Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Чердынь. Княгиня гор
Град
14.04.16 / 12:12
«Самое прекрасное и таинственное место на земле!» - сказала Великая Княгиня Мария Владимировна Романова, глядя с вершины холма на расстилающийся перед ней простор. Перед ней был небольшой городок Чердынь, затерянный среди вечно спокойных уральских гор. Обманчиво тихий и безмятежный, многие века он хранит свои легенды, тайны и славу прошлых времён. Сейчас Чердынь - административный центр одноименного района в составе Пермской области. Население города составляет всего 5 тысяч жителей, а до ближайшей железнодорожной станции в Соликамске – 102 километра. Однако так было не всегда: когда-то Чердынь была бурно развивающейся столицей, носила гордое имя Перми Великой, и слава о ней шла даже в Скандинавии, где её называли Биармией.
На снимке справа-налево: Воскресенский собор, Спасо-Преображенская, Успенская и Богоявленская церкви, собор Иоанна Богослова. Реставрация: К. Ходаковский, В. Ходаковский
На снимке справа-налево: Воскресенский собор, Спасо-Преображенская, Успенская и Богоявленская церкви, собор Иоанна Богослова. Реставрация: К. Ходаковский, В. Ходаковский
Фотография: С. Прокудина-Горского

Чердынь расположена на высоком правом берегу реки Колвы, недалеко от места, где она впадает в реку Вишеру. С этим связана версия филолога А.С. Кривощековой-Гантман, по которой своё имя Чердынь получила от двух коми-пермяцких слов: чер - «приток» и дын - «устье», - то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Согласно другой версии, название поселению дала расположенная с северной стороны города река, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). Название же Пермь Великая появляется в летописях XVI-XVII веков.

На сегодняшний день точно неизвестно, когда была основана Чердынь. По одной из гипотез, первое поселение появилось в этом районе южнее современного города, на месте села Пянтег, затем переместилось на север, в район села Покчи, и только потом переместилось на нынешнее место. Чердынское городище относят к родановской археологической культуре (IX-XV века), чьё население являлось предками коми-пермяков. Об этом времени известно немногое, однако при раскопках городища была найдена глиняная посуда и бронзовые украшения XII-XIII веков, что позволяет предположить развитый быт древних обитателей Чердыни. Первые найденные деревянные укрепления русского кремля датируются XVI-XVII веками.

Чердынь была центром исторической области Перми Великой, чьё бурное развитие было связано в первую очередь с торговлей. В X-XII веках торговля шла во всех направлениях – Волжская Булгария, Великий Новгород, Югра и даже Иран. Новгородцы считали Пермь Великую одним из своих округов и получали с неё дань, называемую полюдьем.

Возможно, название самой высокой точки Уральских гор в этой местности, горы Полюд, происходит от этого слова. Однако местные жители испокон веков хранят легенду, что Полюд – это великан-богатырь, обернувшийся горой. Он жил в пещере за Колвой-рекой и охранял милую его сердцу Чердынь. Когда он видел врагов, подходящих к городищу, разводил высокий костёр, предупреждая жителей. Но однажды войско было столь несметным, что Полюд решил сам вступить в бой. Три дня и три ночи он бился с вражьей ордой, и, наконец, рассердившись, богатырь топнул ногой о землю. Земля закачалась и застонала, а Вишера вышла из берегов, потопив всех вражеских воинов.

Прошло время, и великан Полюд окаменел, став горой возле Чердыни… Пермь Великая бурно развивалась благодаря природным богатствам своей земли и умению местных жителей выгодно их продать. Экономическое развитие региона достигло пика в XV веке. Местная пушнина высоко ценилась в Европе, а в обмен на неё купцы получали уникальные серебряные изделия из Персии, Византии и Моравии. Это серебро составляло значительную часть дани, которую русские платили Золотой Орде. Немудрено, что столь богатый край был крайне привлекателен для московских князей, однако лишь Василию Тёмному удалось оспорить господство Новгорода и назначить в город своих ставленников во второй половине XV века.

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся именно к этому времени, когда она вошла в состав Великого Княжества Московского. Первым свидетельством является Вычегородско-Вымская летопись, где Чердынь упоминается с 1451 года: “лета 6959 прислал князь великий Василей Васильевич на Пермскую землю наместника от роду вереиских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню. А ведати им волости вычегоцкие по грамоте наказной по уставной”.

Троицкое городище, место древнего кремля

Троицкое городище, место древнего кремля

Несмотря на это, Пермь Великая оставалась непокорённой. Так во время войны Москвы с Казанью, великопермские князья отказались участвовать в походе, при этом заключая союзы с вятчанами против вогулов (манси) без разрешения Москвы. Не разрывались и отношения с Великим Новгородом. Поэтому в 1472 году воспользовавшись надуманным предлогом (кто-то обидел московских купцов в Чердыни) Иван III ввёл в город свои войска и разбил пермское войско.

Непростыми были и отношения Чердыни с христианством. В 1455 году Епископ Питирим пытался «крестити ко святей вере чердынцев», однако был убит вогулами. Лишь в 1462 году после “добавного крещения” в городе был основан Иоанно-Богословский монастырь, при котором заложили первый на Западном Урале христианский храм – деревянную церковь Иоанна Богослова.

Фрагмент плана генерального межевания Чердынского уезда

Фрагмент плана генерального межевания Чердынского уезда

С 1505 года княжество было упразднено, и население Чердыни стало преимущественно русским, тогда как коми-пермяки остались лишь в отдалённых деревнях. Несмотря на эти изменения, непокорный характер края ещё не раз спасал город – Чердынь пережила атаку вогулов, пожар, в результате которого город практически сгорел дотла. Деревянный кремль, возведённый на Троицком холме под руководством московского дьяка Семёна Курчова в 1535 году, пережил одиннадцать серьёзных осад. Поскольку Чердынь являлась приграничной крепостью, многие испытания выпали на её долю – известна икона 85 чердынских мучеников, погибших во время набега ногайских татар. В 1535 году Чердынь была официально признана городом.

В 1558 году Аника Федорович Строганов испросил у Ивана Грозного часть пермских земель в вотчину дабы «варницы ставити и соль варити». Тогда Чердынь утратила своё политическое значение, а её экономическое положение изменилось – на смену мехам, серебру и войнам пришли солеварение, пашни и планомерная постройка небольших укреплённых городков. И по сей день экономика края развивается преимущественно за счёт разработки месторождений поваренной и калийной солей.

Сейчас Чердынь интересна как турцистам, так и исследователям. В городе находится более 100 памятников истории и культуры под открытым небом, а непрекращающиеся археологические работы постоянно добавляют новые сокровища в коллекцию города. Троицкое городище, расположенное на одноименном холме, превращается в историко-культурный центр, где будет воссоздан уникальный деревянный кремль.

Вид на камень Полюд c камня Ветлан на реке Вишере

Вид на камень Полюд c камня Ветлан на реке Вишере

Горы и скалы, окружающие Чердынь, не оставят равнодушными любителей природы и сказок. Помимо изумительной красоты нетронутой природы, это источник бесконечного множества местных легенд.

Сейчас из Чердыни отправляются в походы по отрогам Уральских гор, в Дивью пещеру, по таёжным тропам, сплавляются по рекам Колве, Вишере и Берёзовой. Богатое историческое прошлое города позволило возродить народные промыслы и ремесла: резьба и роспись по дереву, узорное ткачество, плетение, работы с металлом и гончарное дело. Местный «Исторический театр» в целях распространения знаний о наследии города проводит спектакли, основанные на событиях прошедших веков. В рамках традиционного фестиваля «Сердце Пармы» и форума «Русский мир» в Чердыни проходят научные и культурные конференции, представления и открытые дискуссии.

Иранское блюдо VI-VII веков

Иранское блюдо VI-VII веков

Несмотря на то, что бурное боевое прошлое осталось в прошлом, Чердынь полна очарования безмятежной русской глубинки. Облик старинного русского города складывается из небольших усадебных хозяйств, уникальной деревянной скульптуры этих краёв и даже старообрядческого христианства, которого придерживается значительная часть местных жителей. А вокруг Чердыни, как и многие века назад, шумят леса, уходящие за горизонт, сияет изгибами река Колва, и вековечные горы охраняют покой этого сказочного места.

Краеведческий музей. Чердынский краеведческий музей хранит более 110 тысяч уникальных объектов, среди которых есть археологические ценности, пермская деревянная скульптура, образцы пермского звериного стиля, старопечатных и рукописных книг XVI—XVIII веков, коллекции иконописи, этнографии, клады восточных монет.

Иоанно-Богословский мужской монастырь. Был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах в Чердыни. Первый монастырь, построенный после крещения чердынцев.

Храм Иоанна Богослова. Это самая старая каменная постройка Чердыни. Храм был возведён в 1704-1718 годах пленными шведами. Внутри сохранился один из трёх на всю Россию иконостасов, выполненных Дмитрием и Григорием Федоровыми.

Чердынская застава. Современная реконструкция (2011 г.) заставы, располагавшейся на Чердынском тракте. Другое название название - “Государева дорога соболиной казны”. Является первым торговым трактом в Сибирь, активно использовалась вплоть до 1597 г.

Музей истории веры. Музей со множеством интереснейших экспонатов, собранных с окрестных церквей. Расположен в Успенской церкви (1784). Иконы, церковная утварь и материалов по храмам Чердынского района.

Комментарий К. Михайлова: «Чердынь – прекрасный и небольшой исторический город, расположенный среди не изменившейся за последние тысячелетия природы. Его особенность состоит в том, что сохранилось большое количество памятников и практически вся историческая застройка XIX века. Усилиями местных властей эта застройка находится в прекрасном состоянии. В Чердыни есть такие редкие памятники, как церковь Иоанна Богослова, здание местной больницы, куда в своё время попал Осип Мандельштам во время ссылки. Чердынь удивляет тем, что в таком глухом медвежьем углу Пермского края чрезвычайно развита туристическая инфраструктура, например, построены первый во всем крае туристический информационный центр, прекрасная современная гостиница, проводятся разнообразные культурные фестивали».

Говорливый Камень. Говорливый Камень – скала, обладающая удивительно звучным эхом. По легенде, у ее подножия жили мирные рыбаки и охотники. Однажды один рыбак увидел приближающееся войско врагов и, поскольку за помощью идти было поздно, принял неравный бой и погиб. Тогда скала заговорила и возвестила на все окрестности о силе и смелости рыбака. Жители услышали голос Говорливого Камня и разбили врагов.

Камень Ветлан. Камень Ветлан связан с одной из самых романтичных легенд этой местности. В незапамятные времена прекрасная дева жила на скале рядом с Колвой, а по другой сторону реки – ее возлюбленный, молодой богатырь Ветлан. Однажды дева прыгнула через реку к нему, но разбилась, а Ветлан окаменел от печали.

Михаил Никитич Романов. Боярин, родственник царя был сослан в 1601 году за колдовство в Ныроб (окрестности Чердыни). На фотографии С. М. Прокудина-Горского – цепи, которыми он был прикован в заключении.

Чердынь и литература. Город оставил заметный след в литературе. В 1854 году М. Салтыков-Щедрин собирал в Чердыни сведения о раскольниках. Очерк “Старая Пермь” был написан Д. Маминым-Сибиряком в 1888 году после посещения Чердыни. Многие литераторы оказывались здесь в силу трагических обстоятельств: сюда был сослан Н. Гусев, секретарь Льва Толстого, в 1909 году. Чердынь также место первой ссылки поэта О.Мандельштама. В. Шаламов оказался в этих краях, в антиромане «Вишера» он писал: “Что мне дала Вишера?…Я выдержал пробу – физическую и моральную. Я крепко стоял на ногах и не боялся жизни”. Действие романа А.Иванова “Сердце Пармы” разворачивается в Перми Великой, а авторское название романа – «Чердынь – княгиня гор».

Как добраться:

Из Москвы на машине ехать 24-27 часов: либо через Нижний Новгород, Казань, Пермь, либо через Ярославль, либо через Холмогоры.

Удобнее всего добираться с Пермского автовокзала. Автобус №753 отправляется в 7:35 и 16:55, время в пути 6 часов. Транзитные автобусы и маршрутки ходят часто, средняя цена билета 600 рублей. Можно ехать через Соликамск, от которого до Чердыни еще час-полтора пути на машине.

Для экстремалов из Перми возможен туристический маршрут 300 километров, это примерно 60 часов пешим ходом. На велосипедах в три раза быстрее. Возвращаться можно по рекам на байдарках.

От Чердыни до знаменитого Перевала Дятлова - еще примерно 200 километров на северо-восток.

Поделиться: