Автор: Александр Вершинин
Автор: Александр Вершинин
Кандидат исторических наук
Большой Гатчинский дворец: 250
Год празднования
08.09.16 / 10:10

Силуэт Большого Гатчинского дворца доминирует над окрестностями. Его первый архитектор, Антонио Ринальди, удачно выбрал место для строительства: занимающий высшую точку паркового комплекса дворец как будто вырастает из земли. Ровно 250 лет назад, 30 мая 1766 года, здесь начались масштабные строительные работы. Возводилась загородная резиденция могущественного князя Г. Г. Орлова – фаворита императрицы Екатерины II. По изначальной задумке дворец не должен был выделяться из окружающего ландшафта, а своим силуэтом подчёркивать девственность здешней природы. Ринальди, работавший по заказу Г.Г. Орлова, создавал сооружение, во внешнем облике которого должны были сочетаться элементы английского замка и итальянской виллы. Однако буквально воспроизвести в северных широтах южную архитектуру не получилось.

Окружённый диким садом, Гатчинский дворец с самого начала походил на крепость. Для его отделки использовался местный камень –пудостский известняк, придававший зданию жёлто-серый «крепостной» оттенок. Главный дом и примыкающие к нему флигели (каре) были выполнены в стиле строгого классицизма, без привычных для русского XVIIIвека барочных элементов. Эта особенность уже тогда обращала на себя внимание. «Усадебный дом нового вкуса, – отмечал современник, – прекрасен, без нагромождения украшений, без многочисленных статуй на крыше, без вздыхающих картиад, представляющих печальный вид мучимого и страдающего человечества».Башни, подземные ходы довершали картину средневекового европейского замка, перенесённого в окрестности русской столицы.

Портрет графа Г.Г. Орлова. Неизвестный художник. Конец 1760-х гг.

С момента строительства Гатчинский дворец пережил несколько капитальных перестроек, но замысел его первого архитектора прослеживается в его контурах и сейчас. По сей день он разительно отличается от других императорских резиденций, расположенных под Петербургом. В нём нет грациозности Петергофского дворца, изящества Екатерининского в Царском Селе. Пожалуй, лишь Павловский дворец, имевший с Гатчинским одного владельца, перекликается с ним по духу. Г.Г. Орлов едва ли догадывался о том, что после его смерти возведённый им замок перейдёт к наследнику русского престола будущему Павлу I. Тем не менее стилистика дворца идеально совпала с павловскими предпочтениями. Строгость, отсутствие излишеств, военная практичность удачно воплощались в конструкции Гатчинского дворца. Павел решил ещё более наглядно отразить их.

Антонио Ринальди. Барельеф работы Ф. И. Шубина, 1777 г.

Павловская перестройка сделала дворец таким, каким мы знаем его сегодня. Итальянец Винченцо Бренна воплотил здесь многие из тех элементов, которые впоследствии внёс в конструкцию другого крупнейшего павловского монумента – Михайловского дворца в Петербурге. Открытые колоннады, созданные Ринальди, были заменены декорированными стенами. Открытые арки на первом этаже главного дома, которые вели в парк, также были заложены. На месте одноэтажных флигелей возникли трёхэтажные крылья с внутренними дворами, внешний облик которых напоминал казармы. Образ укреплённой крепости завершал широкий плац, разбитый на месте газонов старого орловского дворца и окружённый стеной со рвом. Ров наполнили водой и перекинули через него подъёмные мосты.

Манёвры при Павле I в Гатчине, О.Г. Шварц, 1837 г.

Внутреннее убранство дворца также в основном сложилось при Павле. По сей день оно представляет собой один из блестящих образцов русского классицизма. Превращение Гатчины в загородную резиденцию императора потребовало серьёзных изменений в архитектуре дворца. Старые орловские комнаты на второмэтаже главного дома полностью перестроили, создав на их месте анфиладу царских покоев. Галереи получили роскошные интерьеры. Во флигеле возник целый жилой комплекс с библиотекой, театром и арсеналом. Дворец был превращён в настоящее хранилище шедевров искусства. К богатой коллекции Орлова добавились собрания императорской четы: скульптура, живопись и несколько огромных гобеленов – подарок Павлу от короля Франции Людовика XVI.

Панорамный вид дворца с квадрокоптера

Гатчинский дворец был любимым детищем Павла, но после смерти императора он надолго потерял статус официальной резиденции. Остаток дней здесь коротала вдовствующая императрица, завершая архитектурные проекты своего покойного супруга. Главное, что было сделано в эти годы – оборудование во дворце системы отопления. В подвалах были размещены печи, нагревавшие воздух, который по специальным каналам поступал наверх и нагревал стены. О старом дворце отца 40 лет спустя после его трагической смерти вспомнил Николай I. Гатчина вновь стала императорской резиденцией, а дворец был вновь перестроен. Архитектор Р.И. Кузьмин расширил оба каре, реставрировал главный дом, обнёс дворец массивной бастионной стеной. Работы венчала установка на плацу памятника Павлу I.

Перестройка Р.И. Кузьмина окончательно определила внешний вид Гатчинского дворца. В его облике больше ничего не менялось. В конце XIXвека дворец на полтора десятилетия заняла семья Александра III. Император, сын убитого народовольцами Александра II, чувствовал себя в безопасности в этой крепости, созданной его прадедом. При нём Гатчина стала пользоваться всеми благами современной цивилизации – электричеством, водопроводом, телефонной связью. Однако сам царь и его родственники жили в спартанских условиях. Восстановленные сегодня покои Романовых удивляют своей скромностью. Неприхотливый в быту Александр III ценил скромность Гатчины, но после его смерти двор вновь покинул дворец.

Скульптурные аллегории «Справедливость» и «Осторожность» фланкируют парадный подъезд

Революция 1917 года превратила Гатчинский дворец в музей. Его фонды насчитывали более 50 000 ценнейших экспонатов. До наших дней дошла лишь их пятая часть. Дворец Павла Iоказался в числе исторических памятников, больше других пострадавших в годы Великой Отечественной войны. Чего стоит один факт: его восстановление продолжается по сей день, спустя 72 года после изгнания нацистов. В ходе боёв за Ленинград дворец бомбили, а в 1944 году немецкие войска при отступлении подожгли его. Сохранившиеся фотографии запечатлели ужасающую картину: на месте творения Ринальди и Бренна стало здание без крыши и перекрытий с обгорелыми стенами. Вся надежда была на то, что здание удастся восстановить по сохранившимся архивным материалам. И действительно, сразу после освобождения Гатчины туда прибыла бригада архитекторов с целью воссоздания облика дворца.

Главный корпус соединяется двухэтажными галлереями с трехэтажными, почти квадратными корпусами – каре, строения которых образуют обширные дворы. Углы каре выделены трехъярусными восьмигранными башнями. Башни, примыкающие к полуциркульным галереям, завершены куполами. В каре находились помещения сначала чисто утилитарные – конюшни и кухни. Позже в них все большее место занимали комнаты семей царствующих монархов.

Однако его возрождения тогда не случилось. Ещё тридцать лет здание бывшей резиденции русских императоров занимали различные учреждения. Его даже исключили из официального списка памятников архитектуры, сохранив его лишь за парковым ансамблем. Первый послевоенный проект воссоздания дворца предполагал его использование под нужды одного из советских НИИ. Лишь в 1976 году начались работы по реставрации внутренних помещений дворца, который был открыт для публики в 1985 году. Многое вернуть очень трудно. Так, например, о богатстве интерьеров галерей второго этажа пока можно судить лишь по дореволюционным рисункам. Однако многое уже сделано, и не за горами тот день, когда Большой Гатчинский дворец предстанет перед посетителями во всём великолепии своей павловской поры.

Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны относится к самым совершенным творениям В. Бренны. На стенах архитектор разместил пилястры искусственного мрамора. В  простенках между пилястрами были вставлены в рамы панно голубого лионского шелка, затканного серебряной нитью. Плафон посвящен сюжету «Свадьба Психеи».

Рядом с Тронной Павла I Бренна создал насыщенную звучным колоритом Малиновую гостиную. Резная золоченая французская мебель, обитая малиновым бархатом в тон основному цвету гобеленов, дополняла архитектурный, лепной и живописный декор интерьера.

Овальный кабинет императора Павла I

Гатчина и дворец с середины сентября 1941 года до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, остальные увезли в Германию. В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас.


Благодаря акварелям сделанным художником Эдуардом Петровичем Гау в семидесятых годах XIX века мы сегодня можем увидеть всё великолепие внутренних интерьеров павловского дворца.

Тронная императрицы Марии Федоровны

Мраморная столовая.
Название помещения объясняется характерной особенностью ее убранства — шестнадцатью каррарского мрамора колоннами коринфского ордера.

Белый зал, самый значительный по размеру (120 квадратных метров) из всех дворцовых интерьеров, предназначался для особо торжественных приемов. Своими пятью огромными окнами-дверьми с полуциркульными завершениями он обращен в сторону балкона, выходящего на парадный плац.
В декоре Белого зала проявились индивидуальности двух зодчих — Ринальди и Бренны.

Поделиться: