Автор: Андрей Боков
Автор: Андрей Боков
Президент Союза архитекторов России, действительный член РААСН и МААМ
Андрей Боков. Профессия реставратора и современный город
Мнение
25.02.16 / 00:12

Похоже, что реставрационная практика, вслед за другими видами деятельности, включая архитектуру, оказывается во власти менеджеров, а менеджерами в российских условиях обычно становятся те, кто мечтает, но не может добиться высокого звания «бизнесмена».

Фото: globallookpress.com

Свидетельством тому смещение на встречах реставраторов тем и акцентов из области сугубо профессиональной в область, которая большинству менеджеров, говорящих от лица реставраторов, мало известна.

Тема финансирования реставрационных работ, эффективности вложений и возврата средств действительно остра и болезненна, но обсуждать её без участия профессионалов этой области, этого направления в девелопменте и государственном управлении бессмысленно.

Тем более что такого рода успешных практик и успешных профессионалов в мире не так много. Однако их можно и нужно слышать, а они подробно расскажут, почему ландшафты Каталонии, Тосканы, Умбрии выглядят так упоительно. Они поведают, сколько средств идёт на реставрацию памятников культурного наследия из федерального бюджета, сколько из местного, расскажут, какие есть законы, какие существуют нормативные акты, как сотрудничают с реставраторами власть и бизнес.

Между тем реальное беспокойство у тех, кто ответственен за состояние реставрационного дела в стране, должны вызывать другие вопросы, связанные с активным процессом депрофессионализации. Образование, умение и опыт перестали быть конкурентными преимуществами, они не являются чем-то необходимым. Реставрацией сегодня может заниматься каждый. Результат налицо – мы теряем памятники не только из-за отсутствия к ним внимания, но и по причине неграмотности исполнителей всех уровней.

Вопрос, что правильнее – реставрация или консервация – надуман. Точнее, он давно решён как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Гораздо более актуален другой вопрос, связанный с развёрнутыми предпроектными исследованиями и постоянным научным сопровождением как предпосылками качественной реставрации. В этой области они необходимы как нигде.

Сотрудничество реставраторов с архитекторами и градостроителями – норма, к сожалению, нами забытая. Сложилась порочная практика, при которой город разделён на две части. Историческую, которую все любят, но странною любовью, деньги на её грамотное поддержание не всегда, к сожалению, есть, и современную, где можно творить всё, что придёт в голову. Это и порождает необъяснимое, по сути, ощущение, что в городе живут два незнакомых друг с другом народа.

Странная разделённость на части, в которых работают разные люди и действуют разные законы – результат некой негласной договорённости. Это устраивает и тех, кто сегодня строит без каких-либо ограничений, и тех, кто выгораживает для себя охраняемый кусок, полагая, что остальное – не их дело. Всё это исключает формирование города как единого целого, основанного на культурной преемственности.

Город движется, обнаруживаются новые памятники, возникают новые открытия и новые ответы на вопрос о том, как избежать дальнейших утрат и разрушений, как создать убедительный алгоритм действий. В моём представлении едва ли не наибольшей ценностью среди того, что относится к культурному наследию, является планировочная структура городов, сложившаяся морфология городской ткани, наконец, генетика города, те параметры и механизмы, с помощью которых, на основе которых эта ткань формируется и поддерживается.

Материал подготовил Юрий Енцов

Поделиться: