Неизвестный Каменск-Уральский
Град
15.10.16 / 04:04
Архитектурное и культурное наследие каждого города является связующим звеном между его историей, прежде всего, политической и социально-экономической, и развитием всей страны. Особенно это видно на примере провинциальных городов, развивавшихся или как крепости и форпосты государства, или как торговые и индустриальные центры. Для последних роль градообразующих предприятий была первостепенной, именно они строили больницы, школы, доходные дома, которые по сей день украшают улицы городов. На Урале и в Сибири практически отсутствовало дворянство как социальный слой, двигатель культуры и общественной жизни. Поэтому основными инвесторами в инфраструктуру и меценатами стали частные и государственные промышленные предприятия. Яркий пример такого города Каменск-Уральский, расположенный на юге Свердловской области.
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Каменского завода с запрудою,1909 г.
С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Каменского завода с запрудою,1909 г.

Первое поселение на реке Каменке было основано Далматовским Успенским мужским монастырем конце XVII века и носило название Железенское поселье. Здесь монастырские работники выплавляли из руды железо для нужд огромного хозяйства обители. Первые годы правления Петра Великого русская армия действовала не очень удачно. Во время Нарвской баталии 1700 года войска потеряли почти всю артиллерию. Это стало серьезным ударом, учитывая тот факт, что большинство металлов Россия импортировала из-за рубежа. Уже в следующем 1700 году по приказу царя на берегах Каменки и Исети строится Каменский казенный чугунолитейный завод, который стнет основным производителем чугуна для артиллерии Российской империи.

Панорамный вид на Каменский чугунно-плавильный завод, Фото С. М. Прокудин-Горский, 1909 г.

Вокруг завода и сформировался современный город Каменск-Уральский. Роль промышленного предприятия в истории и культуре города тем, что городской краеведческий музей расположился в бывшем здании заводской конторы.

Исторический архитектурный облик города сформировался в 1820-е годы, когда главным архитектором Екатеринбургских горных заводов был назначен черниговский зодчий Михаил Павлович Малахов (1781-1842). Именно он принес на Урал широко распространенный в европейской России стиль классицизм. В регионе им были построены Александро-Невский собор Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, знаменитая усадьба Расторгуевых-Харитоновых, Дом главного начальника горных заводов Хребта Уральского и Екатеринбургская гранильная фабрика, Контора и госпиталь Верх-Исетского завода.

Ствол 12-ти фунтового орудия участвовавшего в Полтавской битве Каменского казенного чугунолитейный завода выпуска 1704 г. Коломенский музей-заповедник

В Каменск-Уральске Малаховым не просто строил отдельные здания, а занимался градостроительным планированием, проектированием улично-дорожной сети с учетом пересеченного рельефа. Центр города представляет единый классицистический ансамбль его авторства, выстроенный вокруг Соборной площади. Северную сторону площади формируют постройки Комплекса казенного чугунолитейного завода: украшенное классической ротондой здание конторы, восточный и западный флигели и здание Провиантских складов с длинной центральной колоннадой и двумя портиками по крыльям. В отдалении рядом с городским прудом архитектор выстраивает здание фабричного госпиталя, в уменьшенном виде повторяющее архитектуру складов. На южной стороне площади стоит Свято-Троицкий храм. Первый собор был выстроен в 1808 году, но в 1839-1840 годах из-за угрозы обрушения колокольни он был капитально перестоен Малаховым.

Дом владельца Кыштымских заводов Расторгуевых – Харитоновых

За Троцким собором проходит бывшая Большая Московская, усеянная двуэхтажными купеческими особняками. Наиболее известна усадьба купца Воробьева в 70-х годов XIX века. Её первым владельцем был член Уральского общества любителей естествознания местный купец Лаврентий Павлович Кузнецов, а последним владельцем дома стал скупщик зернового хлеба Каменский купец Александр Андреевич Воробьев. Архитектура здания представляет редкий для Каменск-Уральского стиль эклектики, сочетая барочные элементы с зодчеством русского терема.

Александро-Невский собор Тихвинского монастыря

В начале XX века в городе в моду входит «кирпичный стиль». В 1907 году купцы аптекари Грачевы строят на Большой московской жилой дом с аптекарской лавкой. Карниз особняка декорирован кирпичным аттиком и русско-византийскими башенками, в основании которых лежит пояс из арок стрельчатой формы. В схожей стилистике строится и лавка купцов Герасимовых.

Революция 1917 года открыта новую станицу в истории архитектуры города. Особенную роль в советской истории Каменск-Уральского сыграл Синарский трубный завод, преемник Каменского чугунолитейного, основной продукцией которого были пушки и трубы. Синарский завод был основан в апреле 1934 года в самый разгар индустриализации в СССР, через 8 лет после закрытия Каменского предприятия. В те годы труболитейный цех завода по своей технической оснащенности не имел аналогов в мире. Во время Великой Отечественной Войны предприятие расширилось благодаря оборонным заказам. Оно выпускало самые длинные в мире 10-метровые чугунные трубы, а трубоволочильный цех №2 был крупнейшим в странах Европы.

Императорская Гранильная фабрика

В 1930-х годах западнее Синарского трубного завода появился поселок для рабочих и инженеров, спроектированный днепропетровским институтом «Гипросталь» и специалистами «Синарстроя». Рабочий поселок, именовавшийся «соцгородом», в те годы вряд ли считался шедевром архитектуры. Однако спустя более 80 лет, когда стиль конструктивизма был раскрыт в своей оригинальности и признан целым направлением в советской архитектуре, не уступающим сталинскому ампиру, мы иными глазами смотрим на строителей той эпохи. 7 октября – 27 ноября 2016 года в Екатеринбурге проходит выставка «Дни конструктивизма на Урале», устроители которой из Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области ставят архитектуру соцгородов Каменска наравне с признанными произведениями этого стиля в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.

Вид с запруды на дом начальника Горного округа

Соцгород «Трубный» включал в себя улицы Лесная, Трубную, Беляева (бывшая Клубная), Карла Маркса и Зои Космодемьянской. С юго-восточной стороны был запланирован административно-общественный центр соцгорода с главной площадью, зеленой и спортивной зонами. Малоэтажная жилая застройка была разбита на кварталы с меридиональной ориентацией домов. В кварталах расположены объекты социальной инфраструктуры со сложными объемно-планировочными решениями. Городские пространства были организованы по принципу функционализма, с использованием строчной застройки и оформлением фасадов зданий в стилистике конструктивизма.

Главное здание Каменского завода. Фото 1909 г.

Соцгород был разделен улицей Карла Маркса на две неравные половины – жилую (восточную) и парковую (западную). По центру парка располагался возведенный в 1945 году Дом культуры трубного завода. Здание в стиле советского неоклассицизма было выстроено местным архитектором К.В. Глушковым, автор интерьеров свердловец В.В. Емельянов. Неподалеку стоит Гостиница для инженерно-технических работников 1932-1935 годов, выстроенная по типу полифункционального общественного здания в стиле конструктивизма. Обе постройки - выявленные объекты культурного наследия. В авангардном стиле построены были больница, детский сад, школа и некоторые цеха завода. Наиболее интересным из корпусов предприятия был фасонолитейный цех с волнообразной крышей.

С. М. Прокудин-Горский. Каменский завод с рабочими поселениями. пруд и старая часть города.

Растет и благоустраивается соцгород трубников. Особенно широко развернулось жилищное строительство в послевоенные годы. С 1945 по 1954 годы сдано в эксплуатацию 21600 кв. метров. На Синарском трубном заводе построены 2 клуба, 2 детских яслей, детский дом, Дом ребенка. Значительные средства вкладываются во внешнее благоустройство заводских поселков.

Между парком и заводом расположился стадион «Труд», ныне носящий название «Синара». Постройка 1930-х годов имеет характерное для сталинской архитектуры оформление, по бокам от массивных пилонов установлены две статуи спортсменов – футболиста и легкоатлета. Архитектурно входная группа «Труда» значительно отличается от фасада другого каменскуралського стадиона – «Металлист» - постройки Уральского алюминиевого завода в соцгороде «Аллюминий». Его узкие входные пилоны окружены по богам большими портиками-колоннадами, напоминая парадный въезд в помещичью усадьбу.

Гражданская архитектура Каменск-Уральского XIX и начала XX веков. Дом купцов Грачевых

Шедевром архитектуры Каменск-Уральска без сомнения является Дворец культуры Уральского алюминиевого завода, удостоенный в 1947 году 2-й премии на Всероссийском конкурсе по качеству строительства. Автором проекта был В.В. Емельянов, выполнивший здание в помпезной архитектуре неоклассицизма. Здание имеет значительное сходство с Ленинской библиотекой в Москве. По бокам главного западного фасада располагается колоннада. Квадратные в плане колонны поддерживают боковые ризалиты 4-го этажа. Капители колонн украшены стилизованными элементами композитного ордера. Широкий профилированный портал в центральной части фасада охватывает 3 этажа. Над центральной частью фасада возвышается овальный постамент, на котором была расположена скульптурная группа рабочих-металлургов работы А. Анисимова. Внутренние интерьеры украшены коринфскими и ионическими колоннами и пилястрами, акантовым листом и иониками. Лепные узоры настенных тяг, перила лестниц оформлены точеными балясинами. Представляют интерес настенные росписи с видами Москвы и Ленинграда. В зрительном зале киноконцертного зала привлекает внимание потолочное панно с первомайской демонстрацией.

Особняк купца Воробьева, фото начала XX в.

Особенностью архитектуры Каменск-Уральска является ее органичность, тождественность главной городской функции как промышленного центра. Два крупных строительных периода 1820-30х и 1930-40х годов, соответствующие классицистической и конструктивистской эпохами русской архитектуры, совпадают с двумя периодами расцвета городской индустрии. Редкая для промышленных городов сохранность историко-культурного наследия, включающего более 40 памятников регионального и федерального, не оставляет гостя равнодушным.

9 мая 1966 г. открытие мемориала синарским трубникам

Культурное наследие Каменск-Уральского отличается редким сочетанием исторических и архитектурных раритетов. Три столетия нашли отражение в облике 80 памятников истории и культуры. Среди них – уникальные архитектурные ансамбли и рядовые сооружения, связанные с важными для города историческими событиями. В годы Великой Отечественной войны в Каменск-Уральский был эвакуирован ряд предприятий из Москвы, Ленинграда, Днепропетровска, Тулы, Волхова, Тихвина, Запорожья, Таганрога, Макеевки... Это позволило в несколько раз нарастить мощность существующих заводов. Труженики Каменска-Уральского внесли огромный вклад в укрепление обороноспособности страны. Выпуск промышленной продукции на предприятиях города вырос в 8,7 раза. За самоотверженный труд по оказанию помощи фронту тысячи горожан были награждены медалями и орденами.

Среди них 5000 работников Синарского трубного завода. 9 мая 1966 года установлен монумент-обелиск синарским трубникам. Авторы - архитектор Ф.Д. Горшков, художник В.В. Пермяков. В скорбном списке более 200 фамилий трубников. В последующие годы в этом списке появятся еще более 300 имен горожан, отдавших жизнь за свободу Родины. 9 мая 1975 года во второй части мемориала синарских трубников в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. был открыт памятник-монумент Неизвестному солдату. Постамент монумента изготовлен из символических орудийных стволов и снарядов. На нем – фигура воина.

Архитектура Каменск-Уральского вобрала в себя различные исторические эпохи и художественные стили. Это и здания, возведенные в традициях классицизма, и усадебные и общественные постройки эпохи эклектики, и интересные образцы архитектуры модерна.

Поделиться: