Автор: Софья Багдасарова
ИДУ НА КАСИМОВ: путешествие в глубь веков
Град
24.02.16 / 13:01

Там, куда не дошел француз в 1812 и немец в 1943 сохранились в Европейской России удивительной красоты старинные провинциальные города. Один из них – Касимов на высоком берегу реки Оки, на улицах которого ожидаешь встретить то Чичикова, то татарскую царевну.

Основанному в XII веке городу была суждена необычная судьба: в 1452 году московский князь Василий Темный пожаловал его своему союзнику, беглому татарскому царевичу Касиму. Именно от него«Новый Низовой Городок» (он же «Городец Мещерский») получил свое современное название. Так в лесах Рязанской области возникло Касимовское ханство, благополучно просуществовавшее до 1681 года. Историки спорят: то ли в этих краях к тому моменту проживало так много татар (то есть эти земли уже были осколком Золотой Орды), что логичным было возникновение подобной вассальной территории. То ли эти татары набежали сюда потом, под руку милостивого хана Касима и его наследников…

В Российской империи Касимов стал обычным уездным городом – не особо богатым и не особо бедным, и потому его архитектура позволяет представить себе облик среднего русского города XIX века. Представить – и умилиться. Конечно, не забывая и о татарской перчинке.

Касим-хан – первый правитель Касимовского ханства, союзник московского князя Василия Темного, приходился сыном Улу-Мухаммеду, хану Золотой Орды, Крыма и Казани. После того, как казанское ханство разгромило москвичей под Суздалем с 1445 году, вместе с братом Якубом царевич был отправлен на Русь наблюдать за соблюдением мирного договора. Да так и остался на русской службе, проявив себя как отличный полководец, за что и получил в пожалование сначала Звенигород, а потом Касимов.

Касим Хан. Городская скульптура

Касим Хан. Городская скульптура

Сююмбике – чуть ли не самая знаменитая из татарских женщин. Потомок знатных ханов, ценный приз (и поэтому поочередно жена целых трех ханов) и в течении короткого времени – регентша Казанского ханства при малолетнем сыне. В казанском кремле сохранилась знаменитая падающая башня ее имени (впрочем, неизвестно, застала ли в действительности ханша ее постройку). В 1551 году вместе с сыном была свергнута и выдана недовольными казанцами Ивану Грозному в качестве заложницы. Против своей воли ее отдали за касимовского хана Шах-Али, во владениях которого она жила последние годы своей жизни. А сын ее так и остался в Москве, принял христианство, умер совсем молодым и похоронен в кремлевском Архангельском соборе.

Сююмбике с сыном в заключении. Татарская миниатюра

Сююмбике с сыном в заключении. Татарская миниатюра

Симеон Бекбулатович – единственный русский «халиф на час», татарский царевич и касимовский хан, которого Иван Грозный на время сделал «великим князем всея Руси». Обычно говорят, что в шутку – в годы опричнины царь и не такое вытворял. С другой стороны, Симеон был женат на Анастасии Черкасской, которая была правнучкой Софии Палеолог, бабушки царя. А в тот период у Ивана Грозного, во многом – собственными усилиями, конечно, осталось не так уж много родственников, которым он мог доверять. И кузен Симеон был одним из них. Московским «царем» он пробыл 11 месяцев, выжил в Смутное время и скончался уже при первом Романове.

Гравюра из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно". 1663

Гравюра из книги "Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно". 1663

Фатима-Султан – касимовская ханша, которой довелось стать последней правительницей этих земель. По преданию, она разъезжала по городу на раззолоченной колымаге, запряженной «черными людишками». По слухам, ее задушили собственные придворные из-за того, что она думала о принятии православия. Впрок это им не пошло: с ее смертью в 1681 году касимовское ханство окончательно потеряло независимость, земли были присоединены к ведомству Приказа казанского дворца. Касимовских татар Петр I приписал к воронежским корабельным верфям.

Иван Балакирев – знаменитый шут Петра Великого проезжал Касимов в 1722 году вместе с царем, направлявшимся в Персидский поход. И в шутку же попросил у владыки уже много лет к тому времени вакантный титул «хана касимовского». И царь его дал – а что, сделал же он другого шута Лакосту «царем самоедов»? Только тут шутка имела неожиданный финал – после смерти императора по указу новой правительницы Екатерины I шут Балакирев получил право распоряжаться владениями касимовских царей, то есть – неплохой доход. Остаток жизни Балакирев в удобстве прожил в Касимове.

Ханская мечеть

Ханская мечеть

Ханская мечеть – пожалуй, самое любопытное из остатков касимовского ханства. Это здание XVIII – XIX веков с пристроенным к нему более древним минаретом (XV-XVI века). Самая любопытная часть комплекса – минарет с белеными стенами, неровными, и оттого кажущимися особенно рукотворными. Возможно, он был построен еще в середине XV века. Нынешняя двухэтажная мечеть в стиле классицизм была возведена местными зажиточными татарами в 1768 году на старом фундаменте. Предыдущее здание, восходящее еще к Касим-хану, по преданию, было снесено в 1702 году приказу Петра I. Мол, во время плавания по Оке, он принял мечеть за церковь, перекрестился на нее и потом разозлился. На вольнодумца Петра совсем не похоже.

В советское время здесь поселился Музей этнографии касимовских татар. В 2013 году мечеть по решению суда была передана во владение Духовному управлению мусульман Европейской части России.

Текие Шах-Али хана – усыпальница одного из касимовских правителей, строгая белокаменная коробка безоко, которая возвышается на одном из холмов Касимова с идиллическим видом на реку. Она была построена в 1556 году, и сейчас является частью Рязанского историко-архитектурного заповедника.

ТекиеАфган-Мухаммед султана – мавзолей другого касимовского хана более поздний, он возведен в 1658 году. Любопытно, что в этой усыпальнице, в отличие от предыдущей, уже применен кирпич, причем из-за этого во внешнем декоре здания отчетливо видны русского кирпичного узорочья. Внутренние интерьеры, при этом, все еще подчиняются традициям мусульманской погребальной архитектуры.

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Художник Г. Седов, 1882 г.

Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Художник Г. Седов, 1882 г.

Касимовская невеста. Любителям русской литературы город Касимов известен, прежде всего, благодаря названию исторического романа Всеволода Соловьева «Касимовская невеста» 1903 года. Он посвящен неудачливой женитьбе второго Романова – Алексея Михайловича на девице Евфимии Всеволожской. Царь обратил внимание на девушку в 1647 году во время традиционного смотра невест – обычая выбора жены, проникшего на Русь из Византии. Принять участие в этом «конкурсе невест» могли самые худородные дворянки – главное, чтобы они были красивыми и здоровыми. Это спасало династию от вырождения – а также от проблем с династическими браками с зарубежными принцессами, среди которых православную было еще поискать.

Евфимия Всеволожская была дочерью воеводы и помещика из города Касимов. Ей удалось пройти отбор из 200 девушек и войти в число финальных 6, которых представили непосредственно царю. Алексей Михайлович впечатлился красавицей и приказал готовить свадьбу. Но у придворных были другие планы: готовя девушку к очередной встрече с царем, ей так сильно затянули волосы, что она упала у обморок. Боярин Борис Морозов быстро обвинил ее отца в том, что тот скрыл страшный диагноз дочери – падучую. И всю семью Всеволожских сослали в Тюмень. Царь женился уже без смотра на Марии Милославской, а Борис Морозов – на ее сестре. Всеволожских со временем помиловали, и отца несчастливой невесты даже назначили верхотурским воеводой. Впрочем, с Урала не вернули.

Как добраться:

Касимов — конечная станция однопутной неэлектрифицированной дороги.

Здесь курсируют пригородные поезда до Шилово. Несколько раз в месяц есть прицепной вагон из Москвы. Идет он около 13 часов.

Поэтому лучше добираться на автомобиле. Например, из Москвы нужно выезжать в сторону Бронниц проездом через Люберцы, далее не доезжая Коломны через Воскресенск и Егорьевск. Этот путь называли раньше «касимовским трактом», он связывал столицу с Муромом и Нижним Новгородом.

В среднем время в пути составляет 4-6 часов.

Поделиться: