Павел Стенчев
Павел Стенчев
Председатель Серпуховского отделения ВООПИиК
Уходящий Серпухов
Красная книга
05.09.16 / 05:05

Город Серпухов известен своими храмами и монастырями XIV века, чудотворными иконами и местными святыми, но мало кто знает о его гражданском устроении, постройках рубежа XVII–XIX веков. Они-то и составляют образ уездного провинциального городка. Каждый век привносил разнообразие в его архитектурный облик, менялась мода на тот или иной стиль (барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн) – город преображался, становясь уютным и красивым. Рубеж веков XX–XXI не стал исключением, постмодернизм внёс свои правила во взгляды людей. Год за годом Серпухов стал терять десятки старинных зданий. Как тогда, так и сейчас сбиваются деревянные резные наличники; уничтожается ажурная лепнина; расширяются оконные проёмы; дома штукатурятся или обшиваются сайдингом; вековые строения обрастают пристройками и надстройками. Сердце города, белокаменный кремль 1556 года постройки, с каждым годом теряет многокилограммовые известковые блоки – вандалам ничего не свято.

Серпухов. Вид с Красной горы (Старый торг) Слева на право. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1744 г. Церковь Илии Пророка, 1748 г. Троицкая церковь.1714 г.
Серпухов. Вид с Красной горы (Старый торг) Слева на право. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1744 г. Церковь Илии Пророка, 1748 г. Троицкая церковь.1714 г.

Благодаря Московскому областному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры городу в 2013 году был присвоен статус исторического поселения регионального значения Московской области, что теоретически должно остановить снос исторической застройки. На деле собственники старинных зданий игнорируют законы, уничтожают и уродуют постройки. Статус статусом, но у города с его многовековой историей должен быть градостроительный план с зонами охраны.

Пока чиновники решают, что сохранять, а что уничтожать, застройщики пользуются моментом – строят новые высотки, искажая исторически сложившийся облик, вместо стройных колоколен доминантой становятся они, людские «муравейники». Ради прибыли от продажи жилых и торговых помещений бизнесмены готовы каждый клочок земли застроить безвкусными башнями, для этого сносятся старинные корпуса заводов, кружевные деревянные и каменные дома, а ведь они и составляли историческую застройку.

Ситце-набивная фабрика Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина

Большую потерю промышленной архитектуры стиля модерн понёс Серпухов в 2015 году. В течение 7 лет бывшее отделочное производство текстильной промышленности ветшает, растаскиваются чугунные опоры и металлические крыши. Есть единственный хороший пример для города – бывшая фабрика товарищества Н. Н. Коншина «Новая мыза» (в советские годы «Красный текстильщик») после десятка лет забвения обрела новых хозяев, строения ремонтируются. Старая котельная завода была построена во второй половине XIX века, кирпичный фасад декорирован элементами модерна, сейчас здание отреставрировано с использованием старинного кирпича и приспособлено под лофт-кафе.

Несмотря на обильное восстановление порушенных храмов, есть и потери – Троицкая церковь на посаде постройки конца XVII века. Последняя масштабная реставрация была в 80-х годах XX века, сохранялся деревянный резной позолоченный иконостас XIX века, но времена «перестройки» он не пережил. Все иконы сгнили, резьбу с позолотой сбили и сожгли бомжи, живопись шелушится и осыпается. Никольская церковь подверглась псевдореставрации: резной кирпич барочного восьмерика XVIII века, сбитого ещё при ремонте в XIX веке, сейчас подвергся вычинке с последующей заменой.

Церковь Воздвижения Креста Господня, 1755 г. Современное состояние

Ажурный пояс с пилястрами, полочками и сандриками превращается в сплошную ровную стену, в последующем оштукатуренную. Наконец, после долгих переговоров Министерства культуры и серпуховского благочиния принято решение о восстановлении резного декора. Масляная живопись академического стиля в интерьере храма сохранилась с большими утратами, её реставрация под вопросом.

Церковь Воздвижения Креста Господня. Фото начала XX в.

Вообще с внутренними росписями церквей Серпухова обходятся самым жёстким методом – всё то, что дожило до наших дней, сбивается и уничтожается уже новыми владельцами. В Казанском храме, в сводах, начали сбивать живопись. Во Всех Святых поновлена и дописана так, как захотелось заказчикам, например, звёзды Давида переписаны в восьмиконечные. Отдельно нужно сказать про Крестовоздвиженский храм постройки середины XVIII века; его живопись академического письма стиля модерн на 80% сохранялась до 2014 года, большую часть которой уничтожил пожар. Серпуховское отделение ВООПИиК активно помогает данному храму, в 2016 году своими силами накрыли временной кровлей алтарь с галереями на площади в 250 квадратных метров.

Церковь Воздвижения Креста Господня. После пожара 2014 г. живопись фактически утрачена

Несмотря на ремонты фасадов исторических зданий, настоящей реставрации в гражданских постройках Серпухова нет, лишь приходские храмы и монастыри были удостоены этой чести, хотя и не в полной мере. Девиз нашего времени стал такой: «Хоть так, чем никак».

Троицкая церковь. 1714 г.

Поделиться: