Автор: Нина Катаева
От «Понизовой вольницы» до «Левиафана». Госфильмофонд России – самая крупная синематека мира
Запасники
02.09.16 / 05:05
Коллекция Госфильмофонда России, одна из лучших в мире и самая большая по объему, насчитывает более 65 тысяч названий, начиная от немых фильмов братьев Люмьер до современных российских и зарубежных картин. В ней 334 дореволюционных фильма, более 20 тысяч картин советского и новейшего периодов истории России, около 40 тысяч фильмов иностранного производства - всего 850 тысяч коробок. Также здесь хранятся десятки тысяч фотографий и киноплакатов. По правилам каждый прокатчик обязан присылать в Госфильмофонд (ГФФ), а принимаются абсолютно все картины, копию каждого фильма, выходящего на экраны.

Фильмы не только собирают и хранят – их реставрируют. В фонде есть библиотека по вопросам киноискусства. Специалисты дают консультации, помогают подобрать фильмотечный материал для кино- и телестудий, музеев. Фонд предоставляет материалы для создания игровых, документальных и телевизионных фильмов. Ведет обширную издательскую деятельность - здесь составляются каталоги и справочники, в связи с 60 летием ГФФ и 100 летием российского кино были изданы книги "Кинокомедия XX века" Владимира Соловьева, каталог "На троне и на экране", было профинансировано издание спецномера "Киноведческих записок", посвященных ГФФ. Возглавляет Госфильмофонд России с 5 ноября 2001 года Николай Михайлович Бородачев.

***
Николай Бородачев: Храним наследие всех государств и народов

В работе XX Фестиваля архивного кино «Белые столбы» Госфильмофонда России наряду с ведущими российскими специалистами, принимала участие делегация Международной федерации киноархивов (ФИАФ) во главе с президентом Эриком Ле Руа. Госфильмофонд, одна из крупнейших синематек мира, внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Сегодня на вопросы нашего корр. отвечает гендиректор ГФФ, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Госпремии РФ,
председатель Московского областного союза кинематографистов Николай Бородачев.

- Николай Михайлович, на юбилеях принято подводить итоги, о чем вам больше всего думалось, когда проводили юбилейный фестиваль?

- О том, что фестиваль «Белые столбы», действительно, уникальный. По фильмам из коллекции ГФФ можно изучать историю не только России и Советского Союза, но всего мира. Не зря к нам отовсюду приезжают специалисты и находят фильмы, которые в их странах считались утерянными. Так, мы долгое время работали с японцами, и когда показали им один фильм, выяснилось, что они вообще не знали об его существовании. Тут же прислали специалистов - историков кино, киноведов и кинокритиков, те полгода здесь жили, смотрели архив, и нашли более 60 неизвестных им японских лент. Исследовав их, заказали нам копии, и мы печатали шесть их лет.

Аналогичный случай был с Германией. Мы долгое время исследовали немецкие фильмы, которые хранятся у нас, и в результате отпечатали более 200 копий картин, утерянных в Германии. А пять лет назад, когда проводили каталогизацию архивов, нашли 57 ранних американских фильмов, которые после революции были куплены Советским Союзом за золото. В Америке они считались утерянными. Узнав об этом, американцы примчались к нам, и Владимир Владимирович Путин заказал у нас 10 копий и подарил их Библиотеке Конгресса США. Все эти факты подчеркивают - то, что хранится в ГФФ, является наследием всех государств и народов.

За 20 лет на «Белых столбах» мы показали более 170 фильмов, которые никто никогда не видел. Например, в 2014 году к нам приехали эстонцы, не знавшие, что кино Эстонии началось с 1913 года, у нас был фильм производства этого года. Они были потрясены: «Приедь годом раньше, мы отпраздновали бы 100-летие эстонского кино».

Коллекции бывших советских республик тоже хранятся у нас, и условия хранения для всех одинаковы.

- Когда находятся фильмы-потеряшки, как обставляете эти моменты?

- Восстанавливаем картины, реставрируем, а уж ретроспективы и фестивали в столицах устраивают сами организаторы. Называем эти мероприятия «премьерами», и всегда слышим положительные отзывы – к людям возвращается их наследие. Тема «Кино о кино» стала главной на юбилейном фестивале и очень впечатлила французов – президент ФИАФ восхищен цехами по реставрации фильмов, по восстановлению записи звука и изображения, по оцифровке картин.

-Известно, что пропаганда российского киноискусства всегда была не менее важной задачей ГФФ, чем сохранение оригиналов.

- Мы популяризируем не только российское (советское) кино, а вообще кино народов мира. Вы видели в ролике на открытии, как проходят наши фестивали в Молдавии, Ингушетии, в других республиках и за рубежом. Во Франции, Португалии, Швейцарии. В Марселе 20 лет проводим фестиваль не только российских фильмов, но и бывших советских республик. Видели, с каким воодушевлением встречали нас в Греции и в Монголии? Конечно, это пришло не сразу. Лишь лет пять назад, когда нам передали авторские права, и у нас появились средства для таких целей.

Во Франции, Чехии, Польше, Португалии, Абхазии у нас есть свои представители, которые показывают российское кино, организуют встречи с кинематографистами. Собираемся открыть представительство в Молдавии. А в Беларуси у нас работает ведущий специалист по популяризации коллекции ГФФ и российского кинематографа Андрей Николаевич Бычков, уроженец этой страны.

- А российское население как знакомите со своими программами?

- В регионах начали реставрировать кинотеатры, в планах открытие Центра российской кинематографии и духовности в Курске, Центра российской кинематографии ГФФ России им. Жерара Депардье на моей родине в Саранске. Планируем открыть кинотеатр в Санкт-Петербурге, но наши возможности небезграничны, государство пока не поддерживает.

- Меняются ли со временем методы сбора киноколлекции?

- Сейчас нас атакуют на тот предмет, чтобы хранили фильмы на цифровых носителях. В то время, как научно доказано, что «цифра» пригодна для оперативной деятельности, но никак не для хранения, потому что изображение в любой момент может пропасть. Здесь сталкиваются интересы продюсеров и режиссеров: первые хотят экономить, а вторые – хранить свое произведение в веках. А человечество, к сожалению, не изобрело для хранения ничего лучше, чем кинопленка, бумага и полотно художника. Поэтому и на законодательном уровне принято решение, что все фильмы должны храниться на кинопленке.

- Вы не преувеличиваете, когда называете советское кино лучшим в мире?

- Готов поспорить с любым специалистом: я же не говорю, что Голливуд не внес никакого вклада в мировой кинематограф. Но Голливуд преследовал коммерческие цели, а советское кино было озабочено духовным воспитанием подрастающего поколения. Учило доброте и порядочности. А когда нас упрекают, что до сих пор живем в тоталитарном государстве, отвечаю – «Откуда тогда взялись более 20 режиссеров, которые внесли огромный вклад в мировой кинематограф? Это возможно в тоталитарном государстве?.. И где сегодня то государство, где существует столько свободных режиссеров?»

- Андрей Звягинцев на вопрос, где обучался режиссуре, отвечал - смотрел шедевры в Музее кино, по-вашему, это возможно?

- Еще как. Раньше все ведущие режиссеры Союза, прежде чем приступить к съемкам, приезжали в Белые Столбы, месяцами жили в гостинице и смотрели фильмы. Изучали, как снималось кино. Это была большая школа. Большими друзьями ГФФ были Сергей Бондарчук, Станислав Ростоцкий, Леонид Филатов, Петр Тодоровский, Эльдар Рязанов. Марлен Хуциев часто бывает у нас, Никита Михалков, одним словом, режиссеры старой школы. Просмотры в ГФФ, действительно, дают им много идей. К сожалению, сейчас все это утеряно. Сегодня из 150-160 российских фильмов, которые снимаются ежегодно, востребованными оказываются – четыре-шесть. Та же ситуация и за рубежом.

- На фестивале показали уникальную съемку Сергея Эйзенштейна, что связывает ГФФ с этой культовой фигурой в кинематографе?

- Эйзенштейн признан миром. Но даже не все специалисты знают, что кинофильм «Потемкин» нами изучен покадрово, это единственное научное исследование в мире. Это очень удивило Питера Гринуэя. В результате возник совместный проект Госфильмофонда и Гринуэя «Рукопожатие Эйзенштейна». Мы выкупили у Гринуэя сценарий, идет поиск финансирования, подбор актеров, на роль Эйзенштейна рассматривается, в том числе, и Жерар Депардье. Съемки пройдут в России и в Мексике.

- Продвигается ли проект о летчиках «Нормандии-Неман», в котором должен принять участие ваш друг Жерар Депардье?

- Продвигается, и весьма успешно. Нашли дополнительных спонсоров во Франции. В России проект будут финансировать представители Москвы, Мордовии, Челябинской области, Красноярского края. Также в проекте будет участвовать Беларусь. Кроме «Нормандии-Неман», у Депардье много проектов по миру: в Америке, в России, во Франции.

- Как вы нашли свое призвание, когда поняли, что будете работать в сфере кино?

- Во втором классе, когда в деревню приехала кинопередвижка, и я увидел первый фильм – «Ленин в Октябре». С того момента не рассуждал, кем хочу стать. С того дня метка на пальце осталась - сунул руку в киноаппарат, где бешено вращались шестеренки, хотел перемотать пленку... Помню первый фильм, который показывал сам – «Скарамуш», французская картина типа «Трех мушкетеров». У меня и старший брат был киномехаником, а я с детства вел дневники, в которых записывал названия всех фильмов, которые посмотрел, фамилии режиссеров, сценаристов, актеров.

- Скажите, от чего зависит успех работы кинотеатра?

- От правильно подобранного репертуара. Но поскольку репертуар зависит от того, что выдает российское кино, которое сегодня в плачевном состоянии, надо думать о рецептах лечения. И я использовал бы методы Франции. По большому счету, ни рубля бы не выделял на производство фильмов из госказны, за исключением кинодебютов. Если государству нужен фильм определенной тематики – пусть заказывает и оплачивает, но раздавать деньги кому ни попадя не следует. Кинопроизводство – большой и эффективный бизнес. Вы считаете себя успешным режиссером, способным сделать кассовый кинофильм - найдите деньги и сделайте.

Наше досье

Николай Михайлович Бородачев происходит из уважаемого в Мордовии рода Бородачевых. Родился 22 июня 1948 г. в деревне Бриловка Темниковского района Мордовской АССР. С профессией определился школьником. Окончив ПТУ киномехаников, Ленинградский институт киноинженеров, Душанбинский пединститут и Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, вот уже несколько десятилетий с увлечением занимается пропагандой отечественного кинематографа.

Работал директором кинотеатров, в Таджикской республиканской конторе по прокату кинофильмов, в Госкомитете Таджикской ССР по кинематографии. С 2001 г. гендиректор Госфильмофонда России.

Лауреат Госпремии РФ. Почетный кинематографист России. Ветеран боевых действий. Кандидат экономических наук.

***
Из истории Госфильмофонда.

Идея создания национального киноархива обсуждалась кинематографистами еще в 20-х годах прошлого века. Основу коллекции составила уникальная подборка немых фильмов, которую в 1932 году спас от уничтожения историк кино Сергей Комаров. Он перевез эти фильмы в Государственный техникум кинематографии, именно они составили фильмотеку Института кинематографии, а в дальнейшем - и Госфильмофонда. В 1933 году было создано Главное управление кино-фотопромышленности при СНК СССР, одной из задач которого стала "организация всесоюзной фильмотеки и фототеки». 2 октября 1935 года на Оргбюро ЦК ВКП(б) отметили неудовлетворительное состояние кино негативного фонда, в частности, безхозность картин на кинофабриках. Перед Главным управлением кино фотопромышленности поставили задачу построить в 1936 году в Москве «центральное хранилище негативов". Поначалу корпус хотели возвести на территории "Мосфильма", затем перенесли строительство в подмосковный поселок Белые Столбы. Строить начали в 1937 году. В 1941-м, когда началась война, Всесоюзное фильмохранилище эвакуировали в Казань, Свердловск и Новосибирск. И лишь начиная с 1944 года киноматериалы стали возвращаться в Белые Столбы.

После войны хранилище пополнилось трофейной кинопродукцией, и, конечно, уже не соответствовало требованиям ни в части хранения, ни в части научной обработки раритетов. И 4 октября 1948 года вышло Постановление Совмина СССР, в соответствии с которым Всесоюзное фильмохранилище Министерства культуры СССР было преобразовано во Всесоюзный государственный фонд кинофильмов СССР (Госфильмофонд). На территории в 170 га на тот момент была расположена копировальная фабрика, 12 хранилищ для роликов с пленкой и одно для бумажной картотеки. В Госфильмофонде должны были регистрировать и тиражировать картины, а затем сохранять их как минимум на несколько сотен лет. Эталонная копия фильма была единственной в своем роде, именно с нее специалисты делали прокатные экземпляры.

В 1957 году Госфильмофонд стал членом Международной Федерации киноархивов (ФИАФ), а за 11 лет до этого, в 1946 году, на Конгрессе ФИАФ в Париже СССР в лице ГФФ был признан членом учредителем Федерации. Директора архива Виктора Привато, возглавлявшего ГФФ с 1946 года, единогласно избрали вице президентом ФИАФ. В 1964 и в 1973 годах в Москве, при активном участии ГФФ, прошли ХХ и ХХIХ Конгрессы ФИАФ. С конца 1950 года ГФФ начал вести международную деятельность, обмениваясь фильмами и кинопрограммами для архивных кинотеатров, научной и технической документацией. Архив ГФФ связан с сотней архивов из 70 стран. В соответствии с Уставом ФИАФ 18 марта 1966 года в Москве, на Котельнической набережной, был открыт архивный кинотеатр "Иллюзион", в котором зрители посмотрели десятки тысяч фильмов мировой классики.

В 1992 году Госфильмофонд СССР был переименован в Государственный фонд кинофильмов РФ, в 1993 году указом президента РФ Госфильмофонд России был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 1998 году Госфильмофонд стал членом Ассоциации синематек Европы под патронатом Совета Европы. В том же году был внесен в Книгу рекордов Гиннеса как один из трех крупнейших в мире киноархивов.

С 1997 года Госфильмофонд России проводит Фестиваль архивного кино "Белые Столбы". И в июле 2003 года на II Международном кинофестивале фильмов об искусстве в Бергамо (Италия) еще не завершенный цикл из первых девяти фильмов "Сентиментальный романс 2000" ГФФ России получил специальную премию "За филологическую насыщенность и способность воссоздать магию кино, которого больше нет". Этот цикл короткометражных монтажных фильмов, ГФФ подготовил к 100 летию премьеры первого русского игрового фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница», 1908).

***
В октябре 2008 года, в преддверии 60-летия ГФФ России, его архивы переехали в новые фильмохранилища. Проект уникального здания с административным корпусом и специально спроектированными фильмохранилищами, был разработан институтом Гипрокино. В корпусах установлено суперсовременное оборудование, благодаря которому ГФФ стал единственной синематекой в мире, где возможно переводить изображение с пленки на цифру и обратно на кинопленку. Благодаря этому была заменена почти вся технологическая цепочка. Свое 70-летие через два года ГФФ встретит во всеоружии.

Поделиться: