Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский
Председатель московского отделения ВООПИиК, кандидат исторических наук
Белый Кремль. Символ российской государственности
Академия
25.08.16 / 07:07

XVI век, великое время, поворотный момент русской истории. Московский князь Иван IV провозглашает себя царем – то есть кесарем, равным по статусу римским императорам. Учреждается патриаршество – теперь глава Русской Церкви становится равным Вселенскому Патриарху. Царь проводит масштабные реформы судебной, административной системы, разбивает боярскую «оппозицию», ведёт победоносные войны. В ожесточенных боях рождается русское царство: армия одерживает выдающиеся победы над историческими противниками, Швецией, Казанским и Астраханским ханствами, штурмом берёт Евпаторию, освобождая тысячи русских пленников. Начинается покорение Сибири. В 1572 году в районе села Молоди под Серпуховом состоялось историческое сражение. Русская армия под командованием князей Михаила Воротынского наголову разгромила 120-тысячную крымско-османскую армию, положив конец мусульманской экспансии в Европе. Крупнейшее сражение, по значимости для истории Отечества равное Бородинскому, Куликовскому или Сталинградскому. Иностранные государства одно за другим направляют на еще недавно дикую в их представлениях Русь постоянных дипломатических представителей и, разумеется, многочисленных разведчиков под видом купцов и путешественников. Но не все проблемы решены – вначале победоносная Ливонская война, идёт крайне тяжело, против Ивана Грозного объединились почти все западные соседи. Для обороны столицы царь решает построить новую стену, которая защищала бы Кремль и городской посад. Так родилась Стена Белого города – самое величественное оборонительное сооружение Московского государства.

Китай-город, 1887 год.
Китай-город, 1887 год.

Стена была построена при сыне Ивана Грозного – царе Федоре Иоанновиче в 1585 – 1593 годах по проекту выдающегося русского архитектора Федора Савельевича Конь. Его авторству принадлежат Смоленский Кремль, Свято-Троицкий Болдин монастырь под Дорогобужем. Важная антитеза: если московский Кремль строили итальянские архитекторы, то Белый город русский архитектор. Равно как Собор Спаса на Рву (Василия Блаженного) стал символом расцвета культуры, то Стена олицетворяла военную и государственную мощь. Стена обветшала и была разобрана в конце XVIII века. Построенная в правление матери Ивана IV Елены Глинской Китайгородская стена простояла вплоть до 1920-1930-х годов, когда отрицавшая всю предшествовавшую историю России революционная советская власть её разрушила.

Карта Москвы Маттеуса Мериана, 1638 г. Китай-город означен желтым, Кремль красным, а Белый город белым цветом. Всехсвятского моста еще нет

По мере возвращения исторической памяти, началось и возрождение Стены. Через два года после создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) по его инициативе в 1968 году был восстановлен небольшой кусок Китайгородской стены в Зарядье, в 1995-2000 годах вернулись на своё место Воскресенские ворота Красной площади и Птичья полубашня с частью стены у Третьяковского проезда. В 2012 году в рамках конкурса на проектирование парка Зарядье Московское городское отделение ВООПИиК инициировало восстановление всей стены Китай-города вдоль Москворецкой набережной. Несмотря на самые высокие оценки экспертов, проект не был одобрен. Ранее в 1990-1993 годах по инициативе и силами отделения был возрождён Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, построенный на средства князя Дмитрий Пожарского и царя Михаила Федоровича Романова в ознаменование освобождения Москвы от польских интервентов.

Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. А.В. Васнецов

Сегодня Московское городское отделение ВООПИиК совместно с историками, общественными деятелями, архитекторами обращается к Президенту России с просьбой содействовать восстановлению символа русской государственности, московского царства – части Стены Белого города, её самой первой башни – Всехсвятской. В нынешний момент, когда неуверенное еще в себе общество ищет путей возвращения к своим историческим корням – такой шаг станет зримым символом новой эпохи.

В последнее время вопросы, связанные с сохранением традиционной русской культуры стали особенно актуальны. Ведь историческое пространство служит делу формирования идентичности, в то время как разрушительные последствия современных геополитических процессов могут стать неотвратимыми и привести к неизбежной национальной катастрофе. Нынешняя обстановка ставит перед государством и обществом задачу формирования и укрепления культурного иммунитета нации, в том числе и через систему образом и символов. Что есть архитектура, как не неотъемлемая часть политики, делающая её понятной, осязаемой, приближенной к человеку? Не случайно все великие правители России, будь то Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Николай I лично участвовали в рассмотрении архитектурных и градостроительных проектов!

Всехсвятский каменный мост. Фрагмент гравюры панорама Москвы. Я.Бликланд-П.Пикар, начало XVIII в.

По адресу Кремлёвская набережная дом 1/9 располагаются уникальные 28 и 29 кварталы, завершающие формирование архитектурного облика Боровицкой площади. На этом месте зарождалась Москва и, по мнению исследователей, располагалась отчина бояр Кучковичей, основателей города. Ранее они никогда не были обследованные археологами и представляют значительную научную ценность. Здесь проходила Стена Белого города, стояла её Всехсвятская башня – символ единства народа и государства, Царства и Церкви. Здесь располагался опричный двор, а впоследствии и стрелецкая слобода – цитадель внутренней безопасности страны. Не случайно первые 108 метров подземелья ведут от Кремля к бывшей Всехсвятской башне.

Название башни восходит к храму Похвалы Пресвятой Богородицы и Всех Святых в Башмаках, построенном в XVII веке и снесенном в 1932 году, когда планировалось возведение комплекса Дворца Съездов на месте Храма Христа Спасителя. Всехсвятская башня с кремлевского берега Москва-реки и двуглавые Всехсвятские ворота с замоскворецкого обрамляли Большой каменный мост. До революции мост находился южнее современного и выходил на улицу Ленивку. Рядом с башней располагалась древнейшая московская пристань. После победы при Молодях ежегодный крестный ход из Кремля в Донской монастырь проходил именно через Всехсвятские ворота и каменный мост.

Вид на Большой Каменный мост с  храма Христа Спасителя. Слева хорошо видна церковь Пресвятой Богородицы и Всех Святых в Башмаках. Цветная открытка, 1900-е гг.

Краевед И.М. Снегирев писал в XIX веке: «У Всехсвятского моста в 1695 году юный Петр с Преображенским, Семеновским и пятью Стрелецкими полками сел на струга и отправился в Донской поход. Когда же он праздновал в Москве 1695 года взятие Азова, тогда имел торжественное шествие из села Коломенскаго через Каменный мост. При входе на него сооружены были великолепные триумфальные ворота. На правой их стороне стояла Марсова статуя на пьедестале с мечом в правой руке, а в левой со щитом, на коем начертано: «Марсовою храбростію».

При подножии Римского божества повержены были Татарский мурза с луком и колчаном. На левой стороне Геркулесова статуя. У ног его лежал азовский паша в чалме и два Турка в цепях. Внутренние стены ворот были обиты богатыми шелковыми обоями, на коих вытканы победы прежних государей российских и взятие Казани царем Иваном Васильевичем. По своду ворот в трех местах начертаны золотыми буквами слова Цесаря: «Пріидохъ, увидехъ, победихъ». Среди свода висел лавровый венок. Ворота сии увенчивались двуглавым орлом под двумя коронами. На спущенном гзымзе (карнизе) вокруг ворот представлены пушки и проход фуркасов но Днепру к Азову с надписью: «Бог съ нами, никто же на ны». На спуске гзымза летящий ангел с лавровым венком».

После приведшего к гибели горожан обрушения части стены в районе Всехсвятских ворот, по распоряжению императрицы Елизаветы аварийные участки стены были демонтированы. А позднее разобрали и саму башню с воротами. Впервые остатки фундаментов башни были найдены Аполлинарием Васнецовым в 1924 году. А уже в 1990 году выдающимся археологом Александром Векслером было зафиксировано основание башни и прилегавшего участка стены.

Храм Пресвятой Богородицы и Всех Святых в Башмаках, фото начала ХХ века

Сейчас Московским городским отделением ВООПИиК при участии ряда уважаемых общероссийских общественных и научных организаций разработан историко-культурологический проект «Белый Кремль». Авторы идеи проекта «Белый Кремль»: К.В. Садовой, Д.Ю. Мирошкин, И.И. Солодихин-Свирский. Авторы концепции: кандидат исторических наук В.В. Хутарев-Гарнишевский и главный редактор издательства «Книжный мир» В.Г. Манягин. Главный архитектор проекта: академик Академии архитектурного наследия, архитектор-реставратор высшей категории А.М. Денисов, автор проекта восстановления Храма Христа Спасителя, реставрации храмов Соборной (кремлевской) горы Смоленска.

Проект предполагает восстановление Всехсвятской башни, археологическое изучение сохранившихся под землей конструкций Стены Белого города, возрождение исторического архитектурного облика Боровицкой площади. Его научное исследование в совокупности с последующим восстановлением утраченной городской среды, станет не только импульсом туристического развития столицы, но и символом возвращения к исконным русским государственным и культурно-историческим основам. Будут созданы выставочные павильоны, постоянно действующие экспозиции ремесленников и мастеров России, что позволит отразить многообразие культур Отечества. На Лебяжьем переулке появится «Русский Монмартр».

Предполагается создание археологического музея с подземными ходами вдоль стены Белого города, экспонирующего артефакты истории Москвы до XVI века. Особенность проекта заключается в том, что финансирование его реализации готов взять на себя частный инвестор, собственник строений 11, 12, 13, 14 по Кремлевской набережной 1/9. Уже разработан проект охранных археологических работ по данной территории. Решающее слово остается за государством.

Поделиться: