Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Искусство Поднебесья: об открытии музея под открытым небом Зураба Церетели
Событие
11.09.16 / 05:05

Ласковое осеннее солнце подсвечивает бронзовые скульптуры, словно застывшие в немом приветствии. Тихо шумят вековые сосны на легком ветру. Слышится звон бокалов, в которых плещется грузинское вино. Смех и разговоры оживляют сонное, осеннее Переделкино. Так состоялось открытие нового Дома-музея под открытым небом Зураба Константиновича Церетели.

6 сентября 2016 года в Переделкине состоялось презентация нового Музея-мастерской крупнейшего скульптора, живописца и монументалиста, народного художника СССР и РФ, президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Презентация должна была стать торжественным светским событием, но в итоге оказалась теплым, почти домашним праздником, на котором собрались друзья и коллеги мастера. Среди приглашенных были художники, скульпторы, академики Российской академии художеств, деятели культуры и искусства. 

Новый музей мэтра объединил в себе сразу несколько уникальных качеств: это и прекрасный сад скульптур, и творческая мастерская, где создаются шедевры, и открытое пространство для зрителей и учеников, где они могут погрузиться в атмосферу искусства. В основе концепции музея – движение и развитие, как авторской мысли, так и творческого процесса. Поскольку музей стал живым пространством (и в прямом, и в переносном смысле), его экспозиция будет меняться и развиваться вместе с пластическим поиском Зураба Церетели.


На открытии музея друзья и коллеги скульптора могли познакомиться с произведениями монументальной и станковой пластики – грандиозными рельефами абстрактно-философского толка, композиционными группами, созданными на историческую тематику, скульптурными портретами великих русских поэтов, музыкантов, по совместительству являвшихся друзьями Зураба Константиновича, фрагментами мозаичных панно, разбавлявших своей яркостью бронзовые скульптуры.


Об особой атмосфере искусства, витающей в музее, РН рассказала Светлана Александровна Володина, член-корреспондент Российской академии художеств, искусствовед.

«Как это всегда свойственно его таланту, этот проект отличает особая мощность. Сад и лес, которые окружают музейное здание, напомнены тысячей изумительных творений Зураба Константиновича. Все они очень разные: кое-что в бронзе, кое-что в керамике, кое-что в дереве… Этот сказочный лес, населенный цветными бабочками, цветными птицами, фигурами и образами, производит фантастическое впечатление. Здесь очень много цветной керамики, что невероятно украшает и оживляет пространство. Сам фон из стволов высоких деревьев, дубов и сосен, дарит особую атмосферу умиротворения, настраивающую на созерцание красоты. Здесь, в окружении этой красоты, так естественно восхититься мощью и силой таланта Зураба Церетели» - заключила она.

Действительно, этот музей больше всего напоминает сказочный лес. В нем встретились и смешались философские и библейские сюжеты, скульптурные портреты крупнейших русских поэтов, музыкантов и актеров XX века, воспоминания автора о детстве в виде сценок из жизни старого Тбилиси, где соседствую веселые циркачи, смешной слоненок и забавная обезьянка… Застывшие в бронзе образы гармонируют с заповедной переделкинской природой, вплетаются в нее, рождая новые смыслы и ассоциации.

Своими впечатлениями об открытии музея под открытым небом рассказала Ирена Эрнестовна Долматова, начальник управления протокола и наградной деятельности РАХ: «Зураб Константинович давно вынашивал идею о создании такого парка скульптур, интересного для многих: чтобы сюда могли абсолютно свободно прийти разные люди, чтобы студенты могли прийти посмотреть и поучиться. В самом доме открыты для показа две мастерские, где представлены его живописные работы.

Церетели очень старался, горел желанием осуществить проект такого музея под открытым небом. Сначала он не знал, как это осуществить, долго подыскивал площадку, и вот в итоге принял такое волевое решение – и теперь такое чудо находится перед нами. Насколько грамотно все здесь это скомпоновано, сама эта экспозиция – все это достойно отдельной похвалы. Я считаю, что получился уникальный парк скульптур, не уверена, что где-то в мире возможно найти аналоги подобного.

Изначально мы хотели делать громкое официальное открытие, планировали награждение благодарностями рабочих, которые занимались установкой. Это, конечно, титанический труд, они несколько месяцев заливали фундаменты, готовили куда устанавливать скульптурные композиции. Потом как-то в последний момент оказалось, что все настолько тепло, настолько по-доброму и по-домашнему, что Зураб Константинович решил отменить официальную часть и сказал: «Вы скульптуры посмотрели? Ну вот считайте, что открытие состоялось. А теперь я хочу вас всех угостить». И наступил этот роскошный фуршет.

Конечно, Зураб Константинович нервничал, очень нервничал и старался, когда шла подготовка к открытию этого музея. Потому что он гений, и это проявляется во всем. Независимо от того, кто бы как ни относился к его творчеству, он – гениален, и это бесспорно.»

Среди поздравлений Зураб Константинович нашел время рассказать ОН о своих впечатлениях от этого радостного дня.

Россия.Наследие: Как Вам пришла в голову идея открыть здесь, в Переделкине, музей?

Зураб Церетели: Тут давно расположена моя мастерская, поэтому ничего удивительного, что здесь накопились мои работы. Поэтому я просто решил открыть музей под открытым небом. После долгих и сложных работ по организации, установке я пригласил друзей – художников, искусствоведов, академиков РАХ, близких людей. И показал им свой труд – вот то, что я создавал на протяжении 40 лет в этом прекрасном месте. Теперь им судить.

РН: Вы довольны открытием?

З.Ц.: Да, я очень доволен. Я вижу глаза людей: они блестят! На лицах радость и доброта, мне говорят очень много приятных слов. Сегодняшнее открытие удалось!

РН: Какая Ваша работа, находящаяся в этом музее, нравится Вам больше всего?

З.Ц.: Я не могу говорить о своих работах, что мне нравится или не нравится. Судить не мне. Меня с детства воспитывали так: трудись, работай, это самое важное. И по сей день это мой девиз – я создал разное, а выбирать из этого не мне, а зрителю.

РН: Расскажите, пожалуйста, о самих произведениях, которые есть в Вашем музее. Когда они были созданы, какие темы являются для Вас особенными?

З.Ц.: Здесь собраны произведения за все периоды моего творчества, за очень разные, с точки зрения художественного поиска, периоды. Особое место занимают детские воспоминания, типажи родом из моих детских игр. Есть здесь и образы святых, они связаны для меня с воспоминаниями о личных моментах жизни. Я очень люблю скульптурную группу «Жены декабристов». Также в музее находятся скульптуры моих близких и родных – это Бродский, Высоцкий, Белла Ахмадулина.

Нет сомнений, что этот музей так и останется живым, меняющимся организмом. Скульптуры будут появляться и меняться местами. Любопытные соседи, благоговеющие ученики, старые коллеги и друзья будут возвращаться сюда вновь и вновь.

Поделиться: