Ольга Михайловна Замжицкая
Ольга Михайловна Замжицкая
Руководитель сектора Научного отдела ФГУП ЦНРПМ, искусствовед, закончила МГУ им. Ломоносова, известный специалист по русской архитектуре, охране культурного наследия, автор разделов проектов реставрации, эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Автор ряда статей по истории архитектуры и проблемам сохранения культурного наследия.
Возродить "Русский Версаль"
Практика
27.02.16 / 18:06

О концепции сохранения уникального объекта культурного наследия федерального значения – усадьбы Храповицкого «Муромцево» во Владимирской области рассказала руководитель проекта Ольга Замжицкая, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ).

Усадьба Храповицкого «Муромцево» (Владимирская область, Судогда, посёлок Муромцево)
Усадьба Храповицкого «Муромцево» (Владимирская область, Судогда, посёлок Муромцево)
Фото: wikimedia.org

Россия. Наследие: Ольга Михайловна, расскажите, пожалуйста, что такое концепция сохранения объекта культурного наследия и зачем она нужна – в нашем случае, усадьбы Храповицкого в Муромцево, разработкой которой Вы руководили. Это большой проект, над которым трудились несколько десятков человек. Ведь раньше как-то реставрировали усадьбы без этого, и ничего.

ОЗ: - Жанр концепции сохранения объекта культурного наследия возник достаточно недавно. Для Министерства культуры очень важно определить стратегию – как подойти к памятнику, у которого есть масса проблем. Концепция – это общий взгляд на проблемы памятника, такая «дорожная карта» для будущей реставрации. Например, очень часто памятник поставлен на охрану какой-то одной записью – как в нашем случае написано: «Усадьба Храповицкого», и перечислено всего несколько объектов. А в действительности там объектов гораздо больше. Сам объект находится в очень тяжелом, аварийном, руинированном состоянии. Разные его здания – разной сохранности, но преимущественно в неудовлетворительном виде. Задача концепции – определить общую стратегию работы с этим памятником, выявить проблемы, которые нужно решать в первую очередь. Предложить варианты их решения. Уточнить состав памятника в его первоначальном виде. Определить хотя бы общую примерную стоимость восстановления всего объекта в целом.

Р.Н.: - Ваши мастерские впервые делали подобный проект?

ОЗ: - Нет, это не первая концепция, которую мы создавали. Первой была концепция сохранения памятников Соловецкого архипелага – это была грандиозная работа, которая сейчас подходит к концу, была концепция также сохранения города Выборга...Возвращаясь к усадьбе Храповицкого - когда мы пришли туда и стали все обследовать, подняли документы, выяснилось, что на исторической территории усадьбы сохранилось гораздо больше построек того времени, и они нигде не учтены. И все они представляют большую историко-архитектурную ценность. Они входят в планировочную структуру усадьбы. Это зачастую жилые дома или казармы, или какие-то служебные сооружения, которые строил для своих работников Храповицкий. Ведь он создавал не только экономику производства, но и его социальную основу.

Бывший Конный двор и флигель Усадьбы Храповицкого. Kонец 1950-х - начало 1960-х

Бывший Конный двор и флигель Усадьбы Храповицкого. Kонец 1950-х - начало 1960-х

Р.Н.: - Можно сказать, что он создал экономическое чудо в одном отдельно взятом имении?

ОЗ: - Совершенно верно. В то время лучшие фабриканты – а Храповицкий был замечательным, прогрессивно мыслящим предпринимателем, – создавали, прежде всего, условия для жизни и работы своих работников. Производство было организовано на экономической основе (крепостного права уже, к счастью, не было - Владимир Храповицкий вступил во владение усадьбой в 1884-м году). Эти условия заключались в том, что для работников были построены жилые дома, школа для детей, музыкальная школа амбулатория…

Р.Н.: -То есть, та основа, на которой возник поселок Муромцево.

ОЗ: – Да. И все эти объекты нужно было выявить и обследовать. О некоторых объектах нам рассказали местные жители. Одни здания сейчас находятся в частной собственности, другие – в муниципальной, третьи - принадлежат техникуму. Дело в том, что в поселке Муромцево с начала 1920-х годов, после национализации имения, работает лесотехнический техникум – его организовали на основе первоклассного лесного хозяйства, созданного Храповицким. Кстати, техникум занимается историей усадьбы, и у них есть музей, очень неплохой. Поэтому о многих объектах они знали до нас. Но, тем не менее, наша задача была обследовать все, и мы выявили объекты неучтенные, никому не известные.

Р.Н.: - Какие, например?

ОЗ: - Мы выявили основание насосной станции на реке Судогда – насос поднимал воду из реки и снабжала ею всю усадьбу и ее гидросистему. То есть в конце ХIХ века усадьба была оснащена водопроводом, канализацией, электричеством. Был и телеграф – для этого построили специальное здание. Оно к счастью, сохранилось. Храповицкому как предпринимателю было очень важно постоянно быть на связи с партнерами. Он вел высокодоходный бизнес, и все это было бы невозможно без современных средств связи.

Усадьба Храповицкого «Муромцево» (Владимирская область, Судогда, посёлок Муромцево) 1970-е годы

Усадьба Храповицкого «Муромцево» (Владимирская область, Судогда, посёлок Муромцево) 1970-е годы

Р.Н.: - Наверное, если бы тогда был интернет, он бы и его провел. Кстати, wifi в усадьбе запланирован в ходе реставрации, не так ли? Но у меня вопрос немного не по теме - откуда у отставного полковника Храповицкого такие средства? Ведь эта многолетняя модернизация усадьбы обошлась ему очень дорого. Я слышала легенду, что предок Храповицкого якобы отбил у отступавших войск Наполеона обоз с золотом и тем самым заложил основу богатства рода Храповицких. Что Вы думаете по этому поводу?

ОЗ: - Мы не занимаемся легендами, мы изучаем факты. Известно, что семья Храповицкого, безусловно, была небедной, и отец оставил ему состояние. Но главное - сам Владимир Семенович Храповицкий своей исключительно успешной предпринимательской деятельностью по разведению и продаже леса и саженцев создал большой капитал. Который и позволил ему превратить усадьбу в настоящий шедевр русского архитектурно-паркового искусства, а с социально-экономической точки зрения, если брать шире – в образцовое, передовое промышленное хозяйство.

Р.Н.: - Я читала в вашей концепции, что чистый доход Храповицкого в 1892-97 гг., уже после реконструкции усадьбы, составил около миллиона рублей! То есть, примерно 200 тыс. рублей в год. Великолепный показатель по тем временам.

ОЗ: - Да, дела его шли хорошо, и он не только торговал лесом. Он занимался лесоразведением на научной основе, для чего был приглашен лесовод-практик и ученый Карл Тюрмер. За разведение леса на 1746 десятинах запущенных пашен в своем имении В.С.Храповицкий получил почетное свидетельство Министерства земледелия и государственных имуществ России. Кроме лесопилок, скипидарного и канифольного завода, у него был питомник, где выращивались на продажу саженцы редких деревьев, в оранжереях зрела клубника и различные фрукты, в усадьбе было отличное молочное хозяйство – это было большое многопрофильное производство. И, не будем забывать, еще это был колоссальный социальный проект. По сути, Храповицкий установил у себя капитализм «с человеческим лицом» - и - мы пишем об этом во вводной записке к нашей концепции – тогда у России, в самом конце XIX века, - еще был шанс сделать разворот к такому социально-ориентированному капитализму, скорректировать курс общественного развития. Но судьба нашего государства сложилась иначе…. Итак, мы знаем от людей, потомков тех, кто работал на Храповицкого, что они вспоминали о нем очень тепло. Они при нем жили хорошо. Например, молочной продукцией все работники усадьбы снабжались бесплатно.

Р.Н.: - Так вот откуда пошла в советские времена традиция давать молоко за вредность…

ОЗ: - Бесплатное молоко было частью его социального проекта, частью его заботы о наемных работниках. Нам рассказывали, что работникам Храповицкого запрещалось дома держать коров – это считалось лишним, ведь молока на его заводе и так вырабатывалось в избытке, не в реку же сливать…

Р.Н.: - Это же получается практически коммунизм…

ОЗ: - Ну, я бы не стала так говорить. Хотя, конечно, забота с его стороны о работниках была огромная. Храповицкий на свои средства выстроил не только школу, музыкальную школу, но еще и церковь. Свою просьбу разрешить постройку церкви в Муромцево Храповицкий мотивировал тем, что ближайший храм находится в 4-х верстах и что не все рабочие могут туда добраться! И ему разрешили. Был спроектирован красивый усадебный храм царицы Александры. Также Храповицкий построил несколько школ в соседних селах. Часть этих школ сохранились, это замечательные добротные кирпичные сооружения. В Муромцево также была построена амбулатория, был приглашен врач и медперсонал – «в здоровом теле здоровый дух»…

Усадьба Муромцево, церковь мученицы царицы Александры

Усадьба Муромцево, церковь мученицы царицы Александры

Р.Н.: - Каждое из этих зданий - исторический памятник. Кто ими владеет сейчас? Они где-то учтены, записаны?

ОЗ: - Многие из этих зданий сохранились. Мы в общей сложности выявили на исторической территории усадьбы 44 постройки. И вот с их учетом как раз есть проблема. В одних документах учтено 22 сооружения, в других – 18, в третьих – 11... Это проблема органов охраны памятников, и это не только владимирская проблема, а абсолютно типичная для всех наших регионов: везде нужно уточнять сведения для внесения объектов в государственный реестр памятников. По закону, чтобы они были внесены в государственный реестр, нужно уточнить их наименования, адреса, должны быть разработаны проекты территории памятников, зоны их охраны. А это все пока не сделано. То есть остается много проблем в сфере нормативно-правовых документов. С этим нужно работать, все эти проблемы нами выявлены и намечены пути их решения. На сегодняшний день, по действующему законодательству, многие проблемы решаются через государственную историко-культурную экспертизу, которая усадьбе Храповицкого, безусловно, требуется.

ОЗ: - Также мы выявили, что многие памятники, на которые были составлены паспорта в 70-е годы ХХ века, сегодня просто утрачены. То есть паспорт есть, а памятника – нет. Например, так случилось с замечательным объектом – вокзалом станции «Храповицкая-2». Известно, что Храповицкий провел к себе в усадьбу железную дорогу, от Муромской железной дороги он построил ветку протяженностью в 41 версту! Это было необходимо, чтобы вывозить продукцию из усадьбы, которая находилась в глухих владимирских лесах.

Фрагмент платформы ж/д станции «Храповицкая-2»

Фрагмент платформы ж/д станции «Храповицкая-2»

Р.Н.: - Такое транспортное, инфраструктурное решение и сегодня, а не только в те годы, дается непросто. Я знаю, сейчас многие важные проекты, например, по разработке ряда месторождений в Сибири, не могут начаться из-за транспортной недоступности. Ведь объекты инфраструктуры обычно строит государство – потому что это очень дорого.

ОЗ: - Конечно! А он сам построил дорогу, вложил колоссальные средства. Было две станции – «Храповицкая-1» и «Храповицкая-2». Вторая станция подходила довольно близко к «ядру» усадьбы – в двух километрах. При этой станции была создана обширная инфраструктура – склады, теплица, казарма для рабочих, которые обеспечивали работу теплицы, домик станционного смотрителя... Есть такая легенда: к Храповицкому в гости собирался император Николай Второй, Храповицкий его приглашал, и этот визит был запланирован. И, говорят, строительство станции «Храповицкая-2» как раз было приурочено к приезду императора. Но, к сожалению, царский приезд так и не состоялся. Я думаю, что это легенда. Ну, а если и не легенда, то лишь один из факторов, и совсем не главный, для строительства. А главное - в том, что Храповицкий был поистине выдающимся предпринимателем, который создал уникальное промышленное производство, уникальное со всех точек зрения.

Владимир Семёнович Храповицкий — крупный русский лесопромышленник, камергер, последний предводитель дворянства Владимирской губернии.

Владимир Семёнович Храповицкий — крупный русский лесопромышленник, камергер, последний предводитель дворянства Владимирской губернии. Фото: wikipedia.org

Р.Н.: - Да, усадьба, дворец потрясают воображение даже в том виде, в каком они находится сейчас. Все-таки как много зависит от таланта архитектора. Хочется сказать спасибо Петру Бойцову. Кстати, он спроектировал и усадьбу в подмосковной Барвихе, где сегодня располагается резиденция президента России...

ОЗ: - Петр Бойцов – выдающийся архитектор того периода, конца XIX века, он много строил в Москве, в Нижнем Новгороде, возвел знаменитые загородные усадьбы для состоятельных владельцев. Он же делал и проект станции «Храповицкая-2», правда, нам неизвестно, построили ли ее точно по его проекту. Станция функционировала и после Октябрьской революции. В 70-х годах прошлого века на нее был составлен паспорт. Но потом вокзал (здание было деревянным) сгорел. Ветку совсем недавно упразднили, даже частично разобрали рельсы, хотя сама колея «жива». Около станции сохранился очень симпатичный памятник – дом смотрителя...

Дом станционного смотрителя, ул. Железнодорожная, д. 21

Дом станционного смотрителя, ул. Железнодорожная, д. 21

Р.Н.: - А как было бы здорово, если бы туристы прибывали в отреставрированную усадьбу Храповицкого «музейным» поездом по специальной ветке. Ведь сейчас до усадьбы добраться весьма проблематично. Можно помечтать? Вот к восстановленной станции подходит поезд из ретро-вагонов, свистит паровоз, слышен звон вокзального колокольчика… Суетятся носильщики, мальчишки-разносчики…Не хватает только братьев Люмьер на платформе…

ОЗ: - Конечно, именно об этом мы первым делом и подумали. Ведь для развития туризма транспортная доступность – это половина дела. А здесь еще и дополнительный привлекательный момент – возможность прокатиться на специальном «историческом» поезде...

Р.Н.: - Возвращаясь к концепции – я прочитала, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник в 2013 году взял в свое управление 5 объектов культурного наследия в усадьбе Храповицкого. Среди них – дом-дворец, скотный двор, музыкальный павильон, конный двор, лодочный павильон. Это не мало? А как же остальные объекты?

ОЗ: - Что Вы! Я восхищаюсь мужеством руководства музея! Взять на себя ответственность за памятники в таком тяжелом состоянии – это нужно очень сильно верить в то, что все получится.

Ул. Бор. Место расположения музыкальной школы

Ул. Бор. Место расположения музыкальной школы

Р.Н.: - А территория? За музеем сейчас, написано в концепции, закреплен участок в 23 га, а всего там ведь больше 78 гектаров, не так ли?

ОЗ: - Территория усадьбы Храповицкого - это отдельная проблема. Сама историческая территория усадьбы гораздо больше закрепленного за музеем участка. И в итоге вся она должна получить статус территории объекта культурного наследия. Поселок Муромцево в советское время жил и развивался. И, если в военное и послевоенное время застройка шла примерно по тому типу, как при Храповицком, то в 90-е годы ХХ века – а мы знаем, какая тогда была ситуация в стране – наиболее «предприимчивые» наши граждане стали строить дома, коттеджи прямо в усадебном парке. И эти постройки грубо внедрились в самое сердце усадьбы.

А ведь парк усадьбы Храповицкого – это жемчужина садово-паркового ландшафтного искусства конца XIX века. Вокруг дворца был разбит уникальный парк с развитой водной системой, включающей водный партер, невероятно красивый каскад, систему копаных прудов. Для заказчика усадьбы и архитектора были важны парковые виды, главный из них открывался от дворца на водный партер, а замыкал эту захватывающую дух видовую перспективу романтический, воздушный силуэт павильона на дальнем берегу пруда (павильон назвали «музыкальным», сейчас он в руинах). Эти прекрасные панорамы сейчас искажены и сохранились главным образом на фотографиях, на дореволюционных открытках. Отдельного упоминания заслуживает очень сложная гидротехническая система в усадьбе - она была рукотворной, были специально созданы пруды, для чего на реке Симаковке, протекавшей через территорию усадьбы, устроили плотину, работала насосная станция, о которой я уже упоминала. И мы думаем и написали об этом в концепции, что эту станцию можно восстановить как объект инфраструктуры, и в дальнейшем использовать как объект туристического показа. Ведь это очень здорово – люди приедут и увидят не только восстановленный дворец.

Дворец. Открытка н. ХХ в.

Дворец. Открытка н. ХХ в.

Мы ставим цель более глобальную – вживую показать будущим посетителям, как была устроена передовая промышленная усадьба в центральной полосе России конца XIX-начала XX века. Это и есть миссия музея, миссия культурно-просветительская - показать, как работает каждый «винтик», каждый объект инфраструктуры, создавая единый и целостный организм – красивейшую усадьбу с уникальным дворцом, парком, гидросистемой и мощным хозяйством. На сегодняшний день все элементы усадьбы находятся в упадке и нуждаются в полной реставрации. Именно эти выводы мы делаем в нашей концепции сохранения усадьбы Храповицкого.

Каскады. Вид из парка в сторону дворца. Открытка н. ХХ в.

Каскады. Вид из парка в сторону дворца. Открытка н. ХХ в.

Р.Н.: - Вы, ваш коллектив проделал невероятно важную работу. Я читала вашу концепцию, как роман, запоем, делала выписки, не могла остановиться. И теперь я представляю себе усадьбу Храповицкого, как живую, хотя я никогда там не была. С ее дворцом, огромным прекрасным парком, с редкими видами деревьев. «экзотами», к которым питал слабость и Храповицкий, и лесовод Тюрмер, и его последователи – те, кто расширял и переустраивал парк на рубеже веков.

ОЗ: - Да, к счастью, редкие породы деревьев (их было почти 100 видов) - высаживались в центральной части усадьбы, вокруг дворца, и многие из них сохранились, их не вырубили. Дополнительно при Храповицком в теплое время года из оранжерей выставляли в кадках пальмы, лавры, самшит. В парке была регулярная часть в виде восьмилучевой звезды, остальная его территория сочетала черты итальянского террасного парка с водным партером и английского пейзажного парка – с прудами, лугом с группами деревьев и березовой рощицей. Парк был ухожен и благоустроен, аллеи имели мощение, освещались электрическими фонарями. Таким он оставался на пике своего расцвета – до 1917 года. В усадьбе также был театр – сохранились фотографии здания, зрительного зала, воспоминания о постановках. Многие известные российские деятели культуры приезжали к Храповицкому в гости, посещали и театр. То есть его усадьба была настоящим культурным центром эпохи «Серебряного века» в провинции. Не забывайте, что Храповицкий был последним предводителем дворянства в губернии, пользовался авторитетом и уважением.

Дворец. Открытка н. ХХ в.

Дворец. Открытка н. ХХ в.

И таким же культурным, если хотите, градообразующим центром Судогодского района Муромцево должно стать и теперь – спустя сто лет после расцвета усадьбы. Сейчас в Муромцево людям практически негде работать. Возрождение усадьбы Храповицкого как памятника культурного наследия федерального значения придаст новый мощный импульс развитию района, обеспечит рабочими местами местных жителей, поднимет престиж поселка, района и области в целом. Как и во времена Храповицкого, о Муромцево снова могут заговорить – но уже не как об экономическом, а как о туристическом «чуде». В последний год в связи с изменением экономической и международной ситуации у нас много говорят и пишут о необходимости развития внутреннего туризма, о важности переориентирования туристических потоков на внутренние направления. «Замок Луары в муромских лесах», «Муромский Петергоф», «Русский Версаль» - каких только восторженных эпитетов ни давали современники дворцово-парковому ансамблю Храповицкого. Пришло время вернуть этому выдающемуся памятнику истории и культуры его былую заслуженную славу.

Р.Н.: - В связи с этим мой заключительный и, наверное, самый трудный вопрос - сколько средств и времени потребуется на возрождение усадьбы Храповицкого?

ОЗ: - Это в самом деле самый трудный вопрос. В нашей концепции мы расписали этапы восстановления и дали рекомендации - что, когда и как мы рекомендуем делать, включили предварительные сметные расчеты. Концепция доступна для всех желающих – она выложена на сайте музея-заповедника vladmuseum.ru. Поскольку средств потребуется очень и очень много, мы в концепции рекомендуем использовать все возможные формы финансирования – от государственного, бюджетного финансирования до частных инвестиций. Дворец, пока не началась реставрация, законсервирован от дальнейшего расхищения, внутрь посетителей не пускают. По периметру части территории усадьбы, которая в настоящее время закреплена за музеем, поставлена ограда, выставлена постоянная охрана. Музеем уже восстановлен лодочный павильон – в нем действует выставочная экспозиция, ведется музейная работа, проходят экскурсии.

Дом смотрителя за лебедями, общий вид с юга

Дом смотрителя за лебедями, общий вид с юга

Р.Н.: - То есть, начало уже положено. А ведь среди объектов есть еще и «домик смотрителя за лебедями» - я видела его в описи…

ОЗ: - Уверена – дойдут руки и до него. Главное – дело сдвинулось с мертвой точки, за что директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлане Евгеньевне Мельниковой огромное спасибо!

Р.Н.: - Ну, что ж, тогда да встречи на представлении «Лебединого озера» в Муромцево! А почему бы и нет? Ведь театр тоже будет восстанавливаться…Спасибо Вам, Ольга Михайловна, за интервью! Обещаем держать наших читателей в курсе хода восстановительных работ в одной из самых необычных и ярких усадеб Центральной России.

Беседовала Наталия Завьялова

Поделиться: