Автор: Юлия Ракитина
Нацпроект десятилетия: культурное наследие
Событие
20.11.16 / 06:06
Санкт-Петербургский международный культурный форум обещает стать знаковым событием в сфере культуры и искусства. Форум пройдет с 1 по 3 декабря 2016 года в городе на Неве, но уже сейчас в Москве проходят предварительные обсуждения самых острых вопросов.

16 ноября в Агентстве по управлению и использованию памятников истории и культуры состоялась конференция, посвященная новому проекту сохранения культурного наследия, которое может стать приоритетным национальным проектом России. В конференции АУИПИК приняли участие О. В. Рыжков, руководитель агентства, А. О. Загорский, советник руководителя агентства А. А. Новиков-Ланской, главный редактор журнала «Охраняется государством», К. П. Михайлов, член координационного совета «Архнадзора» и Совета по культуре и искусству при президенте РФ, И. М. Корчагина, куратор выставки «Жизнь в городе N» и историк архитектуры, журналисты и общественные деятели.

В первую очередь дискуссия коснулась нового проекта сохранения наследия. В настоящее время в Правительстве РФ рассматриваются предложения федерального Министерства культуры о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017-2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой Родины». Концепции этих проектов предполагается представить на Международном Санкт-Петербургском культурном форуме. Если проект получит поддержку Правительства (ожидается, что решение должно быть принято до конца 2016 года), вопрос будет вынесен на обсуждение Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Основными целями проекта являются:

— выявление, включение в государственный реестр и каталогизация объектов культурного наследия;

— совершенствование государственной охраны объектов культурного наследия;

— проведение научных исследований в области сохранения наследия и разработка научно-проектной документации;

— реставрация, консервация и адаптация объектов культурного наследия на основе комплексных программ с использованием зарубежного опыта и лучшей практики;

— создание современной отечественной реставрационной отрасли;

— организация обслуживания и доходное использование объектов культурного наследия, повышение его доступности для населения;

— популяризация культурного наследия, в том числе с использованием современных информационных технологий;

— развитие культурного туризма на основе использования отреставрированных и введенных в культурный оборот объектов культурного наследия;

— содействие развитию массового волонтерского и добровольческого движения по сохранению культурного наследия;

— правовое, финансовое и кадровое обеспечение процессов сохранения культурного наследия.

Проект планируется осуществлять в 3 этапа: 2017 – 1 квартал 2018 гг.; 2 квартал 2018 г. – 2024 г.; 2025 – 2030 гг.

Разработчики проекта в своей работе опираются на новейший европейский опыт, в частности, объявление Евросоюзом 2018 года Годом европейского культурного наследия и презентацию в июне 2016 года в Евросоюзе Стратегии по развитию культурного измерения внешней политики. О. В. Рыжков начал конференцию с рассказа о примерах европейской политики в сфере охраны наследия.

По его словам, на итальянском рынке промышленные фирмы не могут работать, если у них нет деятельности, связанной с искусством и дизайном, с поддержанием статуса промышленных памятников культуры. На Санкт-Петербургском форуме будет подробно рассказано о трех примерах подобной деятельности: бывший завод Фиат в городе Турин в районе Линготто; ангар Бикокка в Милане, принадлежащий компании Пирелли; фирма Оливетти, имевшая предприятие в небольшом моногороде Иврее. Во всех трех случаях компании сами финансировали реставрационные работы на своих объектах. Эти здания адаптировали к новому времени бережно и с большим вкусом, с коммерческой привлекательностью для инвесторов и с социально-культурным потенциалом. В Линготто располагалась большая фабрика, и над ней работал большой архитектор Ренцо Пьяно, этот проект интересен и с архитектурно-художественной стороны. Пример ангара Бикокка – это иной случай, когда в старом промышленном цехе разместилось современное искусство. К этому не привлекались большие архитекторы, но при этом успешнейший проект обновленного ангара быстро завоевал популярность.

Как подчеркнул О. В. Рыжков, «это примеры не столько социальной ответственности бизнеса, сколько предприятий, которые не бросают свои корпуса, а бережно и на свои деньги их реставрируют и развивают культурную составляющую. На форуме будут представлены и другие примеры во время работы секции сохранения наследия. Самое главное, что все это применимо к России. Мы находим темы неизбитые, малоизученные, приглашаем звезд мирового масштаба – чтобы прикоснуться к работе с наследием в Европе, чтобы перенять их успешный опыт».

«Тот проект, который родился в недрах Минкульта и нашего Агентства, стал выражением нашей новой идеологии – что сохранение наследия это не просто охрана, обнесение забором, это часть созидательной работы по развитию страны. То, в каком виде находится наследие - например, на русском Севере - очень удручает. Надо не уничтожать и сносить, а приспособлять объекты наследия к будущему. Снос и новое строительство, то есть наша старая стратегия, ведет к утрате лица этих территорий, утрате нашей национальной идентичности. Если мы снесем все постройки XV, XVI, XVII веков и оставим только современные многоэтажные комплексы, мы даже никак не сможем обосновать, что это ареал расселения русской нации испокон веков» - рассказал собравшимся Рыжков.

Сама деятельность по восстановлению исторических зданий, по планировке исторических территорий является экономически емкой. Безусловно, гораздо дороже сохранить старое, нежели построить новое. Однако в этой кажущейся дороговизне кроются возможности для роста, в том числе экономического. Мы сможем задействовать квалифицированный рабочий труд, начать производство мелкосерийных материалов, вовлечь в работу специализированные артели (например, плотницкие). Сами по себе восстановление и реставрация исторических объектов уже позволяют возрождать малые города и исторические поселения, но помимо прочего в благоустроенном месте начинает развиваться туризм, а за ним и разрастается инфраструктура. Сохранение наследия - источник развития территорий.

И. М. Корчагина рассказала, что АУИПИК - одна из немногих организаций, которая выстраивает стратегию своей деятельности. В частности, частью этой стратегии является сотрудничество с Музеем архитектуры имени А. В. Щусева. По ее словам, АУИПИК ищет пути, как вдохнуть в памятник жизнь. Потому что даже при идеальной реставрации, соблюдении всех норм и законов, памятник обречен на угасание и ветшание, если у него не появится новой функции, нового смысла.

«На выставке «Жизнь в городе N», которую мы совместно подготовили, можно не только познакомиться с деятельностью Агентства, но и посмотреть на жизнь городского пространства XIX века, как жило дворянство и как жило купечество, можно увидеть научную документацию о том времени в понятном и привлекательном формате. На выставке можно что-то понять про прошлое и в прошлом увидеть ростки будущего, которое выстраивает Агентство в поисках нового использования памятников культуры» - поделилась она.

По мнению К. П. Михайлова, это не только проект года, это и проект десятилетия. Он напомнил участникам конференции, что в 1990-е годы эта сфера совсем не финансировалась, но сейчас, к счастью, государство нашло некоторые ресурсы. Однако даже в эти дни выделяемых средств хватает на десятки, а в лучшем случае - сотни памятников, тогда как в России тысячи и десятки тысяч. Объектов, требующих финансирования. Отдельные памятники получают очень многое – такие как Новодевичий монастырь, Соловецкий монастырь.

Единственный путь, обозначенный Михайловым, это изменение отношения государства к нашему наследию, включение его в программы развития регионов. Необходимы внятные социально-экономические модели, наглядно показывающие, как работает новая стратегия: как мы будем восстанавливать памятник, как привлекать внебюджетные средства, что получит от этого территория, сколько возможно создать рабочих мест, какие налоги от этого получит бюджет, как за счет этого вырастет туристический поток, какие он в свою очередь принесет плоды...

«Нам нужна вдумчивая, и в то же время немного агрессивная пропаганда подобных программ» - заключил он.

А.А. Новиков-Ланской рассказал об особой роли СМИ в деле сохранения культурного наследия: «В силу инерции нашего мышления, нашего сознания, в том числе сознания общественного, охрана наследия это что-то такое несрочное, неактуальное. Этим можно не заниматься прямо сейчас – пройдет год, три, пять лет – и все будет по-прежнему. Будет получше время - и мы сможем к этому вернуться, а сейчас необходимо решать проблемы более злободневные, с зарплатой, работой, например. При этом то, что у нас ежедневно гибнут десятки памятников, мы теряем из поля зрения. Это факты, о которых никто, к сожалению, не задумывается.

Нам не нужно здесь придумывать велосипед – в старых больших европейских культурах Франции, Германии, Италии, Великобритании, Испании, где большая концентрация памятников, все это уже придумано и освоено. Что делать со старыми разрушающимися памятниками, которые можно оживить, восстановить, и использовать. Как можно на этом зарабатывать – памятники сами начинают себя обслуживать, они не требуют каких-то особых дотаций потом, есть разные схемы и эконмические модели!

Есть такой негласный принцип, что не нужно писать об этом в газетах, журналах, говорить об этом по телевидению – есть более серьезные вопросы. Но на самом деле, это самое актуальное и важное в сфере культуры, чем нужно заниматься прямо сейчас. Что нужно сделать, чтобы заинтересовать этим общество? Я призываю вас подумать об этом, потому что больше некому. Сейчас время медиакратии, власти СМИ, мы можем сделать очень многое, открывая глаза не только обществу, но и власти. Нам очень важно способствовать этому благородному делу. Это более важная и живая тема, тем может показаться на первый взгляд».

Очевидно, что Россия, являясь страной с большим количеством объектов культурного наследия и своим национальным кодом, так же, как и Европа заинтересована в сохранении объектов культурного наследия, поскольку они составляют зримую память и основу для последующего развития.

Именно поэтому проект планируется реализовывать в первую очередь на территории регионов России с «высокой плотностью объектов культурного наследия»: Новгородской, Псковской, Смоленской, Архангельской, Вологодской, Брянской, Ярославской, Костромской, Калужской областей, а также в отдельных регионах Кавказа и Южной Сибири. Возможно, роль «пилотных регионов» уготована экспертами Тверской и Костромской областям.

Особое внимание будет уделено малым городам и историческим поселениям – с целью сохранения не только объектов наследия, но и самих городов и поселений, что, по справедливой оценке авторов проекта, само по себе является национальной стратегической задачей.

Поделиться: