Изучаем требования к созданию покрасочной камеры в своем гараже. Как сделать покрасочный бокс своими руками Самодельный бокс для покраски моделей

Изучаем требования к созданию покрасочной камеры в своем гараже. Как сделать покрасочный бокс своими руками Самодельный бокс для покраски моделей

Покраска автомобилей – одно из основных направлений деятельности тюнинг-ателье или даже обычных ремонтных мастерских. Однако для правильного нанесения краски требуется специальное оборудование и соответствующее помещение, которые бы обеспечили качественное сцепление краски с металлом. Но можно ли оборудовать гараж для покраски авто своими руками? На этот вопрос мы сейчас попытаемся ответить.

Покрасочный бокс, зачем он нужен?

Вне зависимости от марки и модели вашего автомобиля, он периодически нуждается в проведении ремонтных работ, причем это касается не только мелкого ремонта, но и более масштабных мероприятий. Так, к примеру, лакокрасочное покрытие транспортного средства со временем выгорает, стирается и теряет былую привлекательность, из-за чего автовладелец начинает задумываться над вопросом повторной покраски своего железного коня.

Учитывая тот факт, что стоимость выполнения данной задачи специалистами профильных мастерских отнюдь не маленькая, приходится искать альтернативные пути решения. Наиболее привлекательным вариантом является обустройство покрасочной камеры своими руками в собственном гараже, что хоть и потребует определенных финансовых вложений, но полностью себя окупит. Более того, подобный покрасочный бокс может пригодиться вашим друзьям, а там и до открытия собственного дела недалеко.

Требования по обустройству

С чего же начать? Прежде всего, необходимо четко понимать, что любая грязь и пыль – это враги покраски. Поэтому гараж, который нередко является складом для всех ненужных в доме вещей, следует хорошенько очистить. Однако и это еще не все требования к выбранному помещению.

Размер помещения

Если вам нужна камера для одноразового использования, тогда размеры гаража должны подходить под габариты только вашей машины, но и это значение не должно быть меньше, чем 4 на 6 м. В то же время чертежи более-менее профессиональной покрасочной камеры должны предусматривать наличие подсобного помещения и подполья, поэтому и общий размер помещения будет немного больше: длина – 9 метров, ширина – 7,5 метра, а высота – 3,5 метра (или хотя бы не меньше 2,8 метров).

Каким должен быть материал

Одного желания и наличия подходящего помещения мало, чтобы сделать полноценную покрасочную камеру своими руками. Как минимум, необходимо еще правильно подобрать материал для ее создания. Нередко в целях экономии автолюбители используют вагонку, но учитывая высокую вероятность ее возгорания, этот вариант лучше сразу отбросить. В качестве хорошей альтернативы специалисты советуют использовать металлические элементы и негорючий изоляционный материал.

Потолок

С технической стороны, стандартный прямоугольный потолок будет удобным только в случае монтажа по периметру камеры угловых светильников, которые в результате установки срежут его под углом в 45°. Если же конструкция покрасочного бокса не предусматривает монтаж таких осветительных элементов, тогда, во избежание образования завихрений и сбора пыли, углы камеры нужно закруглить.

Всю поверхность потолка должен занимать фильтр, сквозь который в помещение сможет поступать чистый воздух. В том случае, когда высоты гаража не хватает для соблюдения указанного требования и конструкции вытяжной трубы, придется придумывать вывод на крышу.

Отдельного внимания требует и пол в покрасочной камере. Поэтому, если в гараже имеется смотровая яма, ее необходимо накрыть самодельными металлическими решетками, а под обрешетку уложить доски, причем так, чтобы острый угол был направлен к дверям помещения. Из ямы наружу выводят трубу воздуховода, которая является основой нижней вентиляции. В тех случаях, когда пол сплошной, придется либо выкапывать прямоугольную яму, либо прокладывать две траншеи (глубины в один метр будет достаточно), либо обустраивать еще один пол в виде настила высотой в 15-20 сантиметров. Вывод вентиляции на улицу также прокладывают под землей, не забыв про клинья.

Самым важным моментом данного этапа работы является грамотная проектировка отверстий, которые будут выводить наружу отработанный воздух. Если проигнорировать это требование, то в покрасочной камере могут появляться «мертвые зоны», способствующие возникновению взвесей краски и созданию завихрений воздушного пространства камеры. Такие ситуации плохо сказываются на свежей краске машины, поэтому для полноценной работы выводящей системы траншеи дополняют двигателями, вытягивающими воздух из камеры.

Стены

Покрасочная камера, обустроенная в гараже, также отличается определенными характеристиками стен. В первую очередь они должны быть герметичными, огнеупорными и хорошо поддаваться очистке.

Если у вашего гаража металлический каркас, тогда его необходимо покрыть грунтовкой и установить внутри сэндвич-панели. Снаружи помещение также обшивают металлом, обрабатывая стыки силиконовым герметиком.

В случае с капитальными стенами помещения (кирпич, шлакоблок), выполняемые действия будут немного другими. В первую очередь, помещение необходимо утеплить с помощью минерального материала и отделать влагостойким гипсокартонном, а после этого можно будет нанести белую порошковую краску или же выполнить монтаж специальной огнеупорной (до 500°C) белой пластиковой вагонки. Белый цвет стен обеспечивает правильную цветопередачу и существенно облегчает процесс покраски машин.

Нередко стены покрывают матовой пленкой с эффектом намагничивания (хватает на покраску 10 автомобилей). Она хорошо поддается очистке и обладает великолепными качествами в плане притягивания и удерживания пыли.

Обратите внимание! Если в выбранном помещении стены «блестят» (подобный эффект дает нержавейка или кафель), тогда их следует сделать матовыми, чтобы они ничего не отражали и не слепили мастера при работе. К примеру, поверхность стен можно покрыть порошковой краской, которая имеет защитный противопожарный слой.

Помните об освещении

Правильное освещение в покрасочной камере во многом влияет на конечный результат выполняемой работы, а значит, необходимо выбирать только качественные светильники. Исходя из заявленных технологических правил, освещенность помещения должна соответствовать 600-2000 люмен, а рассеивание света выполняется таким образом, чтобы обеспечивалась его однородность. Для покрасочных камер рекомендуется использовать один из трех видов ламп:

люминесцентные;

Лампы накаливания;

Светодиодные.

Лампы дневного света (люминесцентные) хорошо обеспечивают максимальную видимость и полностью устраняют ненужные тени. Зачастую- наиболее эффективным вариантом их размещения является установка под потолком и на боковых стенах, хотя во время покраски автомобиля мастер не будет иметь возможности хорошо рассмотреть нижнюю часть транспортного средства. Такие лампы могут похвастаться достаточно долгим сроком службы (до 20 000 часов), экономичностью и высоким КПД. Однако и у них есть свои недостатки, к которым следует отнести задержку старта, необходимость в утилизации испорченных ламп, низкий уровень экологичной безопасности и ослабление потока света по мере эксплуатации.

Более привычные для нас лампы накаливания также могут использоваться для освещения покрасочного бокса, но только те их виды, которые имеют вакуумную колбу. Колбы, наполненные газом, не подходят для эксплуатации в местах проведения покрасочных работ из соображений безопасности. Наиболее удобными в использовании являются лампы с тонированной поверхностью и зеркальным отражателем.

К преимуществам ламп накаливания стоит отнести доступную стоимость и простоту обслуживания, однако минусов несколько больше. В частности к ним относят: низкую надежность, значительное тепловое излучение, низкий уровень светоотдачи и КПД.

Светодиодные осветительные элементы являются наиболее предпочтительным вариантом при создании камеры для покраски своими руками. Они обладают высоким индексом цветопередачи и КПД, низким энергопотреблением, прочностью и устойчивостью к вибрациям, высоким уровнем экологичной безопасности, большим сроком эксплуатации (достигает 50 тыс. часов), устойчивостью к высоким температурам и отсутствием мерцания производимого ими светового потока. Единственный, но значительный недостаток таких ламп – это достаточно высокая стоимость.

Отопление и сушка

При переоборудовании гаража стоит задуматься и о системе отопления. Если вы планируете часто использовать покрасочную камеру, тогда придется потратить деньги и установить теплогенератор, но ради пары покрасок это решение будет нецелесообразным. Для быстрой сушки покрашенной машины лучше использовать инфракрасный обогреватель бытового назначения, тем более, что он намного экономичнее обычных ТЭНов.

Если же ваш выбор все-таки остановился на воздушном отоплении, то собрать теплогенератор можно и на базе старого чугунного котла, предназначающегося для жидкого топлива. Какой бы ни была ваша покрасочная камера она должна включать в себя еще и сушку.

На сегодняшний день теплогенераторы могут работать как на топливе, так и на газу или отработанном масле. Учитывая потребности камеры, можно выбрать теплогенераторы различной мощности, с автоматическим таймером и другими функциями. Кроме того, в качестве сушки для покрашенных автомобилей нередко используют инфракрасные лампы. Они достаточно простые и понятные в эксплуатации, а также могут обеспечить требуемый эффект при небольших физических и финансовых затратах.

При создании покрасочной камеры также необходимо учитывать и равномерность подачи тепловых потоков воздуха.

Вентиляция

Ни одна покрасочная камера не сможет обойтись без хорошей вентиляции. Вместе с фильтром она обеспечивает очистку воздуха внутри бокса и способствует осаждению и выведению тумана краски. В зависимости от того, какая вентиляционная система установлена, различают два основных типа камер: одномоторные и двухмоторные. В первом случае нагнетание воздуха происходит сверху, а туман краски под давлением опускается вниз, выводясь из помещения через специальное отверстие. Во втором варианте используется уже два мотора: один – нагнетательный, а второй – отсасывающий, который и обеспечивает вывод воздуха наружу.

Плюсы и минусы самодельного покрасочного бокса

При желании и финансовых возможностях, построить покрасочную камеру своими руками не очень сложно, но стоит ли это делать? К преимуществам такого бокса можно отнести следующее:

- возможность самостоятельного подбора чертежей и схем создания каждой рабочей системы камеры;

Экономия денег на начальном этапе строительства;

Возможность совмещения качественных и дорогих готовых аппаратов с дешевыми или самодельными элементами системы;

Возможность упрощения работы отдельных систем или их замена на более эффективные;

Сравнительно дешевое обслуживание самодельных покрасочных камер (нет необходимости приобретать дорогие и оригинальные расходные материалы или детали).

Недостатки подобного творения выражаются в:

- отсутствии гарантии качественной работы покрасочной камеры в целом;

Наличие вероятности проявления конструктивных ошибок и различных недоделок, которые будут сопровождаться дополнительными материальными тратами;

Необходимости в затрате сил и средств на отладку работы различных режимов;

Невозможности установки полностью автоматизированной системы управления и системы безопасности (конечно, это только в том случае, если все оборудование не покупается в комплекте).

Не забывайте про безопасность

В отдельном порядке стоит вспомнить и о технике безопасности при покраске транспортного средства в покрасочной камере. Разумеется, данный вид деятельности не может положительно сказываться на здоровье человека, тем более, что вдыхание краски вредит легким, а ее контакт с кожей и слизистой оболочкой глаз часто вызывает раздражение. Поэтому не стоит экономить на средствах защиты, и прежде, чем приступить к покраске, наденьте специальный костюм, перчатки и респиратор. Также перед работой нелишним будет проверить исправность системы вентиляции и изоляцию электропроводки, а все источники открытого огня должны быть удалены.

Интересный факт! Отечественные автолюбители отдают предпочтение сдержанным тонам автомобилей. Так, наибольшим спросом отличаются черные и белые машины, а на третьем месте находятся серебристые модели.

Приветствую всех. С наступающим Новым годом и рождеством!!!

Не знаю, нужна ли эта тема, если не нужна, удалите.

С покраски первой своей модели, я пользовался обычной коробкой от посылки. Вариант дешевый и сердитый, но… проблема в том, что взвесь никуда не девалась и оседала по всему застекленному балкону. Работал я в маске-респираторе с фильтрами Jeta Safety 5000.


Маска шикарная. Запахов никаких, но… даже с закрытой балконной дверью, вся кака в итоге просачивалась квартиру, что вызывало праведный гнев у супруги и доставляло мне самому немало проблем. И уже тогда меня начали посещать мысли о полноценном покрасочном боксе, но ценник и качество изготовления оных, не смогли перебороть мою жабу и я полез искать варианты самодельных боксов в сети.

В итоге, я нашел чертежи, которые меня устроили и на базе этих чертежей изваял свой вариант. Чертежи первоисточника прилагаются. Не могу точно сказать, где я их нашел, так как прошло довольно много времени. Могу только сказать автору большое спасибо.

Сохранить в Альбом Сохранить в Альбом Сохранить в Альбом Концепция осталась прежней, но я немного изменил размеры. Если быть точнее - увеличил ширину до 60 см. Сделал я это по той простой причине, что грузовики в 24 масштабе бывают довольно длинными.

Использовался лист белого пластика, толщиной 5 мм . Размеры, собственно, рассчитаны на ту же самую толщину.
Вентилятор поставил Awenta WGB 125 , с помощью гибкого воздуховода вывел выброс каки за окно через сэндвич-панель.
Кроме того, добавилсветильник светодиодный LLT SPO-108 18Вт 160-260В 4000К 1440Лм 600мм IP40 . Получилось довольно неплохо. Освещение и вентиляция включаются одновременно с помощью старого переключателя от какой-то лампы.

Надеюсь, мой опыт пригодится кому-нибудь сэкономить нормальную сумму денег.

Что получилось, смотрим на слайдах.






Давно присматривался к покупным окрасочным боксам для покраски моделей. По функционалу если еще можно как-то смириться и подобрать что-нибудь. То цены напрочь, отшибают все желание.

По этому, я самодельные боксы тоже просматривал. Но вот, что интересно, и это правильно я считаю, каждый делает бокс под себя. У кого-то один аспект, хорошо сделан. У кого-то другой. Ну, нет такого, что бы для души так сказать. Вот тут я и подумал – да, что, я не смогу сделать для себя. То, что мне надо.

Стал исходить из своих задач.
1. Бокс должен быть не очень большой и не маленький. Такой, что бы можно было красить корпуса кораблей в 200-х сотом масштабе.
2. Он должен свободно вмещаться в габарит моей мастерской (кладовки).
3. Хорошо освещен.
4. Иметь поворотный столик для окраски мелких деталей.
5. Иметь ряд зажимов для удержания деталей при покраске.
6. Иметь интенсивный отсос из области распыления красок.
7. Что бы при необходимости можно было удалять очищенный воздух в атмосферу.
8. Легко сменный фильтр.

Подумал, почеркался. Прикидывая, какие материалы у меня есть, для постройки. Получилась довольно интересная конструкция, а самое главное компактная и легко собираемая. Может не совсем красивая, но функциональная.

Сел за стол, уже по основательней порисовался, радиусы сборки (чтоб ни чего не задевало) окрасочного бокса.

Получился окрасочный бокс имеющий, в сборе следующие размеры:
Длинна – 500 мм, ширина – 400 мм, высота (толщина) – 100 мм.

Мне потребовались, следующие материалы:
1. Рояльные петли первая длиная почти 500 мм, и две коротких по 200 мм.
2. Уголок алюминиевый 10х10 мм около 2 метров.
3. Двойной выключатель, для света и двигателей – 1 шт,
4. Два электродвигателя фирмы Tidar 120х20х25 на 220 вольт - 2 штуки
5. Два разъема для подключения шнура, и подключения компрессора.
6. Лампа дневного света, я использовал NavigatorNEL – A2 , 220 v, W 8.. Но, можно по усмотрению и светодиодную.
7. Узкие куски 4 мм фанеры.
8. И несколько разных листов оргстекла.
9. Ручка для переноса бокса.
10. Ревизионные лючки для сантехники 2 шт.
11. Различный крепеж. Я использовал винты М3 и гайки того номинала.

Шаг 1. Сборка корпуса.
Корпус должен получиться в собранном виде вот таким.


Основание окрасочного бокса я сделал из оргстекла толщиной 5 мм, ну было у меня такое. Размер 500 х 400 мм. По противоположной от меня стороне основания закрепил алюминиевый уголок с учетом того, что еще встанет задняя стенка из фанеры. По бокам основания сделал тоже самое, только боковые стенки имели скос и не доходили до конца основания. Но, ширина была одинакова с задней стенкой. К задней и боковым стенкам, прикрепил на винтах рояльные петли.

К длинной петле прикрутил прозрачное оргстекло (крышку бокса) такого же размера, как и основание. Через алюминиевый уголок присоединил к нему фронтальную плоскость из фанеры 4 мм. По ширине равной, боковым и задней плоскостям прикрепленным к основанию.

А, от фронтальной поверхности по бокам, две косых плоскости, из фанеры. Которые в закрытом виде дополняют боковины основания. К боковым рояльным петлям прикрутил трапециевидные боковые стенки из прозрачного оргстекла. В открытом виде корпус окрасочного бокса имеет следующий вид.




Боковые трапециевидные стенки при складывании имеют следующие положения.






Далее на фронтальную доску под правую руку врезается сдвоенный выключатель.


А, в правой косой (малой) боковине устанавливаются разъем под вилку для подключения компрессора, и разъем под шнур. В данном случае я использовал разъем и шнур от лампы дневного света. Ставим у кого, что есть.


Корпус получился приличного объема и довольно светлый.

Шаг 2. Установка вентиляторов.
Вентиляторы подбирал, что бы они имели минимальную высоту (толщину), Ну это понятно. А, так же что бы естественно остальные характеристики меня удовлетворяли тоже. Выбор пал на вентиляторы фирмы TUDOR. Приобрел их.


Сделал разметку на крышке бокса и приступил к вырезке отверстий для установки вентиляторов.








Шаг 3. Обустройство бокса.
Для удобства переноски бокса на фронтальной панели установил ручку.


На боковых трапециевидных стенках установил упоры для удержания их в вертикальном положении.




К тыльной стенке бокса, установил отражающий короб.


Он несет двойное предназначение. Первое отбивает окрасочный распыл вверх к фильтрам вытяжки. Второе, является корпусом выгородки для хранения электро шнура бокса.




Вплотную к фанерным боковым стенкам бокса и отражающему коробу, слева и справа установил сантехнические ревизионные лючки, сделав для увеличения из объема небольшие основания.








Для удобства поднятия крышек люков приклеил к их задвижкам небольшие бобышки, взятых от использованных старых газовых зажигалок.




Эти лючки предназначены для хранения держателей деталей при их покраске.

Слева хранятся держатели с зубцами, справа без зубцов с плоскими губками. Они (держатели) сделаны из так называемых «крокодилов». Которые закреплены на алюминиевой проволоке, позволяющей изгибать их в нужном положении. Держатели крепятся на поворотном столе. Конструкцию, которого, приведу ниже.










Далее, обрезал крышку бокса за под лицо с фронтальной панелью, так как она намного выступала. С внутренней стороны фронтальной поверхности, где установлена лампа дневного света, свободные участки оклеил серебряной фольгой для лучшего отражения света. Установил короба для проводов и произвел разводку и подключения вентиляторов к выключателю. Один выключатель работает на включение света, второй на включение вентиляторов. На крышке бокса вверху, на против лампы, сделал покраску.














На фронтальной стороне, снизу сделал вклейку полосы из оргстекла. Можно из фанеры. Она предназначена для концентрации света лампы на окрасочном столе, а также, что бы свет не бил в глаза.






На правой трапециевидной стенке установил держатель для аэрографа.

Большинство автомобилей в течение срока службы хотя бы раз нуждаются в окрашивании. Для этой цели применяется покрасочная камера - особое помещение, предназначенное специально для малярных работ.

Для получения идеального результата окрасочно-сушильная камера должна быть оборудована всеми необходимыми инструментами, техникой. Изготовление помещения для окраски авто возможно своими руками, если будут соблюдены строгие требования и техника безопасности.

Особенности покрасочной камеры

Стандартный покрасочный комплект для автомобилей - это бокс (камера) с установленной в ней системой вентиляции воздуха, устройствами для регуляции температуры. Только при соблюдении таких условий можно будет покрасить машину качественно, надежно. Наличие фильтра для камеры тоже обязательно - с его помощью воздушная смесь будет очищаться, там не останется пыли.

Правильно настроенная в мастерской вытяжка устранит туман от краски, выведет токсичные пары, газы. Важно, чтобы наружу вытяжной прибор отводил уже фильтрованный воздух, только тогда бокс будет соответствовать экологическим стандартам. Не менее важно иметь в камере датчики температуры и оборудование, позволяющее настроить нужный режим. Еще одна особенность комплектации камеры для автомобильной покраски - отличное освещение, позволяющее сделать даже самые сложные этапы работ.

При несоблюдении таких условий дефекты при окрашивании авто в камере будут появляться неизбежно. Все современные модели покрасочных камер оснащены тщательно подобранным и выверенным по параметрам оборудованием. При желании можно создать такой бокс своими руками, например, в гараже.

Из чего состоит камера - перечень оборудования

Под малярный бокс можно оборудовать любое подходящее по размерам помещение. После окончания работ всегда сохраняется возможность восстановить прежний вид камеры, если это потребуется. Чтобы самостоятельно сделать бокс, нужно найти в продаже или арендовать такое оборудование:

  • воздушный компрессор с давлением 8 – 12 Ат, укомплектованный ресивером, отделителем масла и воды;
  • вентиляторы - надувающий, приточный;
  • осветительные прожекторы галогенового типа (4 штуки по 1,5 кВт) или тепловая пушка для сушки;
  • тканевые гидрофильтры;
  • диодные светильники (минимум 3 штуки);
  • удлиненные люминесцентные лампы (минимум 6 штук);
  • полипропиленовая пленка армированная.

Некоторые мастера вместо компрессора покупают для камер промышленные кислородные баллоны. Нанесение краски в этом случае будет удобным, слой ляжет ровно и тонко, за счет применения чистого кислорода не потребуются усилители блеска лакокрасочного материала. Риск очень высок, ведь даже при небольшой искре воспламенение в камере для покраски будет мгновенным. Лучше потратиться на компрессор, а для блеска применять хороший лак.

Виды покрасочных камер

По типу помещения камеры могут быть проходными и тупиковыми. Классификация камер для покраски основана на обустройстве вентиляционной системы. В зависимости от показателя покрасочный бокс организуют таким образом:

  • с вытяжными клапанами по периметру помещения на стенах (самый комфортный и недорогой способ);
  • с вентиляционными клапанами внутри зазоров на полу;
  • с вытяжными моторами на полу в неглубоких траншеях.

По типу вентиляции камеры делят на одномоторные и двухмоторные. В первом случае воздушный поток подается сверху, а туман оседает вниз и выводится через специальные каналы. Во втором варианте первый мотор нагнетает воздух, второй выкачивает его из бокса. У одномоторных моделей вентиляционные клапаны бывают напольными и потолочными, а у двухмоторных они настенные.

Изготовление покрасочной камеры

Обычно для самостоятельного переоборудования камер используются полупрофессиональные или еще менее дорогие устройства, которые позволят красить машины качественно, но не на высшем уровне. Для профессиональных малярных работ уровень оборудования намного больше, что недостижимо без больших затрат.

Все монтажные работы по обустройству камер выполняют в 5 этапов:

  1. Поиск помещения, оценка его размера.
  2. Составление планов, чертежей, расчетов, схем сборки.
  3. Установка вытяжки.
  4. Отделка, облицовка внутренних стен, пола, потолка, ворот бокса.
  5. Монтаж мебели, приборов для сушки, нагрева.

До 1/3 всего оборудования применяется для всасывания и отведения пыли, борьбы с водяной завесой и капельками краски (мельчайшей взвесью в воздухе), ведь от этого зависит конечный результат покраски авто. Не менее важно приобретать качественное оборудование для сушки, ведь принцип работы бокса - тщательное высушивание окрашенных деталей при помощи галогеновых ламп высокой мощности или тепловой пушки.

Подготовка к монтажу камеры

В самом начале следует создать проект камеры на бумаге. На чертеже нужно схематически нарисовать все основные узлы, параллельно расписав более мелкие детали и элементы. Далее на этапе подготовительных работ запасаются всем необходимым инвентарем, оборудованием для камеры: вентиляционной системой, тепловой пушкой, светильниками и т. д.

В продаже есть техника для оснащения СТО и покрасочных боксов хорошо зарекомендовавших себя марок - Nordberg (отдельное оборудование), Saima, ColorTech, Metron, Оскас, Термопроцесс (готовые камеры), есть неплохие марки из Китая.

Все системы должны работать в автоматическом режиме. Желательно иметь генератор на случай отключения электричества - для подстраховки. Помещение должно закрываться на надежные замки, ведь стоимость оборудования будет довольно большой.

Основные требования к возведению камеры

Существует ряд требований по возведению и обустройству камеры для покраски машин. Размеры бокса должны быть достаточными, не малогабаритными - так у мастера не возникнет проблем с движением и выполнением покраски.

Лучше, если бокс сделан на основе металлоконструкций или бетонный. Дверей должно быть 2 - раздвижные или обычные. Главное, чтобы они легко открывались, а при пожаре можно было бы экстренно эвакуировать сотрудников. Двери следует делать герметичными, иначе с улицы станут попадать пыль, грязь.

Материал для камеры

Камера должна быть выполнена из материалов, отвечающих ряду требований:

  • герметичность;
  • огнестойкость;
  • возможность влажной очистки;
  • теплоизоляционные свойства.

Иногда для экономии затрат мастера отделывают стены материалами мебельного производства или деревянной вагонкой. Но такие стены будут подвержены возгоранию, следовательно, дерево нежелательно к применению. Хорошо подойдут железные и иные металлические детали, негорючие изоляционные материалы (в рулонах).

При наличии стальных стен у гаража их надо обязательно утеплить. Снаружи устанавливают сэндвич-панели с прослойкой базальтовой ваты либо иного огнеупорного изоляционного материала, далее монтируют еще один слой стали. Стыки обрабатывают силиконовыми герметиками. При наличии капитального строения из бетона или кирпича утепляют камеру изнутри, применяя минеральную вату, водостойкий гипсокартон. После стены грунтуют, наносят белую порошковую краску.

Заменить краску в порошке можно пластиковой огнеупорной вагонкой, которая выдерживает до +500 градусов. Почему важно делать стены белыми? Этот цвет не будет искажать оттенки краски при обработке автомобилей. По той же причине следует красить стены только матовой краской - блеск слепит мастера.

Часто стены покрасочных боксов отделывают специальной пленкой с возможностью намагничивания. Она притягивает пыль, не давая ей циркулировать в воздухе и осаждаться на окрашенные детали авто. Применять один слой пленки можно для обработки 10 машин, далее ее обновляют.

При подборе материалов для камеры следует обратить внимание и на монтаж пола. Готовый пол должен позволять циркулировать воздуху, поэтому устанавливаются особые многослойные решетки, обеспечивающие приток и отток потоков. Если на полу в гараже была смотровая яма, ее тоже покрывают самодельными железными решетками, под которыми размещают доски. Из ямы выводят трубу воздуховода - это станет основой для нижней вентиляции. На сплошном полу выкапывают прямоугольную яму или 2 траншеи глубиной в метр, на них монтируют настил высотой 20 см.

Потолок камеры в форме прямоугольника будет удобным, если по его периметру установить светильники угловой формы. В противном случае придется закруглять углы камеры, иначе в уголках станет скапливаться пыль из-за завихрений воздуха. На потолке обязательно выполняют фильтры, которые в идеале занимают всю поверхность.

Освещение в камере

Организация освещения очень важна для получения качественного результата в окрашивании грузовых и легковых автомобилей. Нужно, чтобы свет был ярким, но комфортным для глаз, а расположение светильников позволяло исключить тени и блики. Согласно правилам обеспечения технологического процесса, освещенность варьирует в пределах 600 – 2000 Люмен, свет рассеянный.

Для камер покраски авто используют три типа ламп:

  • накаливания;
  • люминесцентные;
  • светодиодные.

Удобным вариантом монтажа системы света станут люминесцентные лампы или лампы дневного света, которые обладают высоким коэффициентом теплоотдачи, достаточно экономичны. Устройства располагают по потолку, а для обзора нижней части машины - на боковых стенах (например, модель К 1339). К их минусам можно отнести низкую экологичность и необходимость утилизации, ведь внутри присутствуют пары ртути.

Лампы накаливания более привычны и очень дешевы. Для камеры покраски можно применять те, что имеют вакуумную колбу. Лучше всего покупать устройства с зеркальной или тонированной поверхностью. К сожалению, у ламп накаливания низкий показатель светоотдачи, но большое тепловое излучение, да и служат изделия недолго.

Светодиоды - наиболее приемлемый вариант монтажа системы освещения в боксе. Потребление электроэнергии очень низкое, безопасность высокая, а срок службы - до 50 тысяч часов. Качественные диоды не мигают, не мерцают, стойки к высоким температурам, надежны и долговечны, правда, стоят дороже остальных устройств.

Вентиляция камеры

Ключевую роль в качественном окрашивании автомобилей играет система вентиляции. Правильно смонтированная система выполняет такие функции:

  • удаление тумана, вызванного применением краскопульта или возникающего при покраске методом электростатического напыления;
  • поддержание кратности воздухообмена и нужного температурного режима;
  • фильтрация грязного воздуха, его обратная циркуляция;
  • очистка воздуха перед началом покраски.

В конструкции камеры обязательно применение потолочных фильтров, обладающих высокой производительностью, которые предотвратят попадание в рабочую зону посторонних веществ, частиц пыли. Лучше покупать двухфазные фильтры, которые в первой фазе очищают воздух от крупных загрязнителей, во второй - от мелких.

Необходима очистка выходящего воздуха - это важное требование служб экологического надзора. При высокой влажности применяются дополнительные блоки подготовки сжатого воздуха, обладающие возможностью осушения и очистки воздушных потоков.

Вентиляция обязана работать в режиме покраски и сушки. Для покраски важна подача чистого воздуха с температурой 25 – 27 градусов, необходим забор воздуха и пыли из камеры. При сушке воздух подается с температурой 45 – 90 градусов, для чего важно монтировать специальный теплообменник.

В системе вентиляции важно грамотно спроектировать выходные отверстия, отводящие наружу отработанный воздух. В противном случае в камере появятся «мертвые зоны» со взвесями краски. Это нарушает качество окрашивания машины, поэтому в траншеи на полу дополнительно ставят вытягивающие воздух из камеры устройства.

Температурный режим

Система отопления обязательна в гараже или ином помещении, из которого сделали бокс для покраски. При частом пользовании камерой нужно покупать теплогенератор. Для работы, выполняемой лишь пару раз в месяц, можно ограничиться инфракрасным обогревателем бытового типа. Такой мини-ТЭН будет более экономичен в применении.

Еще один вариант монтажа воздушного отопления - теплогенератор, сделанный самостоятельно из чугунного котла для жидкого топлива. Прибор сможет работать на отработанном масле или солярке.

Готовые модели, приобретаемые в специализированных компаниях, часто работают на газе. Такие устройства будут отвечать и за сушку автомобиля. Главное, чтобы подача тепла была равномерной и непрерывной, исключающей перегрев. Для сушки можно применять и мощные галогенные лампы (прожекторы).

Внутреннее пространство камеры

Внутри камеры должен быть предусмотрен отдельный уголок или помещение для хранения инвентаря, краски, горелок, одежды и прочих вещей, инструментов. Это поможет избежать неудобства и порчи приспособлений, средств индивидуальной защиты. Непосредственно для процесса окраски следует купить обычные краскопульты, пневматические приборы низкого давления, безвоздушные краскопульты или комбинированные системы (самые дорогие).

Сильно упрощает работу автоматическое управление процессами. Автоматика потребует значительных затрат, но профессионалы предпочитают не экономить. Панель управления имеет ручной и автоматический режим. Встроенный таймер позволит точно произвести окрашивание и сушку, и результат будет не хуже, чем на заводе.

Плюсы и минусы самодельного бокса

Стоит ли монтировать камеру своими руками или лучше купить готовую? Преимущества самодельного бокса:

  • возможность самому создать проект по личному усмотрению;
  • экономия денежных средств, в том числе на более дешевое обслуживание камеры;
  • возможность сэкономить на некоторых узлах системы, например, купить б/у аппараты.

Недостатков у камеры тоже много. Нет гарантии, что все системы будут работать долго - возможна поломка. Есть риск конструктивных ошибок, ведь расчеты могут быть сделаны неверно. В этом случае придется дополнительно потратиться на ремонт и повторный монтаж оборудования.

Стоимость покрасочного бокса

Цена бокса будет зависеть от выбранных материалов, количества моторов, типа вентиляции, наличия или отсутствия автоматизации. Обычно стоимость полностью оборудованной камеры составляет не менее 0,5 млн рублей.

Заказная сборка, установка всего оборудования вызывает удорожание, как и обслуживание с привлечением специалистов. После завершения монтажа надо зарегистрировать новый вид деятельности по ОКПД 2, стать на учет в контролирующих органах.

Наверняка все знают, что после ДТП авто сначала рихтуется, а затем красится. Процесс покраски автомобиля происходит в специальном покрасочном боксе. Стоит один такой бокс от 15 000$, а это себе позволить может далеко не каждый автосервис.

А принцип работы бокса довольно прост – приточно-вытяжная вентиляция. Причем тот же вентилятор, который нагнетает воздух, прогоняет его через нагревательные элементы, чтобы нагреть его.

В покрасочном боксе можно выделить три основных рабочих цикла.

  1. Для очистки воздуха от пыли, берется воздух из самого бокса и после фильтрации он же поступает в бокс.
  2. Сама покраска автомобиля. В это время воздух берется с улицы и нагревается до 30-35 градусов.
  3. Сушка автомобиля после покраски. Воздух берется из самого бокса, и после фильтрации прогретый до 60 градусов поступает в бокс.
    • Арендовать гараж размерами от 4 х 6 метров – около 40$/мес.
    • Обшить стены пластиковой вагонкой, а лучше металлическим профлистом – около 500$.
    • Установить лампы дневного света (не менее 10) – от 60$.
    • Сверху устанавливается тепловая пушка и тэны. Воздух из тепловой пушки по воздуховоду идет в шесть точек под потолком. Пушка – примерно 450$, воздуховод – 15$/метр погонный.
    • Поднять пол примерно на 10-15 см. Желательно сварить решетку из арматуры, под которой будет стоять вентилятор, вытягивающий воздух из бокса. Арматура – около 300$ + работа.

Итого: если покупать оборудование и материалы от производителя, а также делать всё самому, либо с помощью толковых знакомых, то можно вложиться в 2 000$.

Но есть и вариант более дорогой. Можно вместо сушки воздухом поставить инфракрасные лампы. В этом случае сушка будет происходить гораздо быстрее, однако придется немного ещё вложиться.

Как найти клиентов?

Вашими клиентами могут стать различные автосервисы и СТО, которые не в состоянии приобрести себе покрасочный бокс. Также мастера-одиночки. А ещё мастера по окраске автомобиля с различных автосервисов, которые берут дополнительную работу (само собой, что в автосервисе им начальство работать не разрешит). Таким образом, вы будете просто сдавать в аренду покрасочный бокс всем нуждающимся. Поверьте, таких не мало. Можно самому объездить автосервисы и предложить лично малярам свои услуги, можно дать рекламу в газете, а можно на различных автомобильных форумах написать о своей услуге.

Сколько на этом можно заработать?

Обычно аренда покрасочного бокса для одной машины стоит от 30$ до 50$. Используя сушку воздухом, можно за день покрасить 2 машины, а при использовании инфракрасных ламп, 3-4 автомобиля. Электричество, как правило, оплачивается отдельно. Также вам нужно будет купить компрессор с ресивером от 250 литров, который желательно давать бесплатно. А, например, краскопульт можно сдавать в аренду за 25$. Стоимость хорошего краскопульта от 600$. Также вам понадобится человек, который будет убирать бокс, мыть краскопульт и работать с клиентом. Конечно, этим можно и самому заниматься, но можно нанять какого-нибудь ответственного пенсионера, который недалеко живет.

Итак, при неполной загрузке бокса, например 1 автомобиль в день вы получите:

    • + 30 авт. x 30$ = 900$
    • + аренда краскопульта 15 x 30$ = 450$ (предположим, что не все будут арендовать его)
    • – аренда помещения 40$;
    • – зарплата персоналу 150$.

Итого чистой прибыли 1160$. Даже при такой загрузке окупаемость составит 3 месяца. Можете сами подсчитать, если бокс будет более загружен.

И напоследок несколько советов от нас.

    • Перед тем как арендовать гараж, обязательно пообщайтесь с начальником кооператива и объясните, в каких целях будете использовать (возможно, вам придется тянуть себе отдельный кабель);
    • Не стоит снимать гараж в том кооперативе, где много людей. Вам не нужны лишние глаза, к тому же будет больше электроэнергии вам доставаться.
    • Когда сможете себе позволить, выкупите тот гараж, в котором вы бокс организовали и соседний. Между ними нужно будет поставить дверь и окно. Чтобы во время сушки автомобиля было место, где отдохнуть. Да и вашему работнику не стоять же целый день на ногах, также возможно маляр будет приезжать с клиентом. А окно нужно для слежения за процессом сушки.

Удачи вам в этом бизнесе!