Валентина Юрьевна Музычук
Валентина Юрьевна Музычук
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора Экономики искусства и проблем культурной политики Государственного института искусствознания (ГИИ), член Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации ФС РФ
Екатерина Андреевна Хаунина
Екатерина Андреевна Хаунина
Старший научный сотрудник сектора экономики искусства ГИИ, старший научный сотрудник Института экономики РАН
Экономика спасения
Культурный капитал
17.10.16 / 05:05
Памятники исчезают, их разрушают время и недобросовестные пользователи. Об этом говорили сто лет назад и на излете советской эпохи, не потеряла актуальность и в наши дни. Над путями её эффективного разрешения, формированием благоприятной институциональной среды и механизмами её инвестирования в наследие рассуждают: Валентина Юрьевна Музычук, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора Экономики искусства и проблем культурной политики Государственного института искусствознания (ГИИ), член Совета по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации ФС РФ и Екатерина Андреевна Хаунина, старший научный сотрудник сектора экономики искусства ГИИ, старший научный сотрудник Института экономики РАН.
Церковь Рождества Христова в Юркине – один из древнейших сохранившихся памятников архитектуры Подмосковья. Расположен в деревне Юркино Истринского района Московской области. Предположительно церковь построена в 1490—1504 годах при участии итальянского зодчего. Храм имеет уникальное терракотовое убранство. В 1761 году был отремонтирован каменный престол и получен новый антиминс. Позже устроен барочный иконостас взамен тяблового. В 1822 году к храму пристроена трапезная с двумя приделами и новая колокольня. В настоящее время ведутся научно-проектные изыскания и проводятся молебны. В 2014 г. было объявлено о выделении Правительством Московской области 20 млн рублей на проведение реставрационно-восстановительных работ в церкви.
Церковь Рождества Христова в Юркине – один из древнейших сохранившихся памятников архитектуры Подмосковья. Расположен в деревне Юркино Истринского района Московской области. Предположительно церковь построена в 1490—1504 годах при участии итальянского зодчего. Храм имеет уникальное терракотовое убранство. В 1761 году был отремонтирован каменный престол и получен новый антиминс. Позже устроен барочный иконостас взамен тяблового. В 1822 году к храму пристроена трапезная с двумя приделами и новая колокольня. В настоящее время ведутся научно-проектные изыскания и проводятся молебны. В 2014 г. было объявлено о выделении Правительством Московской области 20 млн рублей на проведение реставрационно-восстановительных работ в церкви.

Россия обладает без преувеличения колоссальным культурным наследием, потенциал которого практически не принимается в расчет, за исключением объектов культурно-исторической недвижимости Москвы, Санкт-Петербурга и крупных региональных центров, несмотря на общепринятую риторику о важности культурного наследия для достижения устойчивого социально-экономического развития России.

По данным Росстата, в 2013 году в Российской Федерации насчитывалось 180,1 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, включая: 82,2 тыс. памятников археологии; 30,7 тыс. памятников истории; 61,4 тыс. памятников градостроительства и архитектуры; 4,1 тыс. памятников искусства. Это много или мало? Причем за прошедшую почти четверть века количество памятников, находящихся на государственной охране, увеличилось в 3,9 раза: с 46 тыс. в 1990 году до 180,1 тыс. в 2013 году.

Дача Юсуповой в Царском Селе, современное состояние

Полтора десятка лет на месте главного дома дачи княгини Юсуповой можно было видеть лишь обгоревшие стены да провалы крыш. Одной из ярких архитектурных достопримечательностей Петербурга грозило полное разрушение.  Однако в 1998  году началась реставрация здания. В период с 1998 по 2005 год были выделены деньги на реставрацию, разработан эскизный проект, произведена первоочередная реставрация здания, произведена разборка послевоенных перегородок. В 2005 году здание было взято в аренду банком «ВЕФК», который планировал открыть в нем гостиницу. Началась реставрация фасада дома, и воссоздание купола. но в 2009 году планы нарушила скандальная новость – экс-владелец банка «ВЕФК» был арестован за ущерб вкладчикам в 900 миллионов рублей, а фонд, выделивший деньги на реставрацию здания был объявлен банкротом. Реставрация здания на сегодняшний день так и не завершена.

Дача Юсуповой в Царском Селе, фото начала XIX в.

По данным Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 года, в России зафиксировано около 83 тыс. выявленных объектов культурного наследия, но еще не внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Несмотря на очевидную высокую общественную значимость сохранения культурного наследия, действительность демонстрирует неутешительные факты: по данным ВООПИиК, за последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников, а ежегодные утраты составляют порядка 150-200 памятников.

В Стратегии государственной культурной политики отмечается, что «доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия составляет 39 процентов. Поскольку состояние объектов культурного наследия регионального значения значительно хуже, то ежегодно увеличивается число региональных памятников в руинированном или неудовлетворительном состоянии». По данным ВООПИиК, состояние от 50 до 70% находящихся на государственной охране памятников истории и культуры (федерального и регионального значения), характеризуется как неудовлетворительно.

Усадьба Петровское-Княжищево состояние на 2016 год

Усадьба Петровское-Княжищево Демидовых-Мещерских. Владельцами усадьбы в 1740-х годах стали Демидовы. Ныне существующая усадьба выстроена Н.А. Демидовым в середине правления Екатерины II, в последней четверти XVIII века, предположительно по проекту М. Ф. Казакова. Кирпичный, оштукатуренный и украшенный белым камнем двухэтажный главный дом построен в 1776—1780 г. Квадратный в плане, срезанный по углам, с расположенным в центре круглым залом. Каждый из четырёх фасадов был украшен дорическими колоннадами. Гладкие фасады срезов имели портики с двумя ионическими колоннами и балконы. Поставленное на полуподвал здание завершал световой барабан с куполом. По состоянию на 2016 год дом пребывает в полностью руинированном состоянии.

По данным ГИВЦ Минкультуры России, из 172 538 объектов культурного и археологического наследия Российской Федерации, находящихся на государственной охране в 2014 году, ремонтно-реставрационные работы осуществлялись на 6 962 объектах, что составляет всего 4% от их общего количества.

Усадьба Петровское-Княжищево, фото начала XIX в.

Финансирование ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия увеличилось за прошедшие 5 лет почти в 2 раза (в номинальных ценах): с 19,4 млрд. рублей в 2010 году до 37,3 млрд. рублей в 2014 году. В сопоставимых ценах указанные расходы увеличились только в 1,4 раза за рассматриваемый период, причем в 2013 году в реальном выражении объем финансирования ремонтно-реставрационных работ был даже ниже уровня трехлетней давности. Реальное увеличение расходов произошло только в 2014 году.

Объем финансирования ремонтно-реставрационных работ в 2014 году составил 0,052 % от ВВП или 0,14% от расходов консолидированного бюджета РФ. В расходах на культуру и кинематографию финансирование ремонтно-реставрационные работ составило 9,1%.

Из 37,3 млрд. рублей, направленных на ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия, распределение средств по уровням бюджетной системы было представлено следующим образом: 20,3 млрд. рублей – из федерального бюджета; 11,5 млрд. рублей – из региональных бюджетов; 1,0 млрд. руб. – из местных бюджетов; 4,5 млрд. руб. – из других (бюджетных) источников. Больше половины средств было выделено из федерального бюджета, треть – из средств региональных бюджетов, на долю местных бюджетов приходится ничтожно малая часть финансирования. По видам работ указанные средства были израсходованы следующим образом: 67% - производственные работы; 6% - проектные и изыскательские работы; 1% - разработка проектов зон охраны на объектах культурного наследия; 26% - на иные виды работ.

В региональном разрезе государственная поддержка сохранения культурного наследия очень неравномерна. Так, в 2014 году суммарный объем финансирования ремонтно-реставрационных работ в десяти субъектах РФ с максимальным уровнем финансирования данной сферы составил 71,2% от совокупной государственной поддержки культурного наследия. Речь идет о городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Астраханской, Ростовской, Смоленской, Тульской и Ярославской областях, Красноярском, Пермском и Хабаровском краях.

Часовня Св. Николая Чудотворца на Кенозере. Вторая половина XVIII в. Реставрацию Никольской часовни после образования Кенозерского национального парка провели совместно российские и норвежские реставраторы, проработав два сезона –1996 и 1997 гг. В 1997 г. в обновленную часовню вставили на свое место отреставрированные в Архангельском филиале ВХНРЦ им. И.Грабаря «небеса». В 2003 году в часовне заменили завершение звонницы. Теперь звонница завершается шатром с крестом на вершине.

Финансирование ремонтно-реставрационных работ только в Москве и Санкт-Петербурге составило 52,2% от совокупного объема государственной поддержки сохранения всего культурного наследия Российской Федерации. Причем, в структуре финансовых поступлений превалируют средства федерального бюджета: в Москве – (71,7%), Санкт-Петербурге (57,4%).

Существуют различные экспертные оценки в отношении необходимого объема государственной поддержки сохранения культурного наследия. Если исходить из того, что требуется порядка одной тысячи долларов на ремонтные работы в расчете на один квадратный метр, а на государственной охране находятся около 180 тысяч памятников общей площадью порядка 300 миллионов квадратных метров, то необходимый объем инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия составляет порядка $300 млрд. Исходя из того, что в 2014 году было израсходовано на ремонтно-восстановительные работы 37,3 миллиардов рублей 0,98 миллиардов долларов по официальному курсу, объемы финансовых средств, необходимых и реально располагаемых, не сопоставимы, причем в разы.

Существует множество возможно не выявленных памятников. Усадьба в поселке Раздолье Семилукского района Воронежской области, на берегу реки Трещевка. Построена в XVIII веке в стиле ампир как владельческая часть села Богоявленка. Принадлежала гвардии прапорщику Михаилу Петровичу Лосеву. Кроме господского дома на территории был разбит шикарный парк, построены водяная мельница, каменная кузница, конюшня, хлебные амбары.Для сохранившихся воронежских помещичьих домов двухэтажный усадебный дом в Раздолье – редкой архитектуры: весь второй этаж здания – деревянный, в том числе четырехколонный портик.  Несмотря на это, усадьба в свое время не была включена в перечень охраняемых государством памятников истории и культуры. В советское время бывший господский дом занимала школа, сельский клуб. Здание давно не ремонтировалось:  где-то в 2009 году закрыли здешнюю школу, в итоге на втором этаже от сырости обрушился потолок. Сейчас закрыт и клуб, дом признан аварийным и прогноз дальнейшей его судьбы пока малооптимистичен.

Совершенно очевидно, что такую масштабную задачу невозможно решить исключительно за счет бюджетного финансирования. Необходимо создание благоприятной институциональной среды для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу сохранения культурного наследия. Прежде всего, речь идет о создании многоканальной системы финансирования культурного наследия, необходимости кардинального изменения существующей парадигмы финансирования.

При сохранении существующих объемов бюджетного финансирования необходимо вводить в российскую практику инновационные институты поддержки культурного наследия, которые заключаются в следующем:

1) институт бюджетных назначений, позволяющий гражданам от 1 до 2 процентов своих налоговых отчислений в бюджет адресно перенаправлять на поддержку социально значимых отраслей, включая сферу сохранения культурного наследия;

2) направление части акцизов на табачную и алкогольную продукцию в сферу сохранения культурного наследия;

3) создание региональных эндаумент-фондов в целях аккумулирования средств, поступающих от института индивидуальных бюджетных назначений и маркированных налогов с возможностью расходования только инвестиционных доходов. Причем речь идет не о существующей практике создания фондов целевого капитала при бюджетных учреждениях, а о самом принципе работы эндаумент-фондов, при котором расходуются только инвестиционные доходы, а не средства самого фонда. Предлагается в каждом субъекте РФ создать по региональному эндаумент-фонду, финансирующему работы по сохранению объектов культурного наследия;

4) введение национальной или региональных лотерей «Культурное наследие России», средства которых за вычетом сумм выигрышей и расходов операторов лотерей направлять на ремонтно-реставрационные работы, что позволит вовлечь в сохранение культурного наследия финансы теневой сферы игровой индустрии. Часть средств можно также направлять на пополнение региональных эндаумент-фондов;

5) создание системы налоговых преференций для привлечения частных инвесторов. Практика налоговых вычетов до 20% от понесенных расходов на восстановление культурно-исторической недвижимости действует во многих развитых странах. Речь идет о так называемых, tax credits, применяемых зачастую при обязательном условии адаптации объекта для современного использования и введения в хозяйственный оборот.

В создании многоканальной системы финансирования также большое значение придается активизации гражданской инициативы, в том числе в сфере сохранения культурного наследия. Практика партисипативного бюджетирования (participative budgeting), неокрепшие ростки которой только начинают приживаться на российской почве, свидетельствует о том, что в сферу сохранения культурного наследия можно привлечь как средства местных бюджетов, так и средства самих граждан. По данным Центра инициативного бюджетирования НИФИ Министерства финансов России, в нашей стране получила свое развитие практика партисипативного бюджетирования, которая представлена в 2-х вариантах: «Народный бюджет» - через выбор приоритетов расходования бюджетных средств и Программа поддержки местных инициатив – через софинансирование населением, бизнесом, местным и региональным бюджетами проектов, получивших одобрение жителей. В отдельных муниципальных образованиях за счет процедуры партисипативного бюджетирования жителями был сделан выбор в пользу проведения ремонтно-реставрационных работ памятников архитектуры. Например, в Тульской области на 2016 год были запланированы ремонтно-восстановительные работы на 10 объектах.

Насущную необходимость представляет также разработка классификации культурно-исторической недвижимости, которая бы позволила выделить отдельный сегмент недвижимых объектов культурного наследия для потенциальной передачи в частные руки. Необходимым условием является жесткое соблюдение охранных обязательств и обеспечение доступа широких слоев населения к культурным ценностям. Причем, поднимая вопрос о передаче объектов в частные руки, речь идет об особом режиме приватизации объектов культурного наследия. Во главу угла должно быть поставлено не стремление любой ценой избавиться от памятника и тем самым ослабить нагрузку на государственный бюджет, а «практическая реализация приоритета права общества на сохранение материального и нематериального культурного наследия перед имущественными интересами физических и юридических лиц».

Обеспечение согласованности в принятии управленческих решений между различными министерствами и ведомствами, разными ветвями государственной власти, различными уровнями бюджетной системы является еще одним важным шагом на пути формирования эффективной институциональной среды в сфере сохранения культурного наследия. Существующая практика свидетельствует о том, что разрешение межуровневых, межрегиональных и межведомственных разногласий, о насущной необходимости которых было заявлено в Основах государственной культурной политики, не получит своего развития, так как каждое министерство и ведомство по-прежнему будет действовать согласно своим узковедомственным интересам. Для культурного наследия такая координация, напротив, очень важна.

Наконец, особую актуальность представляет необходимость проведения полной инвентаризации действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия. Инвентаризация необходима не только для определения действующих, но не работающих норм, но и выявления тех законодательных лакун, которые позволяют чиновникам и недобросовестным собственникам объектов культурного наследия безнаказанно уходить от ответственности за осуществление хозяйственной деятельности, наносящей ущерб наследию. Следует также отметить необходимость создания банка данных по реализованным и реализуемым проектам сохранения культурного наследия в регионах России, распространения и широкого общественного освещения лучших практик. Распространение и пропаганда положительного опыта – очень важная имиджевая составляющая в деле сохранения и адаптации культурного наследия. Равно как и поддержка общественных и волонтерских организаций, институтов гражданского общества, работающих в сфере сохранения культурного наследия.

Таким образом, сохранить наследие для будущих поколений, обеспечить преемственность развития отечественной культуры, укрепить единое культурное пространство России станет возможным только присоздании благоприятной институциональной среды, сердцевиной которой является сотрудничество государства, общества и бизнеса в сфере сохранения культурного наследия.

Текст подготовила Юлия Ракитина

Поделиться: