Автор: Вадим Разумов
Храм в Берёзовке
Красная книга
10.09.16 / 09:09
Это удивительное строение, сотканное из тончайших кружев веневского камня, поражает воображение каждого, кто хоть когда-то путешествовал по дороге от старинного Данкова до Куликова Поля. В небольшом селе Березовка Липецкой области находится шедевр русского зодчества, увековечивший в себе славу сразу о нескольких замечательных людях. Церковь Дмитрия Солунского в селе Березовка является малоизвестным творением архитектора Александра Никаноровича Померанцева, подарившего столице России великолепное здание ГУМа. Главный магазин Москвы и храм в небольшом селе Липецкой области связывает неразрывная нить единства стиля, общности инженерных решений и схожесть архитектурного убранства. Но в отличие от ГУМа, находящегося в идеальном состоянии, храм в Березовке существует только за счет энтузиазма местных жителей и меценатов.
Фото: deadokey.livejournal.com

Мало кто знает, но еще сто лет назад этот величественный храм выглядел совершенно иначе – еще краше и оригинальнее. Каким образом столь масштабное сооружение появилось в небольшом российском селе? Как выглядел храм до того, как его осквернили советские власти? С хозяином какой знаменитой усадьбы, находящейся неподалеку, связана идея возникновения храма и его последующее строительство? Что сейчас происходит с церковью Дмитрия Солунского?

Строительство храма в Березовке было инициативой Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, одного из самых богатых людей того времени, по праву заслужившего себе славу мецената. Роскошный усадебный комплекс Нечаевых в Полибино находится всего в нескольких километрах от Березовки. Когда неурожайный 1891 год принес в поселение голод, Нечаев-Мальцов начал безвозмездно снабжать его жителей хлебом и продуктами. Только благодаря участию мецената голод удалось остановить. В знак огромной благодарности доброму помещику, спасшему жителей деревни от неминуемой гибели, березовцы возвели в честь Нечаева деревянную часовню-памятник.

Юрий Степанович был до глубины души тронут таким искренним проявлением благодарности. Он пообещал, что в скором времени при его содействии в Березовке будет возведен каменный храм. В конце XIXвека Березовка была крупной деревней. Однако, своего храма у ее жителей не было. Березовцам приходилось преодолевать несколько километров для того, чтобы попасть на церковные службы в другие села. Нечаев-Мальцов был прекрасно осведомлен о существовавшей проблеме и давно вынашивал идею о строительстве храма. Но его решение превратить Березовку в село имело под собой еще ряд весомых оснований.

Юрий Степанович был знатоком истории Куликовской битвы. В своем имении в Полибино он открыл первый в мире музей, посвященный этому переломному событию в истории России. В фондах его коллекции хранились старинные летописные источники, повествующие о битве, предметы, найденные в ходе археологических раскопок на Куликовом поле и прочие предметы, неразрывно связанные со славной победой русских войск в этом сражении. И усадьба Нечаевых, и деревня Березовка находятся всего в нескольких верстах от знаменитого Куликова поля. Юрий Степанович решил, что прекрасный храм, возведенный в Березовке, станет не только украшением села и собственным приходом для его жителей, но и символом вечной памяти о воинах, отдавших свою жизнь в Куликовской битве. Вскоре Нечаев-Мальцов принял решение о скорейшем воплощении своих задумок в жизнь.

В 1893 году стало известно, что храм в Березовке будет возводиться по проекту известного русского зодчего Александра Никаноровича Померанцева. На тот момент Померанцев уже пользовался авторитетом в кругу российских архитекторов и занимал должность профессора архитектуры Санкт-Петербургской Императорской академии художеств.

В этом же году состоялась торжественная закладка храма. На строительство новой святыни Нечаев-Мальцов не жалел ни денег, ни своего собственного времени. Он принимал активное участие в разрешении всех проблем и сглаживании «острых углов», возникающих в ходе строительства. Это позволило команде строителей под руководством автора проекта вести работы максимально быстро, даже несмотря на многочисленные трудности, то и дело возникающие в процессе строительства.

К работе над созданием нового архитектурного шедевра Нечаев-Мальцов привлекал лучших мастеров того времени. Так, кровля храма Дмитрия Солунского была спроектирована и сооружена по проекту выдающегося русского инженера Владимира Григорьевича Шухова. Таким образом, в Данковском районе Липецкой области находятся два значимых творения Шухова – его инженерные работы в Березовке и первая в мире башня гиперболоидной конструкции, которая была куплена Нечаевым-Мальцовым на промышленной выставке в Нижнем Новгороде и перевезена а Полибино.

Другим выдающимся деятелем русской культуры, оставившим свой след в создании храма Дмитрия Солунского, стал художник Виктор Васнецов. Он создал шесть уникальных узоров, по образцам которых в храме Дмитрия Солунского были выполнены мозайки.

Освящение храма Дмитрия Солунского состоялось в 1897 году. Новость об этом событии быстро распространилась по всей России, вызвав у многих людей, причастных к зодчеству и искусству, желание увидеть новое чудо архитектуры воочию. Современники так описывали свои первые впечатления от Дмитриевского храма: «По красоте, богатству материалов и отделке всех внутренних и внешних принадлежностей она представляет собой необычную для сел редкость».

Особенную необычность храму придавал веневский известняк, из которого была построена его большая часть. Фасады храма были щедро декорированы в псевдорусском стиле – любимом архитектурном веянии Померанцева. Декор Дмитриевской церкви был прекрасной архитектурной фантазией зодчего, который вдохновлялся исконно русскими и византийскими канонами в убранстве храма. Но несмотря на то, что церковь была достаточно сильно декорирована, ее внешний вид не переставал быть легким, воздушным, почти «кружевным».

Наиболее полные представления о том, как выглядел Дмитриевский храм до революции, могут дать воспоминания тех, кто присутствовал при его освящении и отчетные документы того времени.

Акт осмотра храма, датированный 1897 годом, гласит: «Церковь имеет вид базилики, из белого камня, покрыта цинковым железом с одною главою, обитой медью и железным, обитым медью, позолоченным крестом. Неотделенная от церкви колокольня с тремя такими же главами и крестами. Длина сей церкви 60 аршин, ширина 30 аршин, высота ея с куполом и крестом 65 аршин. Имеет три входа с папертями и ступенями из гранита. Двенадцать окон, из них шесть на северной стороне и шесть на южной, кроме сего десять меньшего размера: шесть в алтаре, остальные четыре в ризнице и библиотеке».

Возводя храм, Нечаев-Мальцов позаботился и о необходимой инфраструктуре, поддерживающей и дополняющей его работу. Рядом с Дмитриевской церковью была построена церковно-приходская школа, в которой базовое образование могли получить все желающие жители Березовки. Школа разместилась в трех зданиях, построенных в 1897-1899 годах. Рядом со школой были также возведены три причтовых дома. При Нечаеве храм со всех сторон был окружен каменной оградой на массивном основании со столбами. Комплекс общественных, хозяйственных и светских построек, расположившихся около храма, был на удивление органичным и законченным.

К сожалению, сельчане недолго радовались новому храму. В стране грянула революция, нещадно уничтожая все, что напоминало о былых идеологиях и устоях. Храм национализировали. В 1922 году из церкви изъяли всю утварь, а в 1933 Дмитриевская церковь была закрыта. С этого времени началась история почти столетнего забвения храма. В шестидесятые годы по сохранности церкви был нанесен сокрушительный удар: в ней решили открыть сельский клуб. Местные власти дали «добро» на проведение чудовищных «реставрационных» работ: храм обезглавили, разрушив его колокольни, мозаики уничтожили, а иконостас – разграбили. Местные жители, которые из поколения в поколение хранили добрую память о Нечаеве-Мальцове, относились к разрешению храма негативно и богобоязненно. По селу и в наши дни ходит предание о том, что все те, кто принимал участие в осквернении храма, вскоре погибли или умерли неестественной смертью.

Новый сельский клуб, разместившийся в бывшем храме, не был популярным среди жителей Березовки. Вскоре осквернённый храм начали использовать как хранилище для зерна и место для изготовления металлолома.

Порог нового века храм переступил в ужасном состоянии. Он разрушался на глазах, что делало опасным нахождение человека рядом с ним. Из множества построек, аозреденных на средства Нечаева-Мальцова при церкви, частично уцелели только несколько корпусов бывшей воскресной школы и дом священника Несмотря на то, что в 1992 году Дмитриевскую церковь поставили на охрану как памятник истории и архитектуры, верующим ее передали лишь в 2002 году. Состояние храма было непригодным для проведения богослужений вплоть до 2005 года. Сперва местные жители приводили храм в порядок своими собственными силами, а в 2008 году местный предприниматель Владимир Черногиль выделил средства на поддержание церкви в должном состоянии.

Нынешнее положение дел в храме не претерпело существенных изменений за последние восемь лет. Службы в нем проходят, но в небольшом, специально отведенном для этого помещении в цокольной части храма. Но даже несмотря на внутренние неудобства, церковь Дмитрия Солунского в Березовке является местом паломничества для тысяч туристов. Сюда приезжают и те, кто хочет помолиться в старинном храме и те, кто желает полюбоваться его необычайной красотой.

Сейчас состоянию храма и пребыванию в его стенах людей ничего не угрожает. Но реставрационные работы, призванные вернуть храму его первозданный внешний вид, просто должны произойти в Березовке в ближайшее время. Это будет способствовать комфортному пребыванию в церкви прихожан, усилению потока туристов в Березовку и дальнейшему развитию туристической славы Липецкой области, а также развитию внутреннего туризма. У шедевра архитектора Померанцева в Березовке есть все шансы для того, чтобы стать не менее узнаваемым архитектурным объектом, чем знание ГУМа в Москве.

Поделиться: