Возрождая столичное добротолюбие
Культурный капитал
29.12.17 / 08:08

«Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему», – писал великий русский историк Василий Осипович Ключевский в своей книге «Добрые люди Древней Руси». Русское купечество, Морозовы, Бахрушины, Мамонтовы, Третьяковы, Солдатенковы и многие другие славные фамилии воссоздали незабываемый облик старой Москвы. Революции, войны, реконструкции, уплотнение сильно изменили его. Но доброта, добросердечность московская никуда не исчезла. Ничто на земле не проходит бесследно. Москва возрождает старые традиции, возводятся новые храмы, золотые купола окуная в лазурь московского неба. Кто эти новые меценаты?

Начало
Все началось лет пят тому назад, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возник «Благотворительный фонд Духовного возрождения Столицы». По словам председателя его попечительского совета Марины Сечиной «настало время собирать камни». Скромные красивые люди и нескромные планы по благоустройству тех теплых московских местечек, которые в обиходе зовутся «спальными районами». Не прибегая к излишней саморекламе, которой порой в Москве все дела и заканчиваются, фонд включился в реализацию программы по строительству 200 храмов столицы.

Обывателю и невдомек, каким образом закладываются в разных уголках Москвы фундаменты церквей, возникают приходы. А «Благотворительный фонд Духовного возрождения Столицы» собрал единомышленников, сплотил идеей общего дела. Почти по философу Николаю Федорову, когда дело делается всем миром. Скептики уныло пожимали плечами: неподъемная задача, планов громадье, а они становились командой, товариществом в старинном понимании этого слова.

Столичные меценаты без лишних сантиментов взялись за дело. За короткий период времени фонд оказал финансовую помощь по 4 площадкам города Москвы Участок на Нежинской – просто голая земля, пустырь, обдуваемый семью ветрами. Но фонд решил: саду цвесть! Первым делом пришли к выводу, что земельные участки под храмы должны оформляться на приходы, чтобы батюшка был ответственным лицом и непосредственным участником на всех этапах строительства.

Небольшие церковные здания по 60 квадратных метров поднялись в разных районах города. Пустыри, помойки. Много было сомнений, но упорство и целеустремленность товарищества, содружества под управлением Марины Сечиной сдвинули дело с мертвой точки.

Фонд намеренно не стал брать на себя миссию по строительству храмов «под ключ», чтобы не путаться в бесконечных проверках и отчетных документах. Ведь деньги частных жертвователей – вещь достаточно деликатная. Лучше, если инвестор, вложившийся в строительство, сам свои деньги и проконтролирует. Удачнее его никто этим не распорядится. Да и досужих разговоров меньше будет!

До того счастливого момента, как начнется строительство храма, нужно провести очень много рутинной, черновой, но совершенно необходимой работы. Оформить всю разрешительную документацию: земельно-правовые отношения, получить ГПЗУ, техусловия, без которых в Москве даже сторожка или собачья будка не имеют право на существование. Когда фонд только еще приступал к делам, не было четкого понимания, как это все технически осуществить. Ведь у любой стройки есть заказчик, генподрядчик, технический заказчик и прочая. Последний, по сути, управляющий всем строительством на площадке, начиная от создания временных сетей, работы с проектными и подрядными организациями.
И вот временная работа превратилась в постоянную. Ведь искони благотворительность не была единовременным делом. Потому что не только человек строит храм, но и храм строит человека. И потом московский - значит неравнодушный, понимающий, что нельзя жить в гармонии с собой, не облагораживая окружающее тебя пространство, пустыри и спальные районы.

Храм в Митино

У каждого уголка Москвы своя уникальная судьба, свой архитектор, своя предыстория. В Митино проект храма уже был согласован: большое здание с подземным этажом, потолками по 5 метров, 26 – 27 метров колокольня. Словно как в достопамятном 326 году императрица Елена отправилась на Святую землю с целью отыскать и посетить места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя, обретя Животворящий Крест, случилось чудо: храм Святых Константина и Елены потихонечку стал рождаться. Начал расти, несмотря на финансовые сложности. Тут очень ценной оказалась и помощь члена комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Владимира Ресина, префектуры и главы управы. Всем миром старались: кто бетон давал, кто деньги, кто кран поставил. Один из способов народного строительства, как оно всегда делалось в России.

Храм на Нежинской

А на Нежинской улице, куда ступала нога не каждого москвича, где пустыри и ветры беспризорные, фонд заложил основы храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском. Здесь объявился и свой зодчий – «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова», один из крупнейших храмоздательских коллективов страны.

Вообще архитекторов, которые занимаются строительством храмов не много. Настоящий зодчий, а не шабашник – товар штучный, что называется ручной сборки. Творческое кредо Андрея Анисимова оказалось созвучным задачам фонда: «Мы стараемся сделать храм, по которому сразу видно: да, он простой и дешевый, но в то же время — красивый». Товарищество реставраторов основано в 1987 году как творческое объединение при Архфонде Союза архитекторов СССР.

Сам Андрей Анисимов более 30 лет проектирует и строит православные храмы по всей нашей необъятной стране. В арсенале товарищества множество проектов: храм преподобного Серафима Саровского в Кожухово, храм-маяк для отца Федора Конюхова, храм святого великомученика и целителя Пантелеимона и храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в Нижнем Новгороде и многие другие.

У церкви на Нежинской улице очень интересная и сложная судьба. Первое письменное свидетельство о церкви на этом месте относится к 1627 году. В писцовой книги упомянуто: « за стольником за князем Василием Ивановым сыном Турениным старое ево поместье сельцо, что было село, Аминьево, на речке на Сетуне, устье речки Вешки, а в сельце место церковное Успения Пресвятой Богородицы, да в сельце двор помещиков». В XIX веке храм Успения Пресвятой Богородицы был начисто разграблен и сожжен французами, когда армия Наполеона захватила село Аминьево на подступах к столице. После революции церковь исчезла, но в 1997 году православные жители района создали общину храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском и получили благословение Патриарха Алексия II на воссоздание порушенной святыни.

Будущий настоятель храма, владыка Марк благословил план Андрея Анисимова, согласно которому здание оказывалось ниже уровня дороги. По сути, оно должно было возводиться в низине, хотя храмы так не строятся. Анисимов предложил сделать здание двухэтажным: на первом уровне - административно-хозяйственное помещение, а на втором - алтарная часть и основной вход. Отец Иоанн, однако, решил, что храм должен быть большим по размеру, и предложил его перепроектировать. Ведь прихожан гораздо больше, чем может вместить любой, даже самый большой храм. С другой стороны, увеличение площади здания повлекло бы за собой изменение уже проложенных сетей коммуникаций, что очень дорого. В настоящей момент ведутся работы по его перепроектированию.

В этом году Марина Владимировна Сечина возглавила Федерацию конного спорта России, не так давно Марину Сечину выбрали на один год в комитет Солидарности FEI, последние четыре года Россия не имела своих представителей в Международной федерации конного спорта. Это – большая ответственность, и новый вызов. А кроме всего прочего фонд включился в реализацию культурных программ, это и фильмы, и книги, и выпуск новых журналов. И естественно фонд провел ребрендинг, и теперь называется «ТРИЕДИНСТВО».

Деятельность фонда «ТРИЕДИНСТВО» не укладывается в прокрустово ложе формальной документации и унылых отчетов о проделанной работе. Это живая жизнь, наполненная до краев заботами о строительстве храмов, выпуске новых книг, съемках документальных фильмов, организации фестивалей. А пуще того, чтобы эффект от внедрения своих смелых идей в жизнь, был более чем продвинутым в прямом и переносном смысле – фонд, как было упомянуто выше, поддерживает конный спорт. В движении жизнь! Дух, Душа и Тело – вот три начала, три составляющих их общего дома и дела «ТРИЕДИНСТВО». Религия, Культура и Спорт – три кита, на которых базируется достоинство и здоровье России. Жизнь не ограничивается пределами экономических прогнозов. Жизнь главнее, если вернуть людям веру в собственные силы и достоинство. Об этом – неустанная забота фонда и его учредителей.

…Годы берут свое, бежит неумолимое время, растет Москва, ширится. И люди другие в Москве. И Москва другая. Но самое главное – не исчезло чувство, что у каждого человека храм должен быть, прежде всего, внутри. Сопричастностью к общему доброму делу, творимому всем миром, жива Столица наша. А тем, кто возрождает добрый московский дух и быт – низкий поклон!

Игорь Михайлов

Поделиться: