Киммерия Максимилиана Волошина
Наша земля
17.10.17 / 07:07

И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
(Максимилиан Волошин 1918 г.)
В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина. Поэт, художник, переводчик, критик. Он родился в Киеве. Ходил в Феодосийскую гимназию. Недолго учился на юридическом факультете Московского университета. Некоторое время жил во Франции, где посещал Сорбонну и брал уроки рисования и гравюры у художницы Елизаветы Кругликовой, преподававшей в Парижской академии мастерство офорта.

М.А. Волошин и М.В. Сабашникова. Париж, 1906 год. На секретере стоит тот самый бюст египетской царицы Таиах
М.А. Волошин и М.В. Сабашникова. Париж, 1906 год. На секретере стоит тот самый бюст египетской царицы Таиах

Говорят, что во Франции Волошин получил посвящение в масонской ложе. Марина Цветаева об уже ушедшем Волошине писала: «Это был – скрытый мистик, то есть истый мистик, тайный ученик тайного учения о тайном. Мистик – мало скрытый – зарытый. Никогда ни одного слова через порог его столь щедрых, от избытка сердца глаголящих уст. Из этого заключаю, что он был посвященный. Эта его сущность, действительно, зарыта вместе с ним. И, может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется – неизвестно кем положенная – мантия розенкрейцеров».

В воспоминаниях Цветаева также оставила свои девические впечатления о «первых годах» своей встречи с Волошиным, который был старше ее на пятнадцать лет: «Ссылка его всегда была на Францию. Оборот головы всегда на Францию. Он так и жил, головой, обернутой на Париж. Париж XIII века или нашего нынешнего, Париж улиц и Париж времен был им равно исхожен. В каждом Париже он был дома, и нигде, кроме Парижа, в тот час своей жизни и той частью своего существа, дома не был». И тут же Цветаева пишет: «Макс – Коктебеля».

М.В. Сабашникова, Версаль, 1905 год.

В истории имя Волошина неразрывно связано не с Парижем, а с Коктебелем. Здесь находится памятник истории и архитектуры – открытый в 1984 году Дом-музей М.А. Волошина. Здесь он жил, писал стихи, картины, статьи, занимался переводами. Предметы в комнатах музея удивительным образом сохранили порядок, установленный самим Волошиным. В мастерской поэта находится и скульптурный портрет египетской царицы Таиах, в ее лице он видел древнее воплощение своей красавицы первой жены – художницы Маргариты Васильевны Сабашниковой.

Мы друг друга не забудем,
И, целуя дольний прах,
Отнесу я сказку людям
О царевне Таиах.
М. Волошин, 1905 год, Париж, Франция

Впервые скульптуру египетской царицы Таиах Волошин и Маргарита Сабашникова увидели в музее в Париже. Намного позже, уже после расставания этой пары, Марина Цветаева напишет о шуточном рассказе матери Волошина Елены Оттобальдовны: «Макс тогда только что женился и вот, приезжает в Коктебель с Маргаритой, а у нас жила одна дама с маленькой девочкой. Сидим все, обедаем. Девочка… громким шепотом – матери: “Мама! Почему эта царевна вышла замуж за этого дворника?”».

Вид на Коктебель. Фото 1900-х годов.

Волею случая расположенные по соседству дома Волошина и его матери Елены Оттобальдовны – единственные уцелевшие в дачном поселке, построенном в конце XIX – начале XX веков. Строительством занималась мать поэта вплоть до 1913 года. А в 1931 году Максимилиан Волошин передал первый этаж своего дома и дом Елены Оттобальдовны Союзу писателей для устройства Дома творчества. В следующем же году Волошина не стало.

Марина Цветаева в зимнем кабинете. Фото 1911 года.

«Он и свой коктебельский дом, таким трудом добытый, так выколоченный, такой заслуженный, такой его по духовному праву, кровный, внутренне свой, как бы с ним сорожденный, похожий на него больше, чем его гипсовый слепок, – не ощущал своим, физически своим. Комнаты (по смехотворной цене) сдавала Елена Оттобальдовна», – писала свои впечатления о быте семьи Волошиных Марина Цветаева.

Дом Волошиных, 1906 год, еще до перестройки.

В 2001 году Дом-музей включен в Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.А. Волошина». Также в музей-заповедник входят Дом-музей Константина Георгиевича Паустовского, Дом-музей Александра Степановича Грина, музей Марины и Анастасии Цветаевых, Литературно-художественный музей. В этом году – сразу три важных юбилея: 125 лет со дня рождения поэта Марины Цветаевой, 125 лет писателю Паустовскому и 140 лет – Волошину.

Волошин за книгами в летнем кабинете.

В Доме-музее Волошина планируется провести традиционные с 1977 года Волошинские чтения, основанные известными учеными, молодежный семинар и специальные мероприятия к памятным датам, Волошинский фестиваль поэтов. В частности, открылась и успешно проходит выставка «От Дома Поэта к Дому творчества». Она также посвящена 85-летию со дня основания Дома творчества «Коктебель». Тогда писатели впервые обрели свой «дом» – место, где они могли заниматься литературным трудом. «Авторы выставки представили уникальные материалы из фондовой коллекции музея.

Мать поэта Е.О. Волошина. Фото 1912 года.

Письма, фотографии, архивные документы, книги с автографами, отрывки из воспоминаний, интервью, фрагменты из художественных произведений тех, кто на протяжении нескольких десятков лет в разные периоды отдыхал в коктебельском Доме творчества», – рассказала об экспозиции директор Дома-музея М. Волошина Наталия Мирошниченко.

Слева направо: В.Я. Эфрон, М.И. Цветаева, Е.Я. Эфрон, М.Л. Гехтман, А.И. Цветаева, С.Я. Эфрон, Б.Е. Фейнберг, Е.О. Волошина на нижней южной террасе.
Фото 1911 года.

По мнению Мирошниченко, выставка должна проиллюстрировать тесную духовную связь дома поэта и советского Дома творчества писателей. Рассказать, как непросто было вдове Волошина Марии Степановне исполнить его волю и передать Союзу писателей бесценный архив и уникальную библиотеку. Привлечь внимание общественности к проблеме музеефикации дома матери Волошина Елены Оттобальдовны, который на сегодняшний день не является частью мемориального комплекса.

Коктебель, 1925 год Дом после перестройки, 1915 год.

«История этого места – это основание для признания прилегающего парка и строений Дома творчества писателей “Коктебель” единым объектом культурного наследия и передачи его в ведение Музея-заповедника “Киммерия М.А. Волошина”», – объяснила заведующая Домом-музеем..

Собрание музея насчитывает около 60 тысяч единиц хранения. В музее находятся прекрасные по цельности и сохранности интерьеры, мастерская поэта, библиотека. В первом зале размещена литературно-историческая экспозиция. На втором этаже здания расположена мастерская (на фото). После ремонта обстановка этой комнаты не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина.

Наталья Шематинова

Поделиться: