Татьяна Абанкина
Татьяна Абанкина
Кандидат экономических наук, профессор, директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ
Опыт социально-экономического подхода к сохранению и развитию объектов культурного наследия
Культурный капитал
29.02.16 / 11:11
По поручению правительства Московской области наш Центр провел экономическое исследование более 320 усадебных комплексов, расположенных на территории региона. Перед нами стояла задача, с одной стороны, обеспечить приток средств на реставрацию и реконструкцию этих объектов, а с другой – повысить эффективность использования усадеб. Мы проанализировали то, что собой представляют эти памятники архитектуры, находящиеся в федеральной, областной и муниципальной собственности, их состояние и месторасположение.

Как же в наше время используются подмосковные усадьбы? По-разному. Наиболее крупные из них служат музеями. В других размещаются иные учреждения культуры. Множество имений взято для обеспечения нужд здравоохранения в качестве санаториев и курортов. Какие-то усадьбы используются в интересах бизнеса, а есть и вообще никак не используемые.

Первую предварительную инвентаризацию «усадебного хозяйства» Подмосковья мы проводили обобщенно. Задача сложна тем, что усадьбы состоят из нескольких построек. Лишь часть из них может использоваться. Постройки находятся в разном состоянии даже в рамках одного комплекса – главный дом усадьбы, например, может быть отреставрирован, а пристройки, конюшни или псарни находятся в руинах. По закону организации, которые размещаются в памятниках истории и архитектуры, обязаны соблюдать определенные требования их использования, обеспечивать допуск внутрь экскурсантов. Собственников или арендаторов зачастую обязывают размещать важную информацию об их памятнике через интернет-ресурсы. У многих из них даже есть программы финансовых вложений для сохранения объекта культурного наследия, но они не всегда исполняются.

К сожалению, сейчас многие санатории, расположенные в старинных усадьбах, становятся практически закрытыми заведениями. Раньше в главном корпусе, который обычно располагался в барском доме, проводились экскурсии. Можно было свободно прийти и все осмотреть, будучи не только пациентом санатория, но и просто посетителем. Сейчас сделать это становится всё труднее – территории охраняются, и просто так туда не попадешь. Даже расположенные в усадьбах учреждения культуры, музеи работают по распорядку, неудобному для туристов. Например, они закрываются в пять часов в летнее время. Согласитесь, это очень рано, и не все желающие успевают приехать вовремя из Москвы или даже из дачных поселков, расположенных поблизости. Люди недоумевают: «Только соберешься, а там уже все закрыто!» График работы, все-таки, должен быть ориентирован на посетителей.

Усадьбы все очень разные. Нами была произведена усредненная оценка по ряду параметров. Один из них – состояние объек­та: удовлетворительное, неудовлетворительное или руинированное, требующее немедленного вмешательства. Наверное, стратегия сохранения и развития этих усадеб должна начаться с оценок таких отличий. Мы решили пойти по пути систематизации. Выделили четыре основные группы усадеб.

Первый критерий – это доступность усадьбы. Ее мы рассчитывали как время проезда на автомобиле от МКАД и обратно. По программе Яндекс составили карты на выходные дни: пятница вечер, суббота и обратно в воскресенье, выяснили, сколько времени в минутах требуется, чтобы добраться до усадьбы. Составили большую таблицу с оценкой доступности объектов.

Архангельское – дворцово-парковый ансамбль князей Юсуповых

Архангельское – дворцово-парковый ансамбль князей Юсуповых с уникальным театром и коллекциями. Благодаря известности, имеет высокую посещаемость.

Второй критерий – известность усадьбы. Не столько искусствоведческая слава, сколько популярность этой усадьбы у простых людей. Мы ее оценивали по частоте упоминаний в сети интернет. Брали десятичный алгоритм и таким образом оценивали известность бренда. Обязательно использовались фильтры, чтобы отсечь скандальные упоминания.

Конечно, крупнейшие бренды, такие как Архангельское, по рейтингам выходят далеко вперед. Интересно, что очень популярной оказалась усадьба Антона Павловича Чехова – Мелихово, которая расположена довольно далеко, в Чеховском районе. Тем не менее, благодаря усилиям сотрудников музея, она широко известна, там организуют множество культурных событий, проводится чеховский фестиваль. А, например, пушкинская усадьба Лопасня–Зачатьевское известна куда менее, несмотря на то, что находится ближе к Москве, практически в городе Чехове. Схожая ситуация с усадьбой Столыпиных «Середниково», которая связана с именем Михаила Юрьевича Лермонтова. А Мелихово известно даже не из-за имени Антона Павловича и не как Пушкиногорье. В данном случае речь идет не об архитектурной или исторической значимости места, не о заслугах того или иного знаменитого деятеля, а просто об известности самого бренда.

Третий фактор – охранная категория: памятники федерального, регионального значения и вновь выявленные объекты культурного наследия.

Еще мы учитывали тип собственности. При разработке стратегии сохранения и использования объекта важно помнить, что решающее слово здесь за собственником. В нашей градации по собственности выделены: собственность Российской Федерации, Московской области, отдельные усадьбы в собственности Москвы, а также муниципальная и частная. Вся собранная информация была нанесена на карту, и у нас получилась наглядная картина. Выделились четыре категории.

Первая – это «Усадьбы-бренды», удобно расположенные на расстоянии не более, чем в 30 минутах езды от МКАД. Все они относятся к федеральной категории охраны и обладают максимальным потенциалом для развития.

Вторую категорию мы назвали «Культурный потенциал» – усадьбы в средней степени доступности, примерно 1–1,5 часа пути. Их отдаленное расположение компенсируется большим культурным значением. Во второй категории преобладают объекты федеральной охраны. Они имеют очень хороший потенциал для широкого участия в культурной жизни общества.

Усадьба Танеевых в Маринино

Усадьба Танеевых в Маринино расположена довольно далеко от Москвы. Сейчас восстанавливается: туберкулезный диспансер должен уступить место культурно-досуговому комплексу.

Третья категория условно названа нами «Комплементы» от экономического термина «комплементарность», то есть дополнение, так как их культурная составляющая может хорошо дополнить другой вид деятельности. Средняя транспортная доступность таких объектов сочетается со средней же известностью. В основном, это усадьбы региональной категории охраны. Сам по себе их культурно-исторический потенциал не очень велик, но они хорошо дополняют имеющуюся поблизости инфраструктуру в качестве сопутствующих объектов. При перепрофилировании этих зданий там могут разместиться образовательные учреждения, заведения для отдыха, санаторно-курортного лечения, развлечений, малого бизнеса.

Четвертая категория получила название «Культурный запас». Ее транспортная доступность составляет более полутора часов езды. Это объекты культурного наследия регионального значения. Включение их в культурные маршруты наименее перспективно.

«Городищи» в Щелковском районе, усадьба Четвериковых.

Культурный запас. «Городищи» в Щелковском районе, усадьба Четвериковых. Детское учреждение для сирот «Очаг» (1913). С 1919 г. – детский сад, далее –общежитие, музыкальная школа, частная школа.

Стратегии развития туризма и сохранения культурного наследия, которые мы предлагали правительству Московской области, были связаны с этими категориями и использованием инструментов частно-государственного партнерства. Общий вывод заключается в том, что за счет бюджета сегодня весьма проблематично обеспечить не только развитие, но даже просто сохранение этих усадеб, поэтому здесь нужны усилия всех заинтересованных сторон.

По форме это могут быть управляющие компании, концессии или аренда с обязательствами. Интересные результаты может принести льготная аренда, так называемая программа «Рубль за метр». Согласно законодательству такая аренда сроком на 49 лет наступает после реставрации инвестором объекта культурного наследия. Нами были разработаны программные расчетные схемы, которые помогают принимать взвешенные и обоснованные решения в этом деле. Одна из схем рассчитывает инвестиционную привлекательность тех или иных усадебных комплексов. Расчеты предварительные, но их можно сделать быстро. Мы внесли в эту схему строительные требования. Стоимость реконструкции и реставрации различается в зависимости от типа зданий и рода необходимых работ, поэтому в нашу схему вносятся начальные характеристики строения: материал стен, этажность. Затем учитывается предположительное назначение здания: гостиница, образовательный комплекс или что-то другое. Так с учетом дохода рассчитывается целый ряд стандартных показателей для инвестиций, планируемые финансовые потоки. Составляется предварительный график реализации базового плана, окупаемость вложений. Меняя параметры, добавляя услуги, можно понять за счет чего и как можно увеличить сумму дохода, сократить сроки получения прибыли.

Сегодня Московская область готова предложить частным инвесторам целый ряд усадебных комплексов, все сведения о которых, как правило, заключаются в описании усадьбы, ее фотографиях с планом, но без каких-либо экономических оценок. Для инвесторов этого недостаточно. Наши расчетные схемы способны вычислить параметры инвестиционного предложения. Для инвесторов важно хотя бы приблизительно понимать масштаб вложений.

Сплошь и рядом возникает проблема сотрудничества с местными властями. Частные инвесторы готовы вкладывать средства в собственно объект, но не согласны строить дороги и заниматься другой инфраструктурой: электричество, сети, водопровод, канализация, газ. Сейчас, когда усадьбы выставляются на тендерные торги, муниципалитеты берут на себя часть забот по строительству или ремонту дороги и обеспечению доступа к коммунальным сетям. Сложность заключается в том, что когда эти усадьбы возводились, не было современных требований к коммуникациям. Сейчас же вряд ли кого-то устроит отсутствие водопровода и канализации.

Вторая наша расчетная схема помогает оценить экономическую эффективность использования существующих усадебных комплексов. Она составлена с учетом требований охраны объектов. Обязательным является наличие сайта с полной и постоянно обновляемой информацией. Немаловажна в этом случае квалификация сотрудников комплекса, даже если в усадьбе располагается не музей, а санаторий. Всегда должны быть специалисты, способные грамотно провести экскурсию.

Некоторые памятники культурного наследия должны быть перепрофилированы. Санаторий – это допустимое использование дома и парка, но у нас в усадьбах часто располагаются туберкулезные и психоневрологические диспансеры. Для больных это сомнительная польза, ведь им следовало бы обеспечить лучшие условия. Например, в Балашихе давно назрел вопрос о том, чтобы перевести из старинной усадьбы детский туберкулезный диспансер. Здесь никто не хочет ущемлять интересы детей, но ведь старое здание просто-напросто разрушается. Давно известен афоризм, что «усадьбы умирают вместе с больными детьми». Это как раз о таких неприспособленных для проживания, ветшающих исторических строениях.

Существуют и другие формы хозяйствования, неприемлемые для старинных усадеб. Именно поэтому так необходима последовательная работа по возвращению их в культурную жизнь общества. Для этого следует всеми способами привлекать публику в усадьбы, по возможности использовать их для различных образовательных целей. В Подмосковье потребность в таких комплексах очень высока. С одной стороны, рядом – огромная Москва, жители которой готовы в свободное время посещать места с достопримечательностями. Интерес к подмосковным усадьбам высок у любителей истории со всей России и со всего мира. С другой стороны, как уже говорилось, предложения ограничены. Даже учреждения культуры, располагающиеся во многих усадьбах, не очень известны и неудобны для посещения туристами. Поэтому столь важна работа по популяризации этих объектов. Она ведется в том числе самими посетителями, ведь сейчас «сарафанное радио» переселилось в интернет, в Инстаграм и другие социальные сети и приложения. Люди активно «постят» фотографии понравившихся видов. Но, к сожалению, по информации с сайтов самих усадеб не всегда можно понять, как туда добраться и как они работают. Необходимы совместные усилия всего народа, общая ответственность в деле сохранения наследия наших предков. Не только профессионалы обязаны выполнять свою работу, но огромную роль играет волонтерская активность граждан. Без этого нам памятники истории и культуры не сохранить.

Подготовил Юрий Енцов

Поделиться: