Автор: Нина Катаева
Взлететь на крыльях музыки
Событие
24.10.16 / 23:11
Концертом в знаменитом Кафедральном соборе Калининграда закончились гастроли Молодежного оркестра Союзного государства. Юными музыкантами было дано три концерта – в Гродно, Вильнюсе и Калининграде.

Молодежный оркестр, который через два года отметит 10-летие, возник на волне мирового интереса к «смешанным» оркестрам, когда представители разных стран и национальностей создавали коллективы, в которых привычные слуху музыкальные произведения начинали звучать по-новому, и при этом организовывалось единое культурное пространство.

Причем, специально этот оркестр никто не «создавал», он возник как логическое продолжение другого союзного проекта – Мастер-классов для творчески одаренных детей.

В оркестре играют лучшие учащиеся элитных музыкальных школ России и Беларуси – Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И.Чайковского и Республиканского музыкального колледжа при Белорусской академии музыки. Концертный репертуар складывается из произведений мировой классики и современных композиторов России и Беларуси. И ребята не просто блестяще исполняют сложнейшие вещи, они способны, как сказал один из дирижеров-основателей коллектива, «оторваться от земли и взлететь на крыльях музыки». Неслучайно оркестр побывал на гастролях в Германии, Италии, Чехии и Великобритании. У ребят два наставника – Кавалер ордена «Служение искусству», дирижер и руководитель Симфонического оркестра студентов Московской консерватории Вячеслав Валеев и дирижер Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Иван Костяхин.

Музыка над Нёманом

Концерт в Гродно состоялся в областном драмтеатре. Как только на сцене появился оркестр, участникам которого от 14 до 18 лет, и зазвучала «Мелодия» Чайковского, солировала в которой скрипачка Мария Цховребова (Беларусь), зрители поняли, какой серьезный коллектив к ним пожаловал.

В репертуаре гастролей, как всегда, была представлена мировая, русская и белорусская классика. В связи с годом 125-летия Сергея Прокофьева в концертах прозвучала его «Классическая» симфония, Концерт №1 для фортепиано с оркестром и – на бис – «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». «На фоне происходящего в мире думаем о том, чтобы наши концерты несли гуманистическую, а также антивоенную направленность, - рассказал о гастрольной программе Иван Костяхин. – Именно поэтому играем Арию для скрипки с оркестром белорусского композитора-фронтовика Л.Абелиовича и Концерт №2 для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского, с его трагической, почти «хатынской», второй частью. И Марш Прокофьева, как ни странно, имеет прямое отношение к антивоенной тематике. Этот марш-лозунг дает яркое представление о том, что можно раздуть на пустом месте, надев фуражку с кокардой, мундир и собрав вокруг себя толпу прихлебателей».

«Музыка Прокофьева ассоциируется у меня с невероятным звуковым взрывом, - сказал Вячеслав Валеев, - настолько велика фантазия композитора. Его «Классическая» симфония наиболее понятна для ребят. Когда композитор работал над ней, он сказал, что так бы написал Гайдн, если бы жил в XX веке. Музыка симфонии нарушает все каноны и традиции, хотя построена именно на них. Тем интереснее слушать, когда играют ее молодые люди, которым нет еще 18-ти. Первый концерт для фортепьяно с оркестром Сергей Прокофьев играл на своем выпуске из консерватории. Он раздал ноты педагогам, но они никак не могли понять, что же это такое.

Это сейчас концерт кажется понятным, с интересными звуковыми, темповыми и оркестровыми находками. А тогда Прокофьев открывал эпоху нового пианизма. И мы рады, что зрители с должной долей юмора воспринимают эту вещь. Ну, а Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» - «это брызги шампанского», как говорили современники. Когда в опере под него маршируют чудаки и плаксы, жизнь становится тем «театром», в котором, по словам Шекспира, «люди актеры».

«Зрители в восторге, - сказала Елена Климович из Гродно, - вы слышали не стихающие аплодисменты, крики «браво»?! Для меня это было погружение во что-то прекрасное, очень важное. Суета ушла, появились светлые мысли. Больше всего понравился Концерт Сергея Прокофьева, где солировала Арина Валенкова из Москвы. Под стать музыке проявлялся ее характер: сначала спокойное звучание, потом нарастал музыкальный темп, иным становился характер музыкальной палитры. И для солистки уже не существовало ни зала, ни оркестра, хотя вместе с ним она была одно целое».

Из «Жизни отдыхающих».

В Гродно оркестранты жили в санатории «Энергетик», в 60 км от города. Для ребят были созданы все условия.

- Мы очень уставали на репетициях, - делится Соня Бархатова из Калининграда, ученица ЦМШ, единственная девочка, играющая на ударных.

- И, знаете, что нас спасало? Бассейн! А еще дискотеки!.. В первый раз приходим, а там отдыхающие зажигают под музыку 80-х. И тут мы такие врываемся – человек 40, бабушки в шоке. Но мы и зажгли вместе с ними – под Пугачеву, Киркорова. А на последней дискотеке попросили включить «нашу» музыку, то, что сегодня играют по ТВ.

- А для отдыхающих мы сыграли целый концерт в фойе санатория, - пояснила солистка из Беларуси Полина Дорофеева. – У нас это был прогон. Их пришло человек 200. Играли не всю программу, но выступили хорошо.

- Что там, с душой сыграли, - добавил трубач из ЦМШ Владимир Молодых. – Я видел, как зрителям понравился концерт.

- Да, я взял микрофон и сказал – «Мы играли для вас, а теперь просим пойти нам навстречу», - сказал концертмейстер Алексей Стычкин. – Отдыхающие согласились.

- И мы пели и танцевали - вальс, хип-хоп, тверк, - продолжила Соня. - А утром поехали в Вильнюс. Вообще классная получилась поездка. Мы все так сдружились. И с дирижерами хорошо общаемся, они понимают нас и многое прощают.

- На дискотеке было забавно наблюдать смешение пенсионеров и молодежи, а также музыкальных стилей, - заметил валторнист Максим Дзундза из Беларуси. – Даже подумал - днем играем Прокофьева, а вечером пляшем под Верку Сердючку. На гастролях с симфоническим оркестром я впервые, раньше приходилось играть в духовых оркестрах. Все ребята профессионалы.

Контрабас на паспортном контроле

Концерт в Вильнюсе состоялся на сцене Дома конгрессов. Добирались из Гродно на двух автобусах вместо трех часов целый день. Очень долго проходили паспортный контроль на границе, причем не оркестранты, которых 58 человек (и около десятка сопровождающих), а… музыкальные инструменты. Правильно заполнить документы на контрабасы, скрипки, валторны, цимбалы – целая наука. Так что приехали затемно.

И сразу после ужина поехали «крутиться по городу». Погода не благоприятствовала – мокрый дождь со снегом и ветром, но самые отчаянные все же устроили себе пешую прогулку в сторону Горы Трех крестов и прошлись по старинной Кафедральной площади – с колокольней, восстановленным Дворцом великих князей литовских и открытым в 1996 году памятником основателю Вильнюса великому князю литовскому Гедиминасу.

Концерт в Доме конгрессов устроил местный бизнесмен, директор строящегося Дома Москвы в Вильнюсе Александр Макаров. Концерт был благотворительный – роскошный зал Дворца заполнила публика с пригласительными билетами. Днем у ребят было две напряженных репетиции, и то, как готовил музыкантов к вечернему концерту Вячеслав Ахметович иначе, как спектаклем, не назовешь, настолько ярко и артистично дирижер рассказывал о том, что предстоит сыграть. Долго добивался правильного ответа на вопрос – «Для чего мы играем?»

Прозвучало все - от «чтобы отработать технические приемы» - до «чтобы доставить людям удовольствие». И после этого «по косточкам» разобрал каждое произведение, назвав Сергея Прокофьева «чертом из табакерки, явившимся для того, чтобы издеваться над классиками». Потребовал сыграть эту потаенную издевку в «Классической», «прорыв к свету» в Первом концерте, «фон, на котором все кажется смешным» в Марше и «воспоминание о дорогих местах» в «Мелодии» Чайковского.

Результат репетиций можно было наблюдать вечером: было все – и темп, и ритм, и издевка, и «фон», и «прорыв». Дирижеров и четверых солисток одарили цветами, а всех оркестрантов – восторженными аплодисментами.

- Молодежный оркестр доставил нам огромное удовольствие, - сказал Александр Макаров. - Среди гостей, были в основном, представители Беларуси и России, которые пришли сюда по приглашениям. Совсем скоро у нас будет Дом Москвы в Вильнюсе – Международный деловой и культурный центр, подобный тому, что в Минске. Оркестр будем приглашать непременно.

Вундеркинды в городе Канта

В Калининграде концерт прошел блестяще. В древнем Кафедральном соборе прекрасная акустика, профессионально и очень ярко вела концерт музыковед Елена Романова. Зрители наградили ребят овациями. Никак не хотели отпускать. «Не припомним такого количества вундеркиндов на сцене, да и такого количестве зрителей в концертном зале», - сказал один из них. Подходили после концерта к организаторам, благодарили, говорили о том, что с такими замечательными детьми у Союзного государства есть будущее. Интереснейшую экскурсию по Старому городу и Кафедральному собору провел для ребят экскурсовод Виталий Дьяков. Они побывали в музее Канта и на могиле великого философа.

«Гастроли завершились на огромном позитиве, - сказал Вячеслав Валеев. - Концерты прошли с аншлагами, организация и подготовка на высшем уровне. Работали в творческой атмосфере, дети прекрасно общались между собой. Смысл программы нынешних гастролей в триумфе молодости – исполнителей нашего оркестра и произведений молодого Сергея Прокофьева. В этом году мы ощущали повышенный интерес со стороны руководства Союзного государства, и, надеюсь, сможем реализовать проект на таком же высоком уровне и в дальнейшем.

«Мы поддерживаем перспективный проект, - сказала начальник департамента социальной политики и информационного обеспечения Посткома Союзного государства Маргарита Левченко. - В этом году Григорий Алексеевич Рапота лично посетил мастер-классы в конце августа, и мы видели, с каким интересом он рассматривал работы юных художников и смотрел выступления музыкантов. На концертах Молодежного оркестра Госсекретарю побывать пока не довелось, но, надеемся, в будущем году ему удастся это сделать.

И как же это здорово, что у нас подрастают молодые музыканты, объединенные идеей белорусско-российского единства. Как знать, какие совместные коллективы они могут создать, став взрослыми, чтобы прославить Союзное государство? Чем больше направлений молодежной культуры охватим объединяющими мероприятиями, тем крепче будет фундамент, на котором строим отношения Беларуси и России».

«Молодежный оркестр – одна из немногих программ, ярко представляющих Союзное государство, - сказал директор-распорядитель Международного культурного центра Илья Рейзис. - Устраивая концерты, мы как бы говорим зрителям – «Вот оно, будущее лицо наших двух стран».

Гродно-Вильнюс-Калининград-Москва

***
Прямая речь

Елена Гороховик, преподаватель гимназии-колледжа при Республиканской академии музыки:

- Коснулись ли сложности современного бытия жизни юных музыкантов? У меня как у преподавателя истории музыки и музлитературы много поучительных примеров на тему, что жизнь никогда не была «золотым веком». Композиторам и музыкантам всегда было непросто – в XX ли веке, в XIX или XVIII. Но профессия музыканта хороша тем, что мы можем жить поверх этих сложностей - своей собственной жизнью, музыкой, а музыка умеет быть благодарной.

Оркестранты – о гастролях

Алексей Стычкин, концертмейстер, Россия:

- На гастролях с оркестром я в третий раз, был в Минске, Молодечно, Воронеже. Поездки дают опыт будущим музыкантам. Большая часть учащихся все равно сядут в оркестр, редко кто становится суперсолистом. Вот и учишься работать в коллективе, быть выносливым, заботиться о здоровье, чтобы переносить все эти переезды.

Владимир Молодых, Россия:

- Для меня было счастьем, что из трубачей выбрали меня, я из Минвод, живу в интернате ЦМШ. У меня соло в фортепьянном концерте Прокофьева: первая труба начинает тему, я продолжаю, и в этот момент дирижер обращается к нам. Потому-то из всей программы больше всего мне нравится концерт Прокофьева. А еще – его «Классическая» симфония.

Руслан Хохлачев, Россия:

- Тоже живу в интернате, я из Волгограда. На гастролях впервые, и мне интересно наблюдать за дирижерами. Скрипачи очень восприимчивы к тому, что им говорит дирижер. А еще музыкантам помогает публика - происходит взаимообмен энергиями. Зрители аплодируют после первой вещи, и вы ощущаете теплоту, из зала идет энергетика, которая сталкивается с вашей и снова уходит в зал. Это прекрасно, музыка для того и существует, чтобы приносить людям счастье.

Александра Борисюк, Беларусь:

- Почему я выбрала цимбалы? У меня мама цимбалистка, и когда к ней приходили ученики, я всегда просила взять и меня. Цимбалы – это не гусли, как думают некоторые, там щипковый инструмент, а здесь надо играть ударом молоточков. И форма, и звук другой, единственное, в обоих инструментах есть струны. Оказаться на сцене Гродненского театра было страшновато, но когда рядом ребята, чувствуешь себя уверенно. Две страны, две школы – граница вроде бы есть, а на самом деле нет. Мы все подружились, и теперь, конечно, будем общаться в сетях.

Поделиться: