Александр Попов: проект - производство - обучение
Практика
28.07.16 / 06:06

По инициативе Союза реставраторов России в конце июня в Вологде и Кириллове прошла научно-практическая конференция «Традиция и практика сохранения культурного наследия России». Выездные семинары и конференции проводятся в исторических местах нашей страны неслучайно. Такие мероприятия позволяют не только увидеть архитектурные памятники, оценить их с профессиональной точки зрения, но и познакомиться с особенностями работы местных реставраторов.

В этот раз эксперты и студенты посетили «Реставрационный центр – архитектура, производство, обучение» Александра Попова, архитектора, лауреата государственной премии, реставратора высшей категории.

Р. Н. Александр Владимирович, расскажите, как возникла идея создания этого центра?

А. П. Он открылся в 2004 году, но фактически я шел к этому всю свою жизнь. В Советском Союзе не было частных предприятий, сначала я работал в Музее Поленова, а потом в Архангельской реставрационной мастерской занимался восстановлением памятников Русского Севера. Я был и архитектором, и плотником, и каменщиком. А когда в 1989 году разрешили создавать кооперативы, то ушел из государственной структуры и создал свою мастерскую. Хотел совместить и производство, и проектирование, а чуть позже – и обучение. Идея заключалась в том, чтобы брать на работу людей, которые хотят заниматься реставрацией, но на начальном этапе ничего не умеют. Архитектор, как правило, не знает производства, он выдает «картинку», а рабочий делает то, что умеет. Я попытался объединить два этих этапа еще в Музее Поленова, а потом в Архангельской области.

Когда учился в МАРХИ, нам говорили, что каменное ремесло все время менялось с изменением инструментов, технологий. Что же касается плотницкого дела, то со времен Средневековья оно дошло до XIX века. Но чем дольше я работал, тем больше убеждался, что это не так. В итоге собрал целую коллекцию инструментов, начиная с каменного века и до наших дней. Все это сегодня можно увидеть в нашем реставрационном центре.

Р. Н. В Кириллов приехали реставраторы и студенты из Москвы. Что Вы им рассказывали и показывали?

А. П. Я читаю много лекций, провожу экскурсии – все это часть работы нашего Центра. Показывал этапы проектирования, этапы производства. Когда современный архитектор проводит линии на бумаге, он видит их и в материалах – стекле, металле, камне и так далее. А архитектор-реставратор рисует какую-то картинку, не зная, какими инструментами это делалось в оригинале, какие использовались технологии, конструкции. Наше производство вплотную связано с проектированием: и плотник, и столяр могут не только работать с инструментом, но и изложить свои идеи в проектных рисунках.

Третья особенность нашей мастерской – это обучение. Мне приходилось заниматься реставрацией памятников, которым было более пяти веков. Я знаю, какие инструменты, материалы и технологии тогда использовались. Но для того, чтобы получить все эти навыки, нужно проучиться в нашей школе три года. Мы преподаем рисунок, черчение, историю искусств, историю деревянной архитектуры, историю России, материаловедение, технологии реставрационных работ и другие предметы. К нам приезжают на стажировку не только специалисты из России, но и плотники из Норвегии, Швеции. Преподавателям факультета архитектуры Гданьского политехнического университета было интересно познакомиться с опытом работы нашего Центра.

Сегодня есть все предпосылки для открытия на базе нашей мастерской Международного центра обучения историческим строительным ремеслам. При комплексном подходе «проект – производство – обучение» студент сможет не только изучить приемы старых мастеров, но и научиться выполнять их на самом памятнике. Мы следуем основному принципу реставрации – сохранения материальной культуры, – провозглашенному в Венецианской хартии 1964 года. Это не только работы по восстановлению и сохранению, но и продолжение истории.

Текст подготовила Екатерина Качалина

Поделиться: