Александр Малинов
Александр Малинов
Архитектор, профессор МАрхИ
Александра Скабичевская
Александра Скабичевская
Архитектор, магистрантка МАрхИ
Алексей Капустин
Алексей Капустин
Архитектор, магистрант МАрхИ
Кремль. Проект и реальность
Академия
24.09.17 / 21:09

Тема воссоздания утраченных памятников архитектуры и градостроительства является одной из интереснейших и наиболее актуальных в условиях стремительно продолжающейся утраты Москвой своего исторического облика. В центре древнейшего города стоят башенные краны, ведутся стройки новых объектов из стекла и бетона. Разрушение историко-культурного наследия, пространственной среды нашей столицы дает печальный пример и негативный камертон всем историческим городам России. Дело сохранения архитектурных памятников живет трудами подвижников, градозащитников, хранителей исторических ценностей. Но даже представители музеев, работники культуры и архитектуры ничтоже сумняшеся поддерживают расширение выставочных площадей и строительство новых, чужеродных по виду и по параметрам для центра Москвы современных строений. При этом все «новоделы» проектируются в агрессивном стилевом противопоставлении пространственной структуре, ландшафту, символике древней православной столицы.

Вид ансамбля с высоты птичьего полета (авторская компьютерная визуализация)
Вид ансамбля с высоты птичьего полета (авторская компьютерная визуализация)

Альтернативную позицию десятки лет занимают архитекторы Московского архитектурного института, выполняющие проекты ретроразвития, восстановления исторического облика Москвы, воссоздания утраченных памятников истории и культуры. Новые проектные предложения, выполняемые студентами, а теперь профессиональными архитекторами с использованием новейших компьютерных технологий, позволяют наглядно представить образ древней столицы, наглядно воссоздать по чертежам и фотографиям те сооружения, которые исчезли по воле революционных веяний и трагических страниц истории Государства Российского, в результате бездушного советского отношения к градостроительному историческому наследию. Авторами проекта, о котором пойдет речь в статье, являются архитекторы, окончившие МАрхИ и продолжающие в настоящее время обучение в магистратуре - Алексей Капустин, Александра Скабичевская, Вадим Барханов. Проект восстановления Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей в Московском Кремле создан инициативной группой под научным руководством профессора кафедры «Градостроительство», кандидата архитектуры Александра Александровича Малинова и ректора Московского Архитектурного Института академика Дмитрия Олеговича Швидковского. Проект восстановления ансамбля монастырей и дворца создавался в течение нескольких лет на основе всестороннего изучения исторических материалов с использованием современных компьютерных технологий. В последний год работа ведется при поддержке Всероссийского молодежного образовательного форума «Таврида».

Фундаменты и цокольные части комплекса двух церквей и трапезной Чудова монастыря с использованием белокаменных надгробий монастырского некрополя.

Решение о демонтаже диссонирующего административного здания 14 корпуса в Московском Кремле явилось позитивным государственным шагом к поиску истины, к открытому обсуждению градостроительных вопросов о возвращении Москве статуса исторического города, сохранению исторических архитектурных памятников, проведению научных археологических исследований и восстановлению утраченных сооружений, от которых остались только фундаменты. Для представления общественности, руководству страны проекта архитектурной реконструкции монастырей и Малого Николаевского дворца в МАрхИ изготовили точные чертежи всех сооружений по всем этапам развития Московского Кремля и приступили к изготовлению демонстрационного макета. Авторы проекта изготовили специальные чертежи для лазерной резки и ручной склейки макета.

Фундамент и часть подвального помещения Малого Николаевского дворца.

Технология пообъектного выклеивания объемов отрабатывается с первого курса института и наиболее совершенным оказался не метод печати на 3D-принтере, а ручное изготовление с использованием фрезерной и лазерной резки макета Малого Николаевского дворца в масштабе 1:150. В дальнейшем авторский макет будет представлен для обсуждения в научных кругах и демонстрации москвичам. Таким образом, макетная и научно-проектная работа МАрхИ может стать основой для принятия градостроительного решения по свободному от застройки участку, на котором сейчас ведутся археологические раскопки. Обнаружены два подземных яруса дворца с белокаменными фундаментами и пятами подвальных сводов, имеются следы усиления кирпичной кладкой. Эти данные содержатся и в книге архитектора Шохина, подробно описавшего свой проект усиления конструкций, выполненный во второй половине XIX века. Археологи раскрывают и исследуют хорошо сохранившиеся фундаменты зданий Малого Николаевского дворца и частично дошедшие до нас, местами исчезнувшие фундаменты сооружений Чудова и Вознесенского монастырей.

Вид на Чудов монастырь с купола Сената. Слева на право: собор Чуда Архангела Михаила, Алексеевская и Благовещенская церкви, колокольня. Благодаря такой точке съёмки мы видим то, что обычно в объектив фотографов того времени не попадало: хозяйственные постройки Чудова монастыря, северную сторону собора Двенадцати Апостолов. Фото 1915 г.

История Чудова и Вознесенского монастырей, которые являются одними из старейших обителей Москвы, начинается со второй половины XIV века. Об основании Чудова монастыря известно, что золотоордынский хан Джанибек подарил митрополиту Московскому Алексию принадлежащую ханам территорию в благодарность за исцеление его жены Тайдулы от слепоты. Алексий в 1365 году заложил на этом месте монастырь, который не имел крепостных стен, но в результате строительства и дальнейшего развития превратился в цельный архитектурный ансамбль и стал украшением Кремля. Исцеление произошло в праздник Чуда св. Архангела Михаила в Хонех, по летописям известно, что после возвращения Алексия в Москву в 1365 году начал строиться одноименный каменный монастырский собор. Святитель Алексий завещал похоронить себя в Чудовом монастыре, что было исполнено Дмитрием Донским, похоронившим митрополита в Благовещенском приделе с южной стороны собора Архангела Михаила. Глубочайшее, искреннее поклонение святыням монастырей сохранялось веками.

Внутренний вид Алексеевской церкви Чудова монастыря в Московском Кремле. С. Шухвостов, 1866 г.

На протяжении пяти с половиной столетий своего существования обители были особо почитаемы; с Чудовым и Вознесенским монастырями связаны многие важнейшие события истории Российского государства. Вознесенский монастырь был основан вдовой Дмитрия Донского, великой княгиней Евдокией Дмитриевной в конце XIV века, в этой обители она впоследствии приняла постриг под именем Евфросинии. Скончавшаяся в скором времени, она была похоронена в недостроенном соборе, что положило начало созданию монастырской великокняжеской усыпальницы. Сохранились описания, фотографии и чертежи с местами захоронений внутри собора. История архитектурных сооружений неразрывно связана с историей страны, порой самых его трагических и одновременно героических моментов, таких как Смутное время и Отечественная война 1812 году.

Вид на Чудов монастырь с Ивановской площади. Справа хорошо видна Алексеевская церковь, а за ней виднеются купола церкви святителя Алексия. Фото 1875 г.

В Чудовом монастыре в начале XVII века жил Григорий Отрепьев, бежавший в Польшу и выдававший себя впоследствии за сына Ивана IV, царевича Дмитрия. Здесь в 1610 году в монахи Чудова монастыря был насильно пострижен низложенный царь Василий Шуйский; через два года в 1612 году в подземной келье монастыря скончался Патриарх Гермоген, заточенный туда польскими интервентами. 12 мая 1913 года Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Торжественное богослужение, на котором присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна, возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV. А на следующий день в подземелье Чудова монастыря, где первоначально был погребен святитель, торжественно освятили первый в России храм в его честь. В 2013 году в память столетия прославления Патриарха Гермогена в Александровском саду был установлен памятник работы современного скульптора Салавата Щербакова и архитектора Игоря Воскресенского.

Чудов монастырь, вид со двора. С правой стороны в центре монастырского двора стоит величественный главный собор Чуда Архангела Михаила, в честь которого и назван монастырь. Первоначальное каменное здание было разобрано, и в начале XVI века был построен собор, который мы видим на фотографии. Слева хорошо видна колокольня первой половины XIX века и келейный корпус. Фото 1910 г.

В середине XVII века в стенах монастыря появляется греко-латинское училище, учрежденное Патриархом Филаретом (преемником Патриарха Гермогена) и получившее в Москве название Патриаршая школа. В 1812 году в Чудовом монастыре располагался штаб императора Наполеона. Между Чудовым и Вознесенским монастырями находилась территория Малого Николаевского дворца, в котором в 1818 году родился будущий царь-реформатор Александр II, освободивший народ от крепостной зависимости. Там же после восстания декабристов произошла историческая встреча императора Николая I с Александром Сергеевичем Пушкиным и немало других значимых событий.

Вознесенский монастырь, вид с купола Сената. На переднем плане Вознесенский собор, построенный в 1588 году на фундаменте старого храма как архитектурная «реплика» Архангельского собора. За ним виден купол церкви Святой Екатерины, построенной в 1808 году в неоготическом стиле на месте обветшавшей Георгиевской церкви начала XVI века архитектором Карлом Росси. Фото 1915 г.

Вознесенский монастырь на протяжении всей своей истории находился под покровительством русских правительниц; княгини и царицы делали богатые вклады в обитель, многие инокини монастыря принадлежали к царскому роду. Кроме великой княгини Евдокии, в монастыре жили: инокиня Марфа, в миру – Мария Нагая, последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия; насильно заточенная дочь Бориса Годунова Ксения; инокиня Марфа – мать Михаила Федоровича, первого царя из рода Романовых; Евдокия Лопухина, первая жена Петра Великого. Вознесенский собор был усыпальницей великих княгинь и цариц с начала XV века до 1731 года, в этом году упоминается погребение в царевны Прасковьи Ивановны, дочери царя Ивана Алексеевича. Архангельский собор на бровке рельефа холма и Вознесенский собор в центре монастыря устраивались как храмы- усыпальницы, построенные Алевизом Новым в Московском Кремле, и составляли часть величественного символического ансамбля, в котором каждая постройка несла глубокий смысл, каждый храм был ценен. И важно воссоздать облик сооружений в пространственной структуре города, установить визуальную взаимосвязь глухих и проездных башен, храмов, их куполов и колоколен. На них ориентировались улицы, веками складывался гармоничный ансамбль.

Екатерининская церковь Вознесенского монастыря. Фото 1883 г.

Не менее ценным становится изучение именно градостроительного значения монастырских сооружений, архитектурных качеств построек, их особенностей и исторического потенциала в современном осмыслении процессов в московском строительстве. С этой целью в МАрхИ была создана группа исследователей, широко контактирующих с научными, архивными, реставрационными, административными, церковными кругами для объединения в деле воссоздания исторического облика утраченных сооружений, поиска научной истины. Студенты МАрхИ – авторы проекта создали уникальную компьютерную объемную модель всего комплекса Московского Кремля, построенную с использованием современных специализированных программ. Модель позволяет вносить изменения и правки в соответствии с полученными археологическими данными, обнаруженными архивными чертежами. По этой модели выполняются аналитические, демонстрационные, проектные и рабочие чертежи Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей во взаимосвязи со стенами и башнями Кремля, Сенатом и сооружениями Соборной площади.

Чертеж Кремленаград, изображающий план Кремля, датируется началом 1600-х годов. Является одним из первых достоверных изображений Московского Кремля. Справа от Фроловских ворот (цифра 1), за стенами Кремля мы видим Вознесенский монастырь (цифра 2) с Вознесенским собором, и далее Чудов монастырь (цифра 26) с храмом Чуда св. Архангела Михаила.

Сохранившиеся фотографии используются для сопоставления с планами и обмерными чертежами, используются знания по древнерусской метрологии и специальные методики определения натуральных величин утраченных сооружений. Таким образом, происходит всестороннее совмещение архитектурных данных и компьютерных технологий с историческими сведениями, которые хранятся в летописях, описаниях, сметах на постройку и ремонт отдельных зданий и сооружений, изображениях с видами храмов и других построек монастырей и дворца (чертежи, гравюры, рисунки, акварели).

Вознесенский собор. Рака с мощами преподобной Евфросинии Московской (великой княгини Евдокии Дмитриевны).

Всестороннее изучение архитектурного комплекса позволило открыть уникальный метод создания компьютерных моделей каждого сооружения во всех этапах его исторического развития. Благодаря такому подходу авторы получили хронологический ряд из более чем ста компьютерных моделей ансамбля (каждая соответствует определенному историческому периоду). Наглядно и максимально полно демонстрирует архитектурное развитие комплекса компьютерная модель МАрхИ. Она позволяет достоверно представить архитектурный облик ансамбля монастыря виде фильма и компьютерной визуализации на период исторических событий и жизни личностей, оставивших след в истории.

Иконостас церкви Святой Екатерины. Фото начала XIX века.

Не менее интересным и перспективным является современный подход к хранению информации в единой объемной модели, совмещающей фасады и интерьеры кремлевских построек. Мы получаем своеобразный «живой архитектурный учебник» и интересный процесс мультимедийного погружения в историю Московского Кремля в различные периоды и эпохи. Архитектурный ансамбль Чудова и Вознесенского монастырей Кремля складывался на протяжении столетий и стал жемчужиной русского зодчества. В его создании принимали участие многие выдающиеся архитекторы: Алевиз Новый, Матвей Казаков, Карл Росси, Николай Шохин, Константин Тон и многие другие.

Иконостас собора Чуда св. Архангела Михаила Чудова монастыря. Фото начала XIX века.

В свой состав архитектурный комплекс включал множество разновременных и разностилевых построек. Здесь были представлены и древние строения XV-XVII веков (собор Чуда св. Архангела Михаила, Алексеевская и Благовещенская церкви, Вознесенский собор, церковь преподобного Михаила Малеина, монастырские кельи), и постройки в стиле классицизма XVIII века (Малый Николаевский дворец, хозяйственные постройки), постройки в неоготическом и неорусском стилях XVIII-XIX веков (церковь Святой Екатерины, крыльцо трапезной Алексеевской церкви, пристройка к Малому Николаевскому дворцу).

Интерьер собора Чуда св. Архангела Михаила Чудова монастыря.

Дискуссию о том, на какой период времени восстанавливать монастыри и Малый Николаевский дворец можно будет начать на основе научных исследований и сравнительных таблиц, схем, панорам, мультимедийных моделей на различные периоды развития архитектурных сооружений. Известно, что первоначальные деревянные постройки были заменены каменными строениями – и эти этапы также отражены в моделировании. Пожары, разрушения, новые требования и вкусы - да и сама жизнь вносили изменения в архитектурный облик строений.

Вознесенский монастырь. Церковь преподобного Михаила Малеина. Фото 1897 г.

Перестройкам, многочисленным ремонтам подвергались и основные здания, и второстепенные постройки. Но не менее важны для существования ансамблей монастырей те незначительные поправки, которые описаны в архивных источниках – чертежах и описях, сметах и описаниях работ. Только всеобъемлющая информационная историческая модель, связанная с виртуальной моделью архитектурной реконструкции, ответит на все вопросы, возникающие у неспециалистов и сомневающихся в успехе этой уникальной работы по возвращению исторического облика Москве и выдающемуся и уникальному ансамблю Московского Кремля.

Мощь фортификационной архитектуры и христианской символики в облике церковных построек Кремля не были уничтожены современными постройками советского периода. Но и они постепенно исчезают, несмотря на попытки сохранить безликие архитектурные образы конструктивизма и социалистического периода строительства функциональных зданий. Так ушла в небытие столовая-пристройка к Грановитой палате, на месте которой воссоздали Красное Крыльцо, демонтирован гигантский непропорциональный 14 корпус, на месте которого стояли монастыри и Малый Николаевский дворец.

Вид на Алексеевскую церковь с Ивановской площади. Авторская компьютерная визуализация.

После революции в 1917-1930 годах монастыри пережили артиллерийский обстрел большевиками, ремонты, изучение и фиксацию параметров и вида, борьбу за сохранение, проектные варианты, а затем снос и были преданы забвению. Существование монастырского ансамбля трагически завершилось в 1929-1930 годах, когда после неудавшихся попыток сохранения Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец были разобраны. На их месте было построено поверх старых фундаментов с использованием конструктивной основы здание 14-го корпуса Кремля. В нем размещалась 1-я Советская Объединенная военная школа РККА имени ВЦИК, затем Секретариат Президиума Верховного Совета СССР. Ценность для потомков составляют фотографии и обмеры исторических зданий перед сносом, фотографии в период демонтажа, так как именно они стали основой для построения компьютерных чертежей с порядовками кирпича, определения параметров сооружений, размеров кладочных швов, архитектурных деталей и особенностей внутреннего устройства стен.

Собор Чуда Архангела Михаила. Внутренний вид от въезда в Чудов монастырь с Ивановской площади. Авторская компьютерная визуализация.

На фотографиях в момент разборки храмов Чудова монастыря зафиксированы журавцы, что позволяет точно восстановить форму и профили куполов. Перед сносом монастырей советский реставратор Н.Н. Померанцев организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование великокняжеских захоронений и вывоз саркофагов с останками в подклет пристройки Архангельского собора. Также был разобран иконостас с иконами из Вознесенского собора и частично помещен в собор Двенадцати Апостолов Московского Кремля, частично в фонды музея. Фрагментарно сохранились фрески и декоративное убранство собора Чуда св. Архангела Михаила. В 2001 году началась реконструкция 14-го корпуса Московского Кремля, были развернуты масштабные ремонтно-строительные работы, продолжавшиеся до 2014 года, когда президент Российской Федерации В.В. Путин предложил снести существующее административное здание для изучения возможности восстановления разрушенных в 1929-1930 годах Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей и, тем самым, «восстановить исторический облик этого места с двумя монастырями».

Алексеевская и Благовещенская церкви. Внутренний вид со двора Чудова монастыря. Авторская компьютерная визуализация.

В 2016 году 14-й корпус был полностью демонтирован, на его месте устроен временный сквер с учетом возможного строительства на этой территории, проводятся археологические исследования. В 2014 году Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным была высказана идея восстановить Чудов и Вознесенский монастыри, а именно: «восстановить исторический облик этого места, придав им (монастырям) исключительно характер культурных ценностей». Изначально эта идея была встречена в экспертном сообществе отрицательно. Большинство специалистов в архитектурной среде утверждали, что нет необходимых архивных данных в виде проектных, обмерных чертежей, документов фотофиксации для создания проекта восстановления ансамбля.

Вознесенский монастырь и Спасская башня. Вид со стороны Чудова монастыря. Авторская компьютерная визуализация.

Часть специалистов придерживалась мнения, что восстановление утраченных объектов историко-культурного наследия противоречит профессиональной этике в сфере истории, реставрации, архитектуры, согласно которой нельзя восстанавливать утраченные памятники архитектуры, так как это будет «новодел», который общественностью никогда не будет оценен положительно. Однако этому можно противопоставить весомые контраргументы. Во-первых, в результате изучения исторических документов, выяснилось, что сохранились историко-архивные материалы, необходимые для восстановления каждой из построек ансамбля (чертежи, фотографии, гравюры, а также обмерные чертежи, выполненные перед сносом ансамбля в 1929 году). Во-вторых, опыт мировой практики показывает, что восстановление утраченных архитектурных памятников общественность всегда встречает самым позитивным образом.

Аксонометрический чертеж Малого Николаевского дворца (авторский чертеж).

Трудно переоценить сегодня идеологическую и культурную важность восстановления Храма Христа Спасителя, храм во имя иконы Казанской Божией Матери на Красной площади и Воскресенских ворот Китай-города с Иверской часовней. Чрезвычайно актуальной стала идея полного воссоздания стен и башен Китай-города с демонтажом безобразных современных торговых построек. Стены Кремля, Китай-города, Белого города, Скородома представляли собой градостроительный ансамбль города XVII века, построенного по единому метрологическому замыслу. После Великой Отечественной войны были восстановлены целые архитектурные комплексы, пользующиеся сегодня туристическим спросом: Петергоф, Царское село, детинец и храмы Пскова, Великого Новгорода и другие. Также стоит упомянуть международный опыт, где утраченные памятники архитектуры, ансамбли и даже города, разрушенные в результате естественных причин или в результате внешнего воздействия, в скором времени восстанавливались.

Панорама ансамбля со стороны Ивановской площади (авторская компьютерная визуализация).

Так, после обрушения в 1902 году была восстановлена колокольня собора Святого Марка в Венеции; после Второй Мировой войны были восстановлены целые города и их части, кварталы, архитектурные памятники Дрездена, Варшавы, Праги, Гданьска и других.
Иными словами, опыт восстановления утраченных памятников архитектуры в истории обширен. Он включает в себя воссоздание как отдельных зданий, так и целых архитектурных комплексов, ансамблей и даже городов. В связи с тем, что сегодня в профессиональном сообществе не уделяется должного внимания вопросу восстановления Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей, инициативная группа выполнила архитектурный проект их воссоздания. Повышается актуальность замечательного предложения Президента страны о восстановлении историко-архитектурного ансамбля, расположенного в сердце столицы. Вопрос становится общегосударственным и с ним связаны все надежды реставраторов и историков, христиан России, всех культурных и образованных людей, мечтающих побыть туристом, восхищающимся архитектурой в своей собственной стране и увидеть возрождение градостроительных традиций в многонациональной России без зависимости от навязываемых нам идей псевдосохранителей русской культуры и ее памятников.

Малый Николаевский дворец (авторская компьютерная визуализация).

Реставрационное дело в России больно, новые кадры реставраторов-архитекторов не воспитываются, кафедры реставрации в упадке, а частные реставрационные конторы с трудом выживают в условиях «удешевления», а на деле уничтожения подлинного реставрационного процесса. Многие памятники архитектуры в России стоят в шатающихся строительных лесах, заливающих дождевой водой стены храмов. Колокольни и кирпичные своды разрушаются без кровель, ободранных в период подготовки к «консервации и реставрации».

Чертежи фасадов Малого Николаевского дворца начала XIX века (авторские чертежи).

С воссозданием кремлевских строений напрямую связаны технологии подготовки нашей научно-проектной документации по Чудову и Вознесенскому монастырям, Малому Николаевскому дворцу с созданием образовательных научно-реставрационных центров. Надеемся, что удастся сохранить подлинные древние памятники архитектуры. Но если не остановить их разрушение, толет через десять мы можем потерять от восьмидесяти до девяноста процентов исторических построек, являющихся нашим историко-культурным архитектурным генофондом. Он воплощен предками в белом камне и кирпиче, дереве и штукатурных покрытиях, фресковых росписях и медных кровлях сельских храмов, усадебных зданиях, палатах и особняках. Пустеют деревни, малочисленны прихожане – а кто кроме нашей Русской Православной церкви будет служить в церквях и использовать по их по прямому предназначению молитвы и поддержанию божественной красоты? При этом в советское время в храмах были склады, гаражи, мастерские и худо-бедно они охранялись, отапливались, на них ремонтировались кровли, стеклились окна, закрывались двери.

Чертежи фасадов Малого Николаевского Дворца 1818 и 1874 года.
В 1851 году начинается перестройка дворца по проекту архитектора К. А. Тона, но после смерти Николая по приказу Александра II все работы были прекращены. Успели выстроить только крыльцо с шатровым верхом. В 1874—1878 году дворец отреставрировали под руководством архитектора Н. А. Шохина.

«Ценна архитектурная форма» - самый главный завет и вершина знаний наших опытнейших реставраторов и ученых, исследователей древнерусской архитектуры. Не новые материалы страшны: нижние и сгнившие венцы у деревянных памятников заменялись новыми бревнами, разрушенный кирпич подлежал вычинке новым кирпичом, обмазка и штукатурка освежалась и возобновлялась с сохранением особенностей и технологий, заново покрывались кровли с новой позолотой. Страшна новая идеология подобно той, что якобы следовало сохранить 14 корпус, а на самом деле псевдоучения о «новоделе» отвлекают от научно-исследовательской реставрационной работы, музеи не допускают исследователей и архивистов к документам, прячут и замалчивают архивные материалы по монастырям и Малому Николаевскому дворцу. Благодаря научному подвигу российских архивистов-исследователей была проделана большая работа по изучению исторических документов, в интернете содержится огромный массив фотографий и чертежей, на основе которых создан архитектурный проект восстановления кремлевских обителей, научной группой написана книга о восстановлении исторической за стройки Кремля.

Вид на Малый Николаевский дворец  и Чудов монастырь c Ивановской площади. Фото 1883 г.

О важности общественных и научных обсуждений упоминал Президент России, поэтому была осуществлена демонстрация проекта общественности. Рабочей группой были проведены научные обсуждения темы восстановления монастырей в Центральном Доме Архитекторов. Архитекторы и ученые, историки и священники одобрительно отнеслась к идее и проекту восстановления. Опубликованы научные статьи и публикации в исторических журналах, сделаны доклады в рамках научных программ Московского Архитектурного Института. Авторы проекта неоднократно выступали с темой воссоздания монастырей и дворца на российском телевидении. Материалы проекта воссоздания Чудова и Вознесенского монастырей были представлены в документальных фильмах «Святыни Кремля» и «Невидимый Кремль», показанных на телеканалах «Спас» и «Культура».

Разбитый малый Николаевский дворец. 1917 г.

Проект демонстрировался на крупных выставках и форумах, к примеру, на второй православной выставке «Вера и профессия», которую посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Часть материалов была представлена авторами проекта Алексеем Капустиным и Александрой Скабичевской Президенту Российской Федерации Владимиру Путину на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида на Бакальской косе», проходившем в 2016 году в Крыму. Сложно переоценить для Российского государства значение идеи воссоздания комплекса Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей.

Вид ансамбля с высоты птичьего полета (авторская компьютерная визуализация).

Компьютерный видеофильм, чертежи, макеты, трехмерные модели позволяют сделать вывод о том, что архитектурный ансамбль монастырей являлся одним из лучших архитектурных ансамблей страны с выразительной объемно-пространственной композицией и сложным силуэтом, с многочисленными позолоченными куполами соборов и церквей. Ансамбль имел важное градостроительное значение для Москвы. Монастыри играли важную роль в духовной жизни нашей страны, были почитаемы царской династией, с ними были связаны многие важные события в истории государства. Разрушение комплекса стало невосполнимой утратой для национальной культуры, гармоничного архитектурного облика Кремля Малого Николаевского дворца, Чудова и Вознесенского монастырей.

Поэтапное, научное воссоздание ансамбля с участием молодых реставраторов, ученых, откроет путь к восстановлению своеобразной школы-команды при Экспедиции Кремлевского строения (известного как Кремлевское архитектурное училище). Проект и реализация такого архитектурного училища, от которого ведет свою историю МАрхИ, откроет новую страницу в описании событий духовной и культурной жизни нашей страны.

Поделиться: