Беседа о культуре общения. Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов. Культура поведения и общения в различных сферах

Беседа о культуре общения. Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов. Культура поведения и общения в различных сферах

Воспитательное занятие «Культура поведения и общения »

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

Задачи:

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Работа у доски «Культурный человек»

Индивидуальная работа «Проблемные вопросы»

Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

Итог:повторение и закрепление.

Оборудование

Проектор, ноутбук, карточки с индивидуальными заданиями «Проблемные вопросы», картинки и высказывания по теме.

Ход воспитательного часа.

Слайд 1

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

СЛАЙД 2

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения.

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

СЛАЙД 6

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

СЛАЙД 7

Культурный человек - это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

2.Работа у доски «Культурный человек»

СЛАЙД 8

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

СЛАЙД 10

Культура поведения и общения в различных сферах:

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

«Уважай окружающих людей».

Уважение к окружающим - это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Ситуации.

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

4. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

СЛАЙД 13

Предлагаю вам послушать рассказ «Кто здоровается первым?» и ответить на вопрос: почему с Димкой никто не здоровался?

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

СЛАЙД 15

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

СЛАЙД 16

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

СЛАЙД 17

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача - научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

СЛАЙД 18

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. С итуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Тема мероприятия : « КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ »

Группа : 1 З

Куратор : Истрашкина И.В.

Цели мероприятия:

Воспитательная цель : учиться уважать друг друга, правильно общаться,

изучить нормы общения и уметь применять в повседневной жизни.

Развивающая цель: обобщить и систематизировать знания этикета и норм общения.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Аудитория подготовлена к проведению воспитательного мероприятия. В аудитории собрались студенты, гости.

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости,

учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством,

простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью.

Дж. Локк

2. Основная часть

ПЛАН БЕСЕДЫ:

    ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ

    ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

    ВИДЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

    НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

    ЭТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

ПРОБЛЕМА ЭТИКИ ОБЩЕНИЯ

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.

Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

    альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),

    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),

    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),

    справедливость,

    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.

Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

ВИДЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.

Этические нормы также определяются и мотивами общения:

    Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать.

    Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию.

    Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.

Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.

НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ

Когда этика речевого общения не соблюдается (человек грубит, оскорбляет, противопоставляет себя окружающим, навязывает собственное мнение окружающим и т.д.), это приводит к ущербу, как для говорящего, так и для слушателя. Нравственный человек всегда испытывает стыд не только тогда, когда он сам вольно или невольно делает что-то неэтичное, но и когда это делают другие. К тому же несоблюдение норм и правил может приводить к нарушению коммуникации, возникновению барьеров и помех в общении.

ЭТИКА В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Наряду с общими этическими принципами, в деловом мире существуют и свои, дополнительные правила и нормы общения. Главное отличие делового общения от обычного, повседневного – это наличие большего числа формальностей. Здесь действуют практически те же законы и нормы морали:

    В морали отсутствует абсолютная истина и высший судья среди людей.

    Всегда нужно начинать с себя: других хвалим, к себе предъявляем претензии; не делаем из мухи слона в случае промахов окружающих и поступаем наоборот по отношению к себе.

    Нравственное отношение других к нам зависит только от нас самих.

Основные этические принципы общения в деловом мире рассматриваются не только применительно ко всякому межличностному взаимодействию, но и разделяются на общение по вертикали (подчиненный-руководитель) и по горизонтали (сотрудник-сотрудник).

Любой организации нужно стремиться к повышению этичности общения: разработке этических нормативов, созданию специальных комиссий по этике, обучению и прививанию этических норм у работников. Благодаря этому улучшится нравственная атмосфера всего предприятия, что приведет к повышению лояльности сотрудников, осуществлению правильного морального выбора при принятии решений, укреплению репутации фирмы.

В любом общении, с друзьями, родственниками или коллегами, нужно придерживаться основных этических норм и правил. Это позволит выстраивать доверительные отношения с окружающими, давать и получать поддержку и помощь от них, удовлетворять свои и чужие потребности в уважении, признании и любви. Чтобы воспитать высокодуховное общество, передавать нравственные ценности другим поколениям, стоит начинать, прежде всего, с себя. Возможно, этот маленький вклад каждого отдельного человека в собственное развитие и воспитание позволит изменить мир.

Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет (от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.

К нормам культуры поведения относятся:

вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями.

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основной постулат и условие общения в социуме.

Знание этикета – большой плюс для каждого человека. Этикет диктует правила поведения в повседневной жизни: дома, на работе, в общественных заведениях и на улице. Он позволяет даже мало знающим друг друга людям успешно общаться на любые темы. Обладая знаниями этикета, человек правильно сориентируется в любой, даже исключительной, ситуации: будет вести себя как положено на официальном приёме, протокольном мероприятии, на траурной церемонии. Но для некоторых знание правил поведения – это всего лишь подстраховка на случай непредвиденных обстоятельств. Они вовсе не стремятся пользоваться знаниями этикета в повседневной жизни, вспоминая о них только в «экстренных случаях».

Однако знание этикета само по себе абсолютно ничего не стоит. Недостаточно просто знать правила поведения, надо жить по ним. Знание этикета имеет силу только «в руках» воспитанного человека, потому что для него этикет – это не приложение, а непременная составляющая ежедневного общения, поведения и т.д.

Таким образом, главное не знание этикета, а воспитанность человека. Этикет – лишь средство, позволяющее достичь успешного сосуществования людей в обществе. Но правильно применяют это средство только воспитанные люди. Если правила поведения усваиваются человеком лишь формально – как слова – и не проникают в его сущность, они становятся лишним бременем, а не надёжным помощником в жизни.

По мысли В. Г. Белинского, именно от воспитания зависит участь человека. А потому мы все должны стараться изо дня в день повышать свой уровень воспитанности, если хотим добиться в жизни каких-то высот.

Воспитанность – это качество человека, не мешающего жить другим, не причиняющего неудобств окружающим, не привыкшего портить кому-либо настроение, не привлекающего к себе особого внимания.

Обладая хорошими манерами, воспитанный человек использует их во благо себе и окружающим: всегда демонстрирует уважение к собеседникам, превращая любой разговор во взаимно приятное общение. «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо» (Д. С. Лихачёв).

Вот некоторые отличительные черты воспитанного человека:

    воспитанный человек не сконцентрирован на собственной персоне – он проявляет внимание к окружающим, стремится вести себя так, чтобы никому не причинять неудобств;

    воспитанный человек в повседневной жизни следует правилам этикета;

    он никогда не закатывает истерик;

    воспитанный человек всегда внимательно слушает и никогда не перебивает собеседника;

    он не спешит делать замечаний, используя вместо них просьбы.

Сейчас вы пройдите тесты по этикету, и определите, какие качества личности Вам следует совершенствовать в первую очередь!


Классный час с элементами тренинга

«Поведение и культура общения»

Ибраимовой Флюры Илдусовны

Симферополь 2015

Цели:

    Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения;

    воспитывать нравственные качества;

    познакомить детей с принципами общения.

Задачи:

    Опираясь на жизненный опыт детей, помочь им проанализировать свои поступки;

    учить прогнозировать последствие своих поступков

Предварительная работа:

    Беседа «По каким правилам мы живем»;

    беседа «Роскошь человеческого общения»;

    классный час «Общение – это искусство»;

    практикум «Можно, нельзя»;

    психотренинг «Что такое ответственность?»;

    тестирование «Нравственные качества человека».

Оборудование:

    Интерактивная доска;

    Стенгазета;

    Презентация.

XXI век. Его называют веком компьютеризации и мобильной связи. Но есть у нашего века одна особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Вы, ребята, учитесь, а мы – взрослые, ходим на работу. Все мы выполняем различные поручения, каждый день встречаемся с различными людьми. В стенах учреждения, вы, находитесь в постоянном общении с людьми: воспитателями, учителями, врачом, библиотекарем. У вас есть почти все материальные условия для правильного, всестороннего развития, условия для того, чтобы вы выросли физически здоровыми, красивыми, воспитанными людьми. Мы хотим зажечь в ваших сердцах неугасимый огонь человеческой доброты. И нам, вашим воспитателям, горько порой наблюдать в вас черты, несоответствующие нашей мечте. Вы иногда не уважаете и не цените чужой труд, не умеете правильно себя вести, бываете неряшливые. А главное в вас нет порой той сердечности, доброты, милосердия, того чуткого и деликатного отношения друг к другу и к окружающим людям, которые обязательны для каждого человека. Вот сегодня мы с вами и поговорим об этом. Тема нашего классного часа«Поведение и культура общения» . В процессе проведения нашего классного часа мы будем использовать тренинги.

Что такое тренинг?

(Это специальные тренировочные упражнения, в процессе которых люди должны учится понимать других людей, изучать себя и преодолевать свои недостатки.Учиться управлять своим поведением).

Что значит управлять своим поведением?

(Это стремление и умение жить с другими людьми в согласии и доброжелательности. Не причиняйте неудобств людям своим поведением).

Что зависит от нашего поведения и поступков?

(Отношение к нас людей, настроение наше и окружающих).

Нет, не все равно, как человек ест, ходит, садится, здоровается, обращается к людям, разговаривает с ними, а главное, как он поступает.

Давайте разберем ситуацию.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело!».

Правильно ли она поступила? (Разбор ситуации)

В одном единственном случае правильно только тогда, когда человек, как Робинзон живет на необитаемом острове. Мы с вами не Робинзоны, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны для окружающих. И вести себя среди людей нужно так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно с нами, в соответствии с нормами и правилами поведения.

Что такое правило поведения?

(Это установленные нормы поведения).

Где вы встречаетесь с правилами поведения?

Нужны ли правила?

Представьте себе на минуту, что нет никаких правил. Что произойдет?

Для чего нужны правила поведения?

(чтобы был порядок, чтобы не ошибиться и не совершать плохих поступков)

Можно ли нарушать правила? Бывали ли случаи, когда вы нарушали их и чем это закончилось?

Умение управлять своим поведением, умение владеть собой зависит не только от того, знает ли человек правило поведения, умеет ли ими правильно пользоваться, но еще и от индивидуального уровня воспитанности и от волевых качеств человека.

Готовясь к нашему классному часу мы провели тестирование. Тест назывался «Нравственные качества человека».

Какие вы знаете положительные наиболее важные человеческие качества? (Ответы детей).

Задание 1. Необходимо открыть что-то хорошее в других людях. Вы видите положительные качества на доске, назовите 5 из них, которые украшают вашего соседа по парте.

Умная Любознательная Трудолюбивая

Мягкая Разносторонняя Толковая

Милая Старательная Вежливая

Деликатная Тактичная Искренняя

Душевная Отзывчивая Аккуратная

Красивая Симпатичная Мудрая

Надежная Эрудированная Добрая

Честная Воспитанная Справедливая

Вы назвали те качества, за которые любят и уважают человека.

Как вы считаете, можно ли воспитать в себе такие качества? Что для этого нужно? (Желание, старание и целеустремленность).

У каждого человека наряду с положительными качествами присутствуют и отрицательные. Один ученный назвал их «Драконы», которые мешают жить и добиваться намеченной цели. У нас это маленькие «Дракончики», которые, если их не укрощать, перерастают во взрослого «Дракона».

Задание 2. Назовите своих «Дракончиков»! (Лень, лживость, хвастливость, жадность, вранье, любопытство, несдержанность, хамство, ворчливость, грубость, задиристость, воровство, нечистоплотность).

Когда эти качества проявляются плохо не только самому человеку, но и людям находящимся рядом.

Задание 3. Продолжи поговорки

У себя как хочешь дорога любовь.

Не дорог подарок по делам гляди.

О пустяках спорить о гостям рад.

По одежде не суди не припасена и ложка.

Слово – серебро да навек ссора.

Хоть не богат, а в гостях, как велят.

От слова спасение дело упустить.

На незваного гостя молчание – золото.

В деревне, где живут одноногие, и от слова погибель.

От одного слова, надо идти на одной ноге.

Игра «Циферблат»

12 участников образуют «циферблат часов» – каждый из них соответствует определенной цифре на нем. Кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» показывает. Минутная стрелка – участник подпрыгивает, часовая стрелка – участник хлопает в ладоши .

Задание 4. В образах птиц и зверей высмеивают отрицательные черты человека. О ком так говорят?

- «Лиса своего хвоста не замарает» (О хитром нечестном человеке).

- «Как оса лезет в глаза» (Назойливый).

- «Надулся, как мышь на крупу» (Обидчивый).

- «Дома – петух, а на улице – курица» (Хвастливость.Кто грубит ближним, но не может дать отпор грубияну на улице).

- «Скользкий, как грусть или угорь» (Лживый, неискренний, изворотливый человек).

-«Сорока, где посидит, там и напакостит» (О человеческой непорядочности).

Мы с вами отметили, что в образе животных и птиц высмеивают нехорошие человеческие качества. Из этого вытекает следующие задание.

Задание 5. «Мне так хочется быть ….»

Какими бы вы хотели себя видеть? Перечислите.

Общение – это особый вид поведения, одна из форм человеческого взаимодействия. В процессе общения люди вырабатывают взаимопонимание, находят общий язык. Общение – это потребность каждого человека. Люди постоянно общаются друг с другом: обмениваются знаниями, мыслями, советуются, договариваются о чем-либо. И чтобы общение было приятно нужно владеть речью. Поговорим о культуре речи. И для того, чтобы высказать свою мысль, вам приходится подбирать слова. Мало того, что речь получается «корявая», некоторые из вас используют «бранные» слова», что говорит о бескультурье и невоспитанности. А знаете ли вы, что с «бранными» словами шутить нельзя? Нарушается связь между телом и душой. Некоторые ребята считают, что если они сквернословят, то они поступают, как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. А это говорит прежде всего об их невоспитанности. И чтобы окружающим было приятно с нами общаться мы разработали

основные правила общения .

Улыбайтесь, излучайте положительные эмоции. Веселый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает к себе людей.

Интересуйтесь с собеседником, как личностью.

Называйте собеседника по имени.

Слушайте и умейте распределять инициативу в разговоре.

Поддерживайте темы разговора, которые предложил собеседник.

Если человек умеет в общении использовать эти простые правила, тогда у него устанавливаются с людьми хорошие взаимоотношения.

Первое правило: «Возлюби ближнего своего как самого себя»

Второе правило: «Всегда поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой»

Задание 6. «Бумеранг-игра»

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил.

Даны обрывки фраз, а вы попробуйте отгадать их окончания.

1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»

Примерный ответ: …что тоже, приклеивала жвачку куда попало, не думая о других людях.

2. «Приехала на водохранилище, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:….что тоже бросала мусор не думая о других людях.

3. «Забыла ручку и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: … что тоже жадничала и не хотела делиться с другими.

4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упала, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что я тоже ставила подножки одноклассникам и смеялась, когда они падали.

5. «Кто-то спрятал мою тетрадь, и я весь урок его искала, за это получила замечание в рапорте. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ:…что я тоже для смеха прятала чужие вещи.

6. «Мы убирали на школьном участке, и мне одной пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнила …»

Примерный ответ: …что тоже иногда отлынивала от уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

Итак, всё, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей. ЗАПОМНИТЕ ЭТО!

Надо жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Чтобы это помнить, давайте с вами вспомним законы «Не».

    Не спеши первым сесть за стол.

    Не разговаривай во время еды.

    Не забывай закрыть рот, когда жуёшь.

    Не чавкай, воздержись от благородной отрыжки.

    Не рвись в дверях выскакивать первой.

    Не перебивай говорящего.

    Не кричи и не повышай голос, если перед тобой нет глухих.

    Не размахивай руками.

    Не показывай пальцем на кого-бы-то ни было.

    Не передразнивай говорящего, даже если он заика.

    Не садись раньше старшего, без его разрешения.

    Не забудь снять шапку и верхнюю одежду входя в столовую.

    Не повторяй слишком часто «Я».

    Не имей привычку опаздывать.

    Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

    Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнула.

    Не держи руки в карманах.

    Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

    Не произноси слов, значения которых ты не знаешь.

    Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Этими законами, ребята, руководствуйтесь в повседневной жизни.

Измерять себя, как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек прежде всего видит в людях хорошее, а плохой

плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении, оскорблении другого.

Когда мы говорим о культуре общения, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим поведением и умением общаться. Вот важнейшие нормы нравственности, который стремился передать своим ученикам великий русский педагог В.А. Сухомлинский.

    Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница, между тем, что тебе кажется, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: Не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо.

    Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром.

    Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: Кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь, тунеядец – это трутень, пожирающий мёд трудолюбивых пчел. Учение – твой первый труд .

    Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и без защитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла.

    Не будь равнодушным к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь не примерим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло, обкрадывает общество.

РЕФЛЕКСИЯ . Подведем итоги.

    Какого человека называют воспитанным?

    Для чего нужны правила поведения?

    Нужно ли их выполнять?

    Что нужно, чтобы воспитать в себе положительные качества?

    Что зависит от вашего поведения и поступков?

    От чего зависит жизнь в вашем классе?

ВЫВОД:

Воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой. Поверим в это горячо и искренне. Тогда всем окружающим: учителям, воспитателям, товарищам и даже незнакомым людям будет хорошо с нами. И нам будет хорошо и радостно среди людей. А без этого, пожалуй, счастья не бывает!


СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА- ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯВОСПИТАТЕЛЬ: Л.Г. ТИМКИНА
г. ТРОИЦК, 2005 г.
Беседа: «О культуре поведения».
Что такое этикет? Это «установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе», - Академический словарь современного русского языка.
В русском обществе этикет стал формироваться при царствовании Петра I. До него на Руси жили замкнуто, встречи носили либо деловой, либо случайный характер.
Нормы этикета складывались постепенно.
Что такое этика?
Наука?
Хм, наука, вот так штука!
Про что наука?
Вот мнение хулигана:
Ха, этика поведения!
Еще что придумали?
Что, может, мне теперь паинькой стать?
Не кидаться, не плеваться
И не драться, не толкаться,
Аккуратно одеваться,
Ни над кем не издеваться!
Так начнешь ведь превращатьсяВ человека нежного...
Очень, очень вежливого,
Тихого и скромногоЭтично образованного...
О чем же говорит народная мудрость?
Еще из сказок нам известно,
Что добро всегда и всюду побеждает зло,
И в жизни истина идет дорогой доброты,
Попробуй с истиной бороться ты!
Давай-ка лучше подведем итог тому, что прочитаем между строкМы в книге мудрости людской.
Послушайте изречения из мира мудрых мыслей современных писателей ипоэтов.
Александр Яшин.
«Я люблю, когда при встрече мы знакомым и родным:
«С добрым утром!», «Добрый вечер!», «Доброй ночи!» - говорим
Анатолий Маркуша.
«Чтобы стать человеком, надо любить людей и надо, чтобы люди тебя любили».
В качестве напутствия вам совет-загадка «Чудные лекарства» из книги «О вежливости, о такте, о деликатности» - Людмилы Алешиной.
Какое растение из травянистых зацветает первым? (мать - и- мачеха)
Какой зверь самый быстрый на земле? (гепард)
Какая птица любит семена репейника? (Щегол)
Задание капитану №2.
Игра: «Кто есть кто?»
В новый 4-х квартирный дом заселились жильцы. Воронов, Павлов, Журавлёв и Синицын.
Один из них - математик, второй - художник, третий - писатель, а четвёртый - баянист. Кто есть кто?
Было известно:
М X ПБ
Воронов Павлов Журавлёв Синицын Воронов и Журавлёв не умеют играть на баяне (ставим прочерки в столбце Б) Воронов незнаком с Журавлёвым.
Писатель и художник бывают на даче у Павлова.
Писатель собирается написать очерк о Синицыне и Воронове. (Ставим прочерки в столбце П)
а)Видно Журавлёв - писатель, ставим точку
б)Значит, на даче встречаются Павлов, Журавлёв и художник. Значит художник Синицын либо Воронов. Но Воронов незнаком с Журавлёвым, значит художник - Синицын.
Теперь надо вычеркнуть все строки и столбцы, на которых стоят точки. И сразу будет видно, что Павлов - баянист, а Воронов - математик.
Ответ: Журавлёв - писатель, Синицын - художник, Воронов - математик, Павлов - баянист.
Задание команде № 2.
Где зимуют раки? (под корягами в воде)
Какой гриб носит название хищного зверя? (лисичка)
Какое дерево цветет позже других? (липа)
Из чего готовят манную крупу? (из пшеницы)
Какую траву любят кошки? (валериану)
БЕСЕДА № 2. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ.
ЗАНЯТИЕ 2.
Игра. Ребятам показать фигуру человека, вырезанную из бумаги. Нужно подобрать такие карточки, где указаны признаки воспитанного человека и расположить их вокруг фигуры человека: опрятный (неопрятный), вежливый (грубый), скромный (развязный), общительный (замкнутый), внимательный (равнодушный), умный (глупый), остроумный, тактичный, деликатный, доброжелательный, сдержанный.Что же такое тактичность, деликатность?
Пример:
Марина зашла в гости к подруге за уроками.
Подруга обедала.
Есть хочешь? - спросила она.
Нет, спасибо - поблагодарила Марина.
Да ладно тебе, я же знаю, что вы плохо питаетесь, садись.
В чем бестактность подруги?
Как нужно было поступить? (Мне одной не хочется, составь компанию. Мама говорит, что я одна плохо ем, давай вместе, будет веселей.).Как вы думаете, какое чувство испытывает человек в обществе тактичных, деликатных людей? (Ему легко, просто, свободно, они не смущаются, не боятся сделать что-то не так).
В книге А. Дорохова «Это стоит запомнить» есть такой отрывок:
«В молодости я считал себя человеком воспитанным. При встрече со знакомыми умел вежливо и спокойно поклониться. В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволял себе перебивать его рассказ... В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и, тем более, не употреблял грубых слов... Словом, воспитание мое казалось мне безупречным.
Но только казалось. И выяснилось это совершенно неожиданно.
Как-то во время студенческой практики мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда. Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой, речь шла обо мне.
Парень - то он ничего, - говорила стряпуха, - грамотный, да уж больно серый!.. Воспитания нет никакого.
А что? - заинтересовался староста.
Да все делает не по-людски. Умываться начнет, весь пол зальет, потом подтирай за ним. К столу сядет - нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. Уж на что нетрудное дело - ложку ко рту поднести, так и то не приучен: хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. И где только он доселе жил?
«Если Вы здоровы - вы обладаете несметным богатством! Чтобы сберечь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, которые я проверила на себе. Прекрасно помогают!
Эти лекарства не продаются в аптеках. Не растут среди трав и цветов. Их нельзя купить и нельзя сделать. Они неосязаемы, невесомы и невидимы. Но обладают чудодейственной силой - создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм. Делают человека привлекательным, приятным, симпатичным. В личных отношениях они делают чудеса: снимают обиды, недомолвки, устраняют неурядицы. Делают отношения легкими и простыми».
Попробуйте отгадать эту загадку.
(Вежливость, скромность, внимательность, общительность, жизнерадостность, ум, остроумие, аккуратность).
ТВОЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
ПРАВИЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
Не разговаривай во время еды
Не вылизывай тарелки
Не перебивай говорящего
Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие
Не показывай пальцем на кого бы то ни было
Не передразнивай говорящего
Не забудь снять шапку, входя в дом
Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите»
Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул
Не чихай в пространство, чихай в носовой платок
Не держи руки в карманах
Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, туалетнаякомната, фойе.
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ НАСТРОЕНИЕ ЛЮДЕЙ.
Настроение каждого из нас в огромной степени зависит отповедения людей, с которыми мы общаемся.
У людей свой стиль поведения, у каждого свои манеры. Манеры могутбыть хорошими или плохими.
Все ненужное, лишнее в поведении, затрудняющее общение счеловеком, принято считать дурными манерами.
Как овладеть хорошими манерами? Прежде всего, нужно знать этикет, во-вторых, не делать того, что нам не нравится в поведении и поступках других.
Одного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?»
- У неблаговоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они.
Самое главное в общении с людьми - это взаимное уважение, которое нельзя подменить красотой одежды и ложью.
Восточный поэт 15 века Джами писал:
«Коль не украсило твоей души
Учтивости понятье,
Что толку в том, что всех людей Затмил ты красотою платья?»
Манеры считаются хорошими, если человек скромен, не афиширует свою особу, умеет сдерживать и ограничивать себя.
«ДУМАЙ ХОРОШО, И МЫСЛИ СОЗРЕЮТ В ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ» (Л.Н.ТОЛСТОЙ)Представьте себя в ряде обычных ситуаций. Продолжите их по своему усмотрению:
Когда я пришел домой, мама жарила блины. Я спросил...
В воскресенье я проснулся раньше и решил...
В классе появился новый ученик, и я...
Во многих случаях у вас появлялось желание помочь, т.е. проявить сочувствие.
Стихотворение Александра Яшина
Чье сердце смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил
Душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу
На торную вывел?
КОГДА КАКОЕ СЛОВО МОЛВИТЬ?Умение разговаривать - это весьма не простое искусство. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. То есть, прежде чем что-то сказать, нужно подумать, иначе можно обидеть человека и даже с ним поссориться. О вкусах не спорят, вкус развивают. Но почему нельзя сказать другому человеку: «Как ты можешь носить такие туфли, это же некрасиво!» Чужие вкусы, правила, обычаи не должны высмеиваться.
Попробуем ответить на 3 вопроса (письменно):
Чьи и какие слова обидели меня?
Кого и какими словами обидел я?
Чьи и какие слова, не мне, но при мне сказанные, неприятно отозвались во мне?
Можно ли обидеть не словом, а лишь самой интонацией?
По манере человека разговаривать, можно судить о степени его культуры и воспитанности.
«Воспитанный человек умеет слушать...»
7 СОВЕТОВ ИЗ КНИГИ КАРЛА СМОЛКА «ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА».
Не старайся казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Скромная манера выражаться Свидетельствует о чувстве собственного достоинства.
Старайся не давать обещаний, которые ты не сможешь выполнить.
Уважай мнение других, но не следуй ему рабски.
Беседа должна быть занимательной. Не надо заниматься пустой болтовней, от которой другим ни пользы, ни удовольствия.
Не отделяйся с группой собеседников от остального общества.
Не шепчись. Если тебе надо шепнуть кому-либо из собеседников что-то на ухо, отведи его в сторону.
Не поддавайся настроению. Не горячись и не раздражайся.
ДОБРОТА И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Доброта - это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку.
Доброжелательность - желание добра.
У поэта Александра Яшина есть в одном стихотворении такие строчки:
Не от тяги к суесловию и сложились не вчера,
Это братское, с любовью пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живется вроде лучше, и на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.
Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. А это значит, что человек должен постоянно контролировать себя.
Ответьте на 5 «сколько»:
Сколько раз и с кем ты сегодня поздоровался?
Сколько раз и кому уступил дорогу?
Сколько раз и по отношению к кому ты удержался от грубости?
Сколько раз ты назвал по кличке своего одноклассника?
Сколько раз ты проявил внимание к другому человеку (выслушал, помог, показал дорогу и т.д.)?
Быть добрым - нелегко.
Желая доброго другому, человек должен уметь отказаться от каких-то благ ради другого человека.
В.Гюго сказал очень хорошо: «Во внутреннем мире человека доброта - это солнце».
ЛИТЕРАТУРА.
Смолк Карл Правила хорошего тона.М., Прогресс, 1980
Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов. М., Школа-Пресс, 1998.
БЕСЕДА № 4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯНа улице
В транспорте
В общественных местах
На отдыхе
На улице
В России принято правостороннее движение поэтому, идя по улице следует придерживаться правой стороны. Если вам необходимо обогнать идущих впереди, то обходите их слева, произнося: «Позвольте пройти». Если вы идете домой (с девушкой), то, обходя впереди идущих, пропускайте ее вперед. Встречных пешеходов нужно обходить справа. Сумку, портфель, различные вещи лучше держать в правой руке. В Великобритании, например, левостороннее движение, т.е. следует придерживаться левой стороны.
В компании. Для мужчины, сопровождающего женщину, существуют особые правила поведения на улице. Раньше женщина всегда должна была идти справа от мужчины. Корни этого правила уходят в средние века, когда слева мужчины носили шпагу. Современные правила этикета гласят, что женщина идет справа от мужчины лишь в официальных случаях, в обычной жизни это требование может не соблюдаться. Если мужчина сопровождает двух женщин, то, в соответствии с правилами этикета, мужчине лучше идти слева от дам, которых он сопровождает. Мужчина должен уступить дорогу женщине, пожилому человеку, а при необходимости, даже сойти с тротуара, если он слишком узкий.
В общественном транспорте.
При поездке в общественном транспорте с дамой, мужчина входит в салон после нее, но выходит первым и подает своей спутнице руку.
Воспитанный человек всегда поможет выйти женщине с ребенком или багажом.
В России в городском транспорте принято уступать места пассажирам с детьми и инвалидам. Нередко об этом напоминает сам водитель (кондуктор), а в салонах имеются специальные места для пассажиров с детьми и инвалидов.
В общественных местах.
При входе в помещение, в дверях мужчина пропускает женщину, младший - старшего, подчиненный - начальнику.
Из двух людей одинакового возраста, занимающих равное положение в обществе, первым проходит тот, кто находится ближе к двери.
На отдыхе.
Экскурсии на природу.
Если вы выбрались на природу, нужно помнить одно простое правило - следует поступать так, чтобы не причинять ей вреда.
Не рубите деревья, не ломайте зеленые ветви, берите для костра только сухой валежник. Не рвите лесные цветы, их уже осталось мало и. почти все они занесены в Красную Книгу.
Уходя с места пикника, обязательно соберите весь мусор и, либо увезите его с собой и выбросите в мусорный бак в городе, либо закопайте в укромном месте.
Костер нужно тщательно затушить, чтобы после вашего ухода порыв ветра не раздул пламя.
В бассейне.
Прежде чем начать посещение бассейна, необходимо получить медицинскую справку о том, что у вас нет инфекционных заболеваний, в частности, кожных. Иначе вы будете подвергать риску не только себя, но и других посетителей.
Затем нужно запастись подходящим купальным костюмом, шлепанцами, шапочкой и очками для плавания.
Перед тем как войти в воду нужно принять душ, а при выходе из воды повторить эту процедуру.
Если вы занимаетесь в спортивной секции, то правила поведения для вас определяет тренер, если же посещаете абонементную группу, нужно просто быть вежливыми с окружающими людьми, не мешать друг другу на дорожках и не подшучивать над не слишком умелыми
Неприлично подныривать под проплывающих мимо людей и рассматривать их под водой.
Запрещается плавать поперек дорожек.
Не следует шуметь в бассейне и устраивать какие-либо игры на воде.
БЕСЕДА № 5.
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
Как нужно вести себя столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?
Как часто и в чем помогаешь ты маме и бабушке?
Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?
Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносить при встрече и прощании?
Как нужно встречать гостей, а также своих близких с работы?
Кто кому должен уступить (в гостях или транспорте} место?Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, в театр или в детскую библиотеку?
Если ты съел конфету, то что ты сделаешь с фантиком:
а)бросаешь на землю, в урну
б)отдаешь маме
Можно ли и когда можно разговаривать в кино, в театре и других общественных местах?
Как ты назовешь человека, который рвет цветы на клумбе или ломает в лесу (парке) ветки деревьев?
Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить бабочек и жуков7 Почему нельзя разрушать муравейники и сшибать шляпы с красавцев мухоморов?
Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться и грубить другим людям?
ОТВЕТЫ:
- Спокойно! Сядьте каждый на свое место!..
Пожалуйста, не болтайте ногами за столом. Не стучите ложками по блюдцам. За столом следует вести себя спокойно без лишнего шума.
Суп едят ложкой, правой рукой. Доедая суп, наклоняют тарелку от себя. Вилкой (без ножа), держа ее в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.
Торт, пирожные едят маленькой ложкой.
Когда вы нечаянно испачкаете во время еды рот и руки, не забывайте пользоваться салфеткой.
Выходя из-за стола, не забудьте сказать «спасибо».
Ты,конечно, знаешь о том, что мама, папа, бабушка, дедушка и остальные твои близкие родственники - самые верные, самые надежные друзья. Они всегда с тобой рядом и в праздники, и в трудную для тебя минуту. А друзей нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь. Поэтому, пожалуйста, как можно чаще сам мой посуду после еды. Когда бабушка, дедушка, мама приходят с улицы домой, помоги им раздеться, принеси тапочки.
Никогда не перебивай в разговоре взрослых. Не груби им, пожалуйста, старайся быть настоящим хозяином в своем доме. Хороший хозяин каждый день наводит чистоту в доме: подметает пол, вытирает пыль.
Старайся не ссориться с младшими братьями и сестрами.
Прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру нужно позвонить или постучать в двери. Войдя в дом или в квартиру к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином.
Пожалуйста, никогда не забывай здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина или тот кто младше должен первым произнести приветственные слова, а женщина или тот кто старше, должны первой протянуть руку, мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу. Некрасиво здороваясь, протягивая руку в перчатке. При встрече, здороваясь, люди говорят: «Доброе утро», «Добрый день» или просто «Здравствуй». При расставании обычно говорит: «До свидания», «Всего хорошего».
Не забудь заранее предупредить своих друзей о том, что ты их ждешь. Сообщи им день и час. Вот кто-то позвонил... Ты вежливо поздороваешься с каждым. Поможешь девочкам снять куртки и пальто, проводишь их в комнату первыми. Когда же близкие твои приходят с работы, помоги им раздеться, принеси тапочки.
Всегда уступай свое место в автобусе и прочем транспорте людям, которые старше тебя. Или которые - ты видишь - очень устали, больны. Если к тебе пришли гости, нужно вежливо их встретить, помочь им раздеться, пригласить к столу. Обязательно усади за стол своих гостей, а уж потом садись сам.
Войдя в помещение библиотеки, мужчины и мальчики должны снять шапки (исключение только магазины). В кино или в театре головные уборы женщины могут снять по желанию.
Фантики от конфет нужно бросать в урну или использовать для изготовления разных поделок.
В театре можно разговаривать только во время антракта. В кино неприлично разговаривать даже шепотом. В других общественных местах (магазин, улица и т.п.) некрасиво громко разговаривать и смеяться.
Человека, который рвет цветы на клумбе или ломает ветки в лесу или в парке, можно назвать хулиганом.
нельзя рвать цветы в лесу, ловить жуков и бабочек, разрушать муравейники, сшибать шляпки с грибов, т.к. их количество уменьшается, и все они занесены в Красную книгу.
Тот, кто обижает животных - злой человек.
Вежливому человеку воспитание не позволяет лгать, хвастаться, грубить.
Литература:
Максименко О.И. – «Энциклопедия этикета» М., АСТ, Астрель 2001 г.
«Азбука вежливости» - Л.В. Гангнус

Цель : помочь учащимся осознать важность сохранения правил поведения, принятых в обществе, необходимость их соблюдения.

Ход беседы

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Друзья, мы с вами много раз говорили на одну из важных тем в нашей жизни: о вежливости, о воспитанности. Много классных часов посвятили культуре речи, культуре общения, побывали в гостях, сами принимали гостей. Девочки накрывали на стол в ожидании гостей. Такие встречи, беседы мы проводили в каждом классе, но чем вы становитесь взрослее, старше, тем требовательнее вы должны быть к себе, тем воспитаннее, дисциплинированнее. Назовем это так: «Вежливость на каждый день». Сегодня мы с вами как бы подводим итог цикла наших с вами бесед. Я думаю, что вы будете внимательными и активно примете участие в нашем разговоре.

II. Основная часть.

Учитель . Как только не называют наш век - атомный, космический, кибернетический! Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет назвать его веком общения. Мы учимся, работаем, бываем в кино, на концертах, занимаемся спортом, ходим в кино...

У каждого из нас в течение одного дня происходят десятки, а то и сотни контактов, с другими людьми в школе, на улице, в магазине, в библиотеке... Контакт - это прикосновение к человеку. Это может быть б уроков за партой с товарищем, часы напряженной работы с напарником у станка, минутный разговор в коридоре, взгляд, которым обменялись прохожие. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, доброжелательны они или раздражены и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно - найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные. Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джаваннино Периджорно. Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну Соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже и от горячего слова. Жители страны Восковых людей были мягкими, податливыми, со всем соглашались. А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Как вы думаете: что хотел сказать нам, читателям, Д. Рода- ри? (Дети высказывают свое мнение, после чего учитель подводит итог.)

Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из вас есть такие знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всем соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Вы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми. Среди ваших друзей есть, наверное, спокойные, уравновешенные, нетерпеливые, несдержанные. Конечно, для каждого из них нужна, как мы говорим, своя линия поведения. Хвастуна, например, хорошо осаживает шутка или даже насмешка. Но если ваш товарищ не уверен в себе или новичок в вашей компании, от шуток в его адрес лучше воздержаться.

Какие мы? Каждый, наверное, составил о себе какое-то представление. Насколько оно совпадает с тем, что думают о вас люди? Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Какими же способами можно воспользоваться, чтобы выяснить, в каком свете выглядите вы в глазах окружающих?

Игра «Школа мнений».

В нее играют не только дети, но даже взрослые. Составляется перечень важных человеческих качеств. Каждый участник ставит за это качество оценку самому себе, а потом предлагает по этим же параметрам оценить себя другим людям. Когда обе шкалы мнений будут готовы, можно сравнить свою собственную самооценку с оценками других. На основе подобного сравнения можно сделать вывод о том, над чем нужно работать. Попробуйте оценить себя по следующим качествам:

Вежливость;

Хорошие манеры;

Культура речи;

Гостеприимство;

Походка;

Умение одеваться со вкусом;

Чувство юмора;

Знание правил этикета.

Разбор ситуаций.

Очень полезно наблюдение за поведением окружающих. У древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты научился благовоспитанности?» «У невоспитанных, - ответил мудрец. - Я избегал делать то, что делали они».

Доводилось ли вам наблюдать ситуации, в которых люди проявляли свою невоспитанность? Приведите примеры.

Дети приводят свои примеры.

III. Заключительная часть.

Нет, пожалуй, на Земле народа, племени, которые не признавали бы законов гостеприимства. Примеров можно привести много. И все эти законы были глубоко человечны и помогали людям жить.

Есть среди правил этикета такие, смысл и происхождение которых сейчас, в наше время, понять уже трудно. Почему, например, хлеб с блюда берут рукой, а не вилкой? Почему при знакомстве люди прежде всего называют свое имя? Почему девочке следует идти справа от своего спутника? Почему при встрече и приветствии мужчины снимают головной убор? Например, возникновение последнего обычая объясняют по- разному. В одних книгах написано, что он возник в Древнем Риме, где рабы, встретив свободного гражданина, должны были обнажать обритую голову. Другие авторы считают, что он возник в Средневековье, когда рыцари снимали шлемы, оставляя голову незащищенной в знак проявления доверия.

Трудно сейчас установить, какое из этих предположений более правильное. Чаще всего на разные «почему» мы получаем один ответ «Так принято».

Так принято! Воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, выполнять традиционные нормы поведения.