Автор: Юрий Лёвшин
История дома Телешова и Московского отделения ВООПИиК
Академия
25.08.16 / 15:03
Памятник истории и культуры народов Российской Федерации Объект культурного наследия федерального значения Усадьба Ф. А. Толстого-Карзинкиных (Покровский бульвар 16/18, стр.4, 4а) находится на исторической территории Белого города, Заповедной зоны Маросейка-Покровка, объединённой охранной зоны № б9, охранных зон «Достопримечательное место "Хитровка" с окружающей застройкой в составе кварталов № 123, 124, 125, 126, 127», в охранной зоне памятника регионального значения «Бульварное кольцо», а также в Зоне охраняемого рельефа, Зоне охраняемого ландшафта, а также в зоне памятника археологии федерального значения Белый город.

Первый владелец Дома -граф Фёдор Андреевич Толстой (1758-1849) помещик из рода Толсты, знаменитый библиофил, собиратель рукописей и старопечатнык книг. Правнук П. А. Толстого государственного Деятеля и дипломата, сподвижника Петра Великого, брат Казанского губернатора Ильи Андреевича Толстого, деда Льва Николаевича Толстого, построил усадьбу недалеко, через Покровский бульвар, от усадьбы своей тёщи Аграфены Ивановны Дурасовой, в девичестве Мясниковой, дочери богатейшего золотопромышленника горнодобытчика И. С. Мясникова. Сын Аграфены Ивановны, Николай Алексеевич, был бездетен, поэтому бабушка Души не чаяла в своей внучке, названной в её честь Аграфеною.

Аграфена была единственным ребёнком в семье Фёдора Андреевича и его супруги Степаниды Алексеевны, была избалована отцом и опекаема им до конца его дней, безумно любила свою мать. Аграфена провела в этих двух усадьбах всё детство и юность и стала признанной московской красавицей. И Александр I сосватал её герою войны 1812 года Арсению Алексеевичу Закревскому. Арсений Алексеевич после станет Военным губернатором Финляндии, Министром внутренних дел при Николае I, а после отставки - на 10 лет - с 1840 по 1850 - Московским генерал губернатором. А Николай 1 станет крёстным отцом их позднего ребёнка, долгожданной дочери Лидии. Грушенька Закревская сводила своей красотой с ума многих, ею был увлечён П. А. Вяземский.

Она вдохновила двух великих русских поэтов. Клеопатра в «Египетских ночах» Александра Сергеевича Пушкина - это она, ей он посвятил несколько стихотворений, строфы в «Евгении Онегине», её облик, начертанный пушкинской рукой, смотрит со страниц его черновиков. Она навсегда осталась в поэме «Бал» Евгения Баратынского. Фёдор Андреевич Толстой оставил богатейшую коллекцию старинных рукописей хI-xVII веков, родословцы, лечебники, старопечатные книги, изданные в 1491-1727 гг в Вильно, Риме, Кракове, Вене, Москве. Он хранил полную коллекцию петровеких «Ведомостей» за тридцать лет. Библиотекарем у Толстого в доме на Покровском бульваре трудился известный археограф Павел Михайлович Строев (1796 - 1876). Именно он провёл опись и издал в 1829 году «Описание старопечатных книг Ф. А. Толстого».

Большую часть собрания Толстого попало в Библиотеку Академии наук, другие -в Императорскую публичную библиотеку. В 1830 году для публичной библиотеки было куплено 1302 книги из собрания Фёдора Андреевича.

С 1818 гада усадьбой владеет московский 1-й гильдии купец Андрей Сидорович Карзинкин, глава династии Карзинкиньх, меценат. И с этого момента начинается новая страница удивительной истории Дома, который станет, пожалуй, одним из самых интеллектуальных домов Москвы и, возможно, единственным домом в стране, где на протяжении многих поколений -почти 200 лет! - живёт одна и та же семья. Купцы Карзинкины не только с успехом вели семейное чаеторговое дела, но и являлись владельцами Ярославской Большой мануфактуры, Балашинской мануфактуры бумажных изделий, были совладельцами «Скоропечатни Левенсона» и др., принимали активное участие в работе Общества для содействия русской промышленности и торговли. Это были Почётные граждане Москвы, щедрые благотворители и жертвователи.

След, оставленный ими в культуре, истории страны, столицы, истории этого района и родового гнезда - дома на Покровском бульваре, трудна переоценить. Представители просвещённого московского купечества, Карзинкины устраивают у себя литературно-музыкальные вечера, на которых часто бывал друживший с этой семьей Александр Николаевич Островский. В собрании сочинений драматурга опубликованы в том числе письма к А. А. Карзинкину. В хлебосольном Доме любили бывать музыканты. По свидетельству современников, знаменитый русский композитор и пианист Александр Иванович Дюбюк «предпочитал играть только моцартовские квартеты». Известный портрет супруги Ивана Ивановича Карзинкина Екатерины Ивановны кисти Василия Андреевича Тропинина находится нынче в музее его имени, в его домике в Замоскворечье.

Супруга Михаила Сергеевича, правнука Андрея Сидоровича от старшего сына известная в то время балерина Частной оперы С. И. Мамонтова Елизавета Сергеевна Карзинкина (Ячменёва), отличалась пленительной грациозностью и абсолютной женственностью, которую воплотил в 1906 году В. А. Серов, Портрет произвел сенсацию среди русских художников, собравшихся весной 1906 года в Париже, в помещении Осеннего салона, значительная часть которого была отведена под русскую выставку.

В настоящее время хранится в Таганрогской картинной галерее. Андрей Сидорович, его сын, внук, правнук жили в усадьбе на Покровском бульваре, их потомки живут здесь до сих пор и бережно с достоинством сохраняют свидетельства богатой на события жизни Дома. Родной брат супруги Ивана Андреевича Софьи Николаевны, Павел Николаевич (1831 1885), знаменитый русский этнограф и фольклорист. Записал много былин на берегах Онежского озера, положил начало изучению устного поэтического творчества в России. Книга «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» была подарена Карзинкиными Льву Николаевичу Толстому.

Внук Ивана Андреевича Александр Андреевич Карзинкин (1863-1939) был членом московского Нумизматического общества, автор ряда работ о русских средневековых медалях, член Совета Третьяковской галереи. Благотворитель. Его супруга Аделаида Джури (1872 1963), прима балета, педагог-хореограф Большого театра. Их дочь Софья Александровна, библиотекарь, библиограф (Двадцать три года - с 1935 по 195 8) Института мировой литературы им. А. М. Горького.

Дружное семейство Карзинкиных всегда принимало у себя много именитых интересных гостей, с замужеством Елены Андреевны Карзинкиной (1869 1943) открывается следующий этап истории Дома, он наполнился новыми именами, каждое из которых является эпохой в русском наследии. В 1899 году супругом Елены Андреевны стал писатель Николай Дмитриевич Телешов. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И. Д. Сытина Николай познакомился с процессом возникновения книги.

Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать Николая всю жизнь. Интересы просвещения, любовь к книге, желание сделать её подлинно народной для Ивана Дмитриевича Сытина всегда были выше интересов предпринимательства. Это стало хорошей жизненной школой и для Телешова. Позднее Иван Дмитриевич получил неплохое образование в московской Практической академии, которую окончил в 1884 году. Надобно отметить, что Практическая академия находилась в бывшей усадьбе Дурасовых, что на Покровском бульваре.

Судьба словно нарочно сводила наших героев. В 1888 году молодой Телешов знакомится с Чеховым и, по совету Антона Павловича, в 1894 году предпринимает собственное длительное путешествие в Сибирь, результатом которого становится серия рассказов, посвящённых быту переселенцев. Вокруг Телешова собираются писатели: И. А. Белоусов, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, братья Юлий и Иван Бунины, к ним присоединяются редакторы и сотрудники московских журналов. В 1899 году происходит знакомство в Нижнем Новгороде Телешова и Максима Горького. Горький заинтересовывается писательским кружком Телешова и рекомендует туда Леонида Андреева, Скитальца.

Писатели Чириков, Вересаев, Куприн, Серафимович, Гарин-Михайловский и некоторые другие литераторы, узнав о замечательном творческом московском месте, также спешат сюда с большим воодушевлением. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год. Председателем дирекции кружка был долгое время Александр Иванович Сумбатов (Южин), затем -- Валерий Яковлевич Брюсов.

В гостях у литераторов бывали великие Мария Николаевна Ермолова и Гликерия Николаевна Федотова, будущие «великие старухи» Малого театра Елена Николаевна Гоголева, Варвара Николаевна Рыжова, Евдокия Дмитриевна Турчанинова и другие актёры. А ещё раньше, в декабре 1884 года, на любительской сцене состоялось первое выступление К. С. Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской «женитьбе». Также впервые молодой актёр работал под руководством артиста Малого театра М. А. Решимова, ставившего спектакль. Будущие артисты будущего художественного театра часто бывали в доме.

И потому вполне ожидаемо, что именно Николай Дмитриевич в 1923 году стал одним из инициаторов создания Музея Московского Художественного Театра, принял музей из рук Председателя архивно-музейной комиссии МХТ режиссёра, актёра, собирателя, незаурядного человека Артемия Порфирьевича Подобеды. Николай Дмитриевич стал нём проводить первые экскурсии, именно при е началась настоящая музейная жизнь. Телешов служил директором много лет, до самой кончины. Более четверти века отдал он МХАТу, кропотливо собирая музейный материал, восстанавливающий его историю.

После Первой русской революции, в 1905-1907 годах возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов, поэт Михаил Гальперин. Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники «Знание», «Слово» и «Нижегородский сборник». Горький впервые прочитал здесь свою пьесу «На дне», написанную в Армавире. Позже, в 1901 году, когда на сцене МХТ Станиславский с Немировичем-Данченко собрались ставить «На дне», они вместе с художником В.А. Симовым, актёрами и В. А. Гиляровским пошли смотреть на быт простого люда, жившего на соседней Хитровке. И главы своей знаменитой книги «Москва и москвичи» Владимир Алексеевич Гиляровский читал своим товарищам-литераторам в этом доме.

Без обсуждения участниками «Среды» Леонид Андреев ни одного своего произведения не хотел считать законченным. С большой теплотой вспоминал о «Средах» А. С. Серафимович: «Когда оборачиваюсь назад, в прошлое, ярким воспоминанием проступают, ярким и ласковым, «Среды» Н. Д. Телешова. У него по средам собирались писатели, читали свои произведения, обсуждали их. Я попал на «Среду», когда возвратился из царской ссылки в Мезень. Здесь я встретил столько ласкового товарищеского внимания со стороны учредителя «Среды» Н. Д. Телешова и ее членов, что сибирский мороз стал оттаивать».

На протяжении почти пятнадцати лет существования этого кружка в Москве не было ни одного крупного литературного и культурного начинания, в котором «Среда» так или иначе не принимала бы участия. Благодаря Елене Андреевне, выпускнице Московской школы живописи, ваяния и зодчества, ученицы Поленова, на «Средах» бывают художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И. Левитан (живший здесь неподалёку) и другие. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои знаменитые мемуары. Частыми гостями в Доме бывали Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов, которые не отказывали себе в удовольствии на радость окружающим вдоволь помузицировать. общался Николай Дмитриевич и со Львом Николаевичем Толстым, жившим недолгое время в расположенном неподалеку Большом Трёхсвятительском переулке. Бывал ли внучатый племянник первого владельца Дома в гостях у Телешова, ещё предстоит выяснить - может, и бывал. Известно точно, что Лев Николаевич приветствовал Телешова в день 25-летия его литературной деятельности и с одобрением отзывался об его произведениях, считая Николая Дмитриевича своим единомышленником.

Круг друзей Карзинкиных, Джури, Телешовых, их соседей по Хитровскому переулку Кувшинниковых был единым, нежную дружбу они пронесли через все годы, сохранились письма друг другу, записки, зарисовки, фотографии, они находятся в разных архивах, и потому история Дома и его гостей разных лет заслуживает всяческого изучения. Около 1905 года Телешов впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедны крестьян и рабочих. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых. Помимо этого Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы.

Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, участвовал в создании Книгоиздательства товарищества писателей, имевшего целью защиту писателей от эксплуатации со стороны издателей, был инициатором издания различны сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. В 1915-1916 супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке, выстроили сельскую лечебницу. Карзинкины поновляли Храм Трёх Святителей на Кулишках, отец и сын Карзинкины в разное время были его старостами. Когда в 20-е годы Храм хотели закрыть, супруги Карзинкины и Телешовы вместе с шестьюстами прихожанами отстояли Храм. Начиная с весны 1917 года, Телешов принимал участие в комиссии, образованной Алексеем Максимовичем Горьким сотоварищи по защите культурного, музейного, архитектурного наследия Москвы и России.

Эта комиссия в полном составе потом заняла достойное и важное место при Наркомате просвещения советской республики. А на его квартире на Покровском бульваре происходили заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. А потому закономерно, что именно здесь, спустя десятилетия, в 60-х годах, впервые собираются защитники исторической Москвы. Проживи Николай Дмитриевич ещё пару лет, и он, безусловно, присоединился бы к ним и стоял бы у истоков ВООПИиКа. С 1975 года Дом Телешова становится и Домом Московского отделения ВООПИиК и остаётся им до сих пор. Телешов работал в Народном комиссариате просвещения, где по настоянию Анатолия Васильевича Луначарского занимался организацией издания сборника для детей. В 1918 году Луначарский создаёт Комиссию по детскому чтению.

В 1920 году, несмотря на известные экономические трудности и политическую обстановку, при содействии А. В. Луначарского и Н. К. Крупской начинает работать Институт детского чтения под руководством Анны Константиновны Покровской (1878-1972), ученицы старейшего педагога, профессор. Николая Владимировича Чехова (1865-1947). Институт был призван изучить историю и теорию детской литературы, определить интерес и особенности чтения детей каждой возрастной группы, наблюдать, как воспринимают дети произведения различны жанров, что им нравится, а что нет, какой герой их увлекает. К работе были привлечены ведущие педагоги, литературоведы, писатели, переводчики, учёные: сам Н. В. Чехов, О. Ю. Шмидт, Н. Д. Телешов, К. И. Чуковский, Н. И. Сац, В. А. Обручев, А. Е. Ферсман, О. И. Капица, А. М. Калмыкова, М. А. Постникова, Т. Г. Габбе, С. Я. Маршак. В первый же год для библиотеки института было собрано 10000 русских, иностранных, старинных и новых изданий.

Исследования, проведённые в институте, позволили Луначарскому, Крупской и Горькому сформулировать требования к литературе для детей. Хоть Институт и был закрыт, но наработки его не пропали даром - в 1930 году в Московском библиотечном институте была открыта первая в мире кафедра детского чтения, её возглавила А. П. Бабушкина, в 1946 такая же кафедра открылась в Ленинградском библиотечном институте под руководством Е. П. Приваловой. Вот в таком большом и нужном государственном деле приложил свои силы, опыт, знания и талант Николай Дмитриевич Телешов.

С 1925 года Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы. Книга иллюстрирована фотопортретами русских писателей. Портреты примечательны и тем, что каждый из них содержит личный дарственный автограф - Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других...

Примечательно, что Николай Дмитриевич с одинаковым вниманием и уважением написал обо всех друзьях - как о всемирно известных деятелях литературы, так и о неизвестных, а потому подчас забытых своих коллегах. Книга его проникнута глубочайшим почтением и любовью ко всем, кто служил на благо своего народа, своей литературы, своей страны. Значительное место в мемуарах Телешова занимают воспоминания о театральной жизни столицы. Он рассказывает о великих артистах Малого театра, о той школе, какой явился для молодежи тек лет Малый театр. Он повествует и о молодых годах МХАТа, и о той свежей струе, которую внес Художественный театр в русское сценическое искусство. Примечательно и другое - что разительно отличает мемуары Николая Дмитриевича от произведений подобного жанра - он оставляет в тени себя, стараясь писать лишь о людях, которых он близко знал и любил.

В 1959 году на Доме была установлена мемориальная доска с барельефным портретом Н. Д. Телешова (скульптор Н. И. Нисс-Гольдман), прекрасное надгробие установлено на его могиле на Новодевичьем кладбище (автор. А. Елецкий). Николай Дмитриевич Телешов прожил 89 плодотворных каждым днём лет, на его глазах совершались грандиозные перемены в жизни страны, неузнаваемо менялся и сам облик Москвы, уходили в иной мир его любимые товарищи, появлялись новые, рождалась новая литература.. . Он сделал всё, что мог, и даже больше. И дань Памяти этому выдающемуся Гражданину, пожалуй, никогда не будет отдана до конца.

О Всероссийском Обществе Охраны Памятников, Истории и культуры (ВООПИиК).

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) республиканская общественная организация, которая была учреждена в 1965 году. Непосредственными инициаторами её создания выступили заместитель председателя Совета министров РСФСР Вячеслав Иванович Кочемасов, ставший первым Председателем ВООПИиК, писатель Леонид Максимович Леонов, художники Илья Сергеевич Глазунов, Павел Дмитриевич Корин и Николай Аркадьевич Пластов, композитор Георгий Васильевич Свиридов, директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский, академики АН СССР Игорь Васильевич Петрянов-Соколов и Борис Александрович Рыбаков.

Юридическая регистрация общества была оформлена Постановлением № 882 Совета министров РСФСР от 23 июля 1965 года «в целях привлечения широкой общественности к активному участию в охране памятников истории и культуры». В июле 1966 года состоялся Учредительный съезд ВООПИиК, на котором, в частности, отмечалось: «...Пропаганда памятников культуры должна заключаться в том, чтобы народ понял, что он хозяин этик ценностей, что он должен их беречь. Нужно помочь им осознать ценность этих сокровищ, воспитать в народе горделивое чувство, кровную связь с творцами этик сокровищ, рассказать о значении и красоте памятников, вести их пропаганду. Обществу следует создать свой печатный орган, своё издательство. Обществу в центре и на местах следует издавать описания памятников, выпуск художественных открыток, буклетов, значков, сувениров... ».

При отделениях ВООПИиК по всей стране были созданы секции: архитектурная, историческая, пропаганды, памятников музыкальной культуры и хореографического искусства, памятников науки и техники, краеведения и другие. В них работали В. А. Солоухин, Ю. В. Келдыш, Е. П. Велихов и другие выдающиеся деятели. В период расцвета Общества, пришедшийся на 1970-80-е годы, оно v ч являлась одной из самых массовых советских организаций и насчитывало в своих рядах более 10 млн человек. В эти десятилетия благодаря усилиям Общества было защищено от сноса и отреставрировано, в том числе за счёт его средств, более 3000 памятников, выделено на реставрацию и ремонт свыше 60 млн рублей.

Московское городское отделение ВООПИиК поставило на государственную охрану около 1800 объектов, за свой счет отреставрировало и восстановило более 120 памятников архитектуры. Наиболее известные проекты: возрождение Казанского собора и Воскресенских ворот на Красной площади, реставрация Коломенского, церкви Троицы в Листах, Троицкой церкви в Останкино, памятников в усадьбах «Кузьминки», «Останкино», «Кусково». МГО ВООПИиК спасло от сноса уникальный исторический квартал Лефортово. Общество стояло у истоков современного волонтерского движения, начинавшегося с массового движения добровольных помощников.

Поделиться: