Владимир Мединский вручил премию за сохранение объектов культурного наследия
Честные собственники
06.02.16 / 00:12
ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» учредило премию «Феникс» за лучший осуществленный проект сохранения и приспособления объектов культурного наследия к современному использованию.
Фото: auipik.ru

ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» учредило премию «Феникс» за лучший осуществленный проект сохранения и приспособления объектов культурного наследия к современному использованию. Цель - поддержать частную инициативу по сохранению памятников. Торжественная церемония вручения премии прошла 15 декабря в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Гостями мероприятия стали художественный руководитель Государственного Малого театра Юрий Соломин, генеральный директор Государственного Малого театра Тамара Михайлова, директора строительных и реставрационных компаний, члены жюри, победители и номинанты премии из разных регионов России. Ведущий церемонии — главный редактор журнала «Охраняется государством» Андрей Новиков-Ланской.

«Дорогие друзья, Агентство АУИПИК – это возможность вернуть наши старые прекрасные памятники архитектуры, дать им новую жизнь, и название премии полностью отражает деятельность, которую осуществляет наше агентство. Организация проводит реставрацию памятников за счёт инвестора и, что важно, приспосабливает их к современному использованию. Важно, что у АУИПИК нет бюджетных затрат, оно инвестирует в сохранение памятников архитектуры за счет аренды. Сейчас агентство работает над вопросом принятия объектов культурного наследия, которыми владеет Росимущество. Мы со своей стороны будем им всячески помогать», - заявил министр культуры РФ Владимир Мединский, открывая церемонию награждения.

Победителя в одной из шести номинаций премии «За градостроительное решение» Владимир Мединский объявил лично. Премию получил инвестиционный проект Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» - «Палаты Зиновьевых-Юсуповых» в Москве.

Премия была присуждена за конструктивную и архитектурную адаптацию здания в современном московском жилом комплексе и дальнейшее приспособление объекта под нумизматический музей-клуб.

«Мне посчастливилось там побывать. Приглашаю всех посетить это замечательное место и получить удовольствие от потрясающей экспозиции, от этого бережно восстановленного памятника», - сказал министр, вручая награду учредителю Фонда, президенту ПАО «Лукойл» Вагиту Алекперову.

Церемонию награждения победителей продолжил руководитель АУИПИК, председатель конкурсного жюри Олег Рыжков, который отметил, что агентство призвано не просто сохранять памятники культуры и истории, а делать это коммерчески эффективно.

«Мы вышли с соответствующим предложением, а министр культуры РФ нас поддержал и высказал пожелание отмечать тех частных инвесторов, которые взяли на себя предпринимательские риски, вложили собственные деньги и развили эффективный бизнес в восстановленных зданиях», - отметил Олег Рыжков.

«Жилой дом конезаводчика Телегина» (Орловская область) стал одним из лидеров конкурса и победил в номинации «За лучший осуществленный проект приспособления загородного объекта культурного наследия». Премию получила генеральный директор ООО «Злынский конезавод» Лебедева Светлана Владимировна.

Фото: auipik.ru

«Жилой дом конезаводчика Телегина» входит в состав исторического памятного комплекса «Усадьба конезаводчика Телегина 19 века». Дом был построен в начале прошлого века в стиле модерн и является уникальным образцом архитектуры того периода с присущим этому стилю особенностями - обилием башенок, террас, балконов, разнохарактерными окнами, разновеликими объемами. Его история неразрывно связана с конным заводом — одним из самых известных конных заводов России начала 20 века. А также с окружающим его ландшафтным ансамблем, связанным в единую систему нескольких парков и прудов: верхние усадьбы – парковые, и нижние – коннозаводские, хозяйственные.

Долгое время здание не использовалось, и большинство элементов архитектуры было либо утрачено, либо перестроено. В ходе проведения научной реставрации дом приобрел свой первоначальный облик, сохранившийся на фотографиях начала 20 века.

Фото: auipik.ru

В ходе реализации проекта была проведена санация и парковой зоны, которая к моменту начала работ потеряла свою планировочную структуру. Таким образом, было демонтировано несколько зданий, выстроенных в послевоенный период в усадебном парке, и на их местах осуществлена реставрационная подсадка парковых деревьев. Одновременно была проведена очистка больших прудов (верхнего и нижнего) и санация древесных обсадок.

Разработка проекта достопримечательного места включила в себя также полевые и луговые территории, водные и лесные приусадебные участки, что позволило сохранить культурный ландшафт, связанный с коннозаводческой деятельностью в полном объеме. В настоящее время в музее конного завода, кроме традиционных экскурсий, проводятся лекции с использованием мультимедийного оборудования.

Плесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник с проектом «Здание женского училища, 1-я половина XIX века» выиграл номинацию «За лучший осуществленный проект приспособления объекта культурного наследия под клуб».

Премия за Здание женского училищаФото: plyos-adm.ru

Проект современного использования старинного особняка подготовлен компанией «Творческая мастерская Нео-СВ», реставрационные работы провела фирма «Владимирреставрация». Памятный знак был вручен директору ГБУ Ивановской области «Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Чаяновой Алле Валерьевне.

Фото: auipik.ru

Здание женского училища - это яркий пример провинциального дома в формах позднего классицизма с характерными архитектурными особенностями того времени: объемно-пространственная структура, строгий абрис массивных наружных стен из кирпича, скатная форма металлической крыши под профильным карнизом, а из декоративного убранства – лишь деревянные окна. Сведенный к минимуму декор - строг и лаконичен. На фоне гладких стен четко рисуются тяги простого профиля, фиксирующие цоколь и плоскость стены между двумя этажами. Плоский фриз и выступающий карниз сильного выноса венчают фасады.

Фото: auipik.ru

В ходе реставрации внутри здания создали экспозиционный зал, а вместо приделов советского периода были возведены двухэтажные пристройки с размещением помещений, необходимых для современного функционирования. Фасады существовавшего здания, обладающие ценными свойствами объекта культурного наследия, не закрытые пристройками, сохранялись. Для работы с ценными элементами фасадов - поверхности стен, лепнина и кирпичный декор поясов, наличников, карнизов, проектом были предусмотрены реставрационные методы, направленные на восстановление их первоначального облика и обеспечения дальнейшей эксплуатации.

После завершения реставрационных работ в 2014 году, здание было приспособлено под культурный центр.

Единодушно члены жюри выбрали победителя конкурса в номинации «За лучший проект музеефикации объекта культурного наследия». Им стал Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шепелевых АО «Выксунский металлургический завод» Нижегородской области, а премию за сохранение и приспособление объекта культурного наследия вручили директору комплекса - Цыпляеву Андрею Анатольевичу.

Фото: auipik.ru

История возникновения Выксунских заводов началась со второй половины XVIII века и связана с именами тульских горнозаводчиков Баташевых. Рядом с первым Выксунским заводом в 1767 г. был построен Дом заводчиков по проекту крепостного архитектора М. Кисельникова. Позади Большого дома был разбит сад во французском и английском стилях. Ныне дом Баташевых является памятником архитектуры федерального значения.

Фото: auipik.ru

Масштабная реставрация объекта с частичной заменой более 6 000 м перекрытий, тотальное инъектирование стен, потолков и сводов общей площадью более 4 900 м длилась с 2006 по 2013 годы. Была разработана и смонтирована уникальная самонесущая конструкция типа «этажерки», которая не опирается на несущие стены Западного флигеля. Для всего здания и по каждому из помещений в отдельности разрабатывались и утверждались специальные технические условия по компенсирующим мероприятиям. При отделке архитектурно-декоративных элементов применялся гипс, белый камень, известь; работы велись экологически чистыми материалами, в том числе с использованием деревянных конструкций и элементов: дверей, подоконников, окон, кровли, паркета. Печные камины были выложены из керамического кирпича.

В настоящее время три этажа объекта приспособлены под музей, что в общей сложности составляет более 3 500 м² площадей просторных экспозиционных и выставочных залов.

Уникальный проект «Горный парк «Рускеала», расположенный в Республике Карелия, члены экспертного совета отметили особо. Премию присудили в номинации «За лучший осуществленный проект сохранения ландшафтной архитектуры».

Фото: auipik.ru

Его примечательность заключается в том, что еще со времен Екатерины Великой люди не просто интересовались красотами местной природы, а активно ее разрабатывали, добывая один из красивейших мраморов мира.

За достижения в области сохранения, приспособления и популяризации объекта культурного наследия регионального значения премия была вручена директору ООО «Колмас Карелия» Артемьеву Александру Борисовичу.

Рускеальский мрамор испокон веков использовался не только для строительства и оборудования дворцов и соборов, но и для изготовления предметов прикладного искусства – ваз, подсвечников, каминов, тумб, столешниц, памятников, автором многих из которых был О.Монферран (архитектор, строитель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге).

В конце 19 века Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень, и облицовочные блоки.

Фото: auipik.ru

После войны 1941-1945 годов началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров. Старый «Главный» карьер, с оперяющими его подземными выработками, решили не трогать, и вода быстро заполнила большую его часть. Так образовалось красивое мраморное озеро, которое впоследствии стало основой Рускеальского горного парка.

Объект культурного наследия в Карелии оборудован развитой туристической инфраструктурой с многофункциональным зонированием, обеспечивающим высокую круглогодичную посещаемость. Уникальная площадка для проведения международных тематических конференций, семинаров, фестивалей, мастер-классов. Площадка для занятия активными видами спорта (катание на собачьих упряжках, лыжах, санях, коньках, велосипедах, водных видах транспорта, занятия дайвингом, альпинизмом). Открытая научная лаборатория для изучения различных аспектов рекреационных технологий.

Шестым финалистом конкурса на премию «Феникс» стал объект культурного наследия регионального значения города Иркутска «Дом купца Жарникова», восстановленный Дмитрием Николаевичем Бритком.

Фото: auipik.ru

Уникальный образец архитектуры Сибирского региона, памятник деревянного зодчества – так называемые «кружевные дома». После большого пожара в 1879 году усадьба была восстановлена купцом Жарниковым.

При проведении современных реставрационных работ были бережно восстановлены фасады объекта, уникальный кессонированный лепной потолок.

Сохранность первозданных элементов архитектуры - оригинальные элементы интерьера, объемно-планировочное решение, делала работу реставраторов весьма сложной, поскольку не допускала вольных трактовок. Для этого применялись уникальные технологические решения при замене пришедших в негодность бревен сруба без его переборки и вывешивания. Был подведен железобетонный оголовок обоймы усиления фундамента взамен нижнего венца основного сруба. Работы проводились способом узких захватов практически без применения строительной техники. Требовалась постоянная поддержка положительной температуры в помещении, что с учетом климатических особенностей региона было весьма непростой задачей.

Фото: auipik.ru

Для реставрационных работ использовалось дерево, обработанное современными строительными растворами. На прилегающей территории был установлен небольшой фонтан и беседка.

В настоящее время в здании расположился уютный ресторан, стиль и внутренне убранство которого напоминает гостям домовое устройство и русский купеческий быт времен аптекаря Жарникова.

Помимо шести главных номинаций членами экспертного совета премии было принято единодушное решение отметить памятными сертификатами за успешное осуществление проекта приспособления и популяризации объекта культурного наследия всех, кто принял участие в этом конкурсе:

— Магомедова Зиявудина Гаджиевича, Благотворительный фонд содействия развитию культурных, образовательных и социальных проектов «Пери» за проект «Дом Петра I в Дербенте» (Республика Дагестан);
— Стапанову Галину Георгиевну, Генерального директора ООО «Усадьба «Марьино», за проект «Романтический парк усадьбы «Марьино» (Ленинградская область);
— Шкрапкина Алексея Вадимовича, Генерального директора ООО «Усадьба Скорняково-Архангельское» за проект Усадьба Скорняково-Архангельское (Липецкая область);
— Харитонова Александра Ивановича, Президента некоммерческого партнерства по развитию культуры и искусства «Меценат Клуб» за проект «Дом Лобанова-Ростовского» (Москва);
— Залюбовскую Наталью Валерьевну, Президента регионального общественного фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия за проект «Дом Поливанова»(Москва);
— Денисова Александра Алексеевича, за проект «Дом Ченцова, XIX век» (Калужская область);
— Коваленко Андрея Валерьевича, директора ООО «Ситиком» за проект «Жилой дом купца Яковлева» (Красноярск);
— Белоусова Максима Владимировича, за проект «Ильинская церковь, XIX век» (Тульская область);
— Сиразетдинова Делюса Наилевича, Генерального директора ООО «КамаСтройИнвест» за проекты «Дом Апанаева», «Дом Токарева», «Дом Казакова; Усадьба Кушаева» (Казань);
— Ермолова Вячеслава Ивановича, Генерального директора ООО «Тулареставрация» за проект «Административное здание» (Тульская область);
— Куприянова Алексея Борисовича, ООО «Престиж» за проект «Жилой дом, XVIII – XIX век» (Тульская область).

ФГБУК АУИПИК Министерства культуры Российской Федерации - агентство, занимающееся сохранением, реставрацией и использованием памятников архитектуры различных эпох, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения. Большое внимание агентство уделяет разработке и внедрению в практику наиболее эффективных и экономически оправданных методов сохранения ОКН, с обязательным учетом исторического предназначения. Особый акцент делается на методическом и практическом сопровождении деятельности пользователей ОКН по сохранению памятников. Каждый новый пользователь ОКН, оплачивая арендную плату, тем самым обеспечивает будущую реставрацию другого памятника.

Поделиться: