Автор: Иван Васильевич Лобанов
Автор: Иван Васильевич Лобанов
Ректор Московского государственного института культуры
Вклад вузов культуры в сохранение культурного наследия
Мнение
21.04.16 / 14:02

Россия – государство многонациональное. Ее населяют более 150 этносов, проживающих в разных регионах и имеющих своеобычный уклад жизнедеятельности. Культурное наследие народов Российской Федерации является важнейшей составляющей частью общенациональной культуры. На его основе складывались народные знания и умения, образы и языки, обычаи и нравы, традиции, творчество, формы семейной и обрядово-праздничной жизни, хозяйственной деятельности.

Открытие 23.02.2016 в МГИК памятника Военным врачам и медицинским сестрам Великой отечественной войны
Открытие 23.02.2016 в МГИК памятника Военным врачам и медицинским сестрам Великой отечественной войны
Фото предоставлено пресс-службой Московского государственного института культуры

Передаваемые из поколения в поколение традиционные знания, умения и навыки издревле закрепляли опыт практической деятельности народа, формировали его эстетические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулировали нормы социальных отношений, гармонизировали отношения человека с окружающим миром.

Несмотря на то, что культурное наследие создано прошлыми поколениями, оно выдержало испытание временем и не является неким архаичным и застывшим. До наших дней оно сохраняет свое основополагающее значение, консолидирует важнейшие свойства и качества этнического развития, является основой национального самосознания, а также играет ключевую роль в формировании российской культуры. В новых, кардинально изменившихся условиях культурное наследие не утрачивает своей способности активно воздействовать на все сферы социальной жизни, решать насущные проблемы современности. Народная культура является действенным средством профилактики и преодоления многих негативных социальных явлений, формирования патриотических и гражданских качеств личности, толерантности, воспитания духовности и нравственности, гармонизации семейных и общественных отношений. С ее помощью решаются такие серьезные проблемы, как формирование социального капитала, поддержка занятости и создание новых «кластеров» экономики для населения, расширение рынка культурных услуг и продуктов, развитие туризма и, в целом, материальной базы сферы культуры.

Являясь мощным инструментом преобразования и развития социума, культурное наследие само остро нуждается в сохранении и развитии. История хранит немало примеров варварского разрушения культурного наследия. Трагедия современности заключается в том, что акты вандализма по отношению к культурным ценностям совершаются и в наш просвещенный век. Стоит вспомнить гигантские статуи Будды в Афганистане, которые безжалостно взорвали талибы.

В «послужном списке» боевиков так называемого «Исламского государства», недавно хозяйничевших в Сирии и Ираке, уничтожение шиитских мечетей, подрыв центральной библиотеки, варварский разгром музея в Мосуле, где погибли тысячи редких старинных книг и бесценных экспонатов. В марте прошлого года экстремисты бульдозерами сровняли с землей исторические руины двух древних городов Хатры и Нимруда, входивших в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, за примерами варварства как говориться далеко ходить не надо. Вспомним стремительно, на наших глазах меняющийся облик Москвы. То и дело мы слышим возгласы восхищения новой Москвой, расцвеченной блеском ярких неоновых реклам, потрясающей монументальностью и фешенебельностью стремительно выросших небоскребов, быстро и незаметно вытеснивших непрезентабельные старинные домики прежней Москвы. Вместе с тем, страшно представить, сколько церквей, старых домов, дворянских усадеб было уничтожено в России за прошлое столетие и сколько их разрушается сейчас! Д.С. Лихачёв говорил о том, что утрата памятников культуры невосстановима, поскольку каждый памятник индивидуален, и если его разрушить, то навсегда потеряется своеобразие той эпохи, в которую он был создан. С этим нельзя не согласиться.

В поисках эффективных механизмов сохранения и популяризации культурного наследия мы должны опираться на учреждения, деятельность которых подчинена или каким-либо образом связана с реализацией этих целей. Основными хранителями культурного наследия, как материального, так и нематериального являются сегодня учреждения культуры: музеи, библиотеки, этнокультурные центры, дома народного творчества, центры фольклора, дома национальностей, школы народной культуры, дома народных ремесел, клубные учреждения.

Наряду с ними важным проводником традиционной культуры и ее ценностей является образование в сфере культуры и искусств. Объединение усилий российских вузов культуры – это уникальный инструмент взаимодействия в вопросах сохранения культурного наследия народов России, подготовки кадров для его развития и трансляции подрастающим поколениям. Опыт такого партнерства вузов культуры и искусств Российской Федерации уже имеется – в 2007 году была создана Ассоциация учебных заведений культуры и искусства, которая объединяет 57 учебных заведений, из них: 11 консерваторий, 17 академий искусств, 9 институтов культуры, 18 институтов искусств и 2 музыкально-педагогических института.

Деятельность Ассоциации может стать добротной основной для объединения усилий педагогической общественности по развитию этнокультурной и этнохудожественной составляющих профессиональных образовательных программ. Среди наиболее обсуждаемых вопросов заседаний Ассоциации - структура и содержание образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, их гибкость и вариативность; модернизация образовательных технологий в соответствии с современными требованиями общества и государства; совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов в области культуры и искусства и др.

Развитие сотрудничества вузов в решении задач создания квалифицированного кадрового потенциала для сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации может быть представлено следующими основополагающими направлениям:

1. Реализация государственной национальной культурной политики, включающая расширение межкультурного взаимодействия народов России с целью сохранения их этнокультурной самобытности в сочетании с общегосударственными интересами, проведение научно-исследовательских работ, общественных слушаний по вопросам культуры и межнациональных отношений, формированию российской гражданской идентичности.

В качестве примера рассмотрим деятельность, осуществляемую в этом направлении Московским государственным институтом культуры. Фундаментальные и прикладные научные исследования, связанные с сохранением культурного наследия, разрабатываются в рамках докторских и кандидатских диссертаций, защищаемых во МГИК. На заседаниях диссертационных советов Д 210.010.02, Д 210.010.03, Д 210.010.04 по специальностям 13.00.05 – теория, методика и организация социально-культурной деятельности, 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка), 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, 24.00.01- история и теория на соискание ученой степени доктора наук в 2014-2015 гг. были защищены диссертации по следующим темам: «Педагогические условия становления семейного образования в России: культурно-исторический подход», «Развитие музыкальных способностей учащихся младшего школьного возраста в процессе изучения фольклора», «Формирование профессионально-исполнительских умений студентов-хормейстеров в процессе изучения русской православной музыки», «Русское музыкальное общество как социокультурное явление в России второй половины XIX – начала XX веков», «Персидская живопись как феномен традиционной культуры Ирана» и др.

Наряду с защитой диссертаций результаты научных изысканий, связанных с проблемами сохранения культурного наследия, отражаются в научно-исследовательских трудах преподавателей, сотрудников научных лабораторий вуза. За последний год проведен ряд фундаментальных и прикладных научных исследований, связанных с изучением проблем сохранения культурного наследия: «Патриотическое воспитание детей и молодежи в системе непрерывного этнокультурного образования», «Исторические типы театральных представлений», «История и современное состояние библиотечно-информационного образования в России», «Научно-исследовательская работа в музее», «Формирование духовных ценностей обучающейся молодежи средствами этнопедагогики в системе непрерывного образования», «Традиционная культура и региональные традиции экономического развития» и др.

Региональные проблемы сохранения и развития культурного наследия получили отражение на страницах вузовских журналов «Культура и образование», «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств», а также в разработанных и опубликованных во МГИК в 2015 году учебниках и учебных пособиях: Беловинский Л.В. «К истории русской материальной культуры» и «К истории русской православной церкви», Малыгина И.В. «Этнокультурная идентичность: сущность, структура, историческая динамика», Решетников Н.И. «Музей в проектировании музейной деятельности», Косогорова Л.В. «Художественные лаки», Баранова Г.В. «Народный костюм» и др.

2. Расширение международного культурного сотрудничества, целью которого является организация международных мероприятий: фестивалей, выставок, симпозиумов, конгрессов, форумов.

Примером эффективной и результативной деятельности в этом направлении может стать ежегодно проводимый симпозиум «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном проcтранстве». Это значимый международный проект, объединяющий представителей научно-педагогической, культурной и политической элиты, государственных, общественных и бизнес-структур многих стран мира. С 2007 года симпозиум проводился в России, Социалистической Республике Вьетнам, Южной Корее, Франции, Республике Таджикистан, Турецкой Республике. Задачами симпозиума являются: анализ современных стратегий межкультурного взаимодействия наций и народов мира в мировом, региональном и локальном аспектах; формирование концептуальных подходов к разработке моделей устойчивого развития общества и государства; актуализация традиций образования в сфере культуры в контексте диалектики глобального и национального; обобщение опыта образовательных инноваций в сфере культуры; культурное наследие в контексте глобальных вызовов современности.

3. Включение студентов в комплекс учебной, научной и творческой работы с широким использованием потенциала этнической культуры. Эта работа связана с реализацией таких профильных для вузов культуры направлений как «Народная художественная культура», изучающая материальные и нематериальные формы культурного наследия – фольклор, обрядность, традиционные промыслы и ремесла; «Культурология», рассматривающая наследие как фундамент культуры и важнейшее условие ее воспроизводства и развития; «Библиотечно-информационная деятельность», занимающаяся проблемами хранения, изучения и популяризации культурного наследия в литературных формах, «Музеология», нацеленная на охрану объектов культурного и наследия, «Социально-культурная деятельность», технологии которой позволяет сместить акценты с проблем изучения культурного наследия в сторону разработки способов его «культурного оживления» («анимации»).

Эффективность реализации данного спектра направлений зависит от успешной деятельности всех вузов культуры, входящих в состав Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей «Культуроведение и социокультурные проекты». Для того, чтобы успешно решать вопросы сохранения культурного наследия, формируемые у студентов, магистрантов и аспирантов компетенции и соответствующие им знания, умения и владения вузовское профессиональное сообщество определяло совместно. Так же сообща разрабатывались и Федеральные государственные образовательные стандарты поколения «три плюс». Не только представители вузов, но и работодатели из всех регионов России привлекались к экспертизе данных документов. Сегодня вузовским сообществом создается учебно-методическое сопровождение учебных курсов новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: учебники, учебные пособия, методические указания, в которых вопросам сохранения культурного наследия уделяется пристальное внимание.

Проводимая работа способствует расширению и увеличению количества профилей подготовки, укреплению конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда, творческому использованию молодыми специалистами в современной социокультурной практике полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков, развитию у студентов личностно значимых профессиональных качеств.

Таким образом, сообщество вузов культуры активно участвует в сохранении и развитии культурного наследия России через подготовку специалистов, которые в свою очередь обеспечивают необходимые условия не только для сохранения и консервации культурного наследия, но и владеют инновационными способами представления и популяризации культурного наследия, давая ему, тем самым, новую жизнь.

Поделиться: