Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Кандидат исторических наук, председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Владимир Хутарев-Гарнишевский: Культура как национальный интерес и стратегический приоритет безопасности России
Сообщество
18.02.16 / 11:11

Свершилось! 31 декабря 2015 года Президент Владимир Путин подписал указ №683 о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Впервые за долгие годы в стратегическом планировании отчётливо, громко и недвусмысленно прозвучало слово «культура», контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Фото: www.globallookpress.com

Этого ждали, на это надеялись. Многочисленные обращения государственных и общественных деятелей, докладные записки, статьи сводились к одной мысли - для укрепления единства и морально-нравственного оздоровления общества необходимо поднять задачу сохранения традиционной культуры на государственный уровень. Справедливости ради, надо отметить, что культура упоминалась и в законе «О безопасности» 1992 года, и в Концепции общественной безопасности РФ 2013 года, и наконец, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Однако речь о ней шла в отдельных пунктах, оговорках, упоминаниях, представляя собой набор благих пожеланий. Сегодня культура отнесена к 9 стратегическим национальным приоритетам на равных правах с обороной, экономикой, наукой, здравоохранением. Разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей определено как одна из основных угроз государственной и общественной безопасности страны.

В современном мире происходит не столько стирание культурных границ, сколько экспансия культур наиболее экономически развитых держав. Сначала мы учимся говорить на их языке, потом воспринимаем их систему ценностей и художественных образов через искусство и литературу. Конечным результатом становится сдвиг мировоззренческих акцентов, отказ от традиционных национальных общественно-политических и культурно-исторических приоритетов в пользу иностранных. Это порождает болезненную дихотомию сознания: отечество по паспорту перестает совпадать с отечеством интеллектуальным. Россия прошла этот кровавый опыт в конце XIX – начале XX веков. Тогда европейские социально- экономические и политические доктрины, будучи перенесенными на русскую почву, дали свои побеги в виде трех революций и гражданской войны. Они привели к отторжению частью образованного общества национальных традиций. Сейчас распространение идей радикального ислама среди традиционных мусульман приводит к росту терроризма, розни на религиозной и национальной почве. Её яркие вспышки последние несколько лет жестоко сотрясают Старый Свет. Стратегия четко утверждает, что суверенитет Российской Федерации обеспечивает мерами по защите общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.

В современном информационном обществе культура стала стратегическим продуктом, не менее важным, чем вооружения, высокотехнологичные товары и естественные ресурсы. Если в XIX – начале XX века спрос определял предложение, то в условиях перепроизводства товаров в мире предложение стало определять спрос. А оно формируется именно стереотипами поведения, социокультурными императивами и нормами. Ярким примером этого является низкокачественная продукция массовой культуры. Таким образом, культура играет определённую роль и в опросах в экономической безопасности.

Реалии дня ставят перед государством и обществом задачу формирования и укрепления культурного иммунитета нации. Ведь историческое пространство, в широком понимании этого термина, служит делу формирования идентичности. В то же время разрушительные последствия современных геополитических процессов могут стать необратимыми и привести к неизбежной национальной катастрофе. Не секрет, что именно в последнее время вопросы, связанные с сохранением традиционной культуры стали особенно остры и актуальны. На повестку дня выносятся задачи сохранения, изучения и популяризации российского культурно-исторического наследия, поддержка русского языка не только как национального, но и как одного из международных языков, на котором говорят в десятках стран мира. Немаловажное значение в деле общенационального имеет обоснование и пропаганда исторической преемственности между многовековой русской государственностью и современной Россией. Наше государство начинается не в 1917 и тем более не в 1991 году.

Кроме иностранных не менее важны внутренние угрозы культуре, порождающие уничтожение объектов и девальвацию её ценности. Культ массового потребления порождает рост невежества, а соответственно пренебрежение к истории страны. Погоня за сиюминутный наживой становится причиной сноса большинства памятников архитектуры, уничтожения уникальных археологических комплексов, разворовывания музейных и библиотечных коллекций. Идеология просперити сделала невостребованными целые профессии и отрасли гуманитарного знания, лишая страну квалифицированных специалистов, а культуру ответственных хранителей. Косвенно признается проблема падения уровня гуманитарного образования. 82-ая статья Стратегии требует совершенствования системы подготовки специалистов в области истории и культуры, а также их социального обеспечения. Не секрет, что большинство искусствоведов, историков и культурологов испытывают проблемы с трудоустройством. Они вынуждены или работать не по специальности, или смириться с искусственно заниженным социальным статусом.

Раздел «культура» подписанного Президентом документа относит к традиционным российским духовно-нравственным ценностям приоритет духовного над материальным, защиту человеческой жизни, прав и свобод человека, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Впервые на государственном уровне сказано, что духовность важнее материального процветания. Официально признано, что основой общероссийской идентичности является не курс рубля, не количество ядерных боеголовок, а исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Сиречь, наши корни. Осознанно наднациональное мировое значения русского языка – его снижение его роли и качества преподавания за пределами России отнесено к угрозам национальной безопасности. Авторы Стратегии актуализируют внешнеполитическую функцию культуры не только в целях ускорения процессов евразийской интеграции, но и в интересах многостороннего международного сотрудничества.

Отдельно в документе говорится о материальном культурном наследии – памятниках истории и культуры, которые сносятся до сих пор по всей стране. Стратегия требует усиления государственного контроля за состоянием объектов культурного наследия (ОКН), повышения ответственности за нарушение требований их сохранения, использования и государственной охраны. Эта тема была подробно освещена Владимиром Путиным на заседании Президентского совета по культуре и искусству 25 декабря 2015 года. Глава государства констатировал, что сохранение исторической памяти является одним из ключевых приоритетов, подчеркнув особую роль материального культурного наследия. Он подчеркнул необходимость анализа случаев застройки охранных зон и разрушения памятников, а также потребовал выявить их причины, прежде всего, пробелы в законодательстве и порядке контроля за сохранением объектов наследия. Важно, что как в словах Президента, так и в тексте Стратегии отчетливо звучит тема сотрудничества органов власти с общественными организациями и движениями, волонтёрами. Сейчас большинство некоммерческих организаций, занимающихся сохранением и изучением наследия, увы, не имеют государственной поддержки. Рядовые чиновники зачастую не воспринимают их в качестве союзников в деле реализации государственной патриотической задачи сохранения наследия.

Какие меры могут быть предприняты для сохранения объектов культурного наследия? Подробно Ваш покорный слуга писал на эту тему в первом номере журнала «Охраняется государством» за 2015 год. Хотелось бы отметить наиболее приоритетные. Постановка под государственную охрану или введение моратория на снос всей дореволюционной исторической застройки страны. Ведь к категории памятников и объектов, обладающими признаками объектов культурного наследия, относится лишь небольшая часть исторических зданий. Иногда целые комплексы, как например, комплекс завода Бромлей (Красный Пролетарий) работы великого Шервуда, отнесены к рядовой застройке. Именно эти здания определяют исторический облик наших городов.

Координация работы по обеспечению национальной безопасности делегирована авторами Стратегии Совету Безопасности РФ. Однако в нем до сих пор нет ни отдельной комиссии, ни ответственного за культуру лица. Нужно не только ввести представительство культурного блока в Совфеде Совете Федерации РФ, но и шире – учредить советы по культурному наследию при руководителях субъектов федерации по примеру аналогичного совета в Санкт-Петербурге. Именно на этих площадках возможен открытый профессиональный и результативный диалог между представителями ведомств, общественности и экспертного сообщества.

Одной из первоочередных мер должно стать ужесточение ответственности за уничтожение объектов наследия и исторической застройки, вплоть до уголовной. Правоприменительная практика уголовной ответственности за уничтожение объектов наследия в России мизерна, фактически она отсутствует. Важны также экономические рычаги давления. Штрафы должны перестать вызывать улыбку застройщиков, а компании, осуществившие снос таких объектов нужно лишать лицензии на производство строительных работ.

Необходим единый всеобъемлющий национальный проект сохранения наследия. Главное помнить – объекты материального наследия являются невосполнимым ресурсом. Каждый из них уникален, существует в единственном подлинном экземпляре, а его утеря является необратимой.

Поделиться: