Первый год ШКОЛЫ НАСЛЕДИЯ
Сообщество
28.02.16 / 18:06

Ровно год назад в Москве стартовал новый общедоступный культурно-просветительский проект «Школа наследия», инициированный общественным движением «Архнадзор» при партнерстве «Проекта Белый город» и Московского архитектурного института (МАРХИ), предоставивших не только методическую помощь, но и две прекрасные площадки: для лекций – в здании бывшей Первой московской гимназии на Волхонке, и для семинаров – в галерее «ВХУТЕМАС» на Рождественке. Со временем в число партнеров вошли Государственный институт искусствознания (ГИИ) и Фонд культуры им. Д.С. Лихачева из Санкт-Петербурга.

Среди сотен открытых гуманитарных лекционных курсов столицы можно встретить удивительно интересные предложения по краеведению, урбанистике, истории искусства, архитектуре. Но поле охраны наследия до недавнего времени пустовало.

Между тем, в пространстве между этими предметами остается множество чрезвычайно важных вопросов. Первый из них – зачем сохранять наследие? Для людей образованных, кажется несомненным, что сохранять его надо. Но когда приходится объяснять это человеку с другими ценностями (а такие часто встречаются среди чиновников и девелоперов), то в защиту этой «несомненности» часто не находится аргументов.

Почему нам нужно существовать рядом с чем-то, что старше нас? Что несут нам эти старые стены и камни? Что они передают дальше, в будущее, в том числе и о нас? Что будет, если ничего не сохранится? Кто решает, с чем рядом нам жить? Если сохранять, то как? Какова роль наследия в сегодняшней жизни? Где допустимая грань между музеефикацией и развитием, безжизненностью и искажением? Как сделать старые здания полными новой жизни, как найти в них источник для процветания всего, что вокруг?

«Школа наследия» возникла как попытка ответить на этот вопрос. Готовых ответов нет ни у кого. Но, к счастью, рядом с нами есть люди, которые много думают и пишут об этом. Наши учителя, наши современники, наши нравственные ориентиры и интеллектуальные маяки. Некоторые из них преподают в ВУЗах, другие занимаются практикой, третьи живут обособленно и редко выступают на публике. Многим из них уже много лет. «Школа наследия» предоставила удивительный шанс увидеть этих людей, выслушать их версию ответа на эти непростые вопросы, вступить с ними в диалог.

Предшествующие просветительские проекты движения «Архнадзор» в 2010-2013 гг. пользовались в Москве неизменным интересом, но организаторам, их научным соратникам и слушателям хотелось если не фундаментального учебного курса по теме наследия, то постоянного и продуманного цикла лекций. В число преподавателей созданного к февралю 2015 года первого лекционного курса «Школы наследия» были приглашены дружественные историки архитектуры, реставраторы, москвоведы, пришедшие в градозащитную деятельность, а также авторитетные ученые самых различных областей знаний.

За прошедшие два семестра в «Школе наследия» выступили замечательные преподаватели:

- философы Олег Генисаретский и Александр Раппапорт,
- специалисты по охране наследия Юрий Веденин, Наталия Душкина, Борис Пастернак, Галина Семенова, Татьяна Царева, Марина Хрусталева,
- реставраторы Лидия Шитова, Татьяна Каменева, Наталья Троскина, Татьяна Беляева,
- авторы «Свода памятников России» Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан и Елена Щеболева,
- историки архитектуры Наталия и Анна Броновицкие, Владимир Паперный, Николай Малинин,
- москвоведы Рустам Рахматуллин, Александр Можаев,
- искусствоведы Михаил Алленов, Геннадий Вдовин, Наталья Сиповская, Наталья Самойленко, Ростислав Новиков, Ирина Седова, Ольга Калугина,
- архитекторы Наринэ Тютчева, Юрий Григорян, Михаил Филиппов,
- писатели и культурологи Андрей Балдин и Алексей Иванов,
- географы Дмитрий Замятин, Кирилл Павлов и многие другие ученые.

За прошедший год на лекциях «Школы наследия» раскрывались такие неочевидные для широкой публики понятия как экология наследия, культурный ландшафт, антропологическая жизнеспособность, овеществленная память, философия сохранения. Авторский подход каждого лектора позволял посмотреть на проблемы наследия с точки зрения его дисциплины и научного метода. На семинарах обсуждались вещи практические: градозащита и реставрация, законодательство и экспертиза, охранные зоны и новые функции старых зданий. Одним из семинарских занятий стала трехдневная майская экспедиция по Верхнему Дону. Летом, по окончании первого семестра, слушатели Школы встречались на «полевых» занятиях в московских усадьбах: Кусково, Останкино, Царицыно, во дворце Разумовского, палатах Пожарского.

С осени 2015 года к основному циклу наследия добавился спецкурс писателя и градозащитника Рустама Рахматуллина «Москвоведение. Метафизика города». Курс проходит в МАРХИ, но доступен как для студентов-архитекторов, так и для всех желающих. В весеннем семестре 2016 года ожидается встреча с целой плеядой удивительных лекторов: археологом Леонидом Беляевым, историками архитектуры и охраны наследия Мартой Поляковой и Федерикой Росси (Италия), палеографом Игорем Данилевским и историком древних языков Ириной Кувшинской, специалистами в области образования ректором МГПУ Алексеем Семеновым, Андреем Вербицким и Александром Приваловым, реставраторами Наталией Алмазовой и Сергеем Куликовым, знатоком железнодорожного наследия Юрием Егоровым, историком архитектуры, ректором МАРХИ Дмитрием Швидковским и другими. Часть занятий проходит на дружественных площадках в выдающихся исторических памятниках Москвы, например, в доме Демидовых на Гороховом поле (МИИГАИК) и в здании Высших женских курсов (ныне МГПУ).

«Школа наследия» работает бесплатно. С первого занятия лекции еженедельно собирали более 200 слушателей, значительная часть которых стала постоянными и получила свидетельства о прохождения курса. Всего за первый семестр на занятиях Школы побывало больше 2000 человек, половина которых – молодые профессионалы 18-35 лет, четверть всех слушателей – архитекторы и реставраторы. Это значит, что «Школа Наследия» востребована москвичами разных поколений. Жить и работать в самой крупной столице Европы, чья история насчитывает почти девять веков, невозможно без понимания сути истории, ценности памятников, правил работы в сложившейся за века архитектурной среде. Уникальное сочетание выдающихся имен исследователей и специалистов, высокий научный уровень, разнообразие рассматриваемых тем, связанных с материальным и нематериальным наследием, всего за год выдвинули «Школу наследия» в число одних из самых популярных городских проектов.

Научные руководители «Школы наследия» - Наталия Душкина, историк архитектуры, профессор МАРХИ, Юрий Веденин, географ, профессор, основатель Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва - и координаторы «Школы наследия» Рустам Рахматуллин, Марина Хрусталева, Инна Крылова приглашают москвичей присоединиться к слушателям проекта heritage-school.ru и выражают надежду на то, что в будущем семестре «Школа наследия» откроет свой филиал в Санкт-Петербурге.

Поделиться: