Большой неизвестный театр
Запасники
15.03.16 / 15:03

Спросите самого любопытного туриста, бывал ли он в Музее Большого театра, и услышите удивленное «нет». С выставками в двух залах бельэтажа театра, а также в недалеком прошлом в особняке в Петровском переулке вряд ли кто соотнесет понятие «музей». А, тем не менее, самый настоящий музей в Большом театре есть, его коллекция насчитывает более 200 единиц хранения, и это одно из самых крупных притеатральных собраний в России.

Музея в привычном понимании этого слова, куда могли бы приходить посетители и рассматривать экспонаты под стеклом, в Большом театре действительно нет. До недавнего времени музей занимал второй этаж административного здания театра, по соседству с самим театром, а сейчас переезжает в новое здание по адресу - ул. Плеханова, 5а. Экспонаты хранятся в фондохранилище - это эскизы декораций и костюмов, театральные костюмы, коллекции рукописей, автографов, фотографий, начиная с середины 19 века, с первых фотографий балерины Анны Собещанской. Есть большая коллекция макетов, афиш, программок, билетов, начиная с 19 века, недавно начали собирать бутафорию. Иконография, скульптура и мелкая пластика. Есть личные вещи актеров, режиссеров, дирижеров, работавших здесь. Дирижерская палочка Петра Ильича Чайковского, молитвенник Михаила Ивановича Глинки, шкаф Сергея Рахманинова, гримировальный столик Федора Шаляпина. Дневники Вацлава Нижинского, веер Анны Павловой, часы Екатерины Гельцер.

Самыми ценными экспонатами в музее считают предметы живописи и графики, представленные в коллекции с середины 19 века. Это работы В.Д. Поленова, А.М.Васнецова, А.А.Бенуа, А.Я.Головина, К.А.Коровина, В.Я.Левенталя и Б.А.Мессерера. «Константин Коровин был главным художником театра, и с него началась декорационная школа Большого театра, - рассказывает директор музея Лидия Харина, - это конец 19-начало 20 века. Коровин до 1924 года работал в театре и поставил около полусотни спектаклей. Был одним из первых сценографов многих знаменитых спектаклей, в его декорациях шел первый «Щелкунчик» на сцене Большого театра».

Многие из этих раритетов показывают на передвижных выставках в России и за рубежом. В фондохранилище можно увидеть декорации Симона Вирсаладзе к «Лебединому озеру», Федора Федоровского – к «Борису Годунову», портрет Леонида Собинова - «лучшего Ленского» работы М.А.Вербова, портрет Улановой в образе Жизели, Ольги Лепешинской на пуантах, Шаляпина в партии Демона.

Главный хранитель музея Екатерина Чуракова рассказала, что в фонде живописи и графики хранятся первые эскизы декораций и костюмов к операм Глинки «Жизнь за царя» и Направника «Нижегородцы», и каждый экспонат, в той или иной степени, является опровержением утверждения великой Ермоловой – «Искусство актера - дым». Эскизы декораций и костюмов – то, во что были «одеты» спектакли 19 века, сохранившиеся в самых разных вариантах, помогают представить, как жил театр до начала 20 века, помогают ожить спектаклям и именам-легендам. «Маг и волшебник русской сцены» Карл Вальц более полувека проработал в Большом театре декоратором. Его макетов, по одной картине к каждому спектаклю, в том числе, к «Рогнеде», «Фее кукол», «Сусанину», в музее сохранилось всего 5. И эти бумажные макеты, написанные акварелью, настоящие редкости.

Авангард также представлен в запасниках Большого театра, и здесь любителей театра ждет немало открытий. Эскизы костюмов к спектаклю «Маска Красной смерти» Григория Пожидаева, до недавнего времени совсем неизвестного в России, художник эмигрировал в 1920 году на Запад и был славен во Франции как Georges A. de Pogеdaieff. Эскизы костюмов и декораций Федора Федоровского, в том числе, к спектаклю «Кармен» 1921 года. Кроме того, Федор Федорович первым начал прорисовывать гримы для хористов и статистов, и они также среди экспонатов. В запасниках хранятся комплекты эскизов и декораций неосуществленных спектаклей, например, оперы «Снегурочка», которую намеревались поставить Владимир Немирович-Данченко с художником Борисом Григорьевым. Жизнь некоторых спектаклей заканчивалась сразу после премьеры, но память о них осталась в рисунках художников. Перед мысленным взором посетителей музея пронесутся эпохи: в 30-60-х годах в театре работали Петр Вильямс, Вадим Рындин, Владимир Дмитриев, и уже ближе к нашему времени – Валерий Левенталь, Борис Месерер, Сергей Бархин.

Коллекция костюмов вызывает особый интерес. Эти экспонаты зрители всего постсоветского пространства могли видеть в легендарных спектаклях Большого театра, которые показывались по телевидению. Костюмы, в которых пели Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, танцевали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, хранятся в запасниках. Гордость коллекции - камзолы из гардероба Потемкина 18 века. Рассказывают, что попали в театр они после пожара 1853 года. Горожанам был брошен клич – приносить в театр вышедшие из моды вещи, и люди откликнулись. В коллекции музея 4 камзола тех времен, подобные имеются лишь в Бахрушинском и Петербургском театральном музеях. Также гордятся в музее гардеробом Леонида Собинова – более 20 костюмов. Певец заказывал их в Италии. Так и хранятся наряды Ленского, Риголетто, Ромео, кавалера де Грие с бирками от итальянских мастеров.

Особая гордость – несколько костюмов Федора Ивановича Шаляпина, в том числе, костюм Мефистофеля, в котором артист впервые вышел на сцену Большого театра. Костюмы эти часто экспонируются на зарубежных выставках, имя Шаляпина, знаковое для русской оперы, и для Большого театра, в частности, почитаемо во всем мире. От спектаклей Константина Коровина в запасниках осталось три балетных костюма - пачка из «Дон-Кихота», мужской костюм из «Баядерки» и костюм Екатерины Гельцер из «Золотой рыбки». Сохранились костюмы к балету «Красный мак» (1927 г.), восстановлен в 1949-м. Целый гардероб, в котором Уланова, Стручкова, Лепешинская исполняли главную партию Тао Хоа. Можно увидеть в музее костюмы Улановой, в которых она танцевала Джульетту и «Умирающего лебедя». Майи Плисецкой – из «Кармен-сюиты», «Анны Карениной» и концертного номера «Вакханка». Костюмы Екатерины Максимовой, танцевавшей Анюту, Машу из «Щелкунчика», «Мазурку» Голейзовского, «Каменный цветок». Хранится здесь и знаменитый костюм Образцовой-Кармен - ее белое платье в голубой горошек. Демонстрируя костюмы, сотрудники музея делают акцент на том, кто является их автором. Посетители выставок всегда проявляют интерес к коллекции пуантов с автографами. В фондах хранится несколько десятков балетных мужских и женских туфель, которые артисты дарят музею после спектаклей.

Положение о музее Большого театра было создано в советское время. Как только не стало в 1917 году Конторы императорских театров, коллекцию разобрали. Часть вещей отдали в Малый театр, часть оставили в Большом и создали Театральную библиотеку по искусству. А в 1918-ом году одна из первых директрис - Малиновская написала Положение о музее, и это был первый документ, на основе которого провели опись предметов и стали их изучать. То есть, по статусу теперь это был притеатральный музей, в котором занимались сохранением истории Большого театра. Одним из инициаторов стал главный художник Большого театра Федор Федорович Федоровский.

Благодаря совместному проекту Большого театра и компании Google, зрители могут совершать виртуальные  экскурсии по экспозиции. Но музей устраивает и реальные выставки по стране и миру. Так, в прошлом году впервые показали экспонаты в Центральной России. В Смоленске, Орле, Липецке и Курске. В зарубежных выставках музей участвует с 2003 года, когда в Библиотеке Линкольна в Нью-Йорке были выставлены предметы, посвященные С.С.Прокофьеву. Также музей участвовал в крупнейшей архитектурной выставке в Швейцарии, посвященной 300-летию Петербурга, устраивал экспозиции в Лондоне и в Милане, в Белфасте и в Париже.

Поделиться: