Этим масштабным делом занялся его сын – Степан Степанович. Именно ему Ольговская усадьба обязана своей славой. Новый владелец развернул в тихом селе масштабное строительство. Для проведения работ в 1786 г. им был приглашен итальянский архитектор Франческо Кампорези, скоро ставший, по выражению современников, «министром всех ольговских построек». Зодчий принялся за перестройку главного дома. Старое кирпичное сооружение начала XVIII века, возведенное еще при предыдущих владельцах, было надстроено, расширено и перестроено в стиле классицизма. У него появился второй этаж и богатый фронтон. Дворец был соединен с флигелями специальными галереями, а с восточной парковой стороны к нему теперь примыкал шестиколонный портик в ионическом стиле.

Портрет фельдмаршала С.Ф. Апраксина. Неизвестный художник, 1750-е гг.
Известный историограф прошлого столетия князь М. М. Щербатов характеризует его в следующих словах: «Степан Федорович Апраксин, человек благодетельный и доброго расположения сердца, но малознающ в вещах, пронырлив, роскошен и честолюбив...»; «всегда имел великий стол, гардероб его из многих сот разных богатых кафтанов состоял в походе, когда он командовал российскою армиею противу прусского короля, все спокойствия, все удовольствия, какие возможно было иметь в цветущем торговлею граде, с самою роскошью, при звуке оружий и беспокойстве маршей, ему последовали. Палатки его величиною город составляли, обоз его более нежели 500 лошадей отягчал...»

Северный флигель был сооружен Франческо Кампорези для размещения театра.Крепостной театр Апраксиных в усадьбе Ольгово существовал в XVIII-XIX вв. Кроме крепостных актеров в спектаклях часто принимали участие Василий Львович и Алексей Михайлович Пушкины, известный актер А.С. Яковлев и многие другие. Известно j постановке шести спектаклей.

Вид на усадьбу со стороны церкви. По сторонам хорошо видны два флигеля для дворовых людей

С севера к дворцу был пристроен флигель, в котором разместилась гордость графа Апраксина – его крепостной театр. Дворовые постройки и кухни завершали оформление главного двора. Въезд в него со стороны Введенской церкви оформили две кирпичные башни в готическом стиле. Въезды в саму усадьбу, расположенные у вершин организующих осей, были отмечены обелисками. К югу от дворцового комплекса расположилась развитая хозяйственная инфраструктура. Апраксинские конюшни стали местом разведения знаменитых орловских рысаков. Здесь же изготовляли кареты. Неподалеку находились фабрики – суконная, бумажная, ковровое производство и кирпичный завод. Для обслуживания этого хозяйственного комплекса Апраксины держали дворовой штат в 1000 человек. Это был настоящий город, выстроенный в одной архитектурной стилистике.

Главный дом усадьбы находится в полностью руинированном состоянии.

Восточную часть усадьбы занимал обширный парк площадью более 40 га. Кампорези полностью поменял его планировку. От французского стиля, модного в первой половине XVIII в., было решено отказаться в пользу пейзажного английского. На территории имения создали целую сеть искусственных каналов и прудов с живописными островами. Каждому из прудов дали свое название - «Розовый», «Сельский», «Малиновый воробей», «Белый Воробей», «Черный Воробей». Гости графа Апраксина могли проводить дни напролет, катаясь в лодках по парковым водоемам. На берегу Белого пруда граф приказал возвести посвященный его жене «Храм добродетели» в античном стиле. Здесь же расположилась «Турецкая мечеть», созданная в память взятия Очакова русскими войсками в 1788 г.

Фасад главного дома и въезд в усадьбу со стороны церкви. Фото начала XIX в.

Окнами на парк выходил парадный зал дворца, выполненный в классическом стиле. Коринфские колонны поддерживали массивные галереи, по всему периметру стены помещения украшали пилястры. В нишах находились бюсты членов семьи Апраксиных. Вся мебель была своя, производства домового завода. Дореволюционные фотографии донесли до нас блеск внутреннего убранства апраксинского дворца: большие двусветные залы, богато обставленные комнаты, ампирные галереи, украшенные картинами и скульптурами.

Фасад главного дома со стороны парка. Фото 1960-х гг.

Слава Ольговской усадьбы гремела на всю Россию. Граф Апраксин постоянно принимал гостей, которые подолгу оставались в его доме. В их числе были выдающиеся люди своего времени – дядя Александра Сергеевича Пушкина поэт Василий Львович Пушкин, Петр Андреевич Вяземский и другие. На подмостках крепостного театра выступали иностранные актеры. После смерти Степана Степановича жизнь здесь постепенно затихала. В конце XIX в. его внук провел небольшую перестройку имения. Заново был возведен южный флигель, примыкавший к главному дому. В остальном же вплоть до революции 1917 года Ольговская усадьба сохраняла облик блестящей эпохи конца XVIII века. В начале XX века она превратилась в настоящую сокровищницу произведений искусства. Во многом именно это спасло ее от уничтожения в первые годы после революции. Новые власти решили создать в Ольгове музей усадебного быта. Он функционировал до 1926 года, после чего был закрыт, а сама усадьба превращена в санаторий.

С этого времени началась трагическая история упадка и разрушения некогда великолепного имения. В наши дни от его славного прошлого остались лишь следы. Относительно неплохо сохранился хозяйственный комплекс, помещения которого сдаются в аренду. Огромной потерей стало фактическое разрушение дворца. Там, где сто лет назад находились блестящие залы, сегодня можно увидеть лишь руины кирпичных стен. Единственная из сохранившихся готических башен молчаливым укором напоминает о тех временах, когда через парадный въезду в усадьбу ежедневно приезжали гости. Усадьбы как таковой больше нет, а все гости – это рыбаки, желающие порыбачить в бывшем графском пруду. Сегодня, разумеется, - за плату. Парк пришел в полное запустение и мало отличается от дикого леса. В 2003 г. усадебный комплекс Ольгово перешел в частные руки с условием проведения восстановительных работ. Они не начались до сих пор.

Поделиться: