Дарья Антонова
Дарья Антонова
Архитектор
Музей от реставратора
Академия
04.10.16 / 12:12

Статус исторического поселения – редкая привилегия, даруемая уникальным русским городам. Последним в список исторических городов 11 января 2016 года вошел Севастополь. Одним из первых в него вошла Коломна, известная самой древней каменной постройкой Московской области – храмом Иоанна Предтечи в Городищах начала XIV века. Главная достопримечательность – это переживший императрицу Екатерину II и советскую власть каменный кремль. Первые попытки изучения и сохранения архитектурного наследия Коломны были предприняты ещё до революции. Тогда были осуществлены противоаварийные и реставрационные работы на кремле. Образованный во второй половине XX века трест «Мособлстройреставрация» начинает проводить обследования и реставрацию некоторых заметных городских памятников. За счет частных инвесторов процесс был продолжен в 1990-х годах, когда началось возвращение храмов Русской Православной Церкви. В настоящий момент можно аккуратно начинать подводить итоги работ, вспоминать не только имена архитекторов-храмоздателей, но и реставраторов, восстанавливавших памятники после дореволюционных достроек и «улучшений» и разрушений советской эпохи.

Вид на Коломенский кремль. Слева на право: Успенский кафедральный собор, церковь Воскресения Словущего, Тихвинский собор, колокольня Ново-Голутвинского монастыря, Успенская шатровая звонница, Покровская церковь
Вид на Коломенский кремль. Слева на право: Успенский кафедральный собор, церковь Воскресения Словущего, Тихвинский собор, колокольня Ново-Голутвинского монастыря, Успенская шатровая звонница, Покровская церковь

Частным энтузиазмом в октябре 2016 года в Коломне создаётся Музей реставрации архитектурных памятников – уникальный проект как для Коломны, так и для всей России. Ближайший к нему по тематике Музей архитектуры имени Щусева, акцентирует свою экспозиционную и научно-исследовательскую деятельность на изучении и популяризации непосредственно архитектурного наследия. Коломенский же музей стремится раскрыть процесс реставрации памятников, работу архитектора-реставратора над реализацией проекта. Важно отметить, что экспозиция Музея опирается на личные материалы и рабочий архив архитектора-реставратора Станислава Петровича Орловского, руководившего многими реставрационными работами в Коломне. Несмотря на то, что музей имеет скорее персонифицированный характер, экспозиция рассказывает о реставраторах – учителях, коллегах и предшественниках Орловского: Б.Л. Альтшуллере, А.И. Некрасове, Н.Н. Воронине, В.В. Кавельмахере, О.И. Пруцыне…

Музей расположен в жилом доме в старой части Коломны, где проживает сам Орловский, поэтому часть экспозиции охватывает его действующие кабинет и чертёжную. В целом Музей можно разделить на две зоны: зона реализованных проектов и методики работ на объекте и зону работы реставратора в кабинете. Здесь часто можно встретить школьников, студентов историков и архитекторов.

При входе посетителей встречают обломки архитектурных элементов, начальные точки и исходный материал работы реставратора. Большинство из них было вывезено в стремлении сохранить элемент внешнего декора разрушаемого здания. Часть обломков были взяты именно в процессе реставрационных работ для последующего восстановления оригинального декора. Экспонаты поступили с храма Никиты Мученика в Коломне (две составляющие архивольта, части оконной колонки), храма Пресвятой Троицы в селе Дединово (1696–1700 гг., колонки со следами росписи и растительным орнаментом), храма Иоанна Предтечи в Городищах (база и архивольт портала).

В Музее хранится керамида XVI века, найденная при работах на апсиде храма Воскресения Господня в Коломенском Кремле. Как было определено реставраторами, пояс подобных керамид украшал апсиды храма, что было воссоздано в наше время. На момент начала работ перед реставраторами встал сложный вопрос – на какой исторический период восстанавливать облик храма, на XVI или XVIII века? В результате сегодня мы можем увидеть в Коломенском кремле храм конца XVIII века, в четверике и трапезной которого была проведена консервация внешнего вида, а апсиды были отреставрированы в облике XVI века, с характерным украшением из керамид и узкими оконцами. С.П. Орловским было восстановлено множество храмов в Коломне, одним из первых в его практике был Успенский шатровый храм, построенный в 1554 году по обету Ивана Грозного после взятия Казани. В XIX веке архитектура храма претерпела значительные изменения, однако, в 1971-1980 годах реставрационные работы возвратили зданию оригинальный облик шатрового храма XVI века, каким его видел царь Иван.

На многие годы растянулась история исследования и реставрации Крестовоздвиженского собора и келейных корпусов Успенского Брусенского монастыря. Во второй половине XIX века храм считался самым красивым зданием Коломны. Восстановлению его внешнего вида предшествовали обмерные работы, проведённые архитекторами треста «Мособлреставрация» под руководством Орловского в 1974–75 годах. Тогда же были выпущены обмерные чертежи южного и западного фасадов храма. Позднее – в 1977 году, Орловским была сделана первая графическая реконструкция фасадов собора. Однако восстановление главок собора началось в 2005 году и было выполнено в несколько стадий. Вначале в кирпиче была выстроена лишь центральная главка собора, а 4 малые в – дереве. Реставраторы опасались, что кровля собора не выдержит нагрузок. Только после повторных обследований они убедились, что верхнюю часть собора можно восстанавливать в камне. И сейчас мы имеем возможность любоваться Крестовоздвиженским храмом в его изначальном облике.

Ещё один коломенский монастырь, основание которого связано с именем Сергия Радонежского – Богоявленский Старо-Голутвин, в 2007 году стал объектом реставрации творческой мастерской Орловского. В начале 1990-х годов монастырь находился в неудовлетворительном состоянии: покосившаяся ограда монастыря и разрушающиеся псевдоготические башенки работы Матвея Казакова.

Значительное место в экспозиции Музея отведено фотографиям и реставрационным чертежам старейшей коломенской церкви – храма Иоанна Предтечи в Городищах, работы на котором велись около двадцати лет. Первые исследования начали проводить в 1970-х годах, когда храм был сильно видоизменен в результате перестроек XIX века. Вторая волна реставрации проходит в 1990-х годах. В процессе обследования было выявлено несколько стадий строительства: сначала шла древняя кладка из нетёсаного белого камня XIV века, далее – кладка XVI века тёсаным белым камнем и, наконец, трапезная, пристроенная в XVIII веке. В настоящий момент храм отреставрирован с выделением всех исторических периодов строительства, и в нем проводятся регулярные богослужения.

Пожалуй, самый важный проект Станислава Орловского в Коломне – реставрация Коломенской крепости. Он руководил всем объёмом работ производимых в Коломенском кремле в 1970-х годах, благодаря чему были частично реконструированы и отреставрированы 7 башен крепости и 2 прясла стены. Интересный факт, отмечаемый самим Станиславом Петровичем: при реконструкции части стены, где проходил выезд на улицу Болотникова, он переживал за то, как люди отнесутся к тому, что им перекрывают часть улицы кирпичной стеной. Но, к удивлению реставраторов, горожане никак не отреагировали на то, что улица Болотникова стала тупиком.

Особую часть коллекции Орловского составляют керамические печные изразцы преимущественно коломенского происхождения XVIII—XIX века. Выделяются изразцы с нетипичной религиозной тематикой, разнообразные городки, бордюрный изразец с изображением утицы, изразцы с изображением «танцующего» льва и двуглавого орла. Интерес представляют редко доходящие до нас угловые детали изразцов. Найдены они были в печах коломенского Ново-Голутвина монастыря, а украшающий их орнамент отличается явным европейским влиянием. Датировать изразцы можно XVIII веком, то есть тем периодом, когда в корпусах монастыря располагалась ещё резиденция коломенского епископа. В этой части экспозиции представлены элементы керамического покрытия кровли: с имитацией деревянных дощечек, чернолощёная черепица из Успенского храма Брусенского монастыря.

Посетители Музея свободно заходят в действующий кабинет и чертёжную реставратора, где отражены этапы работы над изучением и восстановлением объекта культурного наследия.

Сегодня самый молодой коломенский музей поднял острую тему. Важно не только сохранить имя и творческое наследие архитектора-реставратора, но и рассказать людям о тяжелой и кропотливой работе реставраторов, людей ежедневно сохраняющих наследие, показать её с изнанки, на практике. В сочетание с неповторимой атмосферой и обликом Коломны Музей может стать решающим аргументом в выборе молодым архитектором или художником, скульптором именно реставрационного направления. Это особенно ценно, учитывая сколь узок круг профессиональных архитекторов-реставраторов в России. А найти молодого реставратора деревянной архитектуры или белого камня – почти невероятная удача.

Поделиться: