Изготовление сегментной вазы. Точение по дереву: виды и способы художественной обработки. Основные приемы работы со станком Сегментное точение по дереву

Изготовление сегментной вазы. Точение по дереву: виды и способы художественной обработки. Основные приемы работы со станком Сегментное точение по дереву

Весь процесс сегментарного точения на токарном станке уже давно известен, тем кто этим интересуется, и отработан. Но тем не менее, мне хочется об этом рассказать.

Насмотревшись на зарубежных сайтах, как тамошние мастера творят всякие токарно-сегиентарные чудеса, решил и я создать нечто подобное.По правде-то сказать, и у нас таких же умельцев хватает, только вот делятся своим умением, к сожалению, не все.То ли время не хватает, то ли желания, то ли желания, а может и стесняются. А я вот(хоть человек по натуре и стеснительный), решил таки показать, как у меня это получалось.
Для изготовления такого типа изделий, да и вообще, для сегментарного точения, нужны контрастные, по цвету породы деревьев.В наших северных краях выбор таких деревьев не богат. Береза, черемуха, осина, ольха, хвойные. Но была у меня сухая сувель березы, а так же одна плашка заморского шоколадного дерева Че, и запасы шпоны разных пород дерева. Ель, сосну и лиственницу из-за крупности слоев и невыразительног цвета я сразу исключил из списка. Ольху, из-за мягкости тоже.Остались черемуха, береза, сувель, шпон и дерево Че.Ну очень твердая и тяжелая древесина у этого Че!.. Но какое красивое!
Прямо шоколадка.
И вот, задумал я сделать из всего этого «богатства» вазу с греческим орнаментом.Нарисовав проект будущей вазочки и с помощью одной замечательной програмки, которую на одном из сайтов, любезно предоставил для свободного пользования один замечательный молдавский мастер Михай Апостол, расчитав размеры сегментов будущей вазы, я приступил к делу.


В начале я выпилил круглое донышко будущей вазочки и приклеил к обрезку кругляша, оставшемуся от прежних токарных работ.Это для того, что бы было за что зажимать в токарный патрон будущее изделие.


Прогнав под размер, по толщине, на рейсмусе материал и выставив нужный угол, при помощи нехитрого приспособления к циркулярке, я напилил сегментов


Получилось их 240 штук!




И началась многочасовая и кропотливая работа по сборке этих «пазлов».


Для орнамента я использовал сувель березы и то самое шоколадное дерево


Потом принялся за сборку сегментов покрупнее. Для этого нужно было каждый сегментик отшлифовать края. От точности углов зависит вид будущего изделия.Кстати и при сборке греческого орнамента, шлифовать приходилось каждую склееную пару.


Потом все кольца склеивались в стянутых хомутами положениях. Хоть «Титебонд» и крепкий клей, но для подстраховки я оставлял сохнуть на сутки.Что б не разлетелись эти кольца во время точения на станке.


Следущий этап-опять шлифовка, но уже плоскостей. Ох, бедные мои пальцы. Досталось им от воздействия наждачки(((


Потом половина будущего «пирога»склеивалась зажатой в струбцине. И опять на сутки.


И в станок, для предварительной обработки снаружи, а главное внутри, потому что потом трудно будет добираться до внутренности. Горлышко-то узкое предпологалось делать у вазочки.





Следущим этапом -приклеивалось кольцо с орнаментом, уже прямо на станке, поджав задней бабкой. И опять расточка внутри, при помощи самодельного люнета. (Для тех кто не знает-Это, такое, металическое большое кольцо, с колесиками от роликов, внутри). Очень нужное приспособление для точени внутренних полостей, предохраняя вращающуюся, в токарном станке, деталь вылетания из патрона, а собственное тело от всяких неприятных и несчастных случаев.


Обточив кольцо с орнаментом, приклеиваем вторую, предварительно склееную из оставшихся колец, часть «пирога» и тоже обтачиваем сначала снаружи, а потом внутри.




Вот с внутренней выборкой самое сильное мучение и начинается. Точишь, ведь, практически вслепую! Часто бывало, что вот эта завершающая работа, по выборке внутренности ваз, губила все дело. Сводя на нет весь труд, материалы и время. Но тут приходит на помощь лазерная указка, выставленная по резцу. На фото видно слева на горлышке красное светящееся пятно. Это как раз от указки.Хотя и это не всегда спасает от неудач. Приспособления мои, все, сплошь самодельные и несовершенные


И вот оно, это долгожданное чудо!





А на днях, эта красота нашла своего хозяина, что не может меня не радовать.
До этого были и другие работы, но не с таким большим колличеством деталей и тоже -нашли своих ценителей.

Народный мастер Михай Апостол единственный в Молдове делает деревянные изделия, используя сегментное точение. Это особая технология, при которой небольшие кусочки разных сортов древесины склеиваются в заданной мастером последовательности, затем обрабатываются, полируются «в зеркало». В итоге многочасового труда получается дивной красоты древесное мозаичное изделие, которое, отвечая высоким требованиям декоративно-прикладного искусства, может служить и ежедневным утилитарным целям, благодаря своей прочности. Увидев однажды деревянные вазы, кувшины, кубки, шкатулки, блюда, выполненные в технике «сегментного точения», забыть их уже нельзя.

Вообще говоря, о понятии «сегментное точение» (или обточка набранной из сегментов заготовки для получения декоративных предметов интерьера или частей мебели), как и о происхождении самой технологии, идут споры. Некоторые считают, что сегментное точение родилось во второй половине XX века, после появления современных клеев, ленточнопильных и ленточно-шлифовальных машин. В то же время в Королевстве Бутан, что расположено между Индией и Китаем, традиция точения по дереву существует с незапамятных времен. Там человека, познавшего секреты и искусство художественной обработки дерева «Shag zo», называют «Shagzopa», или «мастером точения по дереву».

Житель Молдовы Михай Апостол к сегментному точению пришёл всего год назад, благодаря интернету. «Увидел, заинтересовался, захотелось попробовать, сделал. Теперь увлёкся с головой», - говорит он про себя.

По своей основной специальности Михай Апостол IT - программист. Видимо, склонность к точности, решению сложных задач, построению систем, а также внутреннее желание работать с таким «одухотворённым» материалом как дерево, не случайно пересеклись в его жизни. Теперь уже став народным мастером (что вполне заслуженно) Михай Апостол для себя уже не может определить, какая из работ важнее. За год он не только самостоятельно освоил технологию сегментного точения, развил ассортимент изделий, но и, будучи IT -программистом, сделал онлайновый калькулятор для расчёта сегментов, который разместил в интернете для свободного пользования другими увлечёнными мастерами.

В настоящее время на столичных ярмарках он удивляет и восхищает посетителей своей эксклюзивной продукцией, предлагая вазы, кувшины, блюда, шкатулки разного размера и формы. Изделия выполнены из дуба, ореха, амаранта, ясеня, падука, венге. Многие украшены этническими (греческими, индийскими, молдавскими) узорами. Например, для выполнения вазы «Слон» (высота 26 см) Михай использовал 2 811сегментов из ореха, ясеня, падука и венге. Мастер говорит, что не хотел «терять» красоты древесины, для этого старался детали для слонов сделать как можно меньше, чтобы получилась «реальная художественная картина, а не геометрический узор». В общей сложности на вазу ушло 60 часов работы. Но это ещё что! В коллекции Апостола есть настоящий шедевр - высокая ваза с молдавским орнаментом, в которой, только вообразите - 12 тысяч деталей! «Я захотел сделать вазу с народным молдавским узором, таким, что вышивают на национальных блузках. Поставил задачу и за зиму собрал», - сказал он для Mybussiness . md . Что говорить, работа изумительная, а вот как насчет цен и спроса на подобные изделия в М олдове?

«Трудоёмкость сегментного точения высока (надо подобрать детали, точно разрезать их, подогнать соприкасающиеся поверхности) – это раз. Для работ я использую дорогие породы дерева – это два. Ну и временные трудозатраты также большие – при таких условиях готовое изделие по определению не может стоить дёшево. Вазу, в которой 12 тысяч мелких деталей, я продаю в Молдове за 600 евро, в то время как за границей она бы стоила в разы дороже. Но в рамках Молдовы больше я запросить не могу – очень низкая покупательская способность, да и пока нет понимания ценности подобной вещи», - говорит Михай Апостол. По его словам, изделия в технике сегментного точения очень ценят приезжающие сюда иностранцы и весьма удивляются, слыша запрашиваемую сумму за подобные работы. Однако и покупать «по дешёвке» не торопятся, их останавливает то, что придётся доплачивать за перевес багажа – изделия из дерева (особенно вазы) увесисты и объёмны. Если пытаться работать с иностранными покупателями через сайты, то возникает другая проблема - дороговизна почтовой перевозки из Молдовы. Даже если значительно занизить цены по сравнению с аналогичными работами американских мастеров, иностранные покупатели не готовы платить неоправданно большую су мму за пересылку.

Что касается посетителей кишинёвских ярмарок, то, по словам Михая, люди подходят, восхищаются, но некоторые «не понимают «зачем», когда можно купить пластмассовую или керамическую утварь. «Основной покупатель объявился у меня под носом. Всё чаще мне стали заказывать изделия в качестве подарков или для декора дома родные, коллеги по работе, знакомые и знакомые знакомых. Заказывают в основном изделия не дороже 50 евро. Также познакомился с продавцом безделушек на местном «Арбате», там идёт разная мелочь, бытовая утварь, не превышающая по цене 10 евро. Поэтому, к сожалению, приходится «опускать», упрощать уровень работ. При этом столкнулся как мастер с тем, что не успеваю сочетать выполнение сложных и простых изделий.

Пока не получается сделать «сегментарку» в Молдове прибыльным делом. Просить больше за свои изделия никак не могу, остаётся оттачивать и оптимизировать сам процесс. Конечно, никогда и ни при каких обстоятельствах не забываю про качество. Без этого нет никаких шансов на успех», - сказал Михай Апостол.

Материал подготовлен

Сегодня у нас очередная полезная самоделка для дома и дачи из дерева- ваза сегментного точения

Точёная ваза -хлебница с размерами 20 см. х 8см. собрана из нескольких пород дерева: сосна, яблоня и дуб. После сборки-наклейки элементы обточены на и готовое изделие покрыто нетоксичным лаком в три слоя с промежуточной ручной шлифовкой двух первых слоёв. Основание десяти миллиметровая фанера хорошего качества. На фанеру сначала наклеены (используется клей ПВА) квадратики темной и светлой древесины в шахматном порядке. Заготовки нарезаны на с использованием приспособлений для получения точных и одинаковых размеров по толщине и по линейным размерам.

Следующий этап обточка донышка на станке. Перед этой операцией обрезаны стороны квадрата до получения приблизительной окружности. Центр этой окружности для получения симметричного рисунка на донышке сделан до обрезки лишнего,т.е. на заготовке-квадрате. Затем донышко крепилось на план-шайбе саморезами и всё устанавливалось на станок. Обточка проводится как по радиусу так и по поверхности наклеенного узора.

Если Вы делаете несколько ваз сразу, то при снятии детали с план-шайбы надо сделать метку на детали и на план-шайбе для последующей установке на тоже место. После обработки донышка, производится наклейка заготовок для стенок вазы. Как видно из фото форма заготовок нужна в виде трапеции. Для этого на циркулярке нарезаются брусочки темного и светлого дерева, склеиваются попарно и только затем обрезаются по форме трапеции.

Главное при этих работах(заготовке элементов стенок) одинаковые размеры брусков по высоте и по длинам сторон брусков-трапеций. Вообще-то, при наклейке последующих рядов необходимо контролировать расстояние каждого бруска от центра и между собой для получения одинаковых отверстий в стенках вазы.

Клеить при небольшой высоте вазы можно все слои сразу. Клей ПВА сохнет и приобретает прочность не более четырёх часов. Очевидно, что заготовки каждого преследующего ряда будут длиннее, если Вы желаете отверстия сделать одинаковые во всех рядах.Число же брусочков во всех рядах всегда будет одинаково.

При небольшом изменении диаметра можно обойтись увеличенной шириной брусков. При этом будет больше отход в виде стружки. Полностью подготовленная к точению ваза устанавливается по сделанным меткам. Особая тщательность нужна при точении предметов с отверстиями- не усердствовать, снимать помалу стружку и работать только заточенным . Шлифовку делаете не снимая с станка, последовательно несколькими видами шкурки, а последнюю лучше делать стружкой этой же.

Все фото из статьи

Дерево – это не только материал для изготовления брусьев, досок и прочих строительных элементов, это еще и простор для творчества, поскольку обрабатывается этот материал довольно легко, так что попробовать себя в роли скульптора может каждый. Художественная обработка древесины позволяет даже из обычной на первый взгляд деревяшки получить настоящий шедевр.

Способы художественной обработки дерева

Точение – далеко не единственный способ обработки древесины.

Помимо него можно выделить:

  • инкрустацию – при этом в деревянную основу вставляются кусочки другой древесины за счет чего образуется узор;

  • пирографию – обычное выжигание по дереву. При тщательной работе с прибором с тонким жалом можно добиться выдающихся результатов;

  • точение – для того, чтобы изготовить точеные изделия из дерева понадобится токарный станок и хотя бы минимальные навыки работы с ним;
  • ручная резьба –без навыков работы с резцами не обойтись, с твердыми породами дерева работать трудно даже опытным мастерам. Зато ручная работа очень высоко ценится;
  • также к способам художественной обработки можно отнести . Часто роспись объединяется, например, с резьбой.

Обратите внимание! Использование станка в разы увеличивает скорость работы по сравнению, например, с ручной резьбой. Все точеные изделия, предлагаемые в рознице, получены как раз при обработке заготовки на станке.

Точение на станке также может проводиться по нескольким технологиям. Например, сегментное точение подразумевает склеивание заготовки из отдельных фрагментов древесины и последующую обработку ее на станке. За счет комбинации разных пород дерева удается достичь интересных эффектов.

Что касается перечня того, что можно изготовить на токарном станке, то он достаточно велик. Начать можно с простеньких точеных рукояток для инструментов (той же стамески), а закончить массивными длинномерными изделиями. Также из дерева может изготавливаться посуда и прочие полезные в хозяйстве мелочи.

Виды точения

Если попытаться описать процесс сухим техническим языком, то можно сказать, что процесс точения заключается в том, чтобы получить из заготовки деталь, имеющую форму тела вращения. Так как в случае с древесиной наша цель заключается еще и в том, чтобы эта деталь выглядела привлекательной, то эстетическая составляющая достигается за счет смена диаметра заготовки, сочетания разных форм и т. д.

Что касается классификации, то можно точение на токарном станке по дереву разделить на такие виды:

  • продольное – при этом заготовка вращается вокруг своей оси, а резец постепенно перемещается к ней параллельно оси вращения;
  • поперечное – отличается от продольного тем, что резец движется в плоскости, перпендикулярной оси вращения заготовки;
  • угловое (тангентальное) – при этом резец движется под произвольным углом к оси вращения.

Классификацию можно привести и по чистоте обработки. Так, при черновой обработке допуски очень велики, зато и скорость снятия лишнего материала высока. Чистовая обработка предусматривает доводку заготовки и снятие тонкого слоя материала.

Тонкости выбора

Если работа с деревом – лишь приятное хобби и в вашем распоряжении нет целой мастерской с полным арсеналом всех инструментов, то выбор станка критически важен. Есть ряд параметров, обратив внимание на которые, вероятность неудачного выбора снизится в разы.

На что следует обратить внимание при выборе

Чаще всего для удовлетворения творческого зуда приобретаются весьма компактные устройства настольные токарные станки. Конечно, по точности и мощности двигателя они не сравнятся с мощными промышленными аналогами, зато цена таких устройств приемлемая.

При выборе внимание стоит обратить на такие параметры станка как:

  • максимально допустимые габариты обрабатываемой заготовки. В документации на станок обязательно указывается диаметр обточки (максимальный размер заготовки в поперечном направлении) и длина станины (предельно допустимая длина заготовки);