Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Колыбель Донского православия
Вера
06.07.16 / 15:03

«История Старочеркасской – это история Дона. Очень многое и большое нужно описывать, чтобы припомнить старочеркасскую старину», – сказал писатель Н. Ф. Погодин.

Вряд ли возможно охватить необъятную историю Донского Войска в нескольких абзацах. Однако рассказать о главном памятнике православной веры этого края не только можно, но и необходимо – ведь именно вера была опорой и надеждой донских казаков, как и они сами были опорой и защитой России.

Фото из архива автора

Жизненный путь этих воинов с самого детства определяла и освещала православная вера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Старочеркасская станица стала колыбелью православия на Дону. С XIX века и по сей день продолжается историческая миссия главного храма этой земли, Воскресенского Войскового собора.

В 1637 году казаки перехватили у турок главенство над Азовом и удерживали его почти до середины 1642 года. Много раз турки пытались взять реванш и много раз проигрывали. Наконец они отправили на штурм более ста пятидесяти тысяч человек. Казаков же, защищавших Азов, было не более десяти тысяч. Во время обороны казаки, теснимые неприятелем, дали обет: если Бог избавит их от врагов, соорудить в Черкасске храм во имя Воскресения Христова с четырьмя приделами.

Казаки одержали победу, несмотря на то что противник превосходил их по численности в пятнадцать раз. Но, несмотря на это, целых восемь лет они не спешили начинать строительные работы. И тогда, словно в наказание за несдержанное обещание, на Дону появилась жестокая моровая чума, начавшая косить людей. Приписывая страшную болезнь гневу Божию, казаки приступили к строительству. Так в 1652 году появился первый деревянный храм на этой земле, а эпидемия сразу же прекратилась.

Войсковой (Воскресенский) собор в Старочеркасской. Фото: wikipedia.org/Yaroslav Blanter

Деревянный храм дважды горел, поэтому вскоре казаками было решено строить каменную церковь, не подверженную пожарам. Их челобитная царю-батюшке об этом решении с просьбой о содействии была одобрена, и в 1688 году из Москвы на Дон для строительства каменного собора прислали все необходимое.

В 1706 году началось строительство нового каменного собора, в котором лично поучаствовал сам Петр I. Царь внимательно следил за ходом работ и оказывал помощь: он прислал из стольного града деньги, искусных мастеров, два прекрасных колокола, церковную утварь для отправления богослужений и уникальные книги. Посетив Черкасск, царь лично заложил несколько кирпичей в алтарную стену собора. Храм, стоящий и поныне, был завершен в 1719 году.

За первой дверью при входе в собор висит тяжелая цепь, в которую был закован Степан Разин перед отправкой в Москву. Любопытный турист может попытаться поднять ее в руках – и не справится, настолько тяжела цепь, связанная с геройством и предательством. А в галерее, опоясывающей собор, можно увидеть замурованную в стену небольшую плиту, за которой был захоронен прах войскового атамана Корнилы Якова, крестного отца Разина. Того самого, что предал своего крестника и выдал его властям.

Фото из архива автора

Уникальный шестиярусный иконостас – пожалуй, главное украшение собора. Этот вырезанный из дерева и позолоченный иконостас, равно как и все 149 окладов икон XVIII–XIX веков, – единственное в своем роде произведение искусства не только на Дону, но и на всем Юге России. Когда-то в иконостасе собора были серебряные врата, но в 1919 году по приказу войскового атамана Богаевского их вывезли за границу, опасаясь разграбления большевиками.

Конструкция и роспись хоров собора поражают воображение каждого, кто видит их живьем. Вдоль трех стен храма на высоте четырех метров тянутся хоры, ранее предназначавшиеся певчим. Балконы этих хоров расписаны старинной живописью с изображением библейских сцен – изгнания Адама и Евы из рая и многих других. Сюжеты для росписи взяты из «Библии Пескатора», изданной в Амстердаме в 1630 году. Аналогов подобной росписи нет ни в одном российском храме.

Бронзовые с посеребрением паникадила XVIII века выполнены в стиле барокко. На полу храма лежат чугунные плиты, напоминающие о посещении собора царем Александром I, великими князьями Михаилом Павловичем и Николаем Александровичем.

Рядом с собором расположена шатровая башня-колокольня, также единственная на Юге России. Она была возведена в 1725–1730 годах по образцу строившихся в Москве восьмигранных шатровых колоколен и состоит из четырех частей: подклета (подвала), четверика, восьмерика и увенчанного крестом восьмигранного шатра. На первом и втором этажах колокольни в 1744–1857 годах хранился войсковой казачий архив, а подклет долгое время исполнял роль тюрьмы. Сейчас в колокольне хранятся трофеи, привезенные казаками из Азова в 1641 году.

Поделиться: