Елена Копылова
Елена Копылова
Ректор «Института искусства реставрации»
ИНСТИТУТ ИСКУССТВА РЕСТАВРАЦИИ. Творчество и техническая подготовка
Сообщество
17.02.16 / 19:07

4 ноября 2016 года исполняется 90 лет Пруцыну Олегу Ивановичу и 25 лет организованному им ВУЗу Институту искусства реставрации.

Фото: resvuz.ru

Реставрация существует давно. Еще во времена Ивана Грозного реставрировались и подновлялись произведения искусства и архитектуры. Как научное направление, реставрация в России существует более века. Но, как учебный предмет и, более того, система знаний в области реставрации – существует и развивается последние 25 лет. Так, например, в СССР в государственном образовательном классификаторе отсутствовала такая профессия, как «реставратор». Были инженеры, педагоги, художники, но ни один вуз не выпускал реставраторов.

Институт - единственный негосударственный ВУЗ, специалисты которого стали инициаторами создания в 2002 году общероссийского Учебно-методического объединения учебных заведений, в программы которых включены реставрационные дисциплины. Наш ВУЗ пишет программы, по которым проводят обучение значительное количество профильных ВУЗов страны.

За последние 24 года в Институте искусства реставрации сложился сплоченный, квалифицированный и доброжелательный коллектив педагогов и методистов.

Сейчас в нашем вузе проводится обучение по шести направлениям: реставрация памятников архитектуры и архитектурной среды, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и подготовка экспертов-менеджеров объектов культурного наследия. Действуют два факультета: архитектурная реставрация и реставрация.

3 курс. Фото: resvuz.ru/by Marsel Van Oosten

3 курс. Фото: resvuz.ru/by Marsel Van Oosten

Государство финансирует дневное и очно-заочное отделения, лучшие студенты получают стипендию, поэтому стоимость обучения на других отделениях ВУЗа не высока по сравнению со многими высшими учебными заведениями. То, что мы добились государственного финансирования – признак большого доверия к нашему педагогическому коллективу и к деятельности ВУЗа со стороны государства.

Конечно затрат по институту больше, чем мы получаем из бюджета. Дефицит нужно как-то пополнять, у нас есть оплачиваемые курсы повышения квалификации, кроме того при вузе создано Архитектурно-реставрационное бюро с полной реставрационной лицензией Минкультуры России. Разработанными проектами по ряду регионов России мы доказали, что реставратор, который перешел на преподавательскую деятельность не утерял квалификацию архитектора и инженера проектировщика. Выпускаемые бюро проекты реставрации и приспособления объектов культурного наследия под современные условия согласовываются в установленном порядке государственными органами охраны объектов культурного наследия.

Студенты Института искусства реставрации на практике

Студенты Института искусства реставрации на практике

Педагоги института ведут работу со студентами по научным разработкам в области реставрации и их внедрению в практику.

Студенты к нам приходят пытливые, желающие постичь все сложности и тонкости науки и искусства реставратора, с высокими баллами ЕГЭ, средний балл 74, конкурс четыре человека на место. Есть творческий конкурс - рисунок и черчение. В школах сейчас черчение не преподают. Однако вступительное задание по черчению сложное, на уровне МАРХИ. Помимо рисования абитуриент должен иметь склонность к техническим точным наукам. Соединить творческий потенциал студентов с технической подготовкой - достаточно сложно.

Реставратор - это и историк, и проектировщик, и технолог, и юрист. Наш ВУЗ готовит командиров реставрационного производства. Мы не можем заранее предсказать, кто из студентов будет работать на производстве, а кто в проектной организации. В процессе учебы студент сам выбирает свое направление, уже ближе к окончанию. Руководствуясь его желаниями, мы помогаем определить тему дипломной работы, пройти производственную практику.

Учеба в ВУЗе насыщенная, студентам приходится нелегко, но что поделать, наши педагоги много знают, и хотят поделиться своими знаниями, иногда это желание переливается через край. Но зато когда наши бывшие студенты, закончив обучение, начинают работать, они приходят к нам и с благодарностью говорят: «Спасибо, что были требовательны, заставляли по несколько раз переделывать проекты реставрации, зато теперь я настоящий специалист и меня везде хорошо принимают».

2 курс. Фото: resvuz.ru/by Marsel Van Oosten

2 курс. Фото: resvuz.ru/by Marsel Van Oosten

Такой пример: в нашем ВУЗе ведется курс теплотехники. Казалось бы, для чего это реставратору, который работает над внешними архитектурными формами здания? Но мы понимаем, что грамотный архитектор реставратор - должен уметь не только отреставрировать здание, но и грамотно приспособить его к современным условиям. Памятник должен жить. Нужно уметь правильно ставить оконные проемы, создавать в помещении микроклимат. Так что проектировать фасады, не внедряясь в существо эксплуатации памятника – невозможно. Также важно изучение стилистических особенностей памятника, а это такие предметы, как история искусства, архитектуры, древних строительных материалов и, даже, основ истории градостроительства. Всего у нас изучается 54 предмета, разброс большой, но студент - должен разбираться во всем.

Курсовые и дипломные работы студенты стараются делать на реальных объектах. Мы активно сотрудничаем с ФГУП АУИПИК Минкультуры России. Сотрудники агентства предлагают те или иные объекты для первичной обработки учетных данных, ряда натурных исследований. Обучающиеся проводят фотофиксацию, архитектурные обмеры. Выясняют, что необходимо убрать, а что воссоздать из утраченного, и как приспособить к современным условиям. Вот, например, за два с половиной месяца подготовлен эскизный проект регенерации одного из кварталов Басманного района Москвы. Составлена историческая справка. Таким образом, мы помогаем ответственным лицам Агентства принимать решения по выбору будущей функции объекта и, соответственно - пользователю.

С 2011 года взаимодействуем с Армянским государственным Университетом строительства и архитектуры. В Армении - своя национальная архитектура, с которой нужно знакомить студентов.

С 2013 года при нашем вузе работает Международная школа реставрации. Мы сотрудничаем с датчанами, немцами, бельгийцами и итальянцами. Вывозим преподавателей и студентов в европейские вузы для того, чтобы они знакомились с современными направлениями европейской школы реставрации.

Территория нашей страны велика. С этим связан разброс памятников и необходимость в крупных реставрационно-восстановительных работах на памятниках, часто руинированных. Тогда как Европа, меньше пострадавшая в XX веке, сейчас занимается в основном приспособлением памятников архитектуры к современным условиям, особенно промышленных зданий и комплексов. Отсюда и разные подходы к проектированию.

Конечно, методы приспособления старых зданий под современную жизнь без изменения внешнего архитектурного облика давно известны в России, однако в Дании и, в частности в Копенгагене есть прекрасные примеры реализации такого приема. Изучив датский опыт, убеждаешься, что мы реставрируем лучше, а они владеют искусством модернизации старой застройки изнутри.

Перенимать опыт необходимо. Особенно при решении вопросов регенерации исторической застройки Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга по принципу максимального сохранения их исторического облика, что не всегда получается. Самобытную застройку российских исторических городов важно сохранить, но еще важнее жить в современных комфортных условиях. Для этого мы должны учиться искусству регенерации архитектурной среды и модернизации инженерных систем.

Институт активно участвует в конференциях, научных круглых столах, выставках. Наш институт удостоен двумя золотыми медалями Международной ярмарки в Лейпциге, большим количеством отечественных и международных дипломов.

В свою очередь Датская королевская академия проявила интерес к тому, чтобы их студенты прошли практику в России, в Институте искусства реставрации. Летом они приедут, будут обмерять здания, делать проекты реставрации. Датские преподаватели и студенты проявили неподдельный интерес к методам реставрации в России. За многие годы реставрационная европейская школа многое утеряла, а мы сохранили. С другой стороны, они преуспели в архитектурном дизайне, методы которого так важны для приспособления памятника к современным условиям. Мы стараемся изучать разные направления архитектурного творчества в Европе для выработки оптимальных принципов реставрации отечественных памятников в XXI веке.

Можно много рассказывать о других программах нашего ВУЗа, но главное то, что студент живет в определенной творческой среде высокой культуры, общения. Когда ребята к нам поступают учиться, они не имеют опыта делового общения, а реставратору это необходимо.

У нас есть студенческий театр. В нашем театре «Зажигалка» ставят пьесы реконструкции на античные и другие исторические темы. В тех зданиях, которые мы реставрируем – жили современники Островского и Чехова. Конечно, это все факультативно, студенты не обязаны участвовать в жизни театра, но многим нравится. Мы дважды получили общественную премию Станиславского «За лучшее прочтение классики» и «За лучшую режиссуру».

За последние годы коллектив института разработал и модернизировал образовательные стандарты в области реставрации (в частности ФГОС-3 в рамках Болонского процесса по сближению и гармонизации систем высшего образования стран Европы). Начался переход к единому европейскому пространству высшего образования. Мы являемся родоначальниками этого направления в обучении.

В настоящее время я возглавляю это учебное заведение, и с гордостью могу констатировать, что наш ВУЗ пока единственный в стране, который выпускает архитекторов-реставраторов памятников архитектуры или как это звучит официально – недвижимых объектов культурного наследия.

Подготовил Юрий Енцов

Поделиться: