Андрей Владимирович Аристархов
Андрей Владимирович Аристархов
Генеральный директор АО «Реставрационные Компании»
Андрей Аристархов. Подход научный и комплексный
Практика
19.02.16 / 14:02

Передача опыта, накопленного династиями реставраторов, из поколения в поколение работавших в государственных учреждениях, – одна из тем беседы с генеральным директором АО «Реставрационные Компании» Андреем Аристарховым.

Дербентская крепость Нарын-Кала
Дербентская крепость Нарын-Кала

Р.Н. Андрей Владимирович, изначально планировалось сделать одну крупную компанию путем слияния нескольких предприя­тий (в том числе Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ) и института «Спецпроектреставрация»), такие планы были озвучены год назад. Но на сегодняшний день МНРХУ, «Спецпроектрес­таврация» и «Реставрационные Компании» остаются отдельными организациями. Так ли это? И если да, то почему изменилась стратегия консолидации?

А.А. Пока у нас не произошло юридичес­кого объединения, однако уже завершен первый этап реорганизации трех компаний из ФГУП в АО. Сформированы коллективы высококлассных специалис­тов. Бывшее ФГУП «Спецпроектреставрация», реорганизованное в АО – это компания, которая специализируется на проектировании, историко-культурных исследованиях, определении зон охраны и, соответственно, на всем комплексе проектных работ, включая в дальнейшем авторский надзор. АО «Реставрационные Компании» – организация, которая специализируется на так называемой общестроительной реставрации и работах по капитальному ремонту – на том, что предшествует художественной реставрации. И, наконец, также бывшее ФГУП, а сейчас АО МНРХУ, занимается непосредственно художественной реставрацией, в том числе древнерусской монументальной живописи.

После серьезных дискуссий об объединении компаний было принято решение о том, что МНРХУ должно остаться отдельным юридическим лицом. Более того, было предложено рассмотреть вопрос о внесении его в перечень стратегических предприятий. Это позволит обеспечить невозможность смены профиля деятельности, чтобы уникальный коллектив не зависел от позиций гипотетического частного лица, которое может приобрести компанию. Такова позиция реставрационного сообщества, которая была поддержана Министерством культуры и Росимуществом.

Поэтому в настоящее время у нас действуют три компании, которые, тем не менее, являются единым живым организмом, способным обеспечить весь процесс сохранения и воссоздания объектов культурного наследия: от изучения архивов, разработки проекта, до работ по общестроительной и художественной реставрации. Это нам сделать удалось. Была проделана большая работа с кадрами, документами правового характера. Появились три отдельных акционерных общества. Возможно, в дальнейшем «Спецпроектреставрация» и «Реставрационные Компании» будут объединены. Не исключено, что к ним присоединится Томский проектный институт «Сибспецпроектреставрация» с филиалами в Новосибирске и Барнауле. В рамках нашей работы в Совете директоров этого предприятия мы изучаем финансовые документы и перспективы коллектива архитекторов. Возможно, мы обратимся в Министерство культуры и Росимущество с просьбой рассмотреть вопрос о включении этой компании во вновь образуемый пул.

Р.Н. У некоторых организаций есть представительства в других регионах. Как объединение компаний в реставрационную группу отразится на их работе?

А.А. Мы хотим создать именно меж­региональную реставрационную группу, которая сможет решать государственную задачу по сохранению объектов культурного наследия. Если говорить не только о памятниках культурного наследия по России в целом.

У «Спецпроектреставрации» есть филиалы в Таганроге, Ульяновске. Подумываем о том, чтобы организовать филиал АО «Реставрационные Компании» в Дагестане, – мы много работаем в Дербенте. Возможно, появится наш филиал в Татарстане, где мы выполняем большой объем работ в области художественной реставрации в Казани и Свияжске. Это регион, в котором мы традиционно представлены, и он может стать якорным для работ по всему Поволжью. Еще один из недавно заключенных нами контрактов – это ремонтно-реставрационные работы в Петропавловском соборе в Казани.

Следует отметить, что проектные организации обладают уникальным архивом, сформированным за предыдущие десятилетия работы, что крайне важно для производства работ. Каждый раз при реставрации того или иного объекта культурного наследия для разработки проектной документации мы обращаемся к архивам. Как правило, по большинству объектов какие-либо работы уже проводились ранее: в 1950-е, 60-е, 70-е годы – все эти материалы в архивах есть. Объединить их, сделать единое хранилище, в которое всегда можно обратиться и получить информацию, очень важно для реставраторов. Руководство «Спецпроектреставрации» приняло решение для упрощения доступа произвести оцифровку архивов, и мы сейчас активно этим занимаемся.

«Филармония-2». Зал имени С. Рахманинова

Р.Н. На чем базируется стратегия развития компании?

А.А. Стратегия была выстрадана, когда мы выбирались из ситуации, сложившейся несколько лет назад. Тогда каждая отдельная компания обладала высококвалифицированным, но узкоспециализированным персоналом и не выдерживала в конкурентной борьбе с частными реставрационными компаниями, которым удавалось обеспечить полный спектр услуг.

Крупные государственные реставрационные контракты, как правило, включают весь комплекс работ: общестроительную реставрацию, приспособ­ление и ремонт инженерных сетей, художественную реставрацию. Для этого необходим полный набор специалис­тов. Нам удалось создать именно такую реставрационную группу, которая может выполнять весь комплекс работ. С точки зрения квалификации персонала, обладающего всеми необходимыми допусками и лицензиями, мы можем принять участие в любом конкурсе, поспорить с любой частной или государственной реставрационной компанией.

Р.Н. Каковы в вашем понимании главные принципы реставрации памятников культурного наследия?

А.А. Первое – это научный подход. Прежде чем приступить к работе, необходимо провести историко-культурное и архивное исследование. У любого памятника, к работе над которым мы приступаем, есть различные наслоения, пристройки. Здание могло формироваться в течение веков, прежде чем принять нынешний облик. То же самое можно сказать о внутреннем убранстве. Необходимо на уровне работы архитекторов понять, каким мы хотим видеть здание после реставрации. Какой из слоев – временных периодов – является для нас наиболее важным? Должны ли мы воссоздавать какие-либо элементы или для сохранения духа времени объект следует оставить в виде, максимально приближенном к тому, в котором он дошел до наших дней.

Второе. По мере возможности мы должны использовать те материалы, которые применялись при создании объекта культурного наследия.

Третье. Очень важен комплексный подход. Раньше мы нередко наблюдали такую картину: при реставрации принималось решение о проведении только части работ. Например, сделали фундаменты, но не хватило денег на кровлю. Через год все отреставрированное приходится менять. Или: сделали фасады, но не обеспечили водоотведение, отопление, гидроизоляцию. И через год все опять испорчено. Сделали росписи, отреставрировали фрески и не обеспечили ремонт кровли. Через год все пропало. Изыскать надлежащий объем финансирования для всех объектов сложно, возникает желание дать всем понемногу. Как мне кажется, сейчас уходят от этого принципа, проект реставрации делается комплексным. Средства выделяются поэтапно для выполнения всех работ, а не для того, чтобы показать видимость процесса.

Р.Н. Какие у вас планы на этот год, какие контракты уже заключены?

А.А. Мы продолжаем работу в Дербенте, где реставрируем цитадель Нарын-Кала и вообще ведем достаточно много работ по сохранению культурного наследия Дагестана. Сейчас также ведутся проектные работы по реставрации Высоко-Петровского монастыря в Москве. Продолжаются реставрационные работы в «Доме Остермана» на Садовом кольце и в Публичной исторической библиотеке. В здании музея кустарных изделий в Леонтьевском переулке продолжаются работы по внутренней отделке. В наших художественных мастерских на Кадашевской набережной сейчас ведутся работы в части художественной реставрации резного иконостаса XVIII века из Успенского собора Свияжска. В целом в мастерских находится более 100 различных работ, переданных на реставрацию.

Также я хотел бы в двух словах рассказать еще об одной стороне нашей деятельности – работе по капитальному ремонту объектов культуры. Сейчас у нас есть очень интересный объект – «Филармония-2» в Олимпийской деревне, где с привлечением, в том числе, европейских специалистов нам удалось сделать зал им. С. Рахманинова с уникальным звучанием. В результате капитального ремонта большой концертный зал был перепрофилирован в филармонический акустический зал для проведения концертов симфонической музыки. Для внутренней отделки помещений, изготовления кресел зала были использованы материалы, обладающие необходимыми акустическими параметрами. Сейчас в «Филармонии-2» мы делаем еще несколько залов: многофункциональный кинотеатральный зал на 200 мест, другой зал на такое же количество зрителей и несколько репетиционных залов. Рассчитываем, что к концу этого года работы будут завершены.

Проект фасада нового здания «Союзмультфильма»

Кроме того, мы проводим капитальный ремонт нового здания «Союзмультфильма» на улице Академика Королева. Спроектирован очень интересный фасад – это будет одно из интереснейших, запоминающихся зданий Москвы. Мы полностью изменим вид обычного типового сооружения – по его фасаду побежит кинопленка.

Полную версию интервью можно посмотреть здесь


Материал подготовил Юрий Енцов

Поделиться: