Автор: Юлия Ракитина
Автор: Юлия Ракитина
Искусствовед, специальный корреспондент "Россiя. Наследие"
Памяти В. Сарабьянова. Новые победы и открытия реставрации
Дискуссия
27.04.16 / 06:06
В Государственной Третьяковской галерее состоялась конференция, посвященная памяти известного искусствоведа, специалиста в области древнерусской монументальной живописи, художника-реставратора Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) Владимира Сарабьянова.
Фото предоставлено пресс-службой Реставрационных компаний Министерства культуры России

Конференция «Проблемы изучения древнерусского и византийского искусства» была организована Государственной Третьяковской галереей совместно с Государственным институтом искусствознания. В ходе мероприятия был презентован сборник статей В. Д. Сарабьянова. В числе докладчиков конференции - ученики и коллеги Владимира Дмитриевича,а также сотрудники бригады МНРХУ, носящей его имя.

Владимир Дмитриевич Сарабьянов (1959-2015) - сын искусствоведа, академика Д.В. Сарабьянова. Масштаб личности и разнообразие деятельности Владимира Дмитриевича всегда впечатляет, он был не только выдающимся реставратором, но и ученым высокого уровня, человеком аналитического ума, энциклопедических знаний и разнообразных интересов. Он был главным искусствоведом МНРХУ, старшим научным сотрудником Государственного института искусствознания.

Будучи талантливым исследователем, Владимир Дмитриевич Сарабьянов выступил автором более ста научных работ, в том числе 15 монографий, по истории древнерусского искусства и реставрации древнерусской живописи. Сфера его научных интересов лежала в плоскости византийского и древнерусского искусства, реставрации произведений церковной живописи. Владимир Дмитриевич выступил соавтором «Истории древнерусской живописи» (2007), был членом редакционной коллегии сборника «Искусство христианского мира», членом Патриаршего совета по культуре. Преподавал в Свято-Тихоновском университете.

Владимир Дмитриевич посвятил свою жизнь спасению ценнейших памятников культуры России, не только национального, но и общемирового значения. Он принимал участие в реставрационных работах подомонгольским росписям Новгорода, Старой Ладоги и Мирожского монастыря, в восстановлении фресок собора Снетогорского монастыря и Успенского собора в Звенигороде, реставрации позднесредневековой живописи храмов Московского Кремля, а также малоизвестных фресок XI–XIII веков в церквах Египта и Ливана.

Фото автора

Владимир Дмитриевич стал первооткрывателем одного из крупнейших и наиболее впечатляющих комплексов живописи XII столетия – росписей собора Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке, ранее известных лишь по отдельным фрагментам.

В ходе конференции слушатели смогли познакомиться с последними исследованиями и результатами реставраций многих храмов России.

Фото автора

В докладе «Проблемы реконструкции программы фасадного декора Георгиевского собора в Юрьеве-Польском» Л. И. Лифшиц (Государственный институт искусствознания, Москва) не только поделился деталями реставрационного процесса, но и рассказал об иконографических толкованиях сложной орнаментальной системы собора.

Георгиевский собор - один из самых поздних из сохранившихся на Владимирской земле памятников белокаменной архитектуры доордынского нашествия. В неизменном виде осталась лишь часть стен, покрытых нарядной резьбой по камню. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения фантастических чудовищ, зверей, птиц, людей. В декор введены также изображения Богоматери и святого Георгия, евангельских сцен, фигурсвятых воинов.

Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области

Георгиевский собор — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Фото: globallookpress.com

Доклад «Новые исследования церкви Спаса Евфросиньева монастыря в Полоцке» Е.Н.Торшина, О.М.Иоаннисян, П.Л.Зыкова и Д.В.Дук был посвящен единственному дошедшему до наших дней в полном объеме памятнику истории и культуры Полоцкой земли до монгольского времени. Изменения почти не коснулись кладки XII века, довольно точно воссоздается подлинный внешний облик церкви, в настоящий момент искаженный поздними перестройками, при этом полностью избежал переделок первоначальный интерьер. Под несколькими слоями записей уцелел весь комплекс древней фресковой росписи.

Своеобразие архитектуры и живописи Спасской церкви, не имеющих прямых аналогий в художественном наследии православного мира, вероятнее всего, было определено заказчицей - преподобной Евфросинией Полоцкой. По мнению В. Д. Сарабьянова, изначально Спасская церковь мыслилась как храм-усыпальница, и предназначалась для настоятельниц обители и, в первую очередь, для самой преподобной Евфросинии. Именно этим замыслом объясняется малый объем церкви. О погребальном предназначении храма говорят и выявленные остатки двух аркосолиевюжной и северной стен.

А.Б.Гребенщикова и В.В.Сергиеня представили доклад «Росписи XV - XIX вв. во Владычной (Грановитой) палате Новгородского Кремля». В докладе были подведены итоги реставрационных работ. Владычная палата – единственная из сохранившихся до наших дней построек архитектурного комплекса Владычного двора. Он был сооружен, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440 гг.

Владычная (Грановитая) палата Новгородского Кремля

Владычная (Грановитая) палата Новгородского Кремля. Фото: А. Савчук

Владычная палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики и сооруженный при участии немецких мастеров. Парадные помещения перекрыты нервюрными сводами с выступающими ребрами – гранями, чем и объясняется ее второе название – Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками XV – XIX веков, фрагменты которых и сейчас можно увидеть в ее интерьере.

Фото предоставлено пресс-службой Реставрационных компаний Министерства культуры России

П. А. Тычинская познакомила с отчетом «Новооткрытая роспись западного фасада собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. По результатам противоаварийных работ 2015 года».

Снетогорская живопись является истоком псковской иконографической традиции. Роспись собора отличается парадоксальным сочетанием наивности и эмоциональности, виртуозности исполнения и умышленным ограничением художественных приемов, свободным обращением с архитектоническими принципами фресковой декорации и монументальностью мышления, литературной повествовательностью и догматической глубиной создаваемых образов. Одной из главных особенностей снетогорских фресок является их колорит, построенный на комбинации сближенных темных тонов: фиолетовых и темно-лиловых, коричневой и красной охр, оливковой зелени, на фоне которых выделяются светло-желтые нимбы, белые жемчуга и вкрапления киновари.

Фото предоставлено пресс-службой Реставрационных компаний Министерства культуры России

Некоторые доклады были посвящены зарубежным храмам: «Росписи апсиды церкви Св. Анны в Трапезунде — неизвестный ансамбль конца IX в.» А. В. Захаровой; «Иконография и стиль фресок церкви Св. Георгия в Рашкиде (Ливан). Предварительные замечания» Д. А. Скобцовой.

В ходе конференции большое внимание было уделено иконописи. Об этом прозвучали доклады «Из истории выдающихся открытий древнерусской живописи. Николай Протасов — основные вехи пути» И. Л. Кызласовой; «Проблема атрибуции иконы «Рождество Богородицы» из собрания Рябушинского» Е. М. Саенковой; «Чудотворные иконы Псковской вечевой республики» Т. В. Кругловой; «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская» - ответы реставрации» А. А. Горматюк; «Страшный суд». Обретенная икона Благовещенского собора» Т. Е. Самойловой; «Икона «Богородица Псково-Покровская», как источник по топографии средневекового Пскова» Н. М. Ткачевой.

Фото предоставлено пресс-службой Реставрационных компаний Министерства культуры России

Наследие Сарабьянова это не только сохраненные его усилиями архитектурные сокровища России, но и целая реставрационная школа, состоящая из его учеников и соратников. Конференция, посвященная памяти Владимира Дмитриевича, прошла в атмосфере оптимизма. Недавние открытия, успешно завершенные проекты, амбициозные предположения и гипотезы, высказанные на этой конференции – все это дает надежду, что реставрационную науку ждут новые победы и новые имена.

Поделиться: