Автор: Марина Щелокова
Православие и традиции. Заметки с выставки
Вера
15.06.16 / 02:02

Божественно скроенный человек – так говорят о Владимире Михайлове. Открытый, светлый, источающий любовь и проникающий в самую душу взгляд, неторопливая, полная глубоких мыслей речь, неспешные движения – общение с ним действует благотворно и целительно. Художник от Бога Михайлов работает в древней технике создания православных образов, пришедшей к нам из Псковской и Новгородской земель XII-ХIII веков.

Открывшаяся в конце апреля во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве выставка Владимира Михайлова «Православные традиции в XXI веке» ясно показала, что произведения и талант художника получили высокую оценку и признание на федеральном уровне. Экспозиция, сформированная из четырех разделов: «Ранние работы», «Православные праздники», «Православные таинства», «Пасха», – демонстрирует уникальные работы автора разных периодов его творчества. Здесь выставлены его шедевры, выполненные из кости, камня и металла в технике мелкой пластики.

В первом разделе выставки «Ранние работы» обращает на себя внимание яркий образец раннего периода творчества художника – поклонный крест Свято-Духового монастыря, который находится на родине Владимира – в селе Боровичи Новгородской области. Он был предоставлен епархией монастыря специально для московской выставки. Поклонный крест художник изготовил из местного камня, тонкого зернистого сланца и известняка (его издревле сплавляли вниз по Волге для строительных нужд Санкт-Петербурга). Камень – материал монументальный и строгий, позволяющий передать всю мощь и силу образа, на создание которого мастера вдохновил и благословил владыка Ефрем.

«Прежде чем взяться за работу, – рассказывает Михайлов, – я читаю Священное Писание, проникаюсь сюжетом и святыми образами, долго размышляю и, когда ощущаю в душе полный покой и вдохновение, приступаю с любовью и молитвой». «Всякое дыхание да хвалит Господа» – кто-то славит Бога песнопениями, кто-то – молитвами, Владимир Михайлов все свои творческие способности и силы отдает во славу Бога.

Разделы «Православные праздники», «Православные таинства», «Пасха» демонстрируют произведения из металла – материала, который дал новые возможности для развития творчества художника. После знакового события в жизни Михайлова – знакомства с известным петербургским предпринимателем Михаилом Сасонко – начинается новый период в его творчестве. Он пробует работать в металле, изучая с напористостью исследователя его особые конструктивные качества.

«Если камень позволяет воплощать монументальные, мощные образы, то металл дает возможность мелкой проработки деталей, изящной прорисовки тонких и легких линий. Этому материалу под силу воплощение более глубоких и сложных образов», – говорит художник.

В разделе «Православные таинства» выделим рождественский вертеп, подарок на Рождество для отроков и отроковиц. Эта настольная вещь достаточно условно передает библейский сюжет. «Все, чего я хотел, делая этот детский подарок, – привить интерес и любовь ребенка к Библии. Пусть, выходя в жизнь, они сохранят навсегда в душе образы великого Писания», – говорит художник.
Здесь же тематические подарочные композиции: складень «Яблочный Спас» и «Медовый Спас», настольное изделие «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония».

Еще одно уникальное произведение этого раздела, достойное самого пристального внимания, – наперсное Евангелие 12 праздников, в которое включены самые важные православные праздники, – выполнено в серебре с позолотой. «Я хотел объединить праздничный ярус икон в иконостас, – рассказывает художник, – и сделал календарь в виде Евангелия, полагающегося на антиминс в церкви». Все детали этого миниатюрного шедевра: страницы, переплет, замочки, подставка – сделаны из золота.

Специальный раздел к православному празднику – «Набор пасхальных яиц» – включает яйцо-складень «Боговоплощение», яйцо с образом Николая Чудотворца, «Кремлевское», «Пасхальное древо», яйца-подвесы с иконами основных двунадесятых праздников, яйца «Рождество, Крещение, Воскресение Христово», «Тайная вечеря», «Рождество Господне», композицию «Пасхальная».

Центральное место в экспозиции выставки занимает священнический крест Федора Конюхова. Этот крест – не что иное, как аллегория ветхозаветного сюжета о Всемирном потопе.

Канонический образ креста включает в себя традиционную морскую символику: якорь, ладью, канаты. Крест венчает голубь с оливковой ветвью, который согласно Евангельским представлениям являет собой образ новой жизни на земле после потопа. Голубь – важный символ для моряков, знак того, что близок берег и отчий дом. Крест был изготовлен по просьбе Федора Конюхова – иерея, священника, известного художника и путешественника, к которому обратились священники с крейсера «Варяг» с пожеланием сделать особый знак отличия. Непосредственно в рамках работы выставки Владимир Михайлов вручил священнический крест батюшке.

Точность и простота художественной формы в произведениях Владимира Михайлова позволяют воплощать библейские сюжеты в понятных и ясных образах. Православные традиции, передающиеся из поколения в поколение, в его работах находят свое воплощение. Его стиль несет на себе отпечаток всех тех поколений художников, которые жили и творили в Новгородской земле. Изделия, созданные новгородскими мастерами, были и остаются для Мастера постоянным источником вдохновения. Есть люди, которые постоянно слышат Бога. Владимир Михайлов не только слышит, но и обладает великим даром излагать библейские сюжеты и делать их понятными и близкими для нас.

Поделиться: