Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Провинциальная Византия. Как гибнет самая высокая постройка русского модерна
Вера
19.02.16 / 13:01

Путешествуя по русской глубинке, встречаешь порой в наполовину вымерших деревнях потрясающей красоты храмы или дворцы. Они как форпосты былой прекрасной цивилизации, как живой укор современникам. Это уходящее наследие наших предков, имперской государственности и культуры. В Серпуховском районе Московской области стоит двадцатая по высоте православная колокольня мира, всего на полтора метра ниже Ивана Великого в Московском Кремле, шедевр неовизантийского стиля русской архитектуры, объект культурного наследия, патриаршее подворье. Обвалившиеся колонны, рухнувшие лестницы, разоренные склепы, выбитые окна, трещины в кладке – вполне привычный облик знаковых архитектурных объектов.

Итак. На берегу реки Нары под древним Серпуховом на высокой горе стоит величественная колокольня. Пронзая небосвод как стрела, она будто бы взмывает к самому Спасителю, донося мольбы прихожан. Храм на средневековом погосте, известном как Иванова гора, был расположен на выступе, образуемом с севера дорогой на деревню Глубоково, а с юго-востока пересохшим руслом и оврагом речки Городенки. По преданию погост здесь основал еще в XIV веке преподобный Сергий Радонежский, бывал здесь и его ученик святой Никон Радонежский. На месте нынешней колокольни он посадил дуб, пень которого сохранялся вплоть до конца XIX века. Деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи известен с XVI века и принадлежал Серпуховскому Высоцкому Богородичному мужскому монастырю. Старая церковь горела дважды – при Иване Грозном и в период Смутного времени, а новый каменный храм был возведен в 1719 — 1720 годах радением настоятеля монастыря архимандрита Герасима. В XVII — XVIII веках на погосте хоронили крестьян из соседних деревень, а в непосредственной близости от храма монахов, священнослужителей и церковнослужителей Высоцкого монастыря. Когда советская власть рушила храмовый комплекс и строила на его месте психбольницу, большинство могил были разорены. Старожилы с содроганием вспоминают, как рабочие находили в могилах останки священников в полном облачении.

Ежегодно 24 июня, на престольный праздник Иоанна Предтечи, здесь проводилась однодневная ярмарка – одна из крупнейших в губернии. Этому способствовало выгодное транспортное расположение Ивановой горы. С трех сторон церковная земля была окружена водными артериями и важными дорогами. Сам погост, с жилыми деревянными постройками причта находится чуть поодаль, северо-западнее каменного храма. Сейчас эта территория находится на противоположной стороне грунтовой дороги и застроена частными дачами.

Колокольня и храм Рождества Иоанна Прдтечи 1910-е годы

Колокольня и храм Рождества Иоанна Прдтечи 1910-е годы

В 1852 - 1856 годах храм Рождества Иоанна Предтечи много раз перестраивался. Были пристроена трапезная, два придела во имя Успения Божией Матери и святого Николая Чудотворца, сооружен новый пятиярусный сосновый алтарь, выкрашенный белой краской и декорированный золоченой резьбой, возведена первая кирпичная храмовая шатровая колокольня. В 1891 году была сооружена каменная ограда в неорусском стиле с теремными башенками и ажурными воротами. Все эти работы проводились иждивением ктитора храма местного фабриканта и благотворителя Диомида Митрофановича Хутарева под руководством архитектора Владислава Грудзина. Он много строил в Дмитрове, Волоколамске, Коломне, Сергиевом Посаде, работал над Эрмитажем в Питере. К сожалению, здание храма дошло до нас только на фотографиях и в виде остатков фундамента. При храме для нравственного воспитания фабричных рабочих и местных крестьян было создано общество духовного просвещения и общество трезвости, которыми заведовал священник Василий Пятикрестовский. Также был создан большой хор из 100 певчих.

Закладка колокольни. В Центре сидит Диомид Митрофанович

Закладка колокольни. В Центре сидит Диомид Митрофанович

К полувековому юбилею своего попечения об Ивановой горе Диомид Хутарев заказал колокол весом в 550 пудом 16 фунтов (около 9016 кг). Данный вес был выбран не случайно – ровно сколько лет исполнилось дубу, посаженному Сергием Радонежским. Однако для старой звонницы он был слишком тяжел, возникла необходимость построить под него новую большую колокольню. Её проектировщиками были архитекторы Михаила Кульчицкий и Адольф Нетыкса. Последний из них был известен не только как зодчий ар нуво, но и как видный теоретик. В разные годы Нетыкса был редактором «Архитектурного вестника», «Записок Московского архитектурного общества», выпускал «Художественный сборник русских архитекторов и инженеров». Строительство продолжалось с 1895 по 1899 годы. Интересно, что одновременно в Харькове строилось новое здание кафедрального Благовещенского собора по проекту зодчего Михаила Ловцова. Архитектура двух колоколен поразительно похожа, иногда их называют даже близнецами. Споры о том, какой проект – серпуховской или харьковский - является первоначальным, не утихают и по сей день.

Здание из красного кирпича с мраморной облицовкой состояло из трех основных объемов — непосредственно самой шестиэтажной пятиярусной колокольни и двух симметричных одноэтажных, квадратных в плане, часовен — усыпальниц. В центральной части первого этажа колокольни была сделана сквозная арка, ведущая с церковного двора к обрыву Ивановой горы. Отсюда открывается потрясающий вид на извилистую долину реки Нары, густые леса по берегам и отдаленные поля. В оформлении декора колокольни использовались белые парные колонны и полуколонны дорического ордера, высокие витражные окна с полуциркульным завершением, арки, кресты и различные виды геометрического орнамента. Колористическое решение здания выполнено в популярной в конце XIX – начале XX века контрастной красно-белой гамме. Основные декоративные элементы, орнамент, колонны и полуколонны белого цвета, а кирпичная кладка красная.

Поднятие колокола

Поднятие колокола

Купола часовен-усыпальниц приземистые, что характерно для византийского и балканского зодчества. В архитектуре колокольни и усыпальниц авторы используют трифориумы и оконные аркады, что придает ажурность и воздушную легкость массивной постройке. На второй этаж, где должен был разместиться новый храм во имя святого Диомида Мученика, вели каменные винтовые лестницы. Одна из них в данный момент утрачена, а обломки второй продолжены досками и деревянной лестницей – только так возможно подняться наверх. Вплоть до середины 2000-х годов сохранялась часть росписей на христианские и флористические мотивы.

Торжественная закладка колокольни произошла 8 июля 1895 года при огромном стечении народа. В её основание были помещены золотые монеты и закладная доска с надписью. А через два года, не дожив до окончания строительства, скончался главный устроитель Ивановой горы – Диомид Хутарев. Он был погребен 7 сентября 1897 года в северной усыпальнице. На похороны к известному церковному благотворителю из северной столицы приезжал сам отец Иоанн Кронштадтский.

В 1906 году признанный мэтр русского модерна академик архитектуры Николай Струков перестраивает склепы в часовнях-усыпальницах. Отделочные работы в колокольне продолжались вплоть до революции 1917 г. Самым поздним из дошедших до наших дней строений церковного комплекса на Ивановой горе является здание богадельни, в котором в годы Первой мировой войны располагался лазарет для раненых воинов. Фасады здания также выполнены в неовизантийском стиле, украшены парными полуколоннами дорического ордера. Крыльцо и фриз декорированы геометрическим орнаментом в виде ромбов, кругов и полуциркульных дуг.

Южная усыпальница. Разорённый склеп

Южная усыпальница. Разорённый склеп

За годы советской власти большая часть ансамбля была уничтожена. Храм был закрыт, а потом снесен в 1936 году. При размещении на погосте областной психиатрической больницы №19 часть строений была снесена, ликвидированы надгробия некрополя, возведено несколько одноэтажных кирпичных и бетонных строений, не представляющих архитектурной ценности. В 1920-х годах группой вандалов была разорена фамильная усыпальница Хутаревых в часовнях колокольни, где покоились три поколения рода. Часть останков была извлечена из склепов и изуродована - грабители искали золотые нательные кресты и зубные коронки. Рабочие соседней фабрики и члены приходского совета тайно перезахоронили останки в дальнем углу ограды. Из надгробных мраморных плит усыпальницы сохранились две. Одна из них в наши дни была использована как подставка под надгробный камень на символической могиле последнего священника Петра Лебедева. Вторая находится под слоем строительного мусора у западного выхода из северной усыпальницы. Витражные окна были выбиты, полы вскрыты, кованые ажурные лестницы сломаны. А 15 августа 1985 года на всю округу вдруг раздался грохот: с колокольни, пробив крышу северной усыпальницы, упал крест…

Современный алтарь в южном крыле богадельни

Современный алтарь в южном крыле богадельни

В последние десятилетия к народу начала возвращаться историческая память, приходить осознание содеянного их предками. Всем миром начали возрождать колокольню. На деньги спонсоров и местных жителей были сооружены купола над колокольней и усыпальницами, установлен шпиль и новый крест, в части окон появились новые рамы. В здании бывшего лазарета-богадельни, в одной из комнат, освящен храм, ведутся службы, в 1998 году был зарегистрирован приход. Многие добровольно несут свои иконы для благоустройства храма.

Однако состояние колокольни остается плачевным. На исследование состояния фундаментов, ремонт крыши, окон, укрепление стен, восстановление лестниц и полов требуются значительные средства, отсутствующие у прихода. Забытым шедеврам сложно выжить в современном мире раскрученных брендов. Но будем надеяться, что третья по высоте после Троице-Сергиевой лавры и Ивана Великого звонница в столичном регионе найдет своего попечителя.

Поделиться: